Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 марта 2011 года N 88-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 15.04.2015 N 151-а, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

В редакции:

постановления администрации Костромской области N 499-а от 09.12.2011 года (НГР ru44000201100855)

В целях создания условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона, реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р "Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года"

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить:

1) Программу по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области (приложение N 1);

2) план мероприятий по реализации в 2011 году Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области (приложение N 2).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Костромской области разработать и реализовать муниципальные программы по повышению эффективности расходов местных бюджетов.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

И. Слюняев

Приложение N 1

Утверждена

постановлением администрации

Костромской области

от 18 марта 2011 г. N 88-а

Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области


1. Программа по повышению эффективности бюджетных расходов в Костромской области (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 мая 2009 года "О бюджетной политике в 2010-2012 годах", а также основными положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 1101-р.

I. Необходимость разработки и реализации Программы


2. В 2000-х годах на федеральном уровне утверждены и реализованы среднесрочные программы бюджетных реформ. В 2000 году вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Результатом данных реформ стало формирование в Российской Федерации, а также в Костромской области современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами путем:

создания целостной системы регулирования бюджетных правоотношений, установления единых принципов бюджетной системы и четкого определения статуса и полномочий участников бюджетного процесса;

организации бюджетного процесса, исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

разграничения полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований);

введения формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов;

создания и развития казначейской системы, обеспечивающей кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств Российской Федерации, управление единым счетом федерального бюджета, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;

установления правил и процедур размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд и придание этому процессу публичности;

В то же время не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы.

Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд следующих системных недостатков и нерешенных проблем:

стратегическое планирование слабо увязано с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;

сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;

структура и динамика расходов не полностью согласуется с целями государственной политики;

отсутствуют действенные методики оценки эффективности использования финансовых ресурсов органами государственной власти и органами местного самоуправления;

планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов методологически не скоординировано;

не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля;

доходная база местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности муниципалитетов в ее наращивании;

формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;

не внедряются государственные (муниципальные) задания.

Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Костромской области в условиях адаптации бюджетной системы Российской Федерации к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами в Костромской области.

II. Цели и задачи Программы


3. Цель Программы - создание условий для повышения качества жизни населения Костромской области путем роста эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по выполнению государственных и муниципальных функций и оказанию государственных и муниципальных услуг, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития региона.

Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:

четкое определение сфер ответственности органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления;

обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования с мониторингом достижения заявленных целей;

усиление роли областного и местных бюджетов в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики региона;

создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления по выполнению государственных и муниципальных услуг;

создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;

повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;

обеспечение координации количества и состава имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления.

4. Для решения указанных задач в 2011-2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:

внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления;

переход к утверждению "программного" бюджета;

развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг;

реформирование государственного и муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля;

совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных и муниципальных закупок;

создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти Костромской области и органов местного самоуправления.

5. Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.

III. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Костромской области


6. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в Костромской области является необходимым условием решения задач Программы.

Проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения экономической стабильности, которая:

создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;

ведет к созданию рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации;

определяет достижение стратегических целей социально-экономического развития Костромской области.

7. Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей региона не только для достижения заявленных долгосрочных целей, но и для исполнения принятых публичных нормативных обязательств перед гражданами.

Установление целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения без учета объективно обусловленных ограничений бюджетного дефицита и уровня (темпов роста) государственного долга может привести к большим объемам дефицита бюджета, наращиванию объема государственного долга, росту просроченной кредиторской задолженности, а также к дискредитации формируемых общественных институтов, включая защиту прав собственности, соблюдение законодательно установленных социальных гарантий, выполнение контрактных обязательств, без которых невозможно устойчивое социально-экономическое развитие региона.

8. Вынужденный в условиях неопределенности бюджетных возможностей пересмотр заявленных целей региональной политики, нормативных правовых актов, в том числе устанавливающих публичные нормативные обязательства, введение секвестра бюджетных ассигнований вплоть до отказа от исполнения действующих расходных обязательств, отмены или переноса сроков реализации запланированных мероприятий (в том числе принятых программ), невыполнения (пересмотра) государственных контрактов приводит к снижению доверия граждан и бизнеса.

Кроме того, в таких условиях существенно усложняется планирование деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, снижается их ответственность за определение и достижение целей и индикаторов результативности своей деятельности, возникают стимулы к постоянному "раздуванию" расходов, не имеющих четких критериев оценки их необходимости и достаточности для решения задач в соответствующих сферах.

9. Для повышения эффективности деятельности органов власти необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:

достоверность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

формирование бюджетов с учетом долгосрочного прогноза основных параметров областного и местных бюджетов, основанных на реалистичных оценках;

ограничение бюджетного дефицита, государственного долга;

стабильность и предсказуемость налоговой политики;

недопустимость увязки в ходе исполнения бюджетов объемов расходов бюджетов с определенными доходными источниками;

полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей региональной (муниципальной) политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);

планирование бюджетных ассигнований, исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;

принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения с учетом сроков и механизмов их реализации;

соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств;

создание и поддержание финансовых резервов при наличии свободных денежных средств.

10. Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов на региональном уровне планируется реализовать следующие основные меры:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»