ЗАКОН

 ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

от 31 декабря 2010 года N 143-оз

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

(в редакции Закона Иркутской области от 21.01.2015 N 2-ОЗ)

Принят
постановлением
Законодательного Собрания
Иркутской области
от 15 декабря 2010 года N 28/18-ЗС

 Статья 1


Утвердить Программу социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (прилагается).

 Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу после дня его официального опубликования.

Губернатор
Иркутской области
Д.Ф.МЕЗЕНЦЕВ

     г. Иркутск
     31 декабря 2010 года
     N 143-ОЗ



Утверждена
Законом
Иркутской области
"Программа социально-экономического
развития Иркутской области
на 2011 - 2015 годы"
от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ


ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

 (в редакции Закона Иркутской области от 21.01.2015 N 2-ОЗ)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ

Наименование Программы

Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы

Основание для разработки Программы

Закон Иркутской области от 8 мая 2009 года N 25-оз "О программе социально-экономического развития Иркутской области"; распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 марта 2010 года N 13-р "О разработке проекта Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы"

Государственный заказчик Программы

Правительство Иркутской области

Основные разработчики Программы

Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области;

Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад"

Цели Программы

1. Повысить качество человеческого потенциала.

2. Создать условия для нового экономического роста Иркутской области.

3. Обеспечить пространственное и инфраструктурное развитие Иркутской области.

4. Повысить устойчивость системы государственного управления, в том числе достичь высоких показателей правопорядка и обеспечить экологическую безопасность

Основные задачи Программы

Реализация цели по повышению качества человеческого потенциала предусматривает решение следующих задач:

1. Улучшение демографической ситуации.

2. Развитие системы здравоохранения и улучшение состояния здоровья населения.

3. Создание благоприятных условий для увеличения охвата населения спортом и физической культурой и улучшение имиджа Иркутской области по отдельным видам спорта высших достижений.

4. Создание благоприятных условий для жизни и занятости молодежи на территории Иркутской области.

5. Создание условий для получения доступного и качественного образования.

6. Создание условий для развития культурного и духовного потенциала личности и общества в целом.

7. Улучшение качества жизни социально незащищенных групп населения.

8. Создание условий по обеспечению занятости населения и снижению безработицы, достойной оплаты труда, повышению безопасности труда

Реализация цели по созданию условий для нового экономического роста Иркутской области предусматривает решение следующих задач:

1. Обеспечение эффективного использования природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора в условиях устойчивого роста экономики Иркутской области и повышения качества жизни населения.

2. Модернизация существующих и развитие новых производств с высокой добавленной стоимостью с упором на высокотехнологичные сектора производства.

3. Эффективное управление лесными ресурсами, увеличение отдачи от лесного сектора экономики за счет развития существующих и освоения новых технологоемких секторов производства.

4. Обеспечение продовольственной безопасности Иркутской области (с одновременным развитием населенных пунктов, находящихся в сельской местности) и развитие сельскохозяйственных рынков.

5. Реализация туристического потенциала Иркутской области.

6. Повышение конкурентоспособности экономики Иркутской области за счет определения отраслевой специализации на рынках инновационных товаров и услуг и увеличения реализации инновационной продукции, технологий и научных разработок.

7. Повышение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства на внутреннем, межрегиональном и международном рынках.

8. Обеспечение устойчивого развития потребительского рынка Иркутской области

Реализация цели по обеспечению пространственного и инфраструктурного развития Иркутской области предусматривает решение следующих задач:

1. Повышение доступности транспортных услуг для населения Иркутской области.

2. Создание и развитие информационного общества.

3. Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг.

4. Формирование рынка доступного жилья, развитие инфраструктурной обеспеченности Иркутской области.

5. Создание необходимых условий для перехода муниципальных образований Иркутской области в режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития

Реализация цели по повышению устойчивости системы государственного управления, в том числе по достижению высоких показателей правопорядка и обеспечению экологической безопасности, предусматривает решение следующих задач:

1. Модернизация государственного управления.

2. Развитие внешнеэкономических связей.

3. Повышение эффективности использования бюджетных средств и платежеспособности консолидированного бюджета Иркутской области.

4. Эффективное управление государственной собственностью Иркутской области с целью минимизации бюджетных расходов.

5. Эффективное управление природными ресурсами Иркутской области.

6. Улучшение качества окружающей среды и условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств.

7. Снижение уровня преступности и поддержание общественного порядка

Сроки реализации Программы

2011 - 2015 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

Правительство Иркутской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области, хозяйствующие субъекты, с которыми в установленном законодательством порядке заключены государственные контракты на выполнение программных мероприятий

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования составляет 517664,75 млн. рублей, из них:

федеральный бюджет - 40853,99 млн. рублей;

областной бюджет - 38675,52 млн. рублей;

местные бюджеты - 8929,18 млн. рублей;

другие источники финансирования - 429206,06 млн. рублей.

Распределение финансирования по годам:

2011 год - 139164,83 млн. рублей;

2012 год - 128707,22 млн. рублей;

2013 год - 119506,34 млн. рублей;

2014 год - 69981,89 млн. рублей;

2015 год - 60304,47 млн. рублей

Система организации контроля исполнения Программы

Общее руководство и контроль хода реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы осуществляет Правительство Иркутской области.

Реализация системы конкретных мероприятий и проектов Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы, ведущие к достижению намеченных целей.

Реализация Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы осуществляется в рамках Плана действий Правительства Иркутской области по реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - План действий Правительства Иркутской области), ежегодно утверждаемого правовым актом Правительства Иркутской области.

План действий Правительства Иркутской области представляет собой систему взаимоувязанных по объемам и источникам финансирования, исполнителям мероприятий, направленных на достижение поставленных в Программе социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы целей и задач, и индикаторов, характеризующих их достижение.

План действий Правительства Иркутской области является основой для распределения объемов бюджетных ассигнований на соответствующий финансовый год.

Контроль хода реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы осуществляется по результатам реализации Плана действий Правительства Иркутской области на основе отчета о ходе реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы за истекший финансовый год.

Ежегодно по результатам реализации Плана действий Правительства Иркутской области Губернатор Иркутской области представляет в Законодательное Собрание Иркутской области отчеты о ходе реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы за истекший финансовый год

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

В результате реализации мероприятий Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы ожидается увеличение в реальном выражении к 2015 году по сравнению с уровнем 2009 года: валового регионального продукта - в 1,6 раза, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы - в 1,76 раза

РЕЗЮМЕ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ


Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения в среднесрочной перспективе.

Программа в системе документов среднесрочного и долгосрочного планирования является инструментом реализации Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Губернатора Иркутской области от 4 июня 2010 года N 34-р (далее - Концепция).

Программа входит в систему документов стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации. Программа сформирована в развитие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, стратегий развития отраслей Российской Федерации, учитывает положения Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, Концепции.

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Иркутская область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:

1. Невысокая стоимость энергоресурсов. Это обусловлено наличием добывающих и перерабатывающих производств на территории Иркутской области, а также высоким уровнем развития энергетического комплекса (высокая эффективность работы гидроэлектростанций Ангарского каскада).

2. Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами субъектов Российской Федерации. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

3. Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горно-добывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторах экономики.

4. Уникальные рекреационные ресурсы, богатые лесные и водные ресурсы.

5. Наличие на территории крупных транспортных узлов. Иркутская область находится вблизи государственной границы, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

6. Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

Развитие Иркутской области в Концепции формируется в трехсценарной системе координат и зависит от сочетания внешних и внутренних факторов:

1. Инерционный - продолжение сложившихся тенденций социально-экономического развития Иркутской области.

2. Энергосырьевой (сценарий "новой индустриализации"), при котором акцент развития территории делается на реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, добычи и первичной переработки природных ресурсов при умеренных темпах развития перерабатывающих отраслей, инновационного сектора и инвестиционных возможностей.

3. Инновационный (сценарий сбалансированного развития), опирающийся на наиболее полное использование конкурентных преимуществ местной экономики, природно-ресурсного и транзитного потенциала, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции Иркутской области, модернизацию транспортной инфраструктуры, развитие человеческого потенциала, повышение уровня производства, направленного на удовлетворение внутреннего спроса и импортозамещение.

Инновационный сценарий развития является целевым при определении направлений социально-экономической политики Иркутской области.

Инновационное развитие Иркутской области направлено на решение следующих основных задач:

1. Повышение энергоэффективности экономики, обеспечение бесперебойного, безопасного и экономичного энергоснабжения экономики и населения Иркутской области.

Решение поставленной задачи предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства.

Повышение энергоэффективности экономики должно привести с одной стороны к повышению производительности труда и капитала, с другой стороны - к повышению качества жизни населения.

2. Комплексная переработка природных ресурсов. Основной приоритет - лесной комплекс.

Внедрение передовых технологий деревообработки даст толчок помимо развития собственно лесного комплекса к развитию промышленности строительных материалов и строительной деятельности. Инновационное развитие лесного комплекса позволит также решить проблему с отходами лесопереработки и обеспечить эффективное лесовосстановление.

3. Обеспечение продовольственной безопасности Иркутской области в основном за счет собственного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развития местной пищевой промышленности с одновременным развитием сельских территорий как единого производственного, социально-экономического, территориального и природного комплекса.

За счет внедрения инновационных технологий будет повышена производительность труда в агропромышленном комплексе, снижены риски, связанные с климатическими условиями. За счет этого будет достигнут опережающий рост уровня жизни сельского населения, созданы рабочие места в сфере производства товаров народного потребления, торговли и обслуживания.

4. Восстановление статуса Иркутской области как делового, научно-образовательного и культурного центра Восточной Сибири, превращение Иркутской области в один из форпостов Российской Федерации во взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Иркутская область занимает выгодное геополитическое положение на пересечении транспортных путей Европа - Азия. Исторически это обусловливало развитие здесь деловых и культурных отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Иркутская область должна использовать это преимущество для увеличения транзитных транспортных потоков, развития международных научных, образовательных и культурных программ.

Инновации должны существенно изменить не только материально-производственную сферу, но и общественно-культурную. Необходимо преобразовать культурно-исторический облик Иркутской области, развивать культурные проекты, имеющие общесибирское значение и привлекательные для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, сделать Иркутскую область комфортным местом для проживания и отдыха. Особое место в данном процессе будут занимать вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

В среднесрочной перспективе с целью создания оптимальных условий для развития Иркутской области и обеспечения экономического роста приоритетными направлениями являются:

а) разработка и внедрение инновационных технологий для модернизации экономики и социальной сферы;

б) развитие и повышение качества человеческого капитала;

в) развитие инфраструктурных возможностей Иркутской области;

г) обеспечение продовольственной безопасности;

д) реализация туристического и рекреационного потенциала;

е) обеспечение экологической безопасности.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ


 Краткая историческая справка


Освоение Сибири началось в 20-е годы XVII века. К середине XVII века эта территория вошла в состав Русского государства. Закрепление территорий происходило путем строительства острогов. В 1661 году в Восточной Сибири на реке Иркут появился острог, который в 1686 году был преобразован в город и стал центром воеводства. В 1719 году Сибирская губерния с центром в Тобольске была разделена на 5 провинций. Восточная Сибирь вошла в состав Иркутской провинции.

В 1764 году Иркутскую провинцию преобразовали в Иркутскую губернию, которая занимала значительную территорию от бассейна Енисея до Тихого океана.

В 1851 году из Иркутской губернии выделены в качестве самостоятельных Забайкальская и Якутская области. В результате губерния приобрела очертания, примерно соответствующие границам современной Иркутской области.

При всех преобразованиях практически неизменными оставались уезды - Иркутский, Тулунский, Киренский, что свидетельствовало о прочности сложившихся экономических связей, отражающих хозяйственную целостность данной территории. С учетом этих связей в сентябре 1937 года была образована Иркутская область.

Определенные в 1937 году границы Иркутской области с незначительными изменениями на северо-востоке сохранились до нашего времени, хотя внутреннее деление административных районов за этот период менялось неоднократно.

На момент образования Иркутской области в нее входило 27 районов. На современной карте Иркутской области 33 муниципальных района и 9 городских округов. Внутриобластные административно-территориальные преобразования происходили в основном в период широкомасштабной индустриализации и касались прежде всего территорий активного хозяйственного освоения.

Географическое положение, климатические условия и природные ресурсы


Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири, в бассейнах верхнего течения рек Нижней Тунгуски, Ангары и Лены. На юго-востоке Иркутской области - озеро Байкал. Общая площадь Иркутской области - 775 тыс. кв.км (4,6% площади Российской Федерации). Ее протяженность с запада на восток равна 1,5 тыс. км и с севера на юг - 1,4 тыс. км. Иркутская область находится в самом центре материка и граничит с Республикой Саха (Якутия) на северо-востоке, с Забайкальским краем и Республикой Бурятия на востоке и юге, с Красноярским краем на западе, с Республикой Тыва на юго-западе. Иркутская область входит в состав Сибирского федерального округа.

Иркутская область является крупным транспортным узлом на Транссибирской железнодорожной магистрали. Имеется развитое транспортное сообщение (автомобильные дороги, водный транспорт, авиалинии) как внутри Иркутской области, так и с другими субъектами Российской Федерации и странами Азии.

Разнообразие климатических условий Иркутской области определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток и расчлененностью рельефа.

Климат в Иркутской области резко континентальный с отрицательной почти на всей территории среднегодовой температурой (в Иркутске -1°C, в Братске -2°C, в Бодайбо -6°C, в Катангском районе -9°C, вблизи байкальского побережья до +0,5°C). На большей части Иркутской области среднегодовое количество осадков составляет около 500 мм в год.

Иркутская область богата полезными ископаемыми. Здесь расположены крупнейшие в стране Ленская золотоносная, Мамско-Чуйская слюдоносная, Ангарская железорудная и Восточно-Саянская редкометалльная провинции, Иркутский угленосный бассейн, крупнейший в мире Восточно-Сибирский соленосный бассейн.

Главными минеральными ресурсами являются углеводородное сырье, золото, слюда, железо, бурый и каменный уголь, поваренная соль. Иркутская область богата месторождениями нерудного сырья.

В Иркутской области расположен крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, представленный тремя сотнями источников (многие из них используются в коммерческих целях в качестве питьевой воды).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»