Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

Система образования


Система образования является одной из базовых отраслей социального сектора. Поддержка сектора и его дальнейшее развитие (повышение качества и расширение объема предоставляемых услуг, совершенствование системы финансирования и управления) является важным направлением социально-экономического развития Иркутской области.

Система образования Иркутской области представлена образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные и профессиональные программы (основные и дополнительные).

В 1051 муниципальном общеобразовательном учреждении обучается около 259,0 тыс. учащихся. В Иркутской области 915 дошкольных образовательных учреждений посещает 105 тыс. детей. В 336 образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего (полного) общего образования, ежедневно подвозится более 14 тыс. обучающихся из 771 населенного пункта. При 48 общеобразовательных учреждениях функционируют интернаты, в которых проживает 832 воспитанника из 136 сельских населенных пунктов.

Сеть образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы, дифференцирована по типам и видам. Система среднего профессионального образования включает в себя 67 образовательных учреждений разной подведомственной подчиненности, в том числе подведомственных министерству образования Иркутской области - 16, в которых обучается 48 тыс. студентов. В систему начального профессионального образования Иркутской области входят 48 профессиональных училищ и лицеев, в которых обучается более 18 тыс. учащихся.

Профессиональное обучение осуществляется по 85 специальностям, 93 профессиям и 257 программам дополнительного профессионального образования. Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов ежегодно составляет более 23 тыс. человек. Занятость выпускников образовательных учреждений с учетом призыва на военную службу и продолжения обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и среднего профессионального образования составила 93%.

В целом сфера образования, подведомственная министерству образования Иркутской области, включает 138 образовательных учреждений, из них 46 образовательных учреждений начального профессионального образования, 17 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 8 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 7 школ-интернатов, 39 специальных коррекционных школ, 21 детский дом.

Основные проблемы системы образования Иркутской области:

1. Ограниченность условий для обеспечения доступного качественного образования:

а) низкая обеспеченность населения услугами дошкольного образования;

б) низкая обеспеченность учреждениями общего образования.

В секторе дошкольного образования ежегодно увеличивается спрос населения, что связано с ростом рождаемости в Иркутской области (в 2006 году в Иркутской области родилось 30,5 тыс. детей, в 2009 году - 38,0 тыс. детей). Принимаемые меры по открытию дополнительных групп в действующих детских садах, строительству к ним пристроек, реконструкции ранее закрытых детских садов и введению вариативных форм дошкольного образования не решают проблему удовлетворения спроса. Охват детей в возрасте от 1 до 7 лет различными формами дошкольного образования составил 59%. На учете по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения числится 39 тыс. детей в возрасте от 1,5 до 7 лет, в том числе 14,5 тыс. детей в возрасте от 3 до 7 лет.

В секторе общего образования высока доля образовательных учреждений, работающих в две смены, от общего числа образовательных учреждений - 33,1%, несмотря на снижение этого показателя в 2009 году проблема остается актуальной для 20,4% детей, обучающихся во вторую смену. Также в связи с существующей демографической ситуацией в течение двух последних лет растет число первоклассников (2008 год - на 963 ребенка, 2009 год - на 1195 детей), учитывая рост рождаемости, можно рассчитывать на дальнейшее увеличение.

2. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы.

Проблема развития материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными потребностями является одной из наиболее значимых для Иркутской области. Обеспеченность общеобразовательных учреждений, реализующих программы основного общего и среднего (полного) общего образования, компьютерными классами нового поколения в 2009 году составила 62,7%. В 2009 году наблюдается некоторое сокращение условного числа обучающихся, приходящихся на 1 компьютер, с 26,97 в 2007 году до 25,64. Учебно-материальная база 34% общеобразовательных учреждений не в полной мере соответствует современным требованиям действующих образовательных стандартов. Признаны ограниченно годными в эксплуатации 63 здания общеобразовательных учреждений, требуют капитального ремонта около 40% общеобразовательных учреждений.

С целью создания условий получения качественного образования, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в 2009 - 2010 учебном году 50% общеобразовательных учреждений осуществляют образовательный процесс в режиме продленного дня. Следует отметить, что в данном случае важную роль играет состояние и укомплектованность медицинских кабинетов и столовых общеобразовательных учреждений.

3. Дефицит кадров.

Общая численность педагогических работников в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, детских домах и школах-интернатах составила более 40,2 тыс. человек. Удельный вес учителей, имеющих высшее образование, в общеобразовательных учреждениях в 2009 году составил 72,9%.

В общеобразовательных учреждениях Иркутской области работают 21,2 тыс. учителей. Обеспеченность педагогическими кадрами общеобразовательных учреждений по состоянию на 2010 год составляет 99,4%. Тем не менее около 20% педагогического состава старше пенсионного возраста.

4. Низкий уровень востребованности выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования и отсутствие преемственности в системе поиска, поддержки и сопровождения талантов.

В настоящее время на рынке труда отмечается несоответствие спроса предложению. Это связано, в том числе, с несоответствием кадровой подготовки в Иркутской области реальной потребности организаций. Структура подготовки рабочих кадров в образовательных учреждениях и потребность экономики Иркутской области в квалифицированных рабочих не сбалансированы.

Имеется проблема актуализации образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, отмечается дефицит позиционирования учреждений науки и образовательных учреждений на федеральном и международном уровнях.

Отсутствует единая система поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи, которая в настоящее время представлена преимущественно отдельными конкурсами инновационных проектов, организуемыми общеобразовательными учреждениями, образовательными учреждениями высшего профессионального образования и исполнительными органами государственной власти Иркутской области.