ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 февраля 2013 года N 44-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции постановления Правительства Белгородской области от 02.03.2015 N 79-пп)

В целях формирования на территории Белгородской области политики по улучшению положения детей, руководствуясь положениями Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761, Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию действий в интересах детей в Белгородской области на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия).

2. Утвердить целевые индикаторы реализации Стратегии (прилагаются).

3. Департаменту здравоохранения и социальной защиты населения области (Залогин И.А.) в месячный срок утвердить план по реализации Стратегии на 2013 - 2014 годы.

4. Департаменту финансов и бюджетной политики области (Боровик В.Ф.) осуществлять финансовое обеспечение реализации Стратегии на 2013 - 2017 годы в пределах утверждаемых бюджетных ассигнований по соответствующим отраслям бюджетной сферы.

5. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении управления системой жизнеобеспечения детского населения.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на начальника департамента образования Белгородской области И.В.Шаповалова.

(п. 6 в ред. постановления Правительства Белгородской области от 02.03.2015 N 79-пп)

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО




Утверждена
постановлением
Правительства Белгородской области
от 18 февраля 2013 года N 44-пп

     

 СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

     

I. Введение


Вопросы защиты материнства и детства, реализации законных прав и интересов юных белгородцев и семей с детьми сегодня входят в число первостепенной важности для Правительства области и активно обсуждаются общественными институтами, негосударственными структурами.

В результате осуществляемой политики улучшения качества жизни населения, в первую очередь детского, наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Для решения основных задач в сфере детства в области сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая функционирование комплексной системы оказания медицинской, социальной, материальной, консультационной помощи беременным женщинам и семьям с детьми.

В Белгородской области наряду с государственной поддержкой активно развивается социальное партнерство, смысл которого в решении вопросов детства, - это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного многогранника, включающего государственные и предпринимательские структуры, православную церковь, общественные организации и гражданское общество. Такое взаимодействие необходимо, чтобы совместными усилиями решать значимые социальные проблемы, такие как бедность, бездомность, сиротство, духовная деградация общества, деформация семейных ценностей.

Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту. Среди них проблема социально-экономической дифференциации детей, отсутствия равных возможностей социализации и самореализации; наличие таких негативных явлений в детской и подростковой среде, как наркомания и токсикомания, повышение криминальной активности детей; негативное состояние детского и подросткового здоровья.

Разработка и внедрение комплексной целостной и системной политики в отношении детей как в Российской Федерации, так и в регионе позволит определить приоритетные направления, цели и задачи дальнейшего ее формирования и развития. При этом внимания требуют все дети региона, а не только отдельные категории, так как главная задача детской политики - решение проблем социализации детей и их интеграции в общество.

Стратегия включает комплексную систему целей, принципов, приоритетов, а также практических мер, реализуемых органами государственной власти Белгородской области во взаимодействии с институтами гражданского общества, направленных на развитие детей посредством улучшения условий, повышения уровня и качества их жизни.

Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Белгородской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.

Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям в соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы: семейная политика детствосбережения; доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей; здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.

1. Основные проблемы в сфере детства


1. В сфере демографического поведения:

- недостаток положительных примеров для подражания при формировании установок на брачность, семейность, детность, в том числе и многодетность; получение образования, профессиональное развитие;

- повышенные эгоизм, эгоцентризм, нарциссизм, инфантильность как следствие специфики воспитания в качестве единственных детей в семье;

- увеличение количества детей, страдающих "депривационным синдромом", как результат "сверхзанятости" родителей;

- тенденция к охлаждению детско-материнских отношений;

- нарушение полоролевого поведения вследствие воспитания в неполной семье и при ослабленной роли отца;

- ранняя сексуальность при отсутствии навыков нравственного поведения как результат свободного воспитания;

- преждевременное знакомство с предметами эротического характера, что негативно сказывается на моральном облике детей и подростков.

2. В сфере образования, культурного развития и информационной безопасности:

- отсутствие гарантий в получении своевременного и качественного дошкольного образования вследствие дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях;

- дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;

- слабый контроль за качеством образовательных услуг;

- несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;

- низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.

3. В сфере здравоохранения и здорового образа жизни:

- отсутствие у большинства детей мотивации к здоровому питанию, занятиям физической культурой и спортом, здоровому образу жизни в целом;

- детская нервозность (у каждого третьего), обусловленная врожденными и возникшими проблемами;

- недостаточно качественная организация отдыха детей в детских спортивно-оздоровительных учреждениях, дифференциация в доступе различных категорий детей к получению санаторно-курортного лечения, нуждающихся по состоянию здоровья в таковом.

4. В сфере создания равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей):

- асоциальность (недостаток социальной нормативности поведения), в том числе наличие вредных привычек как следствие отсутствия должного контроля за процессом социализации;

- астенизация, ослабленное общее и репродуктивное здоровье; физические дефекты;

- невротизация поведения;

- отсутствие базисного доверия к миру, страх, агрессия, недоверие к людям и самому себе; нежелание познавать новое, уход в себя, тревожность (враждебность) по отношению к взрослым и сверстникам, гиперактивность, эмоциональная напряженность, нарушение образа "Я" как результат психической и социальной депривации детей, воспитывающихся вне семьи;

- нарушения гендерного развития и полоролевого поведения;

- отсутствие навыков семейного (супружеского, родительского) поведения; бытовой инфантилизм вследствие отсутствия в их сознании позитивной модели семьи;

- низкий уровень адаптации в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья, наличие фактов нетерпимого отношения к ним со стороны сверстников и взрослых.

5. В сфере защиты прав и интересов детей:

- невысокий уровень правовой культуры детей;

- недостаточно эффективная профилактика правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей;

- практический свободный доступ детей к информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию;

- несовершенство системы адаптации и ресоциализации несовершеннолетних преступников, освободившихся из мест лишения свободы.

2. Ключевые принципы Стратегии


Реализация Стратегии предполагается на основе следующих принципов с учетом имеющихся проблем.

1. Общие принципы реализации Стратегии:

- учет как реально сложившейся социально-экономической и демографической ситуации в России и в Белгородской области, особенности которой выявлены в ходе комплексных исследований, анализа статистического и социологического материала, так и долговременных тенденций и факторов;

- учет периода затяжной депопуляции в стране и высокой инерционности демографических процессов, а следовательно, и долгосрочности достижения ожидаемых результатов;

- принцип системности решения проблем в сфере детства, что предполагает: планирование действий с учетом стратегических целей и задач; участие в реализации Стратегии органов законодательной власти области, всех департаментов области, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений и предприятий, церкви, средств массовой информации, общественных объединений. При этом каждый из субъектов управления должен решать задачи, определяющиеся его спецификой, и взаимодействовать с другими участниками Стратегии;

- принцип адресности - в направлениях реализации Стратегии должны быть учтены все категории детей, но при этом конкретные мероприятия должны быть ориентированы в том числе на конкретные целевые группы, определяться с учетом структуры их потребностей, которые выявляются в ходе социальной диагностики и социальной паспортизации. К числу таких групп можно отнести детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей, совершивших правонарушения. Именно на них, в первую очередь, должны быть нацелены мероприятия Стратегии;

- учет объективных и субъективных ограничений реализации Стратегии на уровне области. К их числу относятся: градостроительная емкость территории; экологическая обстановка, емкость рынка труда, реальные пределы обеспечения социально-экономических, материальных и духовных условий жизни населения в условиях ограниченности бюджетных и других источников финансирования, задачи обеспечения безопасности, определяющиеся приграничным положением области, отсутствие у большинства населения установки на здоровьесберегающую модель поведения. В силу этих ограничений Стратегия предполагает формулировку только таких целей, которые могут быть реально достижимы в сложившейся ситуации.

2. Частные принципы реализации Стратегии:

- реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;

- защита прав каждого ребенка;

- максимальная реализация потенциала каждого ребенка;

- сбережение здоровья каждого ребенка;

- технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка, реализуемых при поддержке государства;

- особое внимание уязвимым категориям детей;

- обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей;

- партнерство во имя ребенка.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации


Для реализации основных направлений семейной политики в области сформирована нормативная правовая база, обеспечивающая функционирование комплексной системы оказания медицинской, социальной, материальной, консультационной помощи беременным женщинам и семьям с детьми.

Комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, улучшению качества медицинского и социального обслуживания, всестороннему укреплению института семьи, профилактике сиротства, поддержке семей, усыновивших детей, улучшению жилищных условий, решению проблемы занятости обеспечили качественное изменение показателей, характеризующих уровень благополучия белгородских семей.

Прирост числа родившихся белгородцев за десять лет в абсолютных значениях составил более 30 процентов, показатель рождаемости на 1000 населения увеличился в 1,3 раза. Доля вторых детей в общей численности новорожденных увеличилась более чем на 10 процентов, третьих и последующих - на 4,5 процента.

За последние 20 лет более чем в 3 раза сократилось число детей, рожденных несовершеннолетними матерями. Абсолютное число абортов снизилось за пять предыдущих лет на 30,2 процента. Такая динамика свидетельствует о том, что население более осознанно подходит к планированию семьи и рождению детей.

За пятнадцать лет коэффициент брачности вырос в 1,5 раза (с 6,7 до 9,8) и остается одним из самых высоких в России. При этом число разводов на 1000 браков сократилось в 1,3 раза.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»