• Текст документа
  • Статус
Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 февраля 2002 года N 30

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА 2002-2004 ГОДЫ

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 года № 59 }

{Акт утратил силу: постановлением Правительства Республики Марий Эл от 04.03.2005 года N 59}

{Изменения и дополнения:
постановление Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}

Учитывая существенное значение роли личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственном производстве и в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл, необходимость создания условий для социального развития села и повышения уровня жизни сельского населения, Правительство Республики Марий Эл постановляет:

1. У твердить прилагаемую республиканскую программу развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы.

2. Министерству финансов Республики Марий Эл предусмотреть начиная с 2002 года выделение целевых средств на реализацию указанной программы по статье "Сельскохозяйственное производство" в соответствии с бюджетной заявкой Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления районов Республики Марий Эл разработать и реализовать мероприятия по развитию личных подсобных хозяйств соответствующих муниципальных образований.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Егошина А.Я.

Глава Правительства Республики Марий Эл Л. Маркелов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 февраля 2002 г. N 30

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы

ПАСПОРТ


Наименование Программы

- республиканская программа развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы (далее именуется -Программа)

Дата принятия решения о разработке Программы

- постановление совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г.

Государственный
заказчик Программы

- Правительство Республики Марий Эл

Основные разработчики
и испол нители Программы
Основные программные
мероприятия Программы

- Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, сельскохозяйст-венный кредитный кооператив "Фермер-Кредит"
- создание организационных, эконо-мических, социальных условий эффективного функционирования личных подсобных хозяйств, формирование рыночной инфраструктуры, совершенствование механизма государственной поддержки личных подсобных хозяйств

Сроки реализации Программы

- 2002-2004 годы

Объемы
финансирования Программы

на период реализации Программы предусматривается выделение средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл в объеме 5 млн.рублей

Источники
финансирования Программы

- средства, выделяемые из республиканского бюджета Республики Марий Эл на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за реализован-ную продукцию животноводства внутри республики;
на частичную компенсацию затрат сельскохозяйст-венных товаропроизводителей на искусственное осеменение, ветеринар-ное обслуживание животных и др.;
собственные средства населения;
кредиты банковских и небанковских кредитных организаций ;
средства республиканского бюджета Республики Марий Эл на субсидирова-ние процентных расходов по кредитам

Важнейшие целевые
показатели Программы

- к 2004 году за счет развития личных подсобных хозяйств производство валовой продукции сельского хозяйства вырастет в 1,2 раза, в том числе доля товарной продукции личных подсобных хозяйств увеличится в 1,5 раза

Ожидаемые результаты реализации Программы

- повышение уровня жизни сельского населения за счет развития личных подсобных хозяйств, эффективного использования земельных, финансовых и трудовых ресурсов

Контроль за реализацией Программы

- Министерство сельского хозяйства и продовол ьствия Республики Марий Эл, Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, органы местного самоуправления

{паспорт Программы в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}

Настоящая Программа разработана в соответствии с Программой экономического и социального развития Республики Марий Эл на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 июня 2001 г. N 222, Посланием Президента Республики Марий Эл Государственному Собранию Республики Марий Эл, т у ^постановлением совместной коллегии Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл от 27 сентября 2001 г.

Программа основывается на положениях Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно - правовых актах.

В современных условиях все большее развитие у сельских жителей приобретает интерес к расширению личных подсобных хозяйств.

В Республике Марий Эл в настоящее время насчитывается 130,9 тыс. личных подсобных хозяйств, служебных наделов рабочих, служащих и других граждан, за которыми закреплено 44,3 тыс. га сельхозугодий (в среднем на один двор приходится 0,34 га земли).

Коллективные сады имеют 88,6 тыс. семей, занимаемая площадь коллективных садов составляет 6,8 тыс.га. Коллективными огородами пользуются 26,8 тыс. семей на площади 2,5 тыс.га. Таким образом, в республике приусадебные участки, коллективные сады и огороды, а также арендуемые земли имеют 246,3 тыс. семей на площади 53,6 тыс.га сельскохозяйственных угодий. У населения республики имеется 35,8 тыс. пчелосемей.

В 2000 году на долю хозяйств населения приходилось 90 процентов произведенного в республике картофеля, 78 процентов-овощей, 50 процентов - мяса, 56 процентов - молока, 24 процента -яиц, 98 процентов - шерсти.

В целом удельный вес продукции личных подсобных хозяйств в общем объеме производства продукции сельского хозяйства республики в фактических ценах составляет 65 процентов, в том числе продукции растениеводства -70 процентов, продукции животноводства-59 процентов.

Вместе с тем развитие производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах в большей степени зависит от решения многих организационно - правовых, земельных, материально - технических, социальных и других вопросов.

Несмотря на значительный рост земельных фондов, выделяемых населению в личную собственность, по-прежнему высоким остается удельный вес личных подсобных хозяйств, не имеющих поголовья животных и птицы. Это объясняется повышенной трудоемкостью работ, отсутствием средств малой механизации, большой долей ручного труда при обработке земли, заготовке кормов и уходе за животными, постоянным повышением цен на энергоносители, сельскохозяйственную технику, оборудование, а личные подсобные хозяйства из-за трудного финансового положения лишены возможности их приобретения,

Также серьезной проблемой в развитии личных подсобных хозяйств является несовершенство заготовительной системы, сложности со сбытом продукции, нормативно - правовое обеспечение, социально - правовой статус владельцев личного подсобного хозяйства, осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства как основной или дополнительный вид хозяйственной или трудовой деятельности.

Сложившееся положение требует комплексного решения вопросов развития личных подсобных хозяйств, усиления государственной поддержки данного сектора экономики. Учитывая многофакторность, социальную и политическую значимость сложившихся проблем, наиболее полное, последовательное их решение требует программно - целевого подхода, т.е. разработки среднесрочной программы с последующей корректировкой основных программных мероприятий с учетом изменяющихся условий, результатов функционирования личного подсобного хозяйства как субъектов системы социально - экономических отношений в Республике Марий Эл.

Основные показатели, характеризующие состояние и уровень развития личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл, изложены в приложении N 1 к Программе (таблицы 1-7).

Основная цель Программы - повышение уровня жизни сельских жителей за счет создания условий для устойчивого развития личных подсобных хозяйств Республики Марий Эл.

Задачами Программы являются:

увеличение доходов сельских жителей за счет повышения товарности произведенной ими сельскохозяйственной продукции;

сокращение сельской безработицы;

обеспечение занятости населения;

улучшение демографической ситуации на селе;

увеличение уровня товарности продукции личных подсобных хозяйств;

создание механизмов государственной поддержки и инфраструктуры обеспечения развития мелкотоварного производства на базе личных подсобных хозяйств граждан.

Для решения поставленных задач необходимо:

разработка и реализация правовых и финансовых механизмов функционирования личных подсобных хозяйств, их взаимоотношений с органами местного самоуправления, сельскохозяйственными организациями, предприятиями агросервиса и переработки;

определение механизмов организационного обеспечения, ветеринарного и зоотехнического обслуживания, снабжения семенами, племенным молодняком;

формирование системы взаимного и (или) кооперативного кредитования, страхования, а также механизма денежного (товарного) авансирования закупаемой сельскохозяйственной продукции и иных расчетных и финансовых структур;

создание и развитие информационно - консультационной службы и научно-методического обеспечения организации и ведения личных подсобных хозяйств.

Перечень первоочередных программных мероприятий изложен в приложении N 2 к Программе.

В целях создания нормативно - правовой базы для реализации Программы Правительство Республики Марий Эл с участием заинтересованных министерств и ведомств обеспечивает разработку и принятие постановлений, подготовку и внесение в установленном порядке в Государственное Собрание Республики Марий Эл законопроектов и других нормативных актов, не противоречащих федеральным законам и нормативно - правовым актам Российской Федерации.

К основным принципам создания нормативно - правовой базы относятся:

осуществление мер государственной поддержки в рамках реализации Программы;

создание системы гарантий, мер социальной защиты владельцев личных подсобных хозяйств;

всесторонняя защита законных прав и интересов владельцев личных подсобных хозяйств;

формирование рыночных механизмов учета, оценки и оборота земли, имущества и продукции личных подсобных хозяйств.

Система нормативно - правового регулирования развития личных подсобных хозяйств должна включать в себя действующие законодательные акты и нормативно - правовые документы Российской Федерации, Республики Марий Эл, а также конкретные типовые положения, инструкции, договоры, связанные с осуществлением конкретных сделок и видов деятельности в рамках Программы,

В целях получения ожидаемых результатов реализации Программы - повышение эффективности использования земельных, природных и трудовых ресурсов на селе, увеличение земельных площадей личных подсобных хозяйств - предусматривается усиление контроля за использованием земель по целевому назначению, решение вопросов учета прав собственности на земли и иное имущество, природные ресурсы, определение правового статуса собственников земельных паев- владельцев (собственников) личных подсобных хозяйств.

Система финансово - кредитного и инвестиционного обеспечения личных подсобных хозяйств ориентирована на создание условий для развития и укрепления их материально - технической базы, производственной и социальной инфраструктуры, повышение эффективности и доходности производства, закупки, переработки и реализации продукции личных подсобных хозяйств.

Взаимоотношения при сдаче и закупке сельскохозяйственной продукции регулируются на основании действующего законодательства и договоренности между сторонами.

В Программе предусмотрено использование средств местных бюджетов, перерабатывающих предприятий и предприятий потребительской кооперации для организации работы приемных пунктов сельскохозяйственной продукции личных подсобных хозяйств.

Программа включает в себя мероприятия по развитию ипотечного кредитования владельцев личных подсобных хозяйств.

В Программе предусмотрено финансирование владельцев личных подсобных хозяйств через кредиты банков, кредитных кооперативов и иных кредитных организаций.

Кредиты предоставляются в виде краткосрочного и среднесрочного кредитования на производство растениеводческой и животноводческой продукции, комплексное (проектное) кредитование производства товарной продукции, кредитование совокупных потребностей хозяйства, потребительское кредитование владельцев личных подсобных хозяйств, кредитование жилищного строительства, кредитование социально-сервисных мероприятий (телефонизация, газификация, водоснабжение, образовательные и оздоровительные услуги и т.д.).

Заемщиками кредитных средств могут также потребительские кредитные кооперативы при использования полученных ресурсов на цели кредитования владельцев личных подсобных хозяйств.

Главам муниципальных образований республики рекомендуется ежегодно в муниципальных бюджетах формировать сумму на софинансирование заемщиков личных подсобных хозяйств (гарантийные фонды).

{раздел 3 в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}

(млн.рублей)

Источники финансирования

2003 г.

2004 г.

1 . Собст венные средства владельцев личных подсобных хозяйств

55,0

60,0

2. Республиканский бюджет Республики Марий Эл в том числе:

2,0

3,0

на возмещение затрат по искусственному осеменению коров владельцам личных подсобных хозяйств

1,0

1,0

субсидирование разницы процентных ставок по кредитам

1,0

1,5

возмещение части страховых взносов при страховании

0,5

3. Бюджеты муниципальных образований

1,0

1,5

4. Кредиты банков, кредитных кооперативов и иных кредитных организаций

5,0

5,5

5. Другие источники

1,0

1,5

Всего

64

71,5";

{таблица в редакции: постановления Правительства Республики Марий Эл от 9.04.2003 года N 100}

В целях обеспечения личных подсобных хозяйств информацией и предоставления консультационных услуг в республике необходимо создать единую сеть информационно - консультационной службы.

Деятельность информационно - консультационных служб должна способствовать развитию частичной инициативы и предпринимательства в сельской местности, вовлечению высвобождаемой из сельскохозяйственных предприятий излишней рабочей силы в предпринимательскую деятельность, адаптации сельских жителей к работе в условиях рыночной экономики. Полноценный информационный поток должен позволить сельским жителям, специалистам принимать своевременные и рациональные решения в освоении прогрессивных технологий производства и продажи товарной продукции, в том числе за счет личных подсобных хозяйств.

Учитывая отдаленность сельских населенных пунктов от райцентров, есть необходимость рассмотреть вопрос о размещении консультационных пунктов в помещениях органов местного самоуправления (сельсоветов). Достаточный образовательный уровень работников органов местного самоуправления, а также повышение квалификации на базе Марийского института переподготовки кадров агробизнеса позволят результативно заниматься консультированием сельского населения, организовывать необходимую систему локальной поддержки их деятельности.

Взаимоотношения информационно-консультационных служб и личных подсобных хозяйств строятся на добровольной и договорной

основах.

В становлении и расширении деятельности информационно-консультационной службы предполагается привлечение научных работников Марийского научно-исследовательского института сельского хозяйства, преподавателей высших учебных заведений республики, Марийского института переподготовки кадров агробизнеса, специалистов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, средств массовой информации.

На сегодняшний день экономическая целесообразность взаимодействия личных подсобных хозяйств с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, кооперирования между собой очевидна. Сельское население формирует совокупный спрос на услуги в следующих сферах организации сельскохозяйственного производства:

заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции,

снабжение и сбыт,

кредитование и страхование,

обслуживание, то есть услуги по ремонту, строительству, транспортировке, мелиорации, а также ветеринарному и зоотехническому обслуживанию. '"

Вышеназванные услуги могут оказывать сельскохозяйственные кооперативы. Некоторые из них уже созданы сельскими жителями Республики Марий Эл (таблица).

Наименование кооператива

Город, район

Дата регистрации

Сфера деятельности

Основные
показатели

1. Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Фермер- Кредит"

г. Йошкар - Ола

28 февраля 1998 г.

финансовые услуги;
консультационно -информационные услуги;
обучение членов кооператива и специалистов вновь созданных кооперативов

количество членов - 27;
паевой капитал -300 тыс.рублей ;
количество заключенных договоров-124, в т.ч. в 2001 году-40;
сумма выданных займов -6880 тыс.рублей, в т.ч. в 2001 году -3955 тыс. рублей

2. Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "ГОР- Кредит"

Горномарий-ский район

17 июня
1998 г.

финансовые услуги

количество членов - 16;
паевой капитал - 24 тыс.рублей;
количество заключенных договоров -14, в т.ч. в 2001 году-4;
сумма выданных займов -600 тыс.рублей, в т. ч. в 2001 году-510 тыс. рублей

3. Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Морко - Кредит"

Моркинский эайон

июль 2001 г.

финансовые услуги

количество членов - 8;
паевой капитал -15 тыс. рублей;
количество заключенных договоров-5;
сумма выданных займов -300 тыс.рублей

4. Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Торъял- Кредит"

Новоторъяль -ский район

17 августа 2001 г. .

финансовые услуги

количество членов - 7;
паевой капитал -15 тыс. рублей;
количество заключенных договоров -5;
сумма выданных займов -500 тыс. рублей

5, Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив "Ключ - Кредит"

Мари - Турек -ский район
Д'3-

17 августа 2001 г.

финансовые услуги

количество членов - 5;
паевой капитал -10 тыс. рублей;
количество заключенных договоров - нет;
сумма выданных займов -нет

6. Сельскохозяйственный потребительский снабженческо - сбытовой кооператив "Альба"

Новоторъяль-ский район

ноябрь
2001 г.

снабжение и сбыт сельскохозяйственной продукции

количество членов - 5

7. Аудиторский союз сельскохозяйственных кооперативов Республики Марий Эл "Вира"

г. Йошкар - Ола

проект

консультационные услуги

проект

Из представленных в таблице материалов следует, что в республике уже положено начало формированию и становлению кооперации сельского населения.

Все взаимоотношения осуществляются на добровольных и договорных началах.

В сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности предполагается также создание специализированных подразделений по работе с личными подсобными хозяйствами, которые осуществляют работу по закупке сельскохозяйственной продукции, выращенной в личных подсобных хозяйствах, оказывают услуги по обработке земли, заготовке кормов, обеспечению молодняком скота, транспортировке и иные услуги.

Перспективной формой обслуживания личных подсобных хозяйств являются хозрасчетные подразделения при сельских администрациях, а также самостоятельные предприятия различных организационно - правовых форм: муниципальных, кооперативных и других.

Анализ современного этапа развития кооперации на селе выявляет ряд проблем:

отсутствие в сельской местности информации о развитии кооперации владельцев личных подсобных хозяйств,

отсутствие прикладных нормативных актов и правоприменительной практики по государственному регулированию развития личных подсобных хозяйств и сельскохозяйственных потребительски кооперативов,

недостаточный паевой и заемный капитал сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов,

недостаточная государственная поддержка деятельности сельских кооперативов и отдельных владельцев личных подсобных хозяйств.

Ветеринарное обслуживание личного подсобного хозяйства согласно Закону Российской Федерации "О ветеринарии" возложено на государственную ветеринарную службу.

Ветеринарное обслуживание животных осуществляется ветеринарными специалистами станций по борьбе с болезнями животных, районных ветеринарных лабораторий, участковых лечебниц, ветеринарных участков, ветеринарных пунктов сельскохозяйственных предприятий.

При этом все плановые профилактические мероприятия против особо опасных инфекций (сибирская язва, бешенство, ящур, лептоспироз, бруцеллез, оспа, исследование на туберкулез) проводятся бесплатно.

Ветеринарная помощь оказывается как в условиях ветеринарного учреждения, так и на дому у владельцев животных.

Обеспечение населения ветеринарными препаратами осуществляется через сеть ветеринарных аптек при станциях по борьбе с болезнями животных и в госветучреждениях.

Мясо, мясные и другие продукты убоя животных, молоко, молочные и иные продукты животноводства подлежат ветеринарно -санитарной экспертизе с целью определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Осеменение маточного поголовья сельскохозяйственных животных в личных подворьях осуществляется хозрасчетными пунктами искусственного осеменения, пунктами искусственного осеменения сельхозпредприятий, а при их отсутствии случка осуществляется быками - производителями, находящимися в сельхозпредприятиях и у частных лиц.

Расходы по осеменению возмещаются владельцами скота.

Конкретный порядок и условия оказания зоотехнических и ветеринарных услуг регулируются нормативно - правовыми документами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Развитие личных подсобных хозяйств в рыночных условиях, как правило, создает необходимость объединения их в кооперативы, ассоциации, товарищества и различные союзы в целях координации хозяйственной деятельности, а также представительства и защиты экономических, социальных и иных законных интересов в органах государственной власти и местного самоуправления, органах хозяйственного самоуправления товаропроизводителей агропромышленного комплекса, профсоюзных и других организациях.

Органы самоуправления личных подсобных хозяйств привлекаются органами государственной власти и органами местного самоуправления к разработке и реализации различных программ экономического и социального развития, совершенствованию нормативно - правовой базы, созданию производственной, рыночной и социальной инфраструктуры, систем финансового, технологического, агросервисного и информационно - консультативного обслуживания сектора личных подсобных хозяйств.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления взаимодействуют с органами самоуправления личных подсобных хозяйств на основе соглашений и договоров по совместной деятельности, а также на иной основе, предусмотренной действующим законодательством.

Создание и деятельность саморегулирующих организаций владельцев личных подсобных хозяйств осуществляется на основе законодательства об общественных организациях, профессиональных союзах, некоммерческих организациях и кооперации исключительно на добровольной основе.

Организация исполнения Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл и Министерством экономики и промышленности Республики Марий Эл путем доведения утвержденных программных мероприятий до исполнителей, органов местного самоуправления и осуществления периодического мониторинга выполнения планируемых показателей.

На основании анализа и оценки выполнения программных мероприятий Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ежегодно представляет бюджетные заявки по каждому из направлений Программы и направляет их в Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл для формирования прогноза социально - экономического развития и проекта республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл организуют проверки хода выполнения программных мероприятий, эффективности и целевого использования средств, выделяемых из бюджетов всех уровней и других источников, и ежегодно, в апреле, представляют в Правительство Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за отчетный период. В процессе реализации Программы (ежегодно) в нее могут вноситься изменения и дополнения с учетом динамики развития личных подсобных хозяйств, социально - экономического положения в республике, а также определяются перспективные меры и задачи на последующие три года.

Реализация Программы позволит обеспечить развитие личных подсобных хозяйств, повысить их экономическую эффективность, создать рыночную инфраструктуру, улучшить социальное положение жителей села республики. При реализации Программы предполагается повышение уровня занятости сельского населения, улучшение демографической ситуации на селе, тем самым возрастает роль воспитания детей через совместную трудовую деятельность, снижение преступности, пьянства, социальной апатии.

Получат развитие кооперативные и интеграционные связи личных подсобных хозяйств между собой, фермерскими хозяйствами, коллективными сельскохозяйственными предприятиями.

Улучшится организация закупки произведенной в личных подсобных хозяйствах сельскохозяйственной продукции, переработка, реализация и ее хранение.

Будет создана доступная система по оказанию финансовых, инженерно - технических, ветеринарных, зоотехнических, агрономических услуг, обеспечения средствами механизации, оборудованием, кормами, семенами, удобрениями, молодняком скота и птицы.

Увеличится товарное производство продукции личных подсобных хозяйств за период реализации Программы в 1,5 раза.

Ипотека

залог недвижимого имущества, который осуществляется без передачи этого имущества во владение залоговому кредитору. Предметом ипотеки является недвижимость, остающаяся во владении залогодателя, но это может быть и право на недвижимость. Основной вид ипотеки - оборотная ипотека, т.е. выдача залогового свидетельства на ипотеку. Закладная ~ долговое свидетельство о залог е недвижимости, выдаваемое банком заемщику - физическому или юридическому лицу

Продукция, товарная

один из показателей объема промышленного производства, характеризующий стоимость всей продукции, произведенной объединением, предприятием и предназначенной для реализации на сторону или для собственных нужд

Личное подсобное хозяйство
(приусадебное землепользование)

форма сельскохозяйственного производства, осуществляемого личным трудом гражданина или членов его семьи в целях удовлетворения потребностей в производстве и иных нуждах

Потребительский кооператив

- добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов

Кооператив

- объединение лиц на равноценной основе с целью совместного производства и сбыта продукции

Дотация

сумма денежных средств, выделяемая из бюджета предприятиям, у которых затраты на производство и реализацию продукции не покрываются получаемыми доходами

Мониторинг

- комплекс наблюдений и исследований, определяющих изменения в окружающей среде, вызываемые деятельностью человека

Субсидия

пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам


ПРИЛОЖЕНИЕ N 1

к республиканской программе развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы

ОСНОВНЫЕПОКАЗАТЕЛИ, характеризующие состояние и уровень личных подсобных хозяйств в Республике Марий Эл


Таблица 1

Показатели

1990 г.

1995 г.

1999 г.

2000 г.

%к 1990 г.

1 .Число хозяйств (семей), имеющих приусадебные участки, тыс. хозяйств

128,0

131,0

134,1

130,9

102

2. Земли, находящиеся в личном пользовании хозяйств населения, тыс. га: общая площадь

29,1

42,0

48,4

47,8

164

сельхозугодия

26,1

38,6

44,8

44,3

170

в т. ч. пашня

21,4

32,6

37,5

37,0

173

3.Общая площадь на 1 семью, соток

22,7

32,0

36,1

36,5

161

4.Коллективные сады :

число семей, тыс. семей

46,5

89,4

89,8

88,6

190

площадь, тыс. га

3,1

7,1

7,3

6,8

219

площадь на 1 семью, соток

6,6

7,9

8,1

7,6

115

5 .Коллективные огороды :

число семей, тыс. семей

17,0

35,4

25,6

26,8

158

площадь, тыс. га

1,3

3,3

^^д

2,5

192

площадь на 1 семью, соток

7,6

9,3

8,9

9,3

122

Приложение 1

Таблица 2

Структура продукции сельского хозяйства

(в фактически действовавших ценах;
в процентах к хозяйствам всех категорий)


Годы

Сельское хозяйство

В том числе

растениеводство

животноводство

Сельскохозяйственные предприятия

1990 г.

75,0

60,0

86,0

1991 г.

70,0

67,0

82,0

1992 г

63,5

62,4

64,4

1995 г.

46,0

37,0

56,7

1996 г.

53,6

48,6

57,8

1999 г

31,3

21,7

41,6

2000 г.

33,8

27,8

40,1

Личные подсобные хозяйства

1990 г.

25,0

40,0

14,0

1991 г.

30,0

33,0

18,0

1992 г.

35,8

36,8

34,9

1995 г.

53,0

62,0

42,8

1996 г.

45,6

50,3

41,8

1999 г

67,9

77,3

57,8

2000 г.

65,1

70,7

59,4

Крестьянские (фермерские) хозяйства

1990 г.

-

-

-

1991 г.

-

-

-

1992 г.

' 0,7

0,8

0,7

1995 г.

1,0

1,0

0,5

1996 г.

0,8

1,1

0,4

1999 г

0,8

1,0

0,6

2000 г.

1,1

1,5

0,5

Приложение 1

Таблица 3

Прогноз развития и анализ состояния производства сельскохозяйственной продукции населением в Республике Марий Эл


Показатели

1990 г.

1995 г.

1999 г.

2000 г.

2002 г.

2004 г.

% 2004 г. к 2000 г.

1. Численность населения - всего, тыс.человек в т.ч. сельского

758,0 287,8

766,2 289,5

761,3 289,6

758,9 288,1

752,0 287

748 256

99
89

2.Занятость в сельском хозяйстве, тыс.человек
% занятых от всего населения

72,5
25

63,1
22

78,4
27

66,8
23

66,8
23

67,0
23

100

3. Вся посевная площадь, тыс. га в т.ч. у населения, тыс. га
%

603,0 18,7
3

585,6 36,7
6

548,5 40,8
7

500,5 43,4
9

510,0 45,0
10

550,0 50,0
9

110 115

а) картофеля, тыс.га в т.ч. у населения, тыс.га
%

41,7 16,6
40

40,1 30,0
75

40,6 32,2
79

43,7 35,5
81

44,0 37,0
84

45,0 38,0
84

103 107

б) овощей, открытый грунт,тыс. га в т.ч. у населения, тыс.га

1,7
0,5

3,0
2,1

4,4
3,0

4,5
3,1

4,5
3,3

4,5
3,5

100 113

в) кормовых культур, тыс. га в т.ч. у населения,тыс.га

230,4 1,5

222,4 4,4

213,4 5,5

218,6
4,4

200,0 4,4

220
4,5

101 102

4. Валовый сбор
картофеля - всего, тыс. т
в т.ч. у населения, тыс.т
%
овощей - всего, тыс. т
в т.ч. у населения, тыс.т

455,1 228,0 50
55,0 18,6

704,0 595,8 85
85,8 63,3

583,9 516,6 88 109,4 78,8

442,5 397,6 90 107,3 84,0

425,5 371,6
105,4 69,6

671,5 594,1
129,0 100,8

152 149
120
120

5. Поголовье КРС - всего, тыс. голов
в т.ч. у населения, тыс.голов
%

321,8 59,2
18

263,6
71,7
27

212,3 69,9
33

194,0
72,5
37

215,0 76,5
35

236,5 80,6
34

122 111

в т.ч. коров - всего тыс. голов
в т.ч. у населения, тыс.голов
%

119,3 39,0
33

120,0 50,7
42

103,1 48,1
47

93,8 46,8
50

95,0 47,0
50

102,0 55,0
54

109 118

а) поголовье свиней -всего, тыс.голов
б) в т.ч. у населения, тыс.голов
%

331,5
31,1
9

204,3
40,2
20

160,1
42,5
26

113,7
28,9
25

115,0
29,0
25

125,0
30,0
24

110 104

в) поголовье овец, коз, тыс.голов в т.ч. у населения, тыс.голов
%

154,0 89,0
58

110,5 100,1 91

74,5 72,8
97

68,7 67,5
98

69,0 68,0 98,5

70,0 69,3 99,0

102 103

6. Производство:
а) молока - всего, тыс. т
в т.ч. у населения, тыс. т
%

396,0 113,2 28

349,9 144,2 41

296,2 150,1 51

253,6
142,7 56

249,4 140,7 56,4

315,1 180,8
57,4

124 127

б) мяса - всего в живом весе.тыс.т в т.ч. у населения, тыс.т
%

122,6
32,7
26

82,5
38,2
46

73,2 37,8
52

67,5 34,1
51

78,9 32,8 41,5

82,3 41,0 49,8

122 120

в) яиц - всего, млн. Штук
в т.ч. у населения, млн.штук
%

240,4
22,7
9

228,0 70,2
30

224,9 56,8
25

230,9
55,0
24

235,4 54,2 23,0

270,1 76,0
25.9

117
127

г) шерсти - всего, т
в т.ч. у населения, т
%

478,0 174,0 36

294,0 257,0 86

169,0 166,0 98

149,3 147,0 99

169 166 98,2

178,8 176,4 98,6

120 120

Приложение 1

Таблица 4

Поголовье скота по всем категориям хозяйств

( на конец года)


Наименование

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1995 г.

1996 г.

1999 г.

2000 г.

Крупный рогатый скот

Хозяйства всех категорий

321,8

321,6

308,4

263,6

244.6

212,3

194.0

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

262,6

256,3

238,6

190.8

170.8

140.8

120.0

хозяйства населения

59,2

65.1

69,2

71.7

72,8

69,9

72.5

крестьянские хозяйства

-

0,2

0,6

1,1

1,0

1.6

1.5

В том числе коровы

Хозяйства всех категорий

119,3

121,3

122,2

120,0

113,7

103,1

93,8

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

80,3

79,3

76,3

68,6

62,7

54,1

46.2

хозяйства населения

39,0

41.9

45,6

50,7

50.4

48.1

46.8

крестьянские хозяйства

-

0,07

0.3

0,7

0,6

0.9

0.8

Свиньи

Хозяйства всех категорий

331,5

309,0

250,1

204,3

183,7

160.1

113,7

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

300,4

274.6

216,3

162.4

141.9

115,7

83,4

хозяйства населения

31,1

34.0

33,2

40,2

40

42,5

28,9

крестьянские хозяйства

-

0.4

0,6

1,7

1,8

1,9

1,4

Овцы и козы

Хозяйства всех категорий

154,0

162,1

150,7

110,5

101,2

74,5

68,7

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

65.0

63,6

41,3

9,3

4,6

0,7

0.3

хозяйства населения

89,0

98,4

108,7

100,1

95,7

72,8

67,5

крестьянские хозяйства

-

0,1

0,7

1,1

0,9

1,0

0,9

Приложение 1

Таблица 5

Структура поголовья скота по всем категориям хозяйств

( в процентах на конец года)


Наименование

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1995 г.

1996 г.

1999 г.

2000 г.

Крупный рогатый скот

Хозяйства всех категорий

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

81,6

79,7

77,4

72.4

69,8

66,3

61,9

хозяйства населения

18,4

20.2 :

22,4

27,2

29.8

33,0

37,4

крестьянские хозяйства

-

0,1

0,2

0,4

ОЛ

0,7

0,7

в том числе коровы

Хозяйства всех категорий

100.0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

67,3

65,4

62.4

57.2

55.2

52,5

49.2

хозяйства населения

32,7

34,5

37,3

42.2

44.3

47.6

50.0

крестьянские хозяйства

0.1

0,3

0,6

0,5

0,9

0,8

Свиньи

Хозяйства всех категорий

100,0

100,0

100,0

100.0

100,0

100.0

100,0

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

90,6

88.9

86,5

79.5

77,2

72,3

73,4

хозяйства населения

9,4

11,0

13,3

19.7

21,8

26,5

25,4

крестьянские хозяйства

-

0,1

0,2

0,8

1,0

1,2

1,2

Овцы и козы

Хозяйства всех категорий

100,0

100,0

100,0

100.0

100.0

100,0

100,0

в том числе:

сельскохозяйственные предприятия

42,2

39.2

27.4

8.4

4,5

0,9

0,4

хозяйства населения

57,8

60,7

: 72,1

90.6 .

94,6

97,7

98,3

крестьянские хозяйства

-

0,1

0,5

1,0

0,9

1,3

Приложение 1

Таблица 6

Поголовье скота в личных подсобных хозяйствах населения

(на конец года)

( тыс. голов)


Районы,
города

Крупный рогатый
скот

Коровы

Свиньи

Овцы и козы

1990 г.

1999 г.

2000 г.

1990 г.

1999 г.

2000 г.

1990 г.

1999 г.

2000 г.

1990 г.

1999 г.

2000 г.

Всего по республике

59,2

69,9

72,5

39,0

48,1

46,8

31,1

42,5

28,9

89,0

72,8

67,5

Волжский

4,2

4,3

4,6

3,0

3,5

3,4

1,9

2,3

1,6

13,5

8,4

8,2

Горномарийский

8,0

7,4

7,8

5,8

6,2

6,2

4,3

5,4

3,3

10,1

6,4

5,7

Звениговский

4,1

4,5

4,5

3,0

3,6

3,5

2,4

2,1

1,3

9,0

6,7

5,8

Килемарский

2,5

2,7

2,7

1,8

2,0

1,9

3,3

2,0

1,5

3,8

3,6

3,0

Куженерский

3 0

42

4,5

1,9

2,5

2,5

1,0

2,7

1,9

3,6

3,7

3,6

Мари - Турекский

4,2

5,5

5,7

3,1

4,1

3,9

1,6

4,2

3,1

7,8

6,8

6,4

Медведевский

2,8

3,8

4,0

1,6

2,7

2,6

3,0

2,8

2,5

4,6

2,8

1:1 -л

Моркинский

7,8

8,9

9,0

5,4

6,5

6,0

2,0

3,0

1,8

12,4

1,8

10,9

Новоторъяльский

3,8

5,5

5,6

2 ,1

2,7

2,7

2,0

3,7

2,4

-аз.

4,3

3,9

Оршанский

2,2

3,3

3,4

1,4

1,9

1,9

1,6

2,5

1,3

3,9

3,8

3,2

Параньгинский

4,5

5,2

5,5

2,6

2.9

2,8

0,6

1,7

1,0

4,1

3,2

3,1

Сернурский

5,0

6,4

6,6

3,0

3,9

3,9

1,3

4,1

2,2

4,7

5,0

4,5

Советский

4,7

5,6

6,1

2,5

3,5

3,5

3,0

4,2

3,3

4,0

3,3

3,3

Юринский

1.6

1,6

1,5

1,3

1,3

1.3

1,6

1,4

1,1

1,9

1,9

2,1

г. Иошкар - Ола

0,8

1,0

1,0

0,5

0,8

0,7

1,5

0,4

0,6

1,3

1,1

1,1

Приложение 1

Таблица 7

Истребление основных продуктов питания в Республике Марий Эл

( на душу населения в год)


Наименование

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1995 г.

1996 г.

1999 г.

2000 г.

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо, без субпродуктов 2 категории и жира сырца)

70

70

66

63

51

44

42

Молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко)

368

373

302

351

344

320

310

Яйца, штук

246

254

207

191

171

183

177

Масло растительное

5,8

5,8

5,0

8,6

12,5

9,8

9,9

Картофель

182

183

175

204

279

289

279

Овощи и продовольственные бахчевые

99

99

96

87

79 .

101

99

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку)

126

126

128

120

115

123

125


"ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к республиканской программе развития личных подсобных хозяйств на 2002-2004 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 февраля 2002 г. N 30 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 9 апреля 2003 г. N 100 )


ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

Первоочередные программные мероприятия


Наименование мероприятий

Срок исполнения

Ответственный исполнитель

1

2

3

1 . Нормативно-правовое обеспечение

1.1. Разработка и внесение в Правительство Республики Марий Эл проекта закона Республики Марий Эл "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов в Республике Марий Эл"

II квартал 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, СПКК "Фермер-Кредит"

1.2. Разработка проектов следующих нормативных документов: положение о порядке субсидирования разницы процентных ставок по кредитам, полученным владельцами личных подсобных хозяйств в кредитных организациях Республики Марий Эл;

апрель-май 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, МРФ ОАО "Рос-сельхозбанк"

положение о порядке возмещения части страховых взносов владельцев личных подсобных хозяйств при страховании скота, урожая, хозяйственных (животноводческих) строений;

III квартал 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, СПКК "Фермер-Кредит"

положение о порядке предоставления и использования средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение затрат по искусственному осеменению коров владельцам личных подсобных хозяйств

апрель-май 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, ГСП "Марийское" по племенной работе

II. Совершенствование земельных отношений

2. 1 . Проведение комплекса землеустроительных работ по формированию земельных массивов для расширения личных подсобных хозяйств за счет земельных долей и фонда перераспределения земель

весь период

Комзем по Республике Марий Эл, . органы местного самоуправления, руководители коллективных сельхозпредприятий

2.2. Создание системы учета и контроля за целевым использованием земель и имущества, отведенных для ведения личных подсобных хозяйств

весь период

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, Комзем по Республике Марий Эл, органы местного самоуправления

2.3. Формирование механизма рыночного оборота земли, создание и укрепление личных подсобных хозяйств за счет земельных долей, фонда перераспределения земель, аренды, покупки и других видов приобретения земельных участков. Законодательное определение максимальных и минимальных размеров земельных наделов, выделяемых владельцам личных подсобных хозяйств

весь период

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, Мингосимущество Республики Марий Эл, Комзем по Республике Марий Эл, органы местного самоуправления

III. Кооперация владельцев личных подсобных хозяйств

4:
3.1. Содействие в создании сельской кооперации в следующих сферах организации сельскохозяйственного производства: заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции;
снабжение и сбыт;
кредитование и страхование;
обслуживание (ремонт, строительство, транспортные услуги, а также ветеринарное и зоотехническое обслуживание)

весь период

Минэкономпром Республики Марий Эл, Минсельхозпрод Республики Марий Эл, органы местного самоуправления

IV. Информационно-консультационное обслуживание

4.1. Содействие в создании системы информационно-консультационной службы владельцев личных подсобных хозяйств, которая должна отвечать современным требованиям ведения сельскохозяйственного производства: обучению и повышению квалификации;

обеспечению информацией о рынках сбыта, ценах;
формированию информационной базы данных по приобретению техники, механизмов и других материальных средств;
составлению паспортов личных подсобных хозяйств;
осуществлению консультационных услуг по вопросам ведения личных подсобных хозяйств;
ценообразованию, заключению договоров, рассмотрению экономических споров и т.д.;
оказанию информационно-организационных услуг по обучению владельцев личных подсобных хозяйств основам экономики и права, технологии земледелия и животноводства, сельскохозяйственной кооперации

весь период

Минэкономпром Республики Марий Эл,
Минсельхозпрод Республики Марий Эл, Марийский институт повышения квалификации агробизнеса, органы местного самоуправления

V. Зоотехническое и ветеринарное обслуживание

5.1. Создание информационной базы по наличию скота в личных подсобных хозяйствах, периоду и полноте охвата ее профилактическими и прививочными мероприятиями, мониторинге заболеваемости скота

весь период

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, органы местного самоуправления

VI. Организация исполнения Программы

6.1. Организация и проведение республиканского, районных семинаров, совещаний по проблемам и перспективам развития мелкотоварного производства в личных подсобных хозяйствах граждан в Республике Марий Эл

II
полугодие 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, Минэкономпром Республики Марий Эл, Комзем по Республике Марий Эл,
администрации муниципальных образований, кредитные и страховые организации

6.2. Организация и проведение целевых семинаров и курсов повышения квалификации для специалистов органов государственного управления и местного самоуправления по вопросам развития личных подсобных хозяйств

II полугодие 2003 г.

Минсельхозпрод Республики Марий Эл, Минэкогюмпром Республики Марий Эл, Комзем по Республике Марий Эл, администрации муниципальных образований, кредитные и страховые организации".

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА 2002-2004 ГОДЫ

Название документа: О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ НА 2002-2004 ГОДЫ

Номер документа: 30

Вид документа: Постановление Правительства Республики Марий Эл

Принявший орган: Правительство Республики Марий Эл

Статус: Недействующий

Опубликован:
Дата принятия: 04 февраля 2002

Дата редакции: 09 апреля 2003