Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

Четвертая зона опережающего развития


Четвертая зона опережающего развития будет включать в себя сельхозориентированные муниципальные образования Иркутской области. Приоритетная задача - обеспечить продовольственную безопасность Иркутской области по базовому набору произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а в перспективе - занять устойчивую долю рынка сельскохозяйственной продукции Сибири и Дальнего Востока (см. раздел "Агропромышленный комплекс").

Вторая группа сельхозориентированных муниципальных образований Иркутской области (Чунское районное муниципальное образование, Ольхонское районное муниципальное образование, Шелеховский район, муниципальное образование Киренский район, муниципальное образование "Нижнеилимский район", муниципальное образование "Жигаловский район", Усть-Кутское муниципальное образование, муниципальное образование Слюдянский район, муниципальное образование Иркутской области "Казачинско-Ленский район") образует локальные агропродовольственные зоны, в задачу которых входит обеспечение продовольствием близлежащих населенных пунктов.

Важнейшей предпосылкой для решения приоритетной задачи по обеспечению продовольственной безопасности является развитие населенных пунктов, находящихся в сельской местности, как среды, необходимой для воспроизводства кадрового потенциала, привлечения инвестиций и инноваций в сельскохозяйственное производство, а также для сохранения и развития рекреационных возможностей территории, национальной самобытности и культурных традиций.

Зона опережающего развития будет содержать агропродовольственные кластеры с определенной специализацией по набору производимой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый кластер представляет собой территориально-производственный комплекс, максимально использующий природно-климатические особенности территории. В состав кластера входят предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, сельскохозяйственные товаропроизводители всех категорий хозяйств в качестве опорных предприятий, сервисные и другие предприятия и организации, придающие устойчивость работе агропродовольственного кластера.

Особое внимание в рамках развития данной зоны будет уделено Усть-Ордынскому Бурятскому округу, который является административно-территориальной единицей с особым статусом, созданной в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа".

Основным видом продукции, производимой в Усть-Ордынском Бурятском округе, является продукция сельского хозяйства, так как природно-климатические условия на данной территории благоприятны для ведения сельскохозяйственного производства. Производители продукции сельского хозяйства Усть-Ордынского Бурятского округа специализируются на производстве продукции мясомолочного направления и выращивании зерна. В 2008 году объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил около 7 млрд. рублей.

Основные проблемы развития муниципальных образований Иркутской области:

1. Проблемы развития монопрофильных городов и снижение экономической привлекательности.

2. Недостаточное развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

3. Неиспользованный экономический потенциал (недостаточный уровень развития малого предпринимательства, сельскохозяйственного производства, туризма при богатом историко-культурном наследии и природных ресурсах).

4. Наличие ряда городских и сельских поселений с экономически неэффективной сетью областных государственных учреждений и муниципальных учреждений; наличие ряда неперспективных и депрессивных городских и сельских поселений; сформировавшаяся в советский период в соответствии с потребностями плановой экономики система размещения производительных сил в условиях рыночной экономики в ряде субъектов Российской Федерации показала свою нежизнеспособность - особенно это касается районов Крайнего Севера и других территорий с неблагоприятными природно-климатическими условиями.

5. Несбалансированность местных бюджетов.

6. Отсутствие схем территориального планирования и генеральных планов муниципальных образований Иркутской области.

7. Недостаточная эффективность системы взаимодействия между органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

8. Недостаточная обеспеченность муниципальной службы в Иркутской области квалифицированными кадрами, прошедшими обучение по направлениям деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области.

     ________________

<2> Имеется в виду возможность обеспечения ряда основных потребностей человека: карьерного роста, культурного досуга, высокотехнологичной медицины, дополнительного образования и так далее.