Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ


Деятельность Правительства Иркутской области в период реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом Иркутской области от 26 октября 2006 года N 68-оз, была направлена на сближение муниципальных образований Иркутской области по уровню экономического и социального развития за счет расширения их экономического потенциала, использования конкурентных преимуществ и возможностей межмуниципального сотрудничества.

В связи с негативным влиянием мирового финансового кризиса итоги развития муниципальных образований Иркутской области за 2009 год характеризовались снижением темпов основных социально-экономических показателей по сравнению с 2006 годом.

Не в полной мере мировой финансовый кризис отразился в тех муниципальных образованиях Иркутской области, где основным видом экономической деятельности является добыча полезных ископаемых: в них объемы промышленного производства превысили уровень 2006 года. В их число входят муниципальное образование города Бодайбо и района, муниципальное образование "Катангский район", муниципальное образование "Нижнеилимский район", Усть-Кутское муниципальное образование.

В муниципальных образованиях Иркутской области, в общей структуре экономики которых преобладает сельское хозяйство, благодаря мерам государственной поддержки в 2009 году сложилась достаточно благоприятная ситуация. Так, например, увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства по отношению к 2008 году наблюдалось в муниципальном образовании "Братский район", муниципальном образовании "Аларский район", муниципальном образовании "Нукутский район". В муниципальном образовании "Баяндаевский район", муниципальном образовании "Боханский район", муниципальном образовании Куйтунский район, муниципальном образовании "Усть-Удинский район" и других сдерживающим фактором роста производства стали неблагоприятные погодные условия.

В связи с неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой наиболее сложная ситуация сложилась в муниципальных образованиях Иркутской области, где основу экономики составляет обрабатывающая промышленность, особенно металлургическая, целлюлозно-бумажная и лесоперерабатывающая. К таким территориям относятся муниципальное образование "город Свирск", муниципальное образование города Братска, муниципальное образование Слюдянский район, муниципальное образование "Тайшетский район", Шелеховский район.

Мировой финансовый кризис крайне остро сказался на положении монопрофильных населенных пунктов, к которым в Иркутской области относятся Байкальское муниципальное образование, где ситуация наиболее сложная, а также город Шелехов, муниципальное образование "город Саянск", муниципальное образование город Усть-Илимск, муниципальное образование "Железногорск-Илимское муниципальное образование".

Снижение экономических показателей негативно сказалось на уровне жизни населения и ситуации на рынке труда. В 2009 году в 21 муниципальном образовании Иркутской области наблюдается снижение среднедушевых доходов к уровню 2008 года, что связано в большей мере с сокращением доходов от предпринимательской деятельности, со снижением в некоторых муниципальных образованиях Иркутской области среднемесячной заработной платы. Уровень регистрируемой безработицы выше критического в 12 муниципальных образованиях Иркутской области. Для стабилизации ситуации на рынке труда в 2009 году реализовывался комплекс дополнительных мер.

Ситуация, сложившаяся в муниципальных образованиях Иркутской области по итогам 2009 года, достаточно сложная, однако в 1-м квартале 2010 года по отношению к аналогичному периоду 2009 года наблюдается некоторое замедление темпов снижения показателей.

С целью преодоления негативных последствий мирового финансового кризиса, стабилизации ситуации, роста экономического потенциала муниципальных образований Иркутской области развитие Иркутской области в 2011 - 2015 годах будет основываться на формировании четырех зон опережающего развития.

Данные зоны определены Концепцией и соответствуют пространственным приоритетам развития Иркутской области, обозначенным в Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, в соответствии с которой выделяются Южный (первая, третья и четвертая зоны опережающего развития Иркутской области) и Северный пояса развития (вторая зона опережающего развития Иркутской области).