Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 01 марта 2011 года N 54-пп

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2011-2013 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг, вступившего в силу через 10 календарных дней после официального опубликования (опубликован в "Областной" - 20.01.2014).
____________________________________________________________________


{наименование изменено постановлением Правительства Иркутской области от 22.09.2011 г. N 274-пп}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

постановление Правительства Иркутской области от 22.09.2011 г. N 274-пп;

постановление Правительства Иркутской области от 16.11.2011 г. N 341-пп}

постановление Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 276-пп;

постановление Правительства Иркутской области от 13.07.2012 N 383-пп;

постановление Правительства Иркутской области от 24.09.2012 N 509-пп;

постановление Правительства Иркутской области от 02.07.2013 N 249-пп;

постановление Правительства Иркутской области от 27.12.2013 N 623-пп}

{УТРАТИЛ СИЛУ:

указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}

В целях повышения качества жизни граждан пожилого возраста, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 116-пп "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Иркутской области и их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Старшее поколение" на 2011-2013 годы".

{п.1 изменен постановлением Правительства Иркутской области от 22.09.2011 г. N 274-пп}

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от "1" марта 2011 года N 54-пп

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Старшее поколение" на 2011 - 2013 годы"

Иркутск, 2011 год

ПАСПОРТ долгосрочной целевой программы Иркутской области "Старшее поколение" на 2011- 2013 годы"


Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Старшее поколение" на 2011- 2013 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки  Программы

Распоряжение Правительства Иркутской области от 28 февраля 2011 года N 57-рп "О разработке долгосрочной целевой программы Иркутской области "Старшее поколение" на 2011- 2013 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Администратор Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
 министерство здравоохранения Иркутской области,
 министерство образования Иркутской области,
 министерство по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области,
 министерство культуры и архивов Иркутской области,
 министерство жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области,
 служба занятости населения Иркутской области,
 служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области,
 агентство по туризму Иркутской области

Цель (цели) Программы

Формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищенности, активизации участия граждан пожилого возраста в жизни общества

Задачи Программы

1) нормативное правовое обеспечение социальной защищенности граждан пожилого возраста;

 2) укрепление социальной защищенности граждан пожилого возраста;

 3) оздоровление граждан пожилого возраста;

 4) оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста;

 5) совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности;

 6) совершенствование коммуникационных связей и развитие интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста;

 7) организация свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста;

 8) научно-методическое, кадровое и информационное обеспечение деятельности по социальной поддержке граждан пожилого возраста

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2013 годы

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограммы отсутствуют

Объемы  и  источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет:
 1) средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Общий объем средств областного бюджета составляет 72000,0 тыс. руб., в том числе по годам:
 2011 год - 24000,0 тыс. руб.
 2012 год - 24000,0 тыс. руб.
 2013 год - 24000,0 тыс. руб.;

 2) субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Общий объем средств составляет 24162,4 руб., в том числе по годам:
 2011 год - 8112,1 тыс. руб.;

 2012 год - 9907,1 тыс. руб.;

 2013 год - 6143,2 тыс. руб.

{пп. 2 строки "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 02.07.2013 N 249-пп}

{строка в редакции постановления Правительства Иркутской области от 22.09.2011 г. N 274-пп; от 4.06.2012 г. N 276-пп}

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы  и показатели
 социально-экономической эффективности

В ходе реализации Программы социальными, оздоровительными культурно-досуговыми мероприятиями планируется охватить около
 49 тысяч граждан пожилого возраста, или
 10,5 % от общего количества граждан пожилого возраста, проживающих в  Иркутской области, что будет способствовать повышению качества их жизни

Планируемые целевые индикаторы и показатели результативности Программы

Охват социальными услугами пожилых людей из числа выявленных граждан, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании - 90%;

 Количество граждан пожилого возраста, которым улучшены условия проживания за счет проведения капитального ремонта областных государственных учреждений  социального обслуживания - 1680 человек;

 Удельный вес граждан пожилого возраста, проживающих в сельской местности, получивших услуги мобильной социальной службы - 20,99%;

 Количество граждан, прошедших обучение работе на персональном компьютере - 170 человек;

 Количество граждан пожилого возраста, принявших участие в областных соревнованиях среди ветеранов спорта - 1290 человек;

 Количество граждан пожилого возраста, принявших участие в мероприятиях, посвященных Дню пожилых людей - 6000 человек;

 Количество граждан пожилого возраста, посетивших тематические лекции, обучающие
 программы - 450 человек.

{строка введена в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 г. N 276-пп:

строка в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2012 N 509-пп}

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ


Долгосрочная целевая программа Иркутской области "Старшее поколение" на 2011- 2013 годы" (далее - Программа) разработана во исполнение поручений Президента Российской Федерации Медведева Д.А. (от 27 ноября 2010 года N Пр-3464 ГС).

Современная демографическая ситуация в Иркутской области, как и в целом по Российской Федерации, характеризуется динамичным увеличением доли граждан пожилого возраста. Начиная с 1995 года, доля граждан пожилого возраста в составе населения Российской Федерации превышает 20%.

В Иркутской области также наблюдается устойчивый рост в общем составе населения доли граждан пожилого возраста, с 16,7% в 2002 году до 18,6 % в 2010 году. В Иркутской области в настоящее время проживает 465,6 тыс. граждан пожилого возраста. Средняя продолжительность жизни составляет 65,5 лет (мужчины - 59,0 лет, женщины – 72,1 года).

Ученые выделяют такие характерные проблемы граждан пожилого возраста в современном российском обществе как сниженный статус здоровья, неустойчивое материальное положение, одиночество. У человека после выхода на пенсию кардинально изменяется социальный статус, меняются социальные роли, снижается уровень доходов, сокращается круг общения. Экономическое положение трудоспособных родственников граждан пожилого возраста зачастую не позволяет оказывать им полноценную поддержку и уход. Все это влечет снижение качества жизни граждан пожилого возраста.

Изменения, связанные с процессами переустройства общественной жизни, также в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие граждан пожилого возраста, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения.

Одним из основных факторов, влияющих на качество жизни граждан пожилого возраста, является состояние их здоровья. У граждан пожилого возраста преобладают заболевания сердечно-сосудистой, нервно-мышечной систем, желудочно-кишечного тракта и др. Как правило, социальный статус и денежные возможности граждан пожилого возраста, уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. Данные пациенты в силу возраста, состояния здоровья, денежных затруднений не могут выехать в специализированные учреждения Иркутской области.

В Иркутской области около 500 граждан пожилого возраста являются пациентами с поздними стадиями онкологических заболеваний. Важным фактором поддержания здоровья граждан пожилого возраста является достаточный, квалифицированный уход. Особенно это касается лиц, находящихся на постельном режиме и ограниченных в передвижении. Важными задачами в этом плане являются оказание им паллиативной помощи, а также обучение родственников пожилых людей основам ухода.

С неуклонным ростом численности населения пенсионного возраста возрастает необходимость оказания большего объема социальных услуг, которые позволят оказать социальную поддержку гражданам пожилого возраста, осуществлять профилактику ускоренного старения и снижения качества жизни старшего поколения.

В настоящее время в Иркутской области действует 25 стационарных учреждений для престарелых и инвалидов и 24 комплексных центра социального обслуживания населения. На социальном обслуживании состоит 12687 граждан пожилого возраста, из них обслуживаются в стационарных условиях 2769 человек, социальные услуги на дому получают 9918 человек.

По результатам проведенного мониторинга установлено, что дополнительно нуждаются в социальном обслуживании 710 граждан пожилого возраста, в том числе нуждаются в устройстве в стационарные учреждения 403 человека, в социальном обслуживании на дому - 307 человек.

Особое место среди учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста занимают стационарные учреждения, основным видом которых являются дома-интернаты. Основная причина, побуждающая граждан пожилого возраста поступать в дома-интернаты, - это ухудшение состояния здоровья и потребность в постоянной медицинской помощи и уходе.

Согласно государственным стандартам социального обслуживания учреждения социального облуживания должны обеспечивать безопасные и комфортные условия проживания граждан пожилого возраста, соответствующие их возрасту и состоянию здоровья. В связи с этим требуется проведение капитального ремонта в областных государственных учреждениях социального обслуживания, в том числе в целях переселения обслуживаемых граждан из ветхих зданий. Для включения в Программу отбирались объекты, отвечающие следующим критериям:

1) помещения, в которых на постоянной основе проживают граждане пожилого возраста и инвалиды;

2) наличие предписаний органов Роспотребнадзора о нарушении требований СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы", для устранения которых необходимо проведение капитального ремонта, и (или) ветхость зданий;

{абз.14 раздела 1 в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2012 N 509-пп}

{абз.15 раздела 1 утратил силу в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.09.2012 N 509-пп}

4) наличие проектно-сметной документации и положительного заключения проектно-сметной документации агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области.

Кроме того, в 40 областных государственных учреждениях социального обслуживания требуется модернизация материально-технической базы, в частности приобретение и замена кухонного, прачечного, медицинского, культурно-досугового оборудования, мебели, автотранспорта. Без обновления материально-технической базы учреждений невозможно предоставление качественных социальных услуг гражданам пожилого возраста, отвечающих их потребностям и соответствующих государственным стандартам социального обслуживания.

За последние годы в результате спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения в указанной сфере, изменений механизмов развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры населенных пунктов сельской местности произошло снижение обеспеченности населения сельской местности образовательными, медицинскими, культурными услугами, увеличилось отставание населенных пунктов сельской местности от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В особо уязвимом положении находятся маломобильные граждане пожилого возраста, которые не имеют возможности в силу состояния своего здоровья, а также финансовых проблем выезжать в районные и областной центры для получения необходимых услуг. Существуют проблемы с транспортным обеспечением в сельской местности, что также создает дополнительные трудности для пожилых людей.

В целях оказания социальной помощи гражданам пожилого возраста необходимо развитие мобильной социальной службы, обеспечение работы транспорта в сельской местности.

Качество жизни пожилых людей во многом зависит от уровня активности их жизнедеятельности. Продолжение трудовой деятельности лиц пожилого возраста, сознание полезности труда для общества является существенным фактором сохранения бодрости, активности и хорошего самочувствия у лиц пожилого возраста. В связи с этим необходимо принятие мер по содействию занятости, трудоустройству пожилых людей.

В целях адаптации пожилых людей к жизнедеятельности в условиях современного общества, где широко применяются компьютерные технологии, необходимо обеспечить условия для обучения компьютерной грамотности, в том числе для приобретения навыков работы в сети Интернет.

Оставив сферу трудовой деятельности, пожилые люди становятся обладателями большого количества свободного времени. В связи с этим перед ними стоит проблема рационального его использования. Данные социологов и медиков свидетельствуют о том, что одну из групп риска для жизни и здоровья составляют одинокие пожилые люди. Они более подвержены болезням, чаще обращаются в медицинские учреждения, чувствуют слабость, апатию. В основе такого состояния зачастую лежит социальная изоляция, т.е. чувство собственной невостребованности, дефицит общения, социальных контактов.

Один из наиболее действенных методов повышения качества жизни граждан пожилого возраста - достижение социокультурной активности. Правильно организованное свободное время и досуг сглаживают депрессивное состояние и помогают преодолеть тенденцию социального отчуждения.

По этой причине необходимо создание условий, которые бы способствовали более длительной полноценной, интеллектуальной, эмоциональной и функциональной жизни граждан пожилого возраста за счет организации их досуга, посильной занятости, удовлетворения интеллектуальных и культурных потребностей.

Для этого требуется обеспечить доступность услуг учреждений культуры, физкультуры и спорта, создать условия для реализации творческих способностей граждан пожилого возраста в клубах по интересам, кружках прикладного творчества и самодеятельности и т.п. Все это позволит также бороться с одиночеством среди граждан пожилого возраста, будет способствовать активизации их жизнедеятельности.

Для реализации поставленных в Программе целей и задач требуется всестороннее изучение проблем граждан пожилого возраста, выработка новых форм и методов работы с этой категорией населения. В связи с чем необходимо проведение научно-методической работы, которая позволит распространять накопленный положительный опыт работы, внедрять более эффективные формы и методы работы, способствующие повышению качества социальных услуг, а, следовательно, и улучшающие качество жизни граждан пожилого возраста.

Правовой основой разработки Программы является статья 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой полномочия по осуществлению социальной защиты населения относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов, в том числе, социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Разработка проекта Программы отвечает задачам Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция социально-экономического развития).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»