Внимание! Об изменениях документа см. ярлык "Оперативная информация"


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 декабря 2013 года N 1083


Об утверждении Государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан"

(с изменениями на 17 мая 2023 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472, от 12.11.2020 N 1013, от 04.05.2021 N 304, от 09.10.2021 N 966, от 09.12.2021 N 1209, от 18.04.2022 N 364, от 18.07.2022 N 685, от 17.05.2023 N 605)



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Программа).


(в ред. Постановлений КМ РТ от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 12.11.2020 N 1013)


2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.


3. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно при формировании бюджета Республики Татарстан на соответствующий финансовый год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей и в пределах средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Татарстан.


4. Признать с 1 января 2014 года утратившими силу следующие Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан:


от 16.03.2012 N 222 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы";


от 29.09.2012 N 804 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан на 2013 - 2020 годы";


от 31.10.2012 N 934 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы";


от 20.05.2013 N 331 "О внесении изменений в Долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2012 N 222 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды г. Нижнекамска и Нижнекамского муниципального района на 2012 - 2015 годы";


от 20.06.2013 N 418 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2012 N 934 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы";


от 25.11.2013 N 919 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2012 N 934 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Экологическая безопасность Республики Татарстан на 2013 - 2015 годы".


5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 28 декабря 2013 г. N 1083



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 21.07.2014 N 521, от 24.11.2014 N 904, от 06.12.2014 N 950, от 06.05.2015 N 329, от 30.11.2015 N 906, от 01.12.2015 N 910, от 09.06.2016 N 383, от 23.12.2016 N 980, от 27.02.2017 N 117, от 05.05.2018 N 326, от 27.09.2018 N 866, от 27.07.2019 N 628, от 08.06.2020 N 472, от 12.11.2020 N 1013, от 04.05.2021 N 304, от 09.10.2021 N 966, от 09.12.2021 N 1209, от 18.04.2022 N 364, от 18.07.2022 N 685, от 17.05.2023 N 605)



Паспорт Программы

(в ред. Постановления КМ РТ от 27.07.2019 N 628)

Наименование программы

Государственная программа "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан" (далее - Программа)

(в ред. Постановления КМ РТ от 12.11.2020 N 1013)

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан

Государственные заказчики Программы

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан (2014 - 2017 годы);

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан;

Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (2014 - 2017 годы);

Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам (2018 - 2024 годы);

Министерство образования и науки Республики Татарстан;

Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан (2014 - 2015 годы);

Главное управление ветеринарии Кабинета Министров Республики Татарстан (2015 год);

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан (2015 - 2016 годы);

государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан";

государственное бюджетное учреждение "Центр внедрения инновационных технологий в области сохранения животного мира";

Министерство информатизации и связи Республики Татарстан (с 2019 года - Министерство цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан);

государственное бюджетное учреждение "Научно-производственное объединение по геологии и использованию недр Республики Татарстан" (с 2021 года);

государственное бюджетное учреждение "Главстрой Республики Татарстан" (с 2021 года);

органы местного самоуправления Республики Татарстан (по согласованию)

(в ред. Постановления КМ РТ от 09.10.2021 N 966)

Основные разработчики Программы

Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан;

Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан;

Управление по охране и использованию объектов животного мира Республики Татарстан (с 2018 года - Государственный комитет Республики Татарстан по биологическим ресурсам)

Цель Программы

Повышение уровня экологической безопасности граждан, сохранение и рациональное использование природных ресурсов Республики Татарстан

Задачи Программы

Снижение общей антропогенной нагрузки на окружающую среду на основе повышения экологической эффективности экономики Республики Татарстан;

снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан отходами производства и потребления, увеличение объемов отходов, вовлекаемых в технологический цикл для развития производства материальных ресурсов из вторичного сырья, повсеместное обеспечение потребителей предоставлением централизованной коммунальной услуги по обращению с ТКО, ликвидация наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде на территории Республики Татарстан;

реализация государственной политики по регулированию отношений в сфере геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования государственного фонда недр на территории, а также реализация полномочий по сопровождению государственного экологического мониторинга Республики Татарстан;

рациональное использование водных ресурсов Республики Татарстан и обеспечение защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод;

сохранение и восстановление биологического разнообразия Республики Татарстан;

сохранение, воспроизводство и рациональное использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан;

повышение эффективности деятельности органов государственной власти Республики Татарстан в сфере охраны окружающей среды и природопользования;

развитие социальной и инженерной инфраструктуры для создания благоприятных условий проживания населения Республики Татарстан

(в ред. Постановления КМ РТ от 09.10.2021 N 966)

Сроки реализации Программы

2014 - 2026 годы.

I этап: 2014 - 2019 годы,

II этап: 2020 - 2026 годы

(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605)

Перечень подпрограмм

1. "Регулирование качества окружающей среды Республики Татарстан";

2. "Государственное управление в сфере обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан";

3. "Государственное управление в сфере недропользования и инструментального сопровождения мониторинга окружающей среды Республики Татарстан";

4. "Развитие водохозяйственного комплекса Республики Татарстан";

5. "Сохранение биологического разнообразия Республики Татарстан";

6. "Воспроизводство и использование охотничьих ресурсов Республики Татарстан";

7. "Координирование деятельности служб в сфере охраны окружающей среды и природопользования Республики Татарстан";

8. "Бюджетные инвестиции и капитальный ремонт социальной и инженерной инфраструктуры в рамках государственной программы "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Республики Татарстан"

(в ред. Постановлений КМ РТ от 12.11.2020 N 1013, от 09.10.2021 N 966)

Объем и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2026 годах составит 29 511 667,1 тыс. рублей, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 11 083 776,2 тыс. рублей;

средства бюджета Республики Татарстан - 15 258 551,6 тыс. рублей;

предполагаемые средства местных бюджетов - 3 169 339,3 тыс. рублей, в том числе:

I этап - 8 051 670,7 тыс. рублей, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 787 237,4 тыс. рублей,

средства бюджета Республики Татарстан - 5 735 086,9 тыс. рублей,

средства местных бюджетов - 1 529 346,4 тыс. рублей, в том числе:

     (тыс. рублей)

Источник финансирования

Всего средств

Объемы финансирования по годам (I этап)

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Федеральный бюджет

787 237,4

109 110,2

72 825,8

89 282,5

348 873,2

70 035,4

97 110,3

Бюджет Республики Татарстан

5 735 086,9

1 216 164,0

697 012,1

883 611,8

1 194 626,9

742 237,7

1 001 434,4

Местные бюджеты

1 529 346,4

307 600,0

290 707,0

230 392,0

198 628,2

274 544,9

227 474,3

Всего

8 051 670,7

1 632 874,2

1 060 544,9

1 203 286,3

1 742 128,3

1 086 818,0

1 326 019,0

II этап - 21 459 996,4 тыс. рублей <*>, в том числе:

выделяемые в установленном порядке средства федерального бюджета - 10 296 538,8 тыс. рублей,

средства бюджета Республики Татарстан - 9 523 464,7 тыс. рублей,

предполагаемые средства местных бюджетов - 1 639 992,9 тыс. рублей, в том числе:

     (тыс. рублей)

Источник финансирования

Всего средств

Объемы финансирования по годам (II этап)

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

Федеральный бюджет

10 296 538,8

1 347 012,0

998 611,8

3 217 993,7

2 041 840,4

2 391 010,7

254 902,1

45 168,1

Бюджет Республики Татарстан

9 523 464,7

1 752 734,3

1 766 415,3

2 543 386,0

1 404 390,2

1 085 971,1

485 283,9

485 283,9

Местные бюджеты

1 639 992,9

205 296,9

252 934,0

252 978,0

232 196,0

232 196,0

232 196,0

232 196,0

Всего

21 459 996,4

3 305 043,2

3 017 961,1

6 014 357,7

3 678 426,6

3 709 177,8

972 382,0

762 648,0

--------------------------------

<*> Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов

(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее бюджетной эффективности

Реализация программных мероприятий в полном объеме позволит достигнуть следующих результатов:

I этап (2014 - 2019 годы):

увеличить степень озеленения поселений к 2014 году до 27 процентов;

к 2019 году:

увеличить долю вторичных ресурсов, извлеченных в процессе раздельного сбора и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), от общего количества образовавшихся ТКО до 20 процентов;

приобрести 8 штук контейнеров по сбору и вывозу биологических отходов;

обследовать 90 единиц затопленных плавсредств, расположенных в акватории Куйбышевского и Нижнекамского водохранилищ на территории Республики Татарстан;

ликвидировать 5 объектов накопленного экологического вреда;

количество выпусков журнала "Георесурсы" тиражом 1 тыс. экземпляров ежегодно - 4 выпуска;

количество построенных биологических очистных сооружений в населенных пунктах Нижнекамского муниципального района - 3 единицы;

ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, - 1 единица;

ежегодное количество видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан, переведенных в более низкую категорию редкости, - 1 единица;

ежегодное количество видов, выведенных из Красной книги Республики Татарстан, - 1 единица;

ежегодное количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий - не менее 1 штуки;

количество изданий по вопросам особо охраняемых природных территорий довести до 15 штук;

увеличить долю населения Республики Татарстан, имеющего доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды, до 0,18 процента;

обеспечить долю выполненных в установленные сроки мероприятий Плана мероприятий ("дорожной карты") по улучшению инвестиционного климата в Республике Татарстан в соответствии с показателями Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации на 2018 - 2019 годы - 100 процентов;

обеспечить эффективность регионального государственного экологического надзора в 3,8 тыс. рублей;

количество вновь созданных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 10 единиц;

количество отремонтированных объектов социальной и инженерной инфраструктуры в области охраны окружающей среды, воспроизводства и использования природных ресурсов Республики Татарстан - 3 единицы;

II этап (2020 - 2026 годы):

к 2021 году:

обеспечить долю устраненных нарушений от числа выявленных нарушений в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне не менее 97,2 процента (показатель группы В.2.5);

обеспечить долю взысканных средств от наложенных штрафов на уровне не менее 74,2 процента (показатель группы В.3.1.37);

обеспечить долю предупреждений в общем количестве административных наказаний до 39,6 процента (показатель группы В.3.2.9);

к 2022 году:

обеспечить количество выявленных и пресеченных нарушений на особо охраняемых природных территориях Республики Татарстан (далее - ООПТ) ежегодно не менее 690 единиц;

обеспечить соотношение количества выданных лицензий и количества рассмотренных заявлений на получение права пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых до 96 процентов;

к 2024 году:

количество муниципальных районов (городских округов), охваченных территориальной системой наблюдения за состоянием окружающей среды, - 40 единиц;

количество крупных городов Республики Татарстан, охваченных сводными расчетами загрязнения атмосферного воздуха, - 6 единиц;

ликвидировать 2 наиболее опасных объекта накопленного экологического вреда;

ликвидировать 2 объекта накопленного экологического вреда, представляющих угрозу р. Волге;

протяженность расчищенных участков русел рек - 21,3 километра;

увеличить долю видов охотничьих ресурсов, по которым ведется мониторинг их численности, в общем количестве видов охотничьих ресурсов, обитающих на территории Республики Татарстан, до 100 процентов;

обеспечить долю площади охотничьих угодий, на которых проведены биотехнические мероприятия, в общей площади охотничьих угодий до 100 процентов;

увеличить долю нормативно очищенных сточных вод в общем объеме сточных вод до 19 процентов;

к 2025 году:

увеличить долю водозаборных сооружений, оснащенных системами учета воды, в общем количестве водозаборных сооружений до 97 процентов;

увеличить долю площади Республики Татарстан, занятой ООПТ всех уровней, в общей площади Республики Татарстан до 7 процентов;

обеспечить долю привлеченных к ответственности лиц за нарушения законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов к общему количеству возбужденных дел об административных правонарушениях в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов не менее 86 процентов;

увеличить долю рекультивируемых земель до 47 процентов;

к 2026 году:

увеличить долю населения от общего числа жителей республики, принимающего участие в природоохранных, эколого-просветительских мероприятиях, до 35,8 процента;

увеличить долю ТКО, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО до 21 процента;

увеличить долю контейнерных площадок, оборудованных для осуществления раздельного накопления ТКО, до 35 процентов;

увеличить долю муниципальных районов Республики Татарстан, охваченных мониторингом опасных экзогенных геологических процессов, в общем количестве муниципальных районов Республики Татарстан, подверженных негативному влиянию опасных экзогенных геологических процессов, до 39,4 процента;

увеличить долю площади территории, охваченной мониторингом геологической среды, в общей площади территории Республики Татарстан до 48,6 процента;

увеличить долю утвержденных запасов подземных вод в общем объеме их прогнозных ресурсов до 44 процентов;

снизить долю автотранспортных средств с повышенным содержанием загрязняющих веществ в отработавших газах в общем количестве проверенных автомобилей до 6,6 процента;

снизить долю загрязненных (без очистки) сточных вод в общем объеме водоотведения до 10,9 процента;

обеспечить снижение количества фактов безлицензионной добычи общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения на территории Республики Татарстан до 45 единиц (показатель группы А.3);

обеспечить снижение доли загрязненных земельных участков в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления по отношению к предыдущему году до 19,5 процента (показатель группы А.3)

(в ред. Постановления КМ РТ от 17.05.2023 N 605)



I. Общая характеристика, основные проблемы и прогноз развития сферы реализации Программы

(в ред. Постановления КМ РТ от 12.11.2020 N 1013)



Современное состояние окружающей среды


Республика Татарстан является одним из наиболее экономически и промышленно развитых регионов России. На территории Татарстана располагаются крупнейшие в России центры нефтедобычи, нефтехимии, машиностроения. Динамичное развитие реального сектора экономики республики, интенсивное индустриальное и аграрное освоение природных ресурсов, рост валового регионального продукта создают напряженную ситуацию в сфере экологии. Уровень техногенного воздействия на окружающую среду на территории республики достаточно высок и в первую очередь определяется влиянием промышленного производства.


Высокая антропогенная нагрузка на значительной территории Республики Татарстан обусловлена загрязнением вредными химическими веществами атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв. В крупных городах Республики Татарстан (Казань, Альметьевск) уровень загрязнения воздуха характеризуется как повышенный. Основную долю в загрязнение атмосферного воздуха вносят предприятия топливной и нефтехимической промышленности. В 2019 году общее количество выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от 69 898 стационарных источников 2 569 предприятий Республики Татарстан составило 291,5 тыс. тонн (на 24,6 тыс. тонн меньше по сравнению с 2018 годом), что объясняется выполнением предприятиями и организациями республики ряда воздухоохранных мероприятий и внедрением передовых современных технологий.


На территории Республики Татарстан продолжает отмечаться высокий уровень загрязнения воды в водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования. По данным федерального государственного бюджетного учреждения "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан", на территории Республики Татарстан поверхностные воды Куйбышевского водохранилища характеризуются в основном как "загрязненные" и "очень загрязненные", Нижнекамского водохранилища и большинства малых рек - как "очень загрязненные". Основными загрязняющими веществами поверхностных вод рек Республики Татарстан являются соединения азота, меди, марганца, нефтепродукты, трудноокисляемые и легкоокисляемые органические вещества (по показателям химического и биохимического потребления кислорода). Источниками интенсивного загрязнения водных объектов Республики Татарстан являются: поверхностные (ливневые и талые) стоки с сельскохозяйственных земель, главным образом за счет внесения минеральных удобрений и пестицидов, распахивания земель; неочищенные и недостаточно очищенные сточные воды предприятий коммунального хозяйства, объектов животноводства, молочной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, практически во всех населенных пунктах республики, в том числе в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны, осуществляется сброс (организованный и неорганизованный) неочищенных дождевых и талых вод.


Анализ результатов государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что в Республике Татарстан сохраняется тенденция ухудшения состояния земель. Общая площадь земель Республики Татарстан составляет 6 784,7 тыс. гектаров, из них 1 390 тыс. гектаров земель сельхозназначения деградированы, из которых переувлажнено 1 129 тыс. гектаров, заболочено 253,3 тыс. гектаров, засолено 6,7 тыс. гектаров, солонцовые участки земель составляют 1,7 тыс. гектаров, каменистые - 232,3 тыс. гектаров, с легким механическим составом (пески) - 254,2 тыс. гектаров. Площадь земель, нарушенных в результате добычи общераспространенных полезных ископаемых, составляет 3,0 тыс. гектаров.


Ежегодно в Республике Татарстан образуется более 10 млн тонн отходов производства и потребления. В качестве вторичных ресурсов используется лишь 10 процентов от общего объема собранных промышленных и бытовых отходов. В хозяйственный оборот вовлекаются лишь высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов.


Напряженность в экологическую обстановку республики вносят реализуемые в настоящее время крупные проекты развития комплекса производств в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Алабуга", Камского инновационного территориально-производственного кластера, строительство комплекса по производству аммиака, метанола и карбамида акционерного общества "Аммоний" на территории промзоны г. Менделеевска, развитие особо экономической зоны "АлмА". Несмотря на реализацию большого количества природоохранных мероприятий, заложенных в проектной документации на указанные объекты, масштабность проектов предполагает возникновение экологических проблем, решение которых возможно лишь при комплексном подходе.


Интенсивное социально-экономическое развитие республики, процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, плотность промышленного производства стали основными причинами возникновения прошлого экологического ущерба.


К одному из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба принадлежат загрязненные земли промышленных площадок и сопредельные территории действовавших в прошлом химических, металлургических, деревоперерабатывающих и других производств. В целом для данного вида ущерба характерно наличие в высокой степени загрязненных земель и поверхностных водных объектов с широким спектром химических веществ с большими превышениями предельно допустимой концентрации. Также одним из широко распространенных проявлений накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и нефтепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов. Образующиеся нефтесодержащие отходы относятся в основном к отходам 3 - 4 класса опасности.


Негативное воздействие объектов прошлого экологического ущерба на окружающую среду имеет тенденцию к росту и без принятия мер по ликвидации источников загрязнения и реабилитации территорий может достигнуть катастрофических масштабов. Уже сейчас накопленный экологический ущерб приводит к росту заболеваемости населения, проживающего на территориях, подверженных негативному воздействию от прошлой хозяйственной деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»