Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 ноября 2005 года N 221

Об утверждении региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год"

Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 23.11.2010 N 386

Изменения и дополнения:

Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 13.10.2006 N 186

В целях выполнения Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, Правительство Чукотского автономного округа


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год".

2. Департаменту финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа (Миллер Л.Г.) при формировании окружного бюджета на 2006 год предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на реализацию региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа (Соболев М.Ю.).

Председатель Правительства
Р. Абрамович


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Чукотского автономного округа
от 18.11. 2005 N 221

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2006 ГОД" ПАСПОРТ региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год"


Наименование Программы

Региональная целевая программа "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2006 год"

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";
Федеральный закон от 10.01.2000 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.1996 N 158 "О Красной книге Российской Федерации";
Решение Правительства Чукотского автономного округа (Пот 21.09.2005 N 9)

Государственный заказчик- координатор Программы

Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа

Государственный заказчик Программы

Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа

Основной разработчик Программы

Комитет по охране окружающей природной среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа

Исполнители Программы

Комитет по охране окружающей природной среды Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа;
территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды;
администрация Анадырского муниципального района;
администрация Билибинского муниципального района;
администрация Чаунского муниципального района;
научные организации, привлеченные на конкурсной основе

Перечень подпрограмм

"Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа";
"Красная книга Чукотского автономного округа"

Цели и задачи Программы

Обеспечение экологической безопасности на территории муниципальных районов Чукотского автономного округа методами авиационного патрулирования с целью обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе соответствующих нормативов и нормативных документов, а также обеспечения содействия муни ципальному экологическому контролю;
создание и утверждение Красной книги Чукотского автономного округа;
определение стратегии по ведению работы по охране редких видов живой природы Чукотского автономного округа

Сроки и этапы реализации Программы

2006 года

Перечень основных мероприятий Программы

Аэровизуальный экологический контроль в целях охраны животного мира;
аэровизуальный экологический контроль промысла тихоокеанских лососей, пресечение браконьерства;
аэровизуальный экологический контроль деятельности горнодобывающих предприятий и объектов, ведения геологоразведочных работ на территории Билибинского и Чаунского муниципальных районов;
контроль промысла полупроходных пресноводных видов рыб;
подготовка Перечня (списка) редких видов животных Чукотского автономного округа, нуждающихся в охране;
анализ имеющихся литературных источников и фондов зоологических коллекций по фауне Северо-Восточной Азии;
оформление и выдача классификации видов животных, включенных в Красную книгу Чукотского автономного округа;
экспедиционные работы по уточнению границ ареалов обитания видов животных, предлагаемых для занесения в Красную книгу Чукотского автономного округа;
разработка картографической основы и подготовка авторских карт ареалов редких видов животных на Чукотке;
подготовка иллюстраций (рисунков, фотографий) для каждого вида животных;
составление видовых очерков каждого таксона, с указанием степени редкости вида, его распространения на Чукотке, а также особенностей биологии и экологии;
составление макета Красной книги Чукотского автономного округа (том "Животные")

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования - 3900,0 тыс. рублей http://server:8081/content/ngr/RU87DMJ200600256.doc Источники финансирования - средства окружного бюджета

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В области охраны окружающей природной среды: улучшение экологической ситуации на территории муниципальных районов Чукотского автономного округа и в прибрежной зоне, сохранение качества природной среды и поддержание видового состава биоресурсов;
становление служб муниципального экологического контроля путём их непосредственного участия в инспекторской деятельности совместно с иными природоохранными государственными органами;
получение данных авиаучета копытных животных;
профилактика загрязнения земель отходами производства и потребления;
профилактика браконьерства, осуществление экологического контроля соблюдения горнодобывающими предприятиями природоохранного законодательства, сопутствующее обнаружение мест возгора ний лесного фонда. В области сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира Чукотского автономного округа: подготовка списка видов, занесенных в Красную книгу Чукотского автономного округа для утверждения его Правительством Чукотского автономного округа;
подготовка к опубликованию Красной книги Чукотского автономного округа;
определение направлений стратегии по ведению работы по охране редких видов живой природы Чукотского автономного округа;
оптимизация принимаемых хозяйственно- экономических решений в интересах сохранения редких и исчезающих видов флоры и фауны Чукотского автономного округа

Система организации контроля за исполнением Программы

Осуществляется Департаментом промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, Департаментом финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского автономного округа.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Чукотский автономный округ занимает площадь 721,5 тыс. кв. км. Эта обширная территория за последние годы продолжает претерпевать достаточно серьезное антропогенное воздействие, связанное с загрязнением окружающей природной среды, интенсивным изъятием природных ресурсов, подвергается стихийным и социотехногенным процессам.

Продолжающийся рост промышленного производства в Чукотском автономном округе может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Современная экономика, ориентированная на широкомасштабное использование природных ресурсов, отрицательно влияет на естественные природные процессы.

Ежегодно, на территории Чукотского автономного округа в горнодобывающей промышленности действует свыше 70 предприятий - недропользователей, которые удалены на значительные расстояния от населенных пунктов и друг от друга. Огромные расстояния до мест нерестилищ ценных пород белорыбицы и лососевых рыб, недосягаемость и удаленность мест с богатым биоразнообразием фауны создают предпосылки для браконьерства.

В ходе реализации подпрограммы "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа на 2005 год", в период с мая по сентябрь текущего года, было проведено восемь авиационных патрулирований, совместно с Управлением Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу, Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, а также с участием представителей администраций муниципальных районов и иных организаций. На территории Билибинского и Чаунского муниципальных районов проведён аэровизуальный экологический контроль деятельности горнодобывающих предприятий и объектов ведения геологоразведочных работ. В процессе авиаоблётов проводился, в том числе аэровизуальный учет численности лося, дикого северного оленя, определение путей их миграции на территории Анадырского и Билибинского муниципальных районов. С целью осуществления контроля соблюдения природоохранного законодательства проведено авиапатрулирование промысловых районов прибрежно-морской зоны и соответствующих водоёмов Беринговского муниципального района. При этом специалистами Чукотского филиала ФГУП "ТИНРО-центр" проводились работы по оценке заполнения нерестилищ.

В ходе авиапатрулирований был выявлен ряд природоохранных правонарушений, зафиксированных в соответствующих материалах природоохранных органов, принимавших участие в данных полётах. Среди выявленных правонарушений, следует выделить грубое нарушение предприятием ООО "Тытыль" (Билибинский район) правил охоты и рыболовства, выразившееся в вылове, заготовке и хранении ценных пород рыб, а также в отстреле дикого северного оленя, переработке и хранении мяса без соответствующих лицензий. На участке построены различные сооружения (несколько домиков, промплощадка для разделки копытных, ледник и холодильники) без соответствующего отвода земли под строительство.

На основании подготовленных Комитетом документов по данному факту, Управлением Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, в соответствии с полномочиями этого ведомства, готовятся материалы для возбуждения уголовного дела.

Природоохранная деятельность с использованием методов авиапатрулирования приносит реальные результаты в деле борьбы с незаконным отловом видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации. Так, например, в сентябре 2004 года был выявлен факт отлова и содержания в неволе занесенного в Красную книгу Российской Федерации сокола - белого кречета, находящегося под особой охраной. Кречет выпущен в естественную природную среду, а оформленные материалы по незаконному изъятию объекта животного мира переданы в соответствующие специально уполномоченные органы для дальнейшей работы. Согласно письменной информации директора Федерального государственного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института охраны природы, стоимость кречетов варьируется от 60,0 тыс. рублей до 120,0 тыс. рублей, а по неофициальным сведениям, стоимость обученного кречета на международных аукционах колеблется от 100,0 тыс. до 200,0 тыс. долларов США. Эффективность предотвращенного ущерба очевидна.

Авиапатрулирование, как эффективная мера в осуществлении рыбохозяйственных задач, помогает проведению мониторинга рыбных запасов, как тихоокеанского лосося, так и белорыбицы, а также предоставляет возможность составлять прогнозные данные на последующие годы.

Программой предусматривается наиболее совершенный для условий Чукотского автономного округа способ межмуниципального экологического контроля, такой, как применение авиации, позволяющий одновременно и комплексно проводить контроль геологического освоения территории, рационального использования и охраны недр, использования и охраны водных объектов, животного мира, в том числе и водных биоресурсов.

В целях реализации полномочий Чукотского автономного округа в рамках статьи 6 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", пункта 1 статьи 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривается учреждение и ведение Красной книги Чукотского автономного округа.

Инвентаризация редких и находящихся под угрозой исчезновения видов фауны и флоры и учет последних так же являются важной задачей уполномоченных органов исполнительной власти Чукотского автономного округа.

Отток населения и падение уровня промышленной деятельности, характерные для последних 10-15 лет, могли внести заметные изменения в распространение и численность видов, испытывавших ранее значительный антропогенный пресс. Именно для оценки нынешнего положения в природных комплексах Чукотского автономного округа необходим перечень мероприятий, в том числе и экспедиционных работ, планируемый в рамках подготовки Красной книги Чукотского автономного округа. Это позволит реально классифицировать виды животных, растений и грибов по степени их редкости в соответствии с рекомендациями Комиссии по редким и исчезающим видам при Минприроды Российской Федерации от 8 ноября 1994 года.

Другим, крайне важным итогом создания Красной книги Чукотского автономного округа явится возможность фиксации нынешнего состояния природных комплексов как "точки отсчета" для дальнейших, регулярных мониторинговых наблюдений в условиях повышения уровня промышленного и сельскохозяйственного развития Чукотского автономного округа, характерного для сегодняшнего дня.

Учитывая большой объем работы и финансовые затраты, подпрограммой 2006 года предусматриваются работы только по животному миру.

Экологические мероприятия, включенные в Программу за последнее десятилетие, реализовывались за счет финансирования их из территориального экологического фонда. В связи с ликвидацией окружного экологического фонда в 2002 году, выполнение и финансирование экологических мероприятий с 2003 года обеспечивается в соответствии с региональной целевой программой "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа", принятой в 2002 году. Необходимость ежегодной реализации экологических мероприятий программными методами с целью снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы соответствует положениям Экологической Доктрины Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации 31.08.2002 N 1225-р.

2. Основные цели и задачи Программы


Основные цели и задачи Программы:

1) по подпрограмме "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа":

обеспечение экологической безопасности на территории муниципальных районов Чукотского автономного округа методами авиационного патрулирования с целью обеспечения соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе соответствующих нормативов и нормативных документов, а также обеспечения содействия муниципальному экологическому контролю;

частичный учет биоресурсов Чукотского автономного округа, с целью последующего определения объемов их рационального использования.

2) по подпрограмме "Красная книга Чукотского автономного округа":

создание и утверждение Красной книги Чукотского автономного округа;

определение стратегии по ведению работы по охране редких видов живой природы Чукотского автономного округа;

оценка численности редких видов животных в природных комплексах Чукотского автономного округа, подготовка списка редких видов животных, классификаций, составление видовых очерков, подготовка иллюстраций и карт, подготовка макета Красной книги Чукотского автономного округа (том "Животные");

определение мер особой охраны, а в отношении видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, дополнение ее мерами охраны регионального значения, организации государственного учета и государственного мониторинга состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Чукотского автономного округа.

3. Сроки и этапы реализации Программы


Реализация Программы рассчитана на один этап, в течение 2006 года. В виду большого объема работ по созданию Красной книги Чукотского автономного округа (том "Животные" и том "Растения") и их изданию, а также необходимости финансирования подпрограммы в объеме, превышающем финансовые возможности региональной целевой программы "Защита окружающей среды Чукотского автономного округа", и, учитывая те обстоятельства, что исполнители работ по тому "Животные" и тому "Растения" не могут одновременно участвовать в конкурсе, признано целесообразным провести в 2006 году реализацию подпрограммы "Красная книга Чукотского автономного округа" только в отношении объектов животного мира.

4. Система программных мероприятий


Мероприятия Программы направлены на достижение намеченной цели, решение поставленных задач и предусматривают привлечение финансовых средств из одного источника - окружного бюджета.

Программа включает в себя 2 подпрограммы. Планируется проведение следующих программных мероприятий:

По подпрограмме "Обеспечение экологической безопасности на территории Чукотского автономного округа" предусмотрены следующие мероприятия:

аэровизуальный экологический контроль в целях охраны животного мира - территория Билибинского муниципального района, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, Управление Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, 10 летных часов, 650,0 тыс. рублей из окружного бюджета;

аэровизуальный контроль промысла лососёвых - территория Анадырского муниципального района, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, Управление Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, Комитет по рыболовству, 5 летных часов, 375,0 тыс. рублей из окружного бюджета;

аэровизуальный экологический контроль деятельности горнодобывающих предприятий и объектов, ведения геологоразведочных работ на территории Билибинского и Чаунского муниципальных районов, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, Управление Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу, Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чукотскому автономному округу, представители силовых структур Чукотского автономному округу, 10 летных часов,650 тыс. рублей из окружного бюджета;

контроль промысла полупроходных пресноводных видов рыб - территория Анадырского муниципального района, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, органы местного самоуправления, Управление Россельхознадзора по Чукотскому автономному округу, Комитет по рыболовству, 5 летных часов, 325 тыс. рублей из окружного бюджета.

По подпрограмме "Красная книга Чукотского автономного округа":

подготовка перечня (списка) редких видов животных Чукотского автономного округа, нуждающихся в охране - исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, реализация мероприятий предусмотрена за счет финансирования основной деятельности исполнителя;

анализ имеющихся литературных источников и фондов зоологических коллекций по фауне Северо-Восточной Азии; анализ и обработка литературных данных и коллекционных фондов; командировки в музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Владивостока, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, 300,0 тыс. рублей из окружного бюджета;

оформление и выдача классификации видов животных, включенных в Красную книгу Чукотского автономного округа - составление аннотированного списка видов для оформления и включения в Красную книгу Чукотского автономного округа, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, 100,0 тыс. рублей из окружного бюджета;

экспедиционные работы по уточнению границ ареалов обитания видов животных, предлагаемых для занесения в Красную книгу Чукотского автономного округа, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, 21,0 тыс. рублей из окружного бюджета; (в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 13.10.2006 N 186)

разработка картографической основы и подготовка авторских карт ареалов редких видов животных на Чукотке - создание компьютерной версии картографической основы; уточнение видовых ареалов в ходе экспедиционных работ; создание авторских макетов ареалов; нанесение ареалов на картографическую основу, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, 400,0 тыс. рублей из окружного бюджета;

подготовка иллюстраций (рисунков, фотографий) для каждого вида животных - подбор цветных фотографий видов из имеющихся авторских фондов; съемка недостающих видов в ходе экспедиционных работ, исполнители: Департамент промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа, научные организации, привлеченные на конкурсной основе, 279,0 тыс. рублей из окружного бюджета; (в редакции постановления Правительства Чукотского автономного округа от 13.10.2006 N 186)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»