Недействующий

ЗАКОН

НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 06 февраля 1995 года N 11-ОЗ

О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ОБЛАСТИ

{Утратил силу:
областной закон от 2 октября 2000 г. N 147-ОЗ; НГР:ru53dmj200000153}

{Принят постановлением областной Думы от 25 января 1995 года N 123-ОД}

Настоящий Закон определяет правовые основы, содержание и механизм осуществления бюджетного процесса на территории Новгородской области, полномочия органов государственной власти области и органов местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, формированию и использованию внебюджетных фондов; обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления по отношению друг к другу в бюджетном процессе; закрепляет право области, ее административно-территориальных образований на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов; действует на всей территории Новгородской области.

Бюджеты разрабатываются, утверждаются и исполняются с учетом оценки социально-экономической ситуации и прогноза основных направлений социально-экономического развития области в соответствии с федеральными законами и настоящим законом.

I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем законе.


В настоящем законе используются следующие понятия:

1. "Бюджет" - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

2. "Бюджетная система области" - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность областного бюджета и бюджетов административно-территориальных образований области.

3. "Бюджетное устройство" - организация бюджетной системы, принципы ее построения.

4. "Бюджетный процесс" - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

5. "Консолидированный бюджет" - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и областного бюджета или бюджета соответствующего административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Областной бюджет, бюджеты городов, районов области составляют консолидированный бюджет области.

6. "Закрепленные доходы" - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

7. "Регулирующие доходы" - доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на соответствующий бюджетный год.

8. "Дополнительные доходы" - налоги и сборы, другие виды доходов, устанавливаемые самостоятельно органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

9. "Дотация" - сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня.

10. "Субвенция" - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего административно-территориального образования.

11. "Трансферт" - сумма финансовой помощи регионам, нуждающимся в поддержке, определяемая в доле каждого региона в общей сумме финансовой помощи, получаемой областью из федерального бюджета и выделяемой из областного бюджета.

12. "Контингент дохода" - сумма взимаемого на территории соответствующего административно-территориального образования конкретного вида налога либо иного платежа.

13. "Минимальный бюджет" - расчетный объем доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего территориального уровня, бюджета села, бюджета поселка, городского бюджета города без районного деления, покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности расчетного объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями, трансфертом и субвенциями по решению вышестоящего представительного органа власти.

14. "Минимальная бюджетная потребность" - минимально необходимый объем расходов бюджетов, гарантируемый соответствующими вышестоящими органами государственной власти или местного самоуправления.

15. "Минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы" - соответственно в натуральном или денежном выражении единые или групповые удельные показатели минимально необходимой обеспеченности важнейшими жилищно-бытовыми, социально-культурными и другими услугами.

16. "Дефицит бюджета" - превышение расходов бюджета над его доходами.

17. "Секвестр" - пропорциональное снижение расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года при превышении предельно установленного уровня дефицита или значительного снижения поступлений доходных источников бюджета, кроме защищенных статей.

18. "Защищенные статьи расходов бюджета" - статьи, не подлежащие секвестру, устанавливаемые соответствующим представительным (законодательным) органом власти.

Статья 2. Основы бюджетного устройства.


1. Бюджетное устройство основывается на единых принципах финансово-бюджетного планирования, финансирования производственной и социально-культурной сфер, создания финансовой базы для комплексного социально-экономического развития соответствующих территорий, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему области, четкого разграничения функций между бюджетами разного уровня, равноправия административно-территориальных образований в бюджетной сфере.

2. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета области и территорий, согласованными принципами бюджетного процесса.

3. Гласность бюджетных отношений основывается на понятных и приемлемых для всех административно-территориальных образований критериях определения финансовых нормативов, объемов помощи, выделяемой нуждающимся в ней территориям, своевременном информировании населения о бюджетном процессе в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

4. Принцип самостоятельности каждого бюджета означает, что органы государственной власти и местного самоуправления обладают собственными источниками финансовых ресурсов, вправе свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями и несут полную ответственность в установленном законом порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

5. Разграничение доходов и расходов между разными уровнями бюджетной системы осуществляется в соответствии с кругом полномочий, закрепленных за конкретным органом власти или органом местного самоуправления.

6. Организация межбюджетных отношений в Новгородской области осуществляется на основе федеральных, областных законов.

7. Необходимым условием бюджетно-финансовой политики является сбалансированность бюджетов всех уровней. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

В целях достижения сбалансированности бюджетов представительными органами власти устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета.

Покрытие дефицита бюджета развития осуществляется за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов. Порядок и условия кредитования, выпуска и размещения государственных займов определяет областная Дума Новгородской области.

8. Составление и исполнение бюджетов является функциями органов исполнительной власти, рассмотрение, утверждение и контроль исполнения бюджетов - соответствующего представительного (законодательного) органа власти.

II. Бюджетное регулирование

Статья 3. Закрепление доходов за бюджетами административно-территориальных образований.


Бюджетное регулирование осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской федерации и настоящим законом.

Уровень закрепленных доходов бюджета должен составлять не менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего административно-территориального образования, а при отсутствии такой возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций, трансферта и субвенций.

Для достижения этого уровня в процессе бюджетного регулирования закрепить за бюджетами административно-территориальных образований области следующие виды областных налогов:

50 процентов налога на имущество предприятий и организаций, а при необходимости в полном объеме в части, подлежащей зачислению в областной бюджет;

лесной доход;

плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

Закрепить в полном объеме в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, или в определенном проценте федеральные налоги:

подоходный налог с физических лиц;

налог на прибыль предприятий и организаций;

налог на добавленную стоимость;

акцизы на отдельные группы и виды товаров, за исключением акцизов на ликеро-водочные изделия.

Закрепление доходов производится областной Думой по представлению Главы администрации области. В таком же порядке могут вноситься изменения в состав закрепленных доходов.

Статья 4. Формы и принципы бюджетного регулирования.


1. Основными формами бюджетного регулирования в Новгородской области являются:

а) отчисления от федеральных регулирующих налогов;

б) субвенции и дотации, финансовая помощь (трансферт).

Величина нормативов отчислений от регулирующих доходов, порядок предоставления и объемы финансовой помощи территориям в форме дотаций, субвенций и трансферта за счет областных финансовых ресурсов (областного фонда финансовой поддержки территорий) устанавливаются по единой методике, разрабатываемой Администрацией области и утверждаемой областной Думой.

2. Обоснование решения по регулированию доходной части местных бюджетов осуществляется на основе расчета:

а) налогового потенциала территории, определяемого исходя из фактических поступлений налогов и других доходов в базовом году и прогноза изменения поступлений в планируемом бюджетном периоде;

б) величины минимальной бюджетной потребности территорий в планируемом периоде.

3. Единая методика расчета минимальных бюджетных потребностей территорий разрабатывается на основе учета объективных факторов и показателей:

а) перечень основных социальных услуг, финансируемых за счет бюджетных средств и гарантируемых жителям всей территории Новгородской области независимо от места проживания (областной минимальный стандарт), а также распределение соответствующих бюджетных расходов по уровням бюджетной системы: областной, бюджетов административно-территориальных образований;

б) сложившийся среднестатистический уровень обеспечения населения объектами инженерно-технической и социальной инфраструктуры на территории области и возможности его изменения в прогнозируемом периоде за счет различных источников;

в) единые либо групповые для территорий минимальные финансовые нормативы по отраслям бюджетных расходов;

г) численность, социальная, половозрастная структура населения;

д) величина, тип населения, административно-территориальное значение;

е) другие факторы.

4. Для всех территорий закладывается единый уровень обеспечения минимальной бюджетной потребности.

5. В условиях дефицита и необеспеченности финансовыми источниками текущих бюджетов расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт, рассматриваются пообъектно и включаются в расчет бюджетной потребности только в случае невозможности обеспечения без них нормальной жизнедеятельности населения, а финансирование капитальных вложений осуществляется за счет целевых, заемных и других дополнительных источников.

6. Дотации и трансферт используются в случае недостаточности собственных финансовых ресурсов для финансирования минимального бюджета текущих расходов на отдельных территориях.

7. Субвенции предоставляются на инвестиционные проекты и целевые программы, прошедшие экспертизу и получившие одобрение Администрации области. Администрация области разрабатывает Положение об условиях и порядке предоставления и рассмотрения инвестиционных проектов и программ, утверждаемое областной Думой, осуществляет контроль за целевым использованием выделенных средств на основе предоставления получателем субвенций обязательной отчетности в установленном порядке.

8. Инвестиционные субвенции предоставляются органам местного самоуправления и включаются в бюджеты развития территорий-получателей.

III. Областной резервный фонд

Статья 5.


Для финансирования мероприятий, направленных на регулирование непредвиденных экономических ситуаций в составе областного бюджета формируется областной резервный фонд, отчисления в который производятся в определенной доле от фактически поступивших доходов областного бюджета, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Размер (доля) отчислений устанавливается ежегодно областной Думой при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Расходование средств областного резервного фонда осуществляется Администрацией области на основе Положения, утвержденного областной Думой.

IV. Порядок составления и представления проектов бюджетов

Статья 6. Общие принципы и сроки составления и представления бюджетов.


1. Решение о начале работы над составлением проектов бюджетов в области принимает Глава администрации области за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года. На основании этого решения Администрация области организует поэтапную работу по составлению проектов бюджетов.

2. В течение первых трех месяцев составляются прогноз социально-экономического развития области, сводный баланс финансовых ресурсов, определяются основные направления бюджетной политики, уточняется перечень целевых региональных программ, подлежащих бюджетному финансированию. На основании этого комитет финансов области разрабатывает методику формирования бюджетов в области на предстоящий год в соответствии с требованиями настоящего закона, осуществляет расчеты и обоснование нормативов отчислений от регулирующих доходов, сумм дотаций, субвенций, трансфертов, которые доводит до органов местного самоуправления. При этом сообщаются следующие данные:

а) проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»