Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 года N 263-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ: постановление Правительства Иркутской области от 21.06.2011 года N 154-пп; постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп; постановление Правительства Иркутской области от 4.06.2012 N 270-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 3.09.2012 N 470-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 24.10.2012 N 588-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 13.05.2013 N 184-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 28.08.2013 N 315-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 31.10.2013 N 468-пп;
постановление Правительства Иркутской области от 18.12.2013 N 596-пп}

{УТРАТИЛ СИЛУ: указ Губернатора Иркутской области от 30.12.2013 N 497-уг}

В целях реализации мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу Иркутской области "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011 - 2015 годы".

2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф. Мезенцев

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Иркутской области

от 18 октября 2010 года N 263-пп

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 -2015 ГОДЫ"

Иркутск, 2010 год

ПАСПОРТ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011-2015 ГОДЫ"


Наименование характеристик Программы

Содержание характеристик Программы

Наименование Программы

Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы

Основание  для  разработки  Программы (наименование, номер и дата правового акта)

Распоряжение Правительства Иркутской области от 8 октября 2010 года N 229-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Защита окружающей среды в Иркутской области на 2011-2015 годы"

Государственный заказчик

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Администратор Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области

Исполнители Программы

Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области , а также министерство сельского хозяйства Иркутской области .

{строка "Исполнители Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп}

Цель Программы

Основной целью Программы  является обеспечение реализации  мер по охране окружающей среды и сохранению здоровья населения на территории Иркутской области для создания экологически безопасной и комфортной среды в местах проживания населения Иркутской области и обеспечения устойчивого развития общества.

Задачи Программы

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
 сохранение уникальной экологической системы озера Байкал и развитие центральной экологической зоны Байкальской природной территории;

 повышение уровня экологической культуры и образования в сфере охраны окружающей среды;

 ликвидация накопленного ущерба в результате хозяйственной деятельности прошлых лет, восстановление загрязненных, захламленных  территорий,  управление бытовыми отходами, обеспечение захоронения непригодных и запрещенных к применению пестицидов и ядохимикатов;

 обеспечение сохранности водных объектов и поддержание их в экологически благоприятном состоянии.
 сохранение уникальных природных компонентов и поддержание экологического баланса.
 Объемы и источники финансирования Программы" цифры "91 485,5", "39 100,5" заменить соответственно цифрами "118 420,9", "66 035,9

{строка "Задачи Программы" в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.11.2012 N 680-пп}

Сроки и этапы реализации Программы

Программа рассчитана на 5 лет (2011-2015 годы), реализация планируется в один этап.

Перечень подпрограмм (при их наличии)

Подпрограмма "Отходы производства и потребления в Иркутской области на 2011-2015 годы" (далее - Подпрограмма).
 Подпрограмма "Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области на 2013-2015 годы" (далее - Подпрограмма Вода)

{строка введена постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп;

строка в редакции постановления Правительства Иркутской области от 24.10.2012 N 588-пп}.

Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с законом Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
 Объем финансовых средств, необходимый для реализации мероприятий Программы, из областного бюджета составит 114 333,1 тыс. рублей, из них:
 в 2011 году - 34 596,0 тыс. рублей;

 в 2012 году - 66 035,9 тыс. рублей;

 в 2013 году - 7 351,2 тыс. рублей;

 в 2014 году - 3 025,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 3 325,0 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из федерального бюджета, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 104 266,6 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 104 266,6 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из местных бюджетов на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 30 423,5  тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 30 353,8 тыс. рублей ;

 в 2013 году - 69,7 тыс. рублей.
 Объем финансовых средств, необходимых для реализации Подпрограммы, из областного бюджета составит 364 586,7 тыс. рублей, из них:
 в 2011 году - 31 322,2 тыс. рублей;

 в 2012 году - 37 189,7 тыс. рублей;

 в 2013 году - 194 199,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 46 701,8 тыс. рублей;

 в 2015 году - 55 174,0 тыс. рубл ей.
 Предполагаемые поступления из федерального бюджета, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 193 632,2 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 115 000,0 тыс. рублей;

 в 2013 году - 78 632,2 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из местных бюджетов на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят  12 578,4 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 5 052,0 тыс. рублей;
 в 2013 году – 2 926,9 тыс. рублей;
 в 2014 году – 2 278,9 тыс. рублей;
 в 2015 году – 2 320,6 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из внебюджетных источников на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят 2 500 000,0 тыс. рублей, из них:
 в 2012 году - 1 250 000,0 тыс. рублей;
 в 2013 году – 1 250 000,0 тыс. рублей.
 Объем финансовых средств, необходимых для реализации Подпрограммы Вода, из областного бюджета составит 139 824,4 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году - 36 184,8 тыс. рублей;

 в 2014 году - 53 319,8 тыс. рублей;

 в 2015 году - 50 319,8 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из федерального бюджета, направляемые на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме  составят 651 837,3 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году - 34 042,0 тыс. рублей;

 в 2014 году - 164 284,0 тыс. рублей;

 в 2015 году - 453 511,3 тыс. рублей.
 Предполагаемые поступления из местных бюджетов на аналогичные мероприятия в соответствии с законодательством, в общей сумме составят  213 189,4 тыс. рублей, из них:
 в 2013 году - 3 891,2 тыс. рублей;

 в 2014 году - 43 355,8 тыс. рублей;

 в 2015 году - 165 942,4 тыс. рублей.
 Объемы финансирования Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета на соответствующий финансовый год исходя из возможностей областного бюджета и затрат, необходимых для реализации Программы

{строка "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта Программы в редакции постановления Правительства Иркутской области от 4.06.2012 года N 270-пп; от 3.09.2012 N 470-пп; от 24.10.2012 N 588-пп; от 27.11.2012 N 680-пп; от 13.05.2013 N 184-пп; от 28.08.2013 N 315-пп; от 31.10.2013 N 468-пп; от 18.12.2013 N 596-пп}

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит к 2016 году:
 1. Сократить валовой выброс загрязняющих веществ  в атмосферу в Слюдянском районе Иркутской области на 5160 тонн.
 4. Сохранить площадь защищаемой территории в результате реализации мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод - 5298 тыс.кв.км.
 5. Предотвратить ущерб от негативного воздействия вод в размере 1822,99 млн.руб.
 6. Увеличение площади особо охраняемых природных территорий регионального значения Иркутской области до 575528 га.
 7. Увеличение объемов выпуска молоди водных биологических ресурсов в рыбохозяйственные водоемы Иркутской области.

{п.2,3 строки утратили силу постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2011 года N 340-пп; от 27.11.2012 N 680-пп}.

{паспорт изменен постановлением правительства иркутской области от 21.06.2011 года N 154-пп}.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Ангары, Лены и Нижней Тунгуски и занимает площадь 775 тыс. км2, что составляет 4,6% территории России. Протяженность Иркутской области с запада на восток 1500 км, с юга на север 1400 км.

Ресурсный потенциал Иркутской области базируется на пяти отраслевых комплексах - лесопромышленный, топливно-энергетический, нефтеперерабатывающий, цветная металлургия, химический и нефтехимический. Хозяйственная деятельность с использованием устаревших технологий и отсутствием стратегии развития на основе современных технологий ресурсосбережения приводит к неизбежному росту негативного воздействия на окружающую среду.

Основные индикативные показатели в области охраны окружающей среды, определенные в соответствии с Программой социально-экономического развития Иркутской области на 2006-2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, сохраняют относительно стабильные показатели. Вместе с тем, на территории Иркутской области остается ряд острых проблем, которые необходимо решать программно-целевым методом.

По объему выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Иркутская область занимает третье место в Сибирском федеральном округе (далее по тексту - СФО) после Красноярского края и Кемеровской области.

Высокий уровень загрязнения регистрируется в следующих городах: Братск, Иркутск, Зима, Шелехов. Эти города включены в приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными загрязнителями воздушного бассейна являются организации целлюлозно-бумажной, алюминиевой, химической, нефтехимической промышленности и топливно-энергетического комплекса.

По общему объему сточных вод, поступивших в водные объекты, Иркутская область также занимает 3 место по СФО после Красноярского края и Кемеровской области (2% от суммарного значения показателя для Российской Федерации), а по объему загрязненных сточных вод - первое место по СФО (4,2% от всего объема сбросов по Российской Федерации).

Если в Иркутском водохранилище вода реки Ангары характеризуется I классом и оценивается как "условно чистая", то в Братском водохранилище (после сбросов гг. Усолье-Сибирское и Свирск) - III классом "загрязненная", а в заливе реки Вихоревой Усть-Илимского водохранилища – IV классом "грязная". Строительство Богучанской ГЭС и заполнение водохранилища приведет к перестройке экосистемы реки Ангары. При реализации проекта с нормальным подпорным уровнем 208 м, в нижнем бьефе Усть-Илимской ГЭС не будет проточного участка, что значительно снизит способность реки Ангары к самоочищению.

Решение проблемы по снижению уровня воздействия на водные объекты планируется решать путем устранения влияния очагов загрязнения ртути и мышьяка.

По количеству образовавшихся отходов Иркутская область находится на девятом месте в Российской Федерации и на третьем месте в СФО (после Кемеровской области и Красноярского края). Объем отходов составляет 2,5% от аналогичного показателя для Российской Федерации.

В 2006-2007 годах администрацией Иркутской области проведена инвентаризация объектов размещения отходов. В результате проведенного анализа установлено, что на территории Иркутской области, включая Усть-Ордынский Бурятский округ, находится 817 объектов размещения отходов, занимающих площадь 4 101,8 га.

Требуется принятие мер по сокращению объемов размещаемых отходов. Необходимым условием выработки мер по решению проблемы обращения с отходами является разработка регионального кадастра отходов, что позволит в дальнейшем разрабатывать схемы управления отходами. Также одним из путей решения данной проблемы является строительство мусороперерабатывающих комплексов в Иркутской области.

Одним из видов загрязнения природной среды являются опасные загрязнения в результате деятельности промышленности прошлых лет. Программой планируется предусмотреть решение трех первоочередных межмуниципальных проблем на территории Иркутской области, связанных с отходами I-III класса опасности.

1. По оценкам экспертов, за период работы цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское в окружающую среду поступило более 1350 тонн ртути. Под корпусом цеха ртутного электролиза образовано техногенное месторождение металлической ртути с запасами от 500 до 350 тонн. В зону риска ртутного загрязнения входят города Усолье-Сибирское (90 тысяч человек), территории Усольского, Балаганского, Куйтунского, Зиминского районов (около 17 тысяч человек), а также муниципальное образование "город Свирск" (14 тысяч человек).

За счет средств областного бюджета по областной государственной целевой программе "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС, в 2006-2009 годах выполнялись работы по мониторингу ртутного загрязнения промплощадки ООО "Усольехимпром" и Братского водохранилища, а также разработана Концепция проведения работ по демеркуризации цеха ртутного электролиза в г. Усолье-Сибирское.

2. После закрытия (1949 год) Ангарского металлургического завода в г.Свирск осталось 2 источника загрязнения:

отвалы пиритных огарков, общий вес 131,146 тыс.т. со средним содержанием мышьяка 1,15%, в том числе среднее содержание водно-растворимых форм мышьяка 0,15%-0,6%;

полуразрушенные здания завода (3 шт.), бункеры и газоходы, содержащие полупродукты получения триоксида мышьяка в количестве примерно 100 тонн, с содержанием мышьяка до 56%.

Соединения растворимой формы мышьяка достигли радиуса 300 метров и глубины более 10 метров со средней концентрацией мышьяка 500 мг/кг, что превышает предельно допустимые концентрации в 250 раз.

За счет средств областного бюджета в 2007-2008 годах проведены инженерно-экологические изыскания на объекте, начата разработка проектно-сметной документации.

Учитывая масштабность загрязнения и межмуниципальный характер проблемы, существует острая необходимость решения данных вопросов.

Подготовленные обоснования позволили включить мероприятия по ликвидации загрязнений ртутью и мышьяком в федеральную целевую программу "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2008 года N 791.

Для получения средств федерального бюджета необходимо обеспечить софинансирование из областного бюджета.

3. Управлением Россельхознадзора по Иркутской области выявлены бесхозяйные отходы сельскохозяйственного производства (ядохимикаты и пестициды) в количестве 220 тонн. Данные химические отходы тридцатилетнего срока давности остались от ликвидированных в 90-х годах сельскохозяйственных организаций. Большинство токсичных отходов хранится в полуразрушенных, бесхозных складах, не исключающих возможности несанкционированного доступа к ним. Выявлены случаи хранения данных отходов под открытым небом, что создает угрозу окружающей среде, здоровью людей, животных и требует принятия срочных мер для их утилизации.

На территории Иркутской области существуют проблемы негативного воздействия вод, связанные с наводнениями, селями, деформацией русел и берегов водоемов, смывом или занесением плодородных земель, водной эрозией почв, явлениями волновой абразии, обвальной или оползневой деформацией.

Все города и населенные пункты Иркутской области располагаются в долинах рек. В целях обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и функционирования объектов экономики построены и интенсивно эксплуатируются многочисленные гидротехнические сооружения (далее по тексту - ГТС) - плотины, водосборные, водовыпускные сооружения, каналы, насосные станции, берегозащитные сооружения, дамбы и т.п.

В Иркутской области численность населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию вод, составляет 104369 человек. Реализация Программы позволит увеличить численность населения, проживающего на территории, защищенной в результате проведения мероприятий по предупреждению негативного воздействия вод на 2326 человек, в том числе 31 объект экономики, площадь защищенной территории составит 5298 тыс. кв. м., предотвращенный ущерб составит 1822, 99 млн. рублей.

Протяженность участков русел рек, нуждающихся в увеличении пропускной способности - 93200 км. Планируется увеличение доли протяженности участков русел рек, на которых осуществлены работы по оптимизации их пропускной способности до - 20-25%.

Реализация в рамках Программы объектов капитального строительства позволит привлечь финансирование из федерального бюджета в виде субсидий от 100 до 200 млн. рублей в год.

Необходимо также отметить, что около 20% территории Иркутской области входит в Байкальскую природную территорию (далее по тексту - БПТ).

Экономика Иркутской области несет дополнительную по сравнению с другими субъектами Российской Федерации нагрузку, связанную с выполнением Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", в том числе обусловленную установленными ограничениями для хозяйственной деятельности в центральной экологической зоне БПТ и применением повышающего коэффициента 2,0 к платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Повышенные расходы снижают конкурентоспособность продукции организаций, экологические ограничения влияют на социально-экономическое развитие территории Иркутской области. Экономическая нагрузка не компенсируется государством.

Программа является продолжением областной государственной целевой программы "Защита окружающей среды в Иркутской области" на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 22 сентября 2005 года N 12/45-ЗС.

Решение задач по устранению влияния негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, восстановление окружающей среды - это целостная система мер, организуемая в данной Программе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»