Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

Потенциал энергосбережения


Активное проведение энергосберегающей политики позволит повысить технический уровень энергетического комплекса Иркутской области и осуществить модернизацию не только объектов топливно-энергетического комплекса Иркутской области, но и действующих производств, а также при сохранении комфортных условий у конечных потребителей снизить финансовую нагрузку, связанную с энергоресурсопотреблением, на бюджеты всех уровней и население. Модернизация и повышение энергоэффективности экономики Иркутской области являются основными механизмами для снижения энергоемкости внутреннего валового продукта, повышения конкурентоспособности конечной продукции, выпускаемой товаропроизводителями, и обеспечения доступности энергоснабжения для потребителей.

Имеющийся потенциал энергосбережения, незначительный рост энергопотребления, реально существующие окупаемые энергосберегающие меры и имеющийся рынок необходимого оборудования создают в настоящее время благоприятные условия для активного развития этого направления в рамках реализации концепции долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной распоряжением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 131/1-рп.

По результатам реализации концепции долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области на 2011 - 2015 годы" на перспективу до 2020 года будут достигнуты общие показатели экономии энергоресурсов, количественные оценки которых приведены в таблице. Ежегодная экономия топлива, которая может быть достигнута к концу рассматриваемого периода (2020 год), составит 2,8 - 3,1 млн. тонн, электроэнергии - 3118 - 3169 млн. кВт/ч, экономия тепла составит 10288 - 11066 тыс. Гкал.

Основные проблемы топливно-энергетического комплекса:

1. Низкая конкурентоспособность угольной промышленности.

Среди основных проблем угольной промышленности следует отметить неконкурентоспособность угольных месторождений Иркутской области из-за их плохих качественных характеристик и больших транспортных издержек при транспортировке. В этой связи развитие угольной промышленности в основном связано только с обеспечением собственных нужд Иркутской области.

2. Слабое развитие трубопроводной системы и отсутствие газотранспортной инфраструктуры.

Слабое развитие трубопроводной системы для транспорта нефти с месторождений Иркутской области в совокупности со сложно решаемыми проблемами утилизации попутного нефтяного газа не позволяет наращивать темпы нефтедобычи до проектных мощностей в оптимальные временные сроки.

Отсутствие газотранспортной инфраструктуры при наличии ресурсной базы не позволяет изменить топливно-энергетический баланс Иркутской области в части снижения доли низкокалорийного угля и, соответственно, решить ряд технологических и экологических проблем энергетики.

Затраты на строительство газотранспортной инфраструктуры оцениваются на уровне 37,2 млрд. рублей, строительство объектов газовой генерации - 71,2 млрд. рублей. Соответственно реализация данного проекта возможна только при синхронизации действий как государственных, так и частных вертикально-интегрированных структур - участников процесса.

Эффективность освоения углеводородных ресурсов должна быть дополнительно повышена путем максимального использования не только основных, но и попутных компонентов газа: гелия, этановой фракции, конденсата, широких фракций летучих углеводородов, минерализированных рассолов. Соответственно, необходимо опережающее развитие газохимической и газоперерабатывающей промышленности.

3. Физическое и моральное старение, а также значительный износ оборудования и сетей электроэнергетики и теплоэнергетики и, как следствие, снижение экономичности энергоснабжения.

Износ основных фондов энергосистемы приближается к 60%. От 55% до 65% оборудования тепловых и гидроэлектростанций отработали большее 30 лет. Котельное и котельно-вспомогательное оборудование коммунальных теплоисточников не отвечает экологическим требованиям и современным технологическим и экономическим требованиям. 35% тепловых сетей - ветхие. Имеется положительная динамика в части увеличения количества сбоев и аварий в электросетевом хозяйстве. Соответственно, уже сейчас сформировались условия для того, чтобы характеризовать состояние энергетической безопасности Иркутской области как предкризисное.

4. Наличие "узких мест" в электросетевой инфраструктуре.

Загрузка головных участков линии в направлении Усть-Илимская гидроэлектростанция - Коршуниха - Усть-Кут достигла своего предела и не позволяет обеспечить прирост нагрузок потребителей; пропускная способность связи с северной частью Бурятской энергосистемы Усть-Кут - Нижнеангарск - Таксимо; существующая схема кольцевой сети 110 кВ Иркутск - Усть-Орда - Баяндай - Качуг - Жигалово - Новая Уда - Оса - Черемхово, по которой осуществляется электроснабжение территории Иркутской области между реками Ангара и Лена, требует усиления.

5. Наличие энергодефицитных территорий.

Наиболее ярким примером является Бодайбинский район, который по природному потенциалу может обеспечить добычу золота до 60 тонн в год. Однако существующие сети не позволяют передать в район необходимые для этого мощности (до 150 МВт), а собственной генерации Мамаканской гидроэлектростанции недостаточно.

Кроме того, на территории Иркутской области имеется 73 населенных пункта на территории 14 районов, где электроснабжение осуществляется от автономных (дизельных) электростанций и население получает электроэнергию в среднем по 12 часов в сутки.

В 2010 году количество энергоизолированных сел и деревень сократилось на 6 единиц на территории двух районов (Киренский и Черемховский районы). Следует отметить, что комплекс принимаемых мер в данном случае приносит исключительный социальный эффект, но является очень дорогостоящим.

6. Нереализованный потенциал энергосбережения на территории Иркутской области.

К негативным явлениям следует отнести:

а) зависимость топливно-энергетического комплекса Иркутской области от вертикально-интегрированных структур и политики федерального центра;

б) нереализованный потенциал энергосбережения на территории Иркутской области;

в) высокий уровень затратности мероприятий, связанный с развитием и модернизацией всех элементов топливно-энергетического комплекса Иркутской области.