Действующий

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 21.01.2015)

Бюджетный сектор


По итогам 2009 года Иркутская область находилась на 7-м месте среди субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе по доле совокупного объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области в общем объеме валового регионального продукта Иркутской области (13%).

По объему доходов областного бюджета на душу населения Иркутская область заняла 8-е место среди субъектов Российской Федерации, что на 4% ниже среднего уровня по Сибирскому федеральному округу и на 15% - среднего уровня по Российской Федерации. Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет Иркутской области в расчете на одного жителя в 2009 году были меньше среднего уровня по Сибирскому федеральному округу на 28%.

Объективно обусловленная необходимость в сохранении существующего уровня социальных расходов областного бюджета препятствует расширению государственных мер по стимулированию развития экономики Иркутской области. Так, в 2009 году расходы областного бюджета на развитие экономики в расчете на одного жителя были на 33,3% меньше среднего уровня по Сибирскому федеральному округу. При этом отставание увеличилось на 4,7% от уровня 2008 года. В то же время межбюджетные трансферты и расходы на социальную политику по итогам 2009 года составляли 64% бюджетных расходов.

Для Иркутской области характерно наличие значительного объема государственного долга. В 2009 году государственный долг Иркутской области в расчете на 1 жителя был на 12,8% больше среднего по Сибирскому федеральному округу. Для сравнения, в 2008 году данный показатель был выше среднего показателя по Сибирскому федеральному округу на 119,9%.

Принятые Правительством Иркутской области меры по обеспечению сбалансированности областного бюджета в 2008 - 2009 годах позволили создать необходимые резервы для смягчения воздействия мирового финансового кризиса на бюджетную систему Иркутской области и снизить уровень государственного долга Иркутской области. Планомерно проводимая Правительством Иркутской области политика по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по повышению доходного потенциала и оптимизации расходов, привела к снижению уровня дефицита областного бюджета и, как следствие, к снижению объема государственного долга в среднесрочной перспективе. Одними из приоритетных направлений бюджетной политики являются снижение уровня государственного долга и сохранение в среднесрочной перспективе экономически безопасного уровня. Также стоит задача обеспечения сбалансированной структуры государственного долга.

Основные проблемы бюджетного сектора:

1. Недостаточность доходных источников для покрытия расходных полномочий.

Формирование налоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской области в последние годы происходило под влиянием кризисных явлений в экономике и в условиях изменений бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации (неоднократно изменялся порядок зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию и нефтепродукты, порядок исчисления прибыли налогоплательщиками и налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, платы за лесопользование, с 2010 года централизован в федеральном бюджете налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и проведена индексация ставок акцизов).

Общий объем поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Иркутской области в 2008 году составил 54237 млн. рублей, в 2009 году - 56496 млн. рублей, в 2010 году запланировано поступление налоговых доходов в объеме 58335 млн. рублей.

В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес занимают налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц (порядка 60%). Так, поступление налога на прибыль организаций составило в 2008 году - 16878 млн. рублей, в 2009 году - 15661 млн. рублей, на 2010 год запланировано 12970 млн. рублей.

Существенное снижение поступлений по налогу на прибыль организаций является следствием влияния финансово-экономического кризиса на деятельность хозяйствующих субъектов. Так, наибольшее снижение поступлений в 2009 году сложилось по следующим видам экономической деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Строительство", "Оптовая и розничная торговля", "Финансовая деятельность", "Операции с недвижимым имуществом".

Поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Иркутской области составило: в 2008 году - 24567 млн. рублей, в 2009 году - 24384 млн. рублей, в 2010 году запланировано поступление в сумме 26354 млн. рублей.

Поступление налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в консолидированный бюджет Иркутской области составило в 2008 году 6855 млн. рублей, в 2009 году - 8909 млн. рублей, план 2010 года - 9728 млн. рублей.

Поступление налогов на совокупный доход в консолидированный бюджет Иркутской области составило в 2008 году - 2532 млн. рублей, в 2009 году - 2413 млн. рублей, прогноз поступления на 2010 год - 2793 млн. рублей (в том числе поступление налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составило соответственно 1446 млн. рублей, 1265 млн. рублей, 1494 млн. рублей).

Поступление акцизов в консолидированный бюджет Иркутской области составило в 2008 году 2958 млн. рублей, в 2009 году - 4143 млн. рублей, поступление в 2010 году запланировано в объеме 5253 млн. рублей.

В областной бюджет налоговых доходов поступило: в 2008 году - 37975 млн. рублей, в 2009 году - 42904 млн. рублей, в 2010 году запланировано поступление налоговых доходов в объеме 43591 млн. рублей. На формирование областного бюджета оказывает влияние изменение нормативов отчислений налогов в местные бюджеты.

Поступление налога на доходы физических лиц в областной бюджет составило в 2008 году - 14740 млн. рублей (в сопоставимых условиях с учетом изменения доли зачислений в местный бюджет), в 2009 году - 14631 млн. рублей, в 2010 году прогноз поступлений по налогу на доходы физических лиц составляет 15812 млн. рублей.

Поступление платежей при пользовании природными ресурсами в консолидированный бюджет Иркутской области составило в 2008 году - 1374 млн. рублей, в 2009 году - 1045 млн. рублей, план 2010 года - 796 млн. рублей. Снижение объема поступлений по платежам за природопользование обусловлено изменением федерального законодательства, регламентирующего порядок исчисления платежей за лесопользование.

Поступление доходов от оказания платных услуг в консолидированный бюджет Иркутской области в 2008 году составило 2319 млн. рублей, в 2009 году - 2411 млн. рублей, план на 2010 год - 2849 млн. рублей. Поступление в областной бюджет составило соответственно 1172 млн. рублей, 1359 млн. рублей, план на 2010 год - 1683 млн. рублей.

Объемы поступлений из федерального бюджета дотаций (8789 млн. рублей - факт 2009 года, 7578 млн. рублей - план 2010 года), субсидий (5958 млн. рублей - факт 2009 года, 4446 млн. рублей - план 2010 года), иных межбюджетных трансфертов (944 млн. рублей - факт 2009 года, 642 млн. рублей - план 2010 года) планомерно снижаются.

Объем субвенций в соответствии с передаваемыми федеральными полномочиями увеличен (6380 млн. рублей - факт 2009 года, 9339 млн. рублей - план 2010 года).

В то же время общий объем расходов сократился значительно меньше, чем доходы областного бюджета. Более того, расходы областного бюджета по ключевым статьям затрат: заработная плата, уплата налогов, содержание имущества бюджетной сети - остались либо на докризисном уровне, либо даже возросли.

Высока вероятность того, что сложившаяся тенденция разрыва доходов и инерционно растущих расходов, с учетом выхода ключевых налогоплательщиков на докризисный уровень производства и продаж своей продукции, затянется на 2011 - 2012 годы. Следствиями ее могут быть: повышение риска невыполнения обязательств Иркутской области как субъекта бюджетных правоотношений, хроническая нехватка средств для реализации проектов развития, сужение горизонта принятия решений до оперативно-тактического уровня.

2. Недостаточно высокий уровень качества управления в сфере государственных финансов.

Сравнительный анализ ключевых индикаторов качества финансового управления в Иркутской области показывает, что практика управления государственными финансами Иркутской области менее эффективна, чем в других субъектах Российской Федерации.

Указанная проблема имеет ряд собственных следствий: областной бюджет не является полноценным инструментом реализации целей и приоритетов политического руководства, существует дефицит ответственности за распоряжение бюджетными средствами, отсутствуют стимулы к эффективному расходованию бюджетных средств и экономии.

3. Несбалансированность местных бюджетов.

Общее состояние местных финансов может быть охарактеризовано как тяжелое. Значительный объем накопленной просроченной кредиторской задолженности фактически ставит на грань банкротства отдельные муниципальные образования Иркутской области, для которых риск введения прямого финансового управления достаточно высок.