Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2003 года N 174

О внесении изменений и дополнений в региональную целевую программу "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы

Утратило силу постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 18.08.2006 N 159

В целях эффективного использования ассигнований, необходимых на реализацию региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы, Правительство Чукотского автономного округа


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в региональную целевую программу "Дети - будущее Чукотки", утвержденную постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 11.12.2001 N 174, следующие изменения и дополнения:

1.1. Изложить перечень подпрограмм региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 1;

1.2. Изложить подпрограмму "Дети - сироты" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 2;

1.3. Изложить подпрограмму "Дети - инвалиды" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 3;

1.4. Изложить подпрограмму "Одаренные дети" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 4;

1.5. Изложить подпрограмму "Коррекционно - развивающее обучение" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 5;

1.6. Изложить подпрограмму "Организация круглогодичного труда, развития, отдыха и оздоровления" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы в новой редакции согласно приложению 6.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Департамент социальной политики Чукотского автономного округа (Анисимова В.Г.).

Председатель Правительства

Р. Абрамович


Приложение 1
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 10.06.2003 N 174

Региональная целевая программа "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы включает в себя следующий перечень образовательных подпрограмм:

(млн. руб.)


Название подпрограммы

Сумма расходов в программе на 2002 г.

Заявка на расходы по программе на 2003 г.

Окружной бюджет

в т.ч. за счет МОФ "Полюс Надежды"

Окружной бюджет всего

в т.ч. за счет МОФ "Полюс Надежды"

1

Дети - сироты

2,599

1,93

-

2

Дети - инвалиды

0,665

1,37

-

3

Одаренные дети

2,2207

2,7

-

4

Коррекционно - развивающее обучение

0,870

1,5

-

5

Организация круглогодичного труда, развития, отдыха и оздоровления

185,725

179,725

222,5

213,0

ВСЕГО

192,080

179,725

230,0

213,0


Приложение 2
к постановлению Правительства
Чукотского автономного округа
от 10.06.2003 N 174

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ "Дети-сироты" региональной целевой программы "Дети - будущее Чукотки" на 2002-2004 годы


Наименование Подпрограммы

Подпрограмма "Дети-сироты" на 2002-2004 годы

Основание для разработки подпрограммы

Федеральные законы: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановления Правительства Российской Федерации: от 20.06.92 N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 14.05.2001 N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей", Закон Чукотского автономного округа "Об организации и деятельности органов опеки и попечительства в Чукотском автономном округе"

Заказчик программы

Правительство Чукотского автономного округа

Основной разработчик

Главное управление образования Департамента социальной политики Чукотского автономного округа

Исполнитель подпрограммы

Департамент социальной политики Чукотского автономного округа

Цель подпрограммы

Социальная защита и создание условий для становления и самореализации детей-сирот, проживающих на территории Чукотского автономного округа

Объемы и источники финансирования

Стоимость программы 37199,0 тыс. руб., в том числе: окружной бюджет - 6907,0 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований - 30292,0тыс. руб. 2002 год - 9611,0 тыс. руб., в том числе: окружной бюджет - 2599,0 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований - 7012,0тыс. руб. 2003 год - 13162,0 тыс. руб., в том числе: окружной бюджет - 1930,0 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований - 11232,0 тыс. руб. 2004 год - 14426,0 тыс. руб., в том числе: окружной бюджет - 2378,0 тыс. руб., бюджеты муниципальных образований - 12048,0 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

Реализация подпрограммы будет способствовать созданию материальной базы для социальной адаптации и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот в условиях рыночных отношений

Сроки реализации подпрограммы

2002-2004 годы

Организация контроля над исполнением подпрограммы

Текущая информация и полугодовые доклады о ходе выполнения подпрограммы и об использовании средств окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований, направляемых на реализацию рассматриваемой подпрограммы, представляются исполнителями подпрограммы в установленные сроки.

В Чукотском автономном округе, как и в Российской Федерации, на фоне неблагоприятной обстановки, кризиса семейных отношений наблюдается рост социального сиротства, увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей.

По состоянию на 01.07.2001 года на территории Чукотского автономного округа зарегистрировано 490 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В условиях социальной изоляции от родителей и лиц, их заменяющих, разрушается естественный процесс развития ребенка. От сиротства, особенно раннего, страдают не только дети, но и все общество.

Принимаемые в автономном округе меры по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, не всегда оказываются эффективными. Рост количества воспитанников в детских домах, недостаточность уровня материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот, отсутствие устойчивой системы профессиональной ориентации и специализации воспитанников и выпускников детских домов не позволяет в полном объеме решать вопросы социальной реабилитации и безболезненного вхождения в самостоятельную жизнь детей, оставшихся без попечения родителей.

Требует дальнейшего решения вопрос об организации психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно в дошкольном возрасте.

Важнейшими компонентами социальной адаптации детей-сирот должны стать формирование навыков самообслуживания, профессионального труда, самоуправления, внедрения новых форм экономической социализации, включения в культурную и спортивную жизнь общества. Особую роль в этом должна сыграть комплексная программа трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции в социум воспитанников интернатных учреждений.

Наиболее сложной социально-педагогической задачей является воспитание семьянина из ребенка, которому не довелось вынести из собственной семьи позитивного опыта семьестроительства, наблюдать модель родительско-детских отношений из роли ребенка. Став взрослыми, такие дети, за редким исключением, не могут создать прочную семью.

Проблема усугубляется тем, что на Чукотке нынешнее поколение родителей из числа лиц коренных национальностей - это воспитанники школ-интернатов. Их забирали из семей оленеводов, морзверобоев, охотников, потому что по месту жительства не было школ.

Кроме того, пытаясь сократить младенческую смертность, работники здравоохранения отрывали рожениц от естественной среды обитания (не давая донашивать и рожать детей в тундре), забирали младенцев от матерей при реальной, а иногда и мнимой угрозе их жизни (например, в дни зарплаты в национальных селах - из опасения, что ребенок пострадает от родительского пьянства). Всем этим было до определенной степени спровоцировано безответственное родительство в нескольких поколениях.

Будучи, в свое время, оторваны от семьи в раннем возрасте, нынешние взрослые далеко не всегда сегодня оказываются в состоянии обеспечить полноценную заботу и воспитание подрастающему поколению, что является не виной, а бедой коренных малочисленных народов Севера. Оторвавшись от традиционного семейного и трудового уклада, они, в большинстве случаев, не нашли своего места в урбанизированной жизни и оказались в маргинальном состоянии.

Тяжелейшей проблемой (как следствием маргинального состояния и ряда особенностей обмена веществ, образа жизни) является пьянство, алкоголизм в нескольких поколениях, особенно женский и детский. Все эти факторы резко осложняют социализацию и постинтернатную адаптацию детей, лишенных надлежащего ухода в родительских семьях.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ


Основной целью подпрограммы "Дети-сироты" (далее - Подпрограмма) является создание условий для гражданского становления и подготовки детей-сирот, проживающих в Чукотском автономном округе, к самостоятельной жизни в современном обществе, обеспечение их социальной защиты и полноценной интеграции в общество.

Подпрограмма предусматривает решение следующих задач:

- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- последовательное проведение курса не на изоляцию, а на интеграцию в общество детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа;

- развитие и поэтапное внедрение семейных форм устройства детей-сирот;

- разработку и апробацию новых подходов к реализации режимов жизнедеятельности в учреждениях для детей-сирот;

- создание системы трудотерапии, трудовой реабилитации, профессиональной ориентации, начальной допрофессиональной подготовки, рабочих мест для детей-сирот;

- поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобщение их к экологической деятельности, туризму, краеведению, спорту;

- организация психолого-педагогического и медицинского обеспечения процесса обучения и воспитания детей-сирот;

- улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- последовательное воспитание в ребенке качеств будущего ответственного семьянина;

- воспитание у детей, лишенных родительского попечения, навыков конкурентоспособности на рынке труда;

- формирование у детей, лишенных родительского попечения, активной жизненной позиции и приобщение их к здоровому образу жизни.

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ


Подпрограммой предусматривается:

- реализация законов Российской Федерации "Об образовании", "О дополнительных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";

- организационное и финансовое обеспечение социальной защиты детей-сирот;

- ресурсное обеспечение процесса социализации детей-сирот, предусматривающее дооснащение детских домов современным учебным и техническим оборудованием;

- улучшение социально-медико-психологической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот, развитие центров по работе с семьей;

- консолидация сил и средств для решения экономического обеспечения Подпрограммы;

- согласно ныне действующего законодательства, обеспечить социальную поддержку и назначение пособия по безработице и стипендии детям-сиротам на период профессиональной подготовки по направлению службы занятости;

- квотирование рабочих мест для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, испытывающих трудности с поиском работы;

- оплата проезда на каникулы студентам из числа детей-сирот и инвалидам, обучающимся за пределами автономного округа;

- обеспечение в соответствии с действующим законодательством закрепления за детьми-сиротами жилья или постановки их на регистрационный учет на получение жилой площади по льготной очереди;

- развитие семейных форм устройства и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Оказание социальной поддержки семьям, взявшим детей под опеку (попечительство), в приемную семью;

- совершенствование деятельности службы практической психологии и социальной реабилитации в учреждениях для детей-сирот, школах-интернатах. Внедрение и апробация новых режимов жизнедеятельности воспитанников детских домов по принципу семейного воспитания;

- внедрение комплексной программы трудотерапии, трудовой и социальной реабилитации, интеграции воспитанников интернатных учреждений в общество через совместную работу и обучение в мастерских для сирот и детей из родительских семей (мастерские "Юный часовщик", "Швея", "Парикмахер", "Обувщик" и т.д.);

- создание дошкольных групп, работающих по методике М. Монтессори (программа "Педагогика саморазвития"); базовое учреждение - окружной детский дом "Светлячок";

- вывоз детей-сирот и детей из малообеспеченных семей в оздоровительные лагеря в ЦРС, в лагерь "Молодая гвардия";

- организация социально-медико-педагогической подготовки педагогических кадров, работающих в учреждениях для детей-сирот.

4. СТОИМОСТЬ ПОДПРОГРАММЫ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ


Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется, в основном, за счет средств окружного бюджета через разработчика, муниципальные образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»