КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 ноября 2006 года N 1070

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2006-2010 ГОДЫ

В редакции:

постановления Костромской областной Думы N 2498 от 25.12.2007 года

постановления Костромской областной Думы N 2796 от 17.04.2008 года (НГР ru44000200800284)

постановления Костромской областной Думы N 3066 от 10.07.2008 года (НГР ru44000200800498)

постановления Костромской областной Думы N 3689 от 26.02.2009 года (НГР ru44000200900133)

постановления Костромской областной Думы N 3929 от 28.05.2009 года (НГР ru44000200900322)

Рассмотрев представленный губернатором Костромской области проект областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы (далее - Программа), решение комитета областной Думы по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству, Костромская областная Дума ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную целевую программу "Жилище" на 2006-2010 годы.

2. Предложить администрации Костромской области предусматривать ежегодно при формировании областного бюджета на очередной финансовый год соответствующие средства для реализации данной Программы.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области предусматривать в своих бюджетах на 2007-2010 годы средства на реализацию мероприятий Программы согласно ее структуре финансирования.

4. Рекомендовать администрации области проинформировать областную Думу о ходе выполнения настоящей Программы в октябре 2007 года.

5. Опубликовать настоящее постановление в областной газете "Северная правда".

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет областной Думы по экономической политике, инвестиционной деятельности и предпринимательству (Галичев СВ.).

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Костромской областной Думы А.И. Бычков

Принята

постановлением

Костромской областной Думы

от 8 ноября 2006 г. N 1070

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЖИЛИЩЕ" НА 2006-2010 ГОДЫ Паспорт областной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы


Наименование Программы - Областная целевая программа "Жилище" на 2006-2010 годы

Основание для разработки Программы - Постановление губернатора Костромской области от 25 ноября 2005 г. N 731 Постановление Правительства Российской

Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации ФЦП

"Жилище" на 2002-2010 годы

Государственный заказчик Программы - Администрация Костромской области

Основные разработчики Программы - Департамент строительства Костромской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, Комитет по делам молодежи Костромской области

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 3929 от 28.05.2009 года (НГР ru44000200900322))

Координатор Программы - Департамент строительства Костромской области

Цели и задачи Программы - Основная цель Программы:

- комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.

Основными задачами являются:

- создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;

- создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;

- обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели - годовой объем ввода жилья в 2010 году - 200,3 тысяч кв. м;

- объем выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов и займов гражданам в 2010 году на сумму 1 024 млн. рублей;

- количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета всего - 893 семьи, в том числе:

2006-2007 гг. - 143 семьи,

2008-2010 гг. - 750 семей

(в новой редакции постановления Костромской областной Думы N 2796 от 17.04.2008 года (НГР ru44000200800284))

Сроки и этапы реализации Программы - 2006-2010 гг.:

первый этап - 2006-2007 гг.,

второй этап - 2008-2010 гг.

Перечень подпрограмм - подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства"

- подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" - подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей"

Объемы и источники финансирования Программы

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2006-2010 годах составляет 3031,2 млн. рублей, в том числе: - за счет средств федерального бюджета 617,7 млн. рублей;
- за счет средств областного бюджета 651,4 млн. рублей;
- за счет средств местных бюджетов 321,6 млн. р ублей - за счет средств частных инвесторов и кредиторов 597,8 млн. рублей;
- за счет собственных средств граждан и заемных средств 842,7 млн. рублей.

(в новой редакции постановления Костромской областной Думы N 3929 от 28.05.2009 года (НГР ru44000200900322))

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности - Реализация Программы должна обеспечить достижение в 2010 г. следующих показателей (по сравнению с 2004 годом):

- улучшение жилищных условий населения Костромской области (рост жилищной обеспеченности с 22,5 кв. м на человека до 23,1 кв. м);

- повышение доступности приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года (в 2004 году - 3,9 года);

- увеличение доли семей, которым будет доступно приобретение жилья, соответствующего стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, - с 10,3% до 23,8%;

- увеличение объемов жилищного строительства с 81,7 тысяч кв. м общей площади жилья в 2004 году до 200,3 тыс. кв. м общей площади жилья в 2010 году;

- увеличение объема выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов (займов) гражданам с 3,3 млн. рублей до 1024 млн. рублей;

- снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий в форме получения социального жилья с 19-17 лет до 9,1 лет;

- содействие в обеспечении жильем 893 молодых семьи с привлечением средств федерального, областного и местных бюджетов в период 2006-2010 годы;

(в редакции постановления Костромской областной Думы N 2796 от 17.04.2008 года (НГР ru44000200800284))

- повышение уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

- повышение качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания в жилищах (снижение уровня износа основных фондов коммунального хозяйства с 62% до 55%);

- совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы Костромской области, направленной на повышение доступности жилья для населения;

- создание условий для улучшения демографической ситуации в области, снижения социальной напряженности в обществе.

Острота существующих в жилищной и жилищно-коммунальной сферах проблем, и важность их решения для социально-экономического развития Костромской области требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного Национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" (далее - приоритетный Национальный проект).

Проведенные в 1991-2005 гг. реформы в жилищной сфере обеспечили коренной поворот от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении принципов обеспечения социальных гарантий в области жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, установленных законодательством Российской Федерации. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере.

Кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда Костромской области по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья - как социальная база жилищной реформы. Доля частного жилищного фонда в 2004 г. составила более 73,9% по сравнению с 36,3% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 63,7% до 27,8%, в том числе 23,0% составляет муниципальный жилищный фонд.

По оценке, основанной на данных государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 4,5% жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для периода становления рынка жилья.

Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2005 г. более 37,6%, в том числе индивидуальными застройщиками - 54,2%.

Осуществлялось реформирование жилищно-коммунального комплекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы жилищно-коммунального комплекса в первую очередь было связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей. Доля получателей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила за 2005 год более 7,1% (20,8 тысяч) семей, общая сумма начисленных субсидий составила 81,8 млн. рублей.

Вместе с тем, наряду с указанными положительными результатами преобразований, пока не удалось обеспечить существенного улучшения ситуации в жилищной сфере, повысить доступность жилья для населения и обеспечить комфортные и безопасные условия проживания.

Данные социологических обследований показывают, что жилищная проблема стоит перед 61% граждан области, которые в той или иной степени не удовлетворены жилищными условиями, при этом каждая пятая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии. Общая потребность населения Костромской области в жилье составляет 2421,7 тыс. кв. м.

Несмотря на создание основ функционирования рынка жилья, приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов на практике пока доступны лишь ограниченному кругу семей с высокими доходами. Основными причинами низкого платежеспособного спроса на жилье являются неразвитость институтов долгосрочного жилищного кредитования, инфраструктуры рынка жилья и ипотечного жилищного кредитования, высокий уровень рисков и издержек на этом рынке.

В целях повышения доступности жилья для населения необходимо обеспечить условия для развития системы ипотечного жилищного кредитования и других механизмов расширения платежеспособного спроса, системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг, соответствующей рыночной и административной государственной инфраструктуры, а также оказать бюджетную поддержку в приобретении жилья, в том числе с помощью ипотечных кредитов молодым семьям. Разработка подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" позволит решить проблему обеспечения жильем молодых семей. Необходимо отметить недостаточные объемы жилищного строительства в области, и как следствие - постоянный рост цен на жилье, не смотря на повышенный спрос населения в улучшении жилищных условий.

Существенным препятствием развития жилищного строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой. В ситуации превышения спроса над предложением на рынке жилья большая часть жилищного строительства финансируется непосредственно за счет средств населения, слабо развито кредитование застройщиков на цели жилищного строительства.

Необходимо обеспечить условия для существенного роста объемов жилищного строительства с целью увеличения предложения жилья на конкурентном рынке в соответствии с ростом платежеспособного спроса населения. Меры по решению одной из главных проблем - обеспечению земельных участков в целях жилищного строительства коммунальной инфраструктурой предусматриваются мероприятиями подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства".

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. В результате в ЖКХ практически отсутствуют стимулы для рационального ведения хозяйства, роста производительности труда, ослаблены мотивации энергосбережения, внедрения новых технологий, инвестиций в модернизацию производства.

Жилищно-коммунальное хозяйство в сегодняшнем его состоянии характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Проблема усугубляется большим размером задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности муниципальных предприятий ЖКХ области составил за 2005 год 0,88 млрд. руб., в то же время объем их кредиторской задолженности 1,57 млрд. руб.

Завершение реформы жилищно-коммунального хозяйства должно обеспечить проведение его технологической и управленческой модернизации с привлечением частного бизнеса и частных инвестиций, формированием реальных собственников квартир в многоквартирных домах с передачей им функций принятия решений по управлению общим имуществом многоквартирного дома.

Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций предусматриваются подпрограммой "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры".

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем очередников, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. В очереди на улучшение жилищных условий состоит более 23,7 тысяч семей. Среднее время ожидания граждан в очереди на улучшение жилищных условий составляет 17-19 лет.

Содержание и использование жилищного фонда социального использования, в первую очередь в целях его предоставления на условиях социального найма малоимущим гражданам, развитие коммунального хозяйства, обеспечение условий для жилищного строительства должно стать основной функцией органов местного самоуправления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»