ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 декабря 2001 года N 174
Об утверждении региональной целевой программы Дети - будущее Чукотки
Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18.08.2006 N 159
Внесены изменения и дополнения:
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 26.07.2002 N 205
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 10.06.2003 N 174
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 24.11.2003 N 276
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 14.05.2004 N 108
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 17.11.2004 N 225
Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 30.12.2004 N 295
В целях улучшения системы образования Чукотского автономного округа, социальной и психологической поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей - инвалидов, одаренных детей, в рамках поиска и развития новых педагогических технологий в области коррекционного образования, совершенствования организации труда, развития, отдыха и оздоровления детей и подростков Чукотского автономного округа, Правительство Чукотского автономного округа постановляет:
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Дети - будущее Чукотки" на 2002 - 2004 годы.
Департаменту финансов автономного округа (Цыганков С.Е.) и Департаменту экономики автономного округа (Киселев Я.Г.) при формировании окружного бюджета на 2002 год и в последующие годы предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на реализацию программы.
Постановление Губернатора Чукотского автономного округа от 19.03.2001 N 35/1 "О региональной целевой программе "Организация летнего отдыха детей" на 2000-2002 г." признать утратившим силу с 01 января 2002 г.
Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Золотарева В.М.
Председатель Правительства Р. Абрамович
( млн. руб.)
Название подпрограмм | Плановые расходы на 2002 год | Плановые расходы на 2003 год | Плановые расходы на 2004 год | ||||||||||||
Окружной бюджет | в т.ч. за счет средств МОФ "Полюс Надежды" | Окружной бюджет | в т.ч. за счет средств МОФ "Полюс Надежды" | Окружной бюджет | в т.ч. за счет средств МОФ "Полюс Надежды" | ||||||||||
1 | Дети - сироты | 2,599 | 1,93 | 1,1 | - | ||||||||||
2 | Дети - инвалиды | 0,665 | 1,37 | 1,0 | - | ||||||||||
3 | Одаренные дети | 2,2207 | 2,7 | 2,7 | - | ||||||||||
4 | Коррекционно-развивающее обучение | 0,87 | 1,5 | 1,5 | - | ||||||||||
5 | Организация круглогодичного труда, развития, отдыха и оздоровления детей | 185,725 | 179,725 | 154,792 | 145,292 | - | - | ||||||||
ВСЕГО | 192,0797 | 179,725 | 162,292 | 145,292 | 6,3 |
Наименование Подпрограммы | Подпрограмма "Дети-сироты" на 2002-2004 годы |
Основание для разработки подпрограммы | Федеральный закон РФ "Об образовании", Федеральный Закон от 21.12.96 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Постановление Правительства РФ от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Закон Чукотского автономного округа "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Чукотском автономном округе" от 10.12.99 N 199, постановления Правительства РФ от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей" |
Государственный заказчик | Правительство Чукотского автономного округа |
Основной разработчик | Главное управление образования Департамента социальной политики Чукотского автономного округа |
Исполнители подпрограммы | Департамент социальной политики Чукотского автономного округа |
Цель подпрограммы | Социальная защита и создание условий для становления и самореализации детей-сирот, проживающих на территории Чукотского автономного округа |
Объемы и источники финансирования | Стоимость программы 35921,0 тыс. руб., в том числе: Окружной бюджет - 5 629,0 тыс. руб. Бюджеты муниципальных образований - 30292,0тыс. руб. 2002 г. - 9611,0 тыс. руб., в том числе: Окружной бюджет - 2599,0 тыс. руб. Бюджеты муниципальных образований - 7012,0тыс. руб. 2003 г. - 13162,0 тыс. руб. Окружной бюджет - 1930,0 тыс. руб. Бюджеты муниципальных образований - 11232,0 тыс. руб. 2004 г. - 13148,0 тыс. руб. Окружной бюджет - 1100,0 тыс. руб. Бюджеты муниципальных образований - 12048,0 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы. | |
Организация контроля над исполнением подпрограммы. | Текущая информация и полугодовые доклады о ходе выполнения программы и об использовании средств окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований, направляемых на реализацию рассматриваемой программы, представляются исполнителями программы в установленные сроки |
В Чукотском автономном округе, как и в Российской Федерации, на фоне неблагоприятной обстановки, кризиса семейных отношений наблюдается рост социального сиротства, увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.07.2001 год на территории Чукотского автономного округа зарегистрировано 490 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. От сиротства, особенно раннего, страдают не только дети, но и все общество.
Принимаемые в округе меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не всегда оказывается эффективным. Рост количества воспитанников в детских домах, недостаточность уровня материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот, отсутствие устойчивой системы профессиональной ориентации и специализации воспитанников и выпускников детских домов не позволяет в полном объеме решать вопросы социальной реабилитации и безболезненного вхождения в самостоятельную жизнь детей, оставшихся без попечения родителей.
Требует дальнейшего решения вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в дошкольном возрасте.
Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самообслуживания, профессионального труда, самоуправления, внедрения новых форм экономической социализации, включения в культурную и спортивную жизнь общества. Особую роль в этом должна сыграть комплексная программа трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции в социум воспитанников интернатных учреждений.
Наиболее сложной социально-педагогической задачей является воспитание семьянина из ребенка, которому не довелось вынести из собственной семьи позитивного опыта семьестроительства, наблюдать модель родительско-детских отношений из роли ребенка. Став взрослыми, такие дети, за редким исключением, не могут создать прочную семью.
Проблема усугубляется тем, что на Чукотке нынешнее поколение родителей из числа лиц коренных национальностей - это воспитанники школ-интернатов. Их забирали из семей оленеводов, морзверобоев, охотников, потому что по месту жительства не было школ.
Кроме того, пытаясь сократить младенческую смертность, работники здравоохранения отрывали рожениц от естественной среды обитания (не давая донашивать и рожать детей в тундре), забирали младенцев от матерей при реальной, а иногда и мнимой угрозе их жизни (например, в дни зарплаты в национальных селах - из опасения, что ребенок пострадает от родительского пьянства). Всем этим было до определенной степени спровоцировано безответственное родительство в нескольких поколениях.
Будучи, в свое время, оторваны от семьи в раннем возрасте, нынешние взрослые далеко не всегда сегодня оказываются в состоянии обеспечить полноценную заботу и воспитание подрастающему поколению, что является не виной, а бедой коренных малочисленных народов Севера. Оторвавшись от традиционного семейного и трудового уклада, они, в большинстве случаев, не нашли своего места в урбанизированной жизни и оказались в маргинальном состоянии.
Тяжелейшей проблемой (как следствием маргинального состояния и ряда особенностей обмена веществ, образа жизни) является пьянство, алкоголизм в нескольких поколениях, особенно женский и детский. Все эти факторы резко осложняют социализацию и постинтернатную адаптацию детей, лишенных надлежащего ухода в родительских семьях.
Основной целью Подпрограммы является создание условий для гражданского становления и подготовки детей-сирот, проживающих в Чукотском автономном округе, к самостоятельной жизни в современном обществе, обеспечение их социальной защиты и полноценной интеграции в общество.
Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:
совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
последовательное проведение курса не на изоляцию, а на интеграцию в общество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;
развитие и поэтапное внедрение семейных форм устройства детей-сирот;
разработку и апробацию новых подходов к реализации режимов жизнедеятельности в учреждениях для детей-сирот;
создание системы трудотерапии, трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, начальной допрофессиональной подготовки, рабочих мест для детей-сирот;
поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей приобщение их к экологической деятельности, туризму, краеведению, спорту;
организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот;
улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
последовательное воспитание в ребенке качеств будущего ответственного семьянина;
воспитание у детей, лишенных родительского попечения, навыков конкурентоспособности на рынке труда;
формирование у детей, лишенных родительского попечения, активной жизненной позиции и приобщение их к здоровому образу жизни.
- реализация законов РФ "Об образовании", "О дополнительных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
-организационное и финансовое обеспечение социальной защиты детей-сирот;
-ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот, предусматривающее дооснащение детских домов современным учебным и техническим оборудованием;
-улучшение социально-медико-психологической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот, развитие центров по работе с семьей;
-консолидация сил и средств для решения экономического обеспечения Подпрограммы.
-согласно ныне действующего законодательства обеспечить социальную поддержку и назначение пособия по безработице и стипендии детям-сиротам на период профессиональной подготовки по направлению службы занятости
квотирование рабочих мест для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности с поиском работы.
оплата проезда на каникулы студентам из числа детей-сирот и инвалидам, обучающимся за пределами округа - обеспечение в соответствии с действующим законодательством закрепление за детьми-сиротами жилья или постановки их на регистрационный учет на получение жилой площади по льготной очереди.
- развитие семейных форм устройства и воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Оказание социальной поддержки семьям, взявшим детей под опеку (попечительство), в приемную семью.
- совершенствование деятельности службы практической психологии и социальной реабилитации в учреждениях для детей-сирот, школах-интернатах. Внедрение и апробация новых режимов жизнедеятельности воспитанников детских домов по принципу семейного воспитания
- внедрение комплексной программы трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество через совместную работу и обучение в мастерских для сирот и детей из родительских семей (мастерские "Юный часовщик", "Швея", "Парикмахер", "Обувщик" и т.
создание дошкольных групп, работающих по методике М. Монтессори (программа "Педагогика саморазвития"); базовое учреждение - окружной детский дом "Светлячок"
вывоз детей-сирот и детей из малообеспеченных семей в оздоровительные лагеря в ЦРС, в лагерь "Молодая гвардия"
организация социально-медико-педагогической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот.
4. СТОИМОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется, в основном, за счет средств Окружного бюджета через разработчика, муниципальные образования.
Разработчик и исполнители Подпрограммы содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного финансирования и используют иные источники, средства муниципальных бюджетов по согласованию с ними, иные внебюджетные средства.
Ежегодные объемы финансирования из Окружного бюджета производится в соответствии с объемами финансирования, установленными при утверждении Подпрограммы.
Финансовые ресурсы по направлению Подпрограммы распределяют следующим образом: