Недействующий

ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 сентября 2004 года N 340

О проекте долгосрочной областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005-2010 годы"

{Утратил силу: постановление Губернатора Камчатского края от 24.11.2008 N 418}

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Постановление губернатора КО от 15.02.2005 N 50

Постановление губернатора КО от 20.10.2006 N 406

Постановление губернатора КО от 30.10.2006 N 474

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года N 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", со статьей 29 Бюджетного кодекса Камчатской области от 14.03.2000 года N 79, постановлением Губернатора Камчатской области от 06.06.2003 года N 242 "О порядке разработки, согласования, принятия и организации выполнения долгосрочных областных целевых программ" и в целях снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций в Камчатской области

Постановляю:

1. Принять прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005 - 2010 годы" (далее - Программа).

2. Первому заместителю губернатора Камчатской области Н.Л. Рязанцевой обеспечить внесение Программы в Совет народных депутатов Камчатской области для утверждения в установленном порядке.

3. Ответственность за реализацию Программы возложить на первого заместителя губернатора Камчатской области В.В. Грибкова и, в части предусмотренного областным бюджетом финансирования, на заместителя губернатора - начальника департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области Н.М. Пархоменко.

4. Контроль за исполнением Настоящего постановления возложить на первого заместителя губернатора Камчатской области В.В. Грибкова.

Губернатор Камчатской области
 М.Б. Машковцев


Приложение
к постановлению Губернатора
Камчатской области
от 09 сентября 2004 г. N 340

Долгосрочная областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005-2010 годы"

Принятые сокращения

1. ГО - гражданская оборона

2. ЧС - чрезвычайная ситуация

3. РСЧС - Единая Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

4. МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

5. ЗИП - запасные инструменты и принадлежности

6. СЦВ - стойка централизованного вызова

7. РМО - районное муниципальное образование

Паспорт долгосрочной областной целевой программы


"Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Камчатской области на 2005-2010 годы"

Наименование Программы

Долгосрочная областная целевая программа "Снижениерисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуацийприродного и техногенного характера в Камчатскойобласти на 2005-2010 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение губернатора Камчатской области от 26.04.2004 года N 441-Р

Государственный заказчик-координатор Программы

Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области (по согласования)

Государственные заказчики Программы

Камчатское межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию)

Основной разработчик Программы

Главное управление по делам гражданской обороныи чрезвычайным ситуациям Камчатской области(по согласованию)

Исполнители Программы

Главное управление по делам гражданской обороныи чрезвычайным ситуациям Камчатской области(по согласованию)
 Камчатское межрегиональное территориальное управлениепо гидрометеорологии и мониторингу окружающейсреды (по соглосованию)

Цель Программы

Целью Программы является снижение рисков и смягчениепоследствий аварий, катастроф и стихийных бедствий натерритории Камчатской области для повышения уровнязащиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийприродного и техногенног о характера

Задачи Программы

- Создание системы мониторинга, лабораторного контроляи прогнозирования чрезвычайных ситуаций природногои техногенного характера;

 - совершенствование лавинного обследования горных территорий;

 - совершенствование наблюдения за гидрологической обстановкойв бассейнах рек;

 - ввод в эксплуатацию территориальной автоматизированнойсистемы централизованного оповещения П-166;

 - создание областной автоматизированной информационно-управляющейсистемы;

 - совершенствование системы связи и оповещения органов управленияГОЧС Камчатской области;

 - проведение работ по созданию, сохранению и использованиюстрахового фонда документации на объекты повышенного рискаи объекты системы жизнеобеспечения населения;

 - совершенствование возможностей сил наблюдения, контроля иликвидации чрезвычайных ситуаций Камчатской территориальнойподсистемы РСЧС;

 - реализация системы мер по подготовке населения и специалистовк действиям в чрезвычайных ситуациях

Сроки и этапыреализации Программы

Программа выполняется в 2005-2010 годах.
 Исходя из соответствующего научно-технического ипроизводственного потенциала, а также экономическойситуации в Камчатской области, выполнение Программыразделено на два связанных между собой этапа:
 первый этап - 2005-2006 годы;

 второй этап - 2007-2010 годы

Перечень основныхмероприятий Программы

Разработка и реализация системы мер по мониторингу ипрогнозированию чрезвычайных ситуаций;

 - развитие системы информационного обеспечения управлениярисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизацияавтоматизированных систем управления., совершенствованиесистемы связи и оповещения;

 - разработка и реализация системы мер по снижению рисков,смягчению последствий и защите населения и территорий вКамчатской области от чрезвычайных ситуаций;

 - разработка и реализация системы мер по подготовке населенияи специалистов к действиям в чрезвычайных ситуациях

Объемы и источники финансирования
 Программы (в ценах 2004 года)

Общий объем финансирования Программы составляет39857,3 тыс. рублей
 Источник финансирования - областной бюджет

Прогноз ожидаемыхконечных результатов реализации Программы

Преодоление неблагоприятной тенденции роста в Камчатскойобласти количества чрезвычайных ситуаций;

 - снижение на 20-30 % рисков возникновения чрезвычайных ситуацийдля населения, проживающего в районах, подверженных воздействиюопасных факторов природного и техногенного характера;

 - сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидации чрезвычайных ситуаций

Система организации контроля заисполнением Программы

Контроль за исполнением Программы возлагается на Главноеуправление по делам гражданской обороны и чрезвычайнымситуациям Камчатской области (по согласованию)
 Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения
 Программы и об использовании средств областного бюджета
 Камчатской области представляются исполнителями Программы вустановленном порядке

1. Технико-экономическое обоснование Программы

Настоящая Программа разработана как один из механизмов реализации на территории Камчатской области требований Федеральных законов Российской Федерации от 21.12.94 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.98 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы природного и техногенного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.

За последние 30 лет в нашей стране от аварий, катастроф и стихийных бедствий пострадало более 10 млн. человек, из них погибло более 600 тыс. человек. Суммарный экономический ущерб за этот период сопоставим со среднегодовым валовым внутренним продуктом Российской Федерации. Имеет место рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций. За этот период среднегодовой прирост потерь составил: по числу погибших - 4,3 %, пострадавших - 8,6 % и материальному ущербу - 10,4 %. По оценкам отечественных ученых и экспертов возможный среднегодовой совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию последствий ЧС в ближайшие годы в нашей стране может составить от 5 до 7 % валового внутреннего продукта страны.

На территории Камчатской области возможны: землетрясения, цунами, извержение вулканов, наводнения, снежные заносы, сходы снежных лавин, лесные, тундровые и торфяные пожары.

Эти чрезвычайные обстоятельства могут повлечь значительные человеческие жертвы и потери в народном хозяйстве.

Камчатская область относится к сейсмически опасной зоне, где возможны 7-10 бальные землетрясения. В 10-бальную зону попадают р.п. Усть-Камчатск, с. Никольское; в 9-ти бальную: г. Петропавловск-Камчатский, г. Елизово и п. Ключи.

Общая площадь сейсмической зоны составляет 79 тыс. км2 , с населением более 400 тыс. человек. Максимальные потери при землетрясениях в 9 баллов и более могут составить до 156 тыс. человек, из них безвозвратные 72 тыс. человек, санитарные 84 тыс. человек.

Потери производства в г. Петропавловске - Камчатском составят - 70 %, в г. Елизово - 65 %, в п. Ключи - 70 %, в р.п. Усть-Камчатск - 80 %.

Сильные разрушения получат системы связи, энергоснабжения, коммунальные сети, городские транспортные магистрали всех городов, подвергшихся землетрясениям.

При катастрофических извержениях вулканов в опасную зону попадают п. Ключи и г. Елизово с населением соответственно 6,7 и 41,0 тыс. человек, которые находятся в зоне досягаемости лавовых и грязевых потоков, вулканических взрывов.

В результате интенсивных пеплопадов возможны: нарушения авиасообщения, вывод из строя воздушных линий электропередач, помехи в работе радиотелевизионной связи в южной и центральной части полуострова Камчатка.

Восточное побережье полуострова и Командорские острова могут подвергаться воздействию волн цунами. В цунамиопасной зоне находятся два населенных пункта: р.п. Усть-Камчатск и с. Никольское.

В результате интенсивного снеготаяния в весенний период и продолжительных дождей, приносимых циклонами и тайфунами в летний период, возможны наводнения, которые могут привести к подтоплению и полному затоплению ряда населенных пунктов Мильковского, Усть-Камчатского, Елизовского, Усть-Большерецкого районов.

Полному затоплению могут подвергаться 6 населенных пунктов с населением 3,9 тыс. человек, при этом возможно:

- затопление 70 км прилегающих к ним автодорог;

- разрушение 4 мостов, 24 км линий связи, до 10 км линий электропередач;

- затопление 37 животноводческих помещений на 28 тыс. голов скота.

В период с декабря по март при прохождений циклонов и тайфунов возможны сильные снежные заносы населенных пунктов и транспортных магистралей в Камчатской области, особенно г. Петропавловска -Камчатского, Елизовского и Усть-Камчатского районов. Толщина снежного покрова за сутки может составить до 200 см. Снегопад обычно сопровождается сильным ветром порывами до 35 м/сек. Продолжительность пурги может быть от нескольких часов до 4-5 суток. При длительных и интенсивных пургах возможны перерывы движения всех видов транспорта, электроснабжения, осложнения в обеспечении населения продуктами питания, особенно хлебом и молоком, неустойчивая работа объектов народного хозяйства из-за неустойчивой работы автотранспорта.

В связи с сильными снегопадами возможны сходы снежных лавин в г. Петропавловске - Камчатском, на автодороги Елизовского, Усть-Камчатского, Усть-Большерецкого районов, а также в районах отгонного животноводства Срединного и Восточных хребтов.

В лавиноопасной зоне проживает 2,3 тыс. человек, находятся 6 объектов народного хозяйства, 24 км автодорог, 18 км линий связи, 14 км электропередач.

Ежегодно с разной интенсивностью в Камчатской области возникают лесные, тундровые и торфяные пожары. Особенно усиливается пожарная опасность в весенний (май-июнь) и осенний (сентябрь-октябрь) периоды. Площадь возможных районов пожаров составляет:

- лесных 12 тыс. га;

- тундровых 62 тыс. га;

- торфяных 2 тыс. га.

Наиболее опасными в пожарном отношении районами являются: северо-восточная часть Соболевского, северная часть Мильковского, центральная часть Елизовского, юго-западная часть Усть-Камчатского районов.

В районах лесных пожаров находятся 9 населенных пунктов с населением 6,9 тыс. человек. В районах тундровых и торфяных пожаров населенных пунктов нет, но в случае пожаров на торфяниках Елизовского района возможно сильное задымление 4 населенных пунктов с населением 50 тыс. человек.

На территории Камчатской области размещены радиационно опасные объекты Министерства обороны России: плавсредства с ядерными энергоустановками, хранилища жидких и твердых радиоактивных отходов, хранилища боевых частей ракет.

В случае возникновения аварий на данных объектах возможен выброс в окружающую среду большого количества радиоактивных продуктов.

В зависимости от масштабов аварии и метеорологических условий, прогнозируется угроза возникновения радиационно опасной обстановки в городах Вилючинске, Елизово, Петропавловск-Камчатском и на прилегающей территории.

В связи с этим возникают задачи, связанные с необходимостью эвакуации тысяч людей, их медицинского обследования и лечения, а также ведения радиационного мониторинга в условиях ЧС и проведения работ по дезактивации территории.

Ряд организаций в Камчатской области используют встроенные и открытые источники ионизирующих излучений.

При утере радиоактивных источников и разгерметизации их оболочек может произойти локальное загрязнение местности и объектов в месте контакта радиоактивного вещества с поверхностью, на определенной ограниченной площади, с дальнейшим ее увеличением за счет переноса загрязнения.

На территории Камчатской области функционирует 12 объектов экономики, располагающих запасами аммиака. Суммарный запас этих веществ на предприятиях достигает 81,3 тонн. Суммарная площадь территории Камчатской области, на которой могут возникнуть очаги химического заражения, составляет 49,0 тыс.км2 с населением 59,0 тысяч человек.

Особую опасность для населения представляют также значительные запасы высокотоксичных компонентов ракетного топлива, хранящиеся на территории войсковых частей г. Вилючинска.

В Камчатской области возможны предпосылки возникновения и распространения особо опасных болезней животных, таких как: ящур, классическая чума свиней (завоз импортного мяса и сырья из неблагополучных стран юго-восточного региона), бешенство (не упорядочено содержание собак и кошек у населения), сибирская язва (наличие сибиреязвенного очага в п. Лесной с 1974 года), некробактериоз оленей (неблагоприятные климатические условия, ослабляющие устойчивость организма), лептоспироз (природная очаговость).

Основными вредителями сельскохозяйственных культур в Камчатской области являются: на картофеле - фитофтороз и макроспориоз, на капусте и других крестовидных культурах - капустная муха. Фитофтора картофеля носит эпифитотийный характер по всей Камчатской области, особенно в частном секторе, где обработка не проводится.

Наиболее благоприятным районом распространения болезни остается Елизовский район в Камчатской области.

До недавнего времени первостепенное внимание в решении проблем защиты населения и территории от ЧС уделялось ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако эти усилия становятся все менее эффективными и более затратными. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на снижение риска и обеспечение безопасности населения, а не на оплату огромных расходов на покрытие причиненного ущерба.

По расчетам международных экспертов и ученых Российской академии наук затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины причиненного ущерба.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»