Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 октября 2012 года N 380-а

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАН, ЖЕЛАЮЩИХ ПРИНЯТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления администрации Костромской области от 22.09.2015 N 334-а, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________

В редакции:

постановления администрации Костромской области N 551-а от 15.12.2012 года (НГР RU44000201201394)

В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Законом Костромской области от 28 декабря 2007 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области"

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 28 августа 2012 года N 337-а "О порядке подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 октября 2012 года.

Губернатор области

С. Ситников

     Приложение
     Утвержден
     постановлением администрации
     Костромской области
     от 04 октября 2012 г. N 380-а

Порядок подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью

Глава 1. Общие положения


1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", Законом Костромской области от 28 декабря 2012 года N 236-4-ЗКО "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Костромской области" и устанавливает алгоритм подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - подготовка).

2. Подготовка осуществляется в целях обеспечения психолого-педагогической и социально-правовой компетентности граждан выразивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (далее - граждан).

3. Подготовку организует учреждение, уполномоченное департаментом социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области на осуществление подготовки граждан (далее - уполномоченное учреждение).

4. Подготовку обеспечивают специалисты уполномоченного учреждения, а также организации, осуществляющие отдельные полномочия органа опеки и попечительства (далее - службы сопровождения), усыновители и приемные родители, имеющие положительный опыт в воспитании детей и соответствующую подготовку.

5. Подготовка граждан осуществляется бесплатно по очно- заочной форме обучения в соответствии с прилагаемой к настоящему Порядку программой.

Глава 2. Условия и этапы подготовки граждан


6. Подготовка граждан проводится на основании письменного заявления гражданина, поданного им в службу сопровождения по месту жительства гражданина, и предъявления документа, удостоверяющего личность.

7. Подготовка граждан проводится поэтапно:

1 этап - консультирование;

2 этап - психологическое тестирование;

3 этап - подготовка в соответствии с прилагаемой программой.

8. При обращении гражданина в службу сопровождения ему предоставляются консультации по вопросам выбора формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка оформления усыновления, опеки (попечительства).

9. Психологическое тестирование проводится по добровольному согласию гражданина психологом службы сопровождения по месту жительства либо психологом уполномоченного учреждения.

Психолог проводит диагностику профессиональной пригодности гражданина, включающую стандартизированные методики, и выдает заключение по итогам оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего ребенка в семью.

10. Уполномоченное учреждение формирует группы из числа обратившихся граждан минимальным количеством 5 человек в соответствии с заявками служб сопровождения. Подготовка граждан начинается по мере формирования группы.

11. По завершении подготовки гражданину выдается свидетельство о прохождении подготовки установленной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации" формы.

     Приложение
     к Порядку подготовки граждан,
     желающих принять детей-сирот и детей,
     оставшихся без попечения родителей,
     на воспитание в семью

Программа подготовки граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью Учебные темы программы Раздел 1. Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители


Тема 1. Содержание, цели и этапы проведения программы подготовки кандидатов в приемные родители.

Тема 2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители.

Содержание:

1) выявление и формирование воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети, оставшиеся без попечения родителей), в том числе для охраны их прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

2) оказание помощи кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании приемного ребенка как личных, так и семьи в целом, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка, ответственности приемных родителей;

3) ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей;

4) формирование у кандидатов в приемные родители знаний в области детской психологии, развития ребенка и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на его психофизическое развитие и поведение;

5) формирование у кандидатов в приемные родители представления о семье как о системе и ее изменениях после появления ребенка;

6) ознакомление кандидатов в приемные родители с особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами "трудного" поведения ребенка и способами преодоления такого поведения;

7) ознакомление кандидатов в приемные родители с обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

8) ознакомление кандидатов в приемные родители с существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

Тема 3. Понятие обучающе-психологического тренинга, содержание особенностей и порядка его прохождения, а также прохождения психологического обследования кандидатов в приемные родители, осваивающих курс подготовки (в случае проведения такого обследования с согласия кандидатов в приемные родители).

Тема 4. Причины, по которым дети остаются без попечения родителей, контингент детей в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей; процедуры выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройства в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной приемной семьей.

Тема 5. Общая характеристика установленных семейным законодательством семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Раздел 2. Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей


Тема 1. Изучение потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание кандидатами в приемные родители необходимости их обеспечивать.

Тема 2. Проведение оценки кандидатами в приемные родители своей способности обеспечить потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенности семейной системы.

Тема 3. Проведение оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций по воспитанию ребенка, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций.

Раздел 3. Этапы развития ребенка


Тема 1. Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).

Тема 2. Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.

Раздел 4. Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка


Тема 1. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.

Тема 2. Диспропорции развития ребенка; понятия "умственная отсталость" и "задержка психического развития", их отличия.

Тема 3. Семья как реабилитирующий фактор для ребенка, пережившего жестокое обращение.

Тема 4. Оценка кандидатом в приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

Раздел 5. Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)


Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучного развития ребенка; роль биологических родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.

Тема 2. Причины возникновения, проявление и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Тема 3. Типы "нарушенной привязанности" (понятий "негативной (невротической) привязанности", "амбивалентной привязанности", "избегающей привязанности", "дезорганизованной привязанности").

Тема 4. Понятие "горя и потери" в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей; психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешения чувств, депрессия, принятие); последствия вторичного отказа приемных родителей от ребенка.

Раздел 6. Адаптация приемного ребенка и приемной семьи


Тема 1. Особенности ожидания приемных семей; страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации; подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

Тема 2. Этапы адаптационного периода; чувства и переживания ребенка, приходящего в семью; способы преодоления трудностей адаптации.

Тема 3. Тайна усыновления; ее реальные и мнимые преимущества и сложности; способы, как сказать ребенку, что он приемный.

Тема 4. Роль специалистов в оказании помощи приемным родителям в период адаптации ребенка в приемной семье.

Раздел 7. Трудное поведение приемного ребенка, навыки управления "трудным" поведением ребенка


Тема 1. Формы "трудного" поведения приемного ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ); их причины и способы работы с ними.

Тема 2. Эффективность и приемлемость наказаний и поощрений ребенка.

Тема 3. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм.

Тема 4. Понимание приемными родителями того, как их собственный опыт влияет на отношение к детям с "трудным" поведением, осознание своих слабых и сильных сторон, понимание, каким образом в решении проблем "трудного" поведения могут помочь специалисты.

Раздел 8. Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка


Тема 1. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в том числе в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»