СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 сентября 2010 года Дело N 33-2995

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Булатовой О.Б.,

судей Шаровой Т.В., Матушкиной Н.В.

с участием прокурора Борзенковой Т.А.,

при секретаре судебного заседания Батуевой А.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 15 сентября 2010 года гражданское дело по кассационной жалобе представителя Городской думы г.Ижевска Лобановой А.В. нарешение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 06 июля 2010 года, которым

заявление прокурора Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 «О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» удовлетворено;

признано противоречащим статьям 5,12,65,83,86,111,242 Бюджетного Кодекса Российской Федерации и недействующим Решение Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 «О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» со дня его принятия.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Матушкиной Н.В., объяснения представителя Городской думы г.Ижевска Лобановой А.В., действующей на основании доверенности от 20.10.2008 года, поддержавшей доводы жалобы, просившей решение суда отменить, прокурора Борзенковой Т.А., возражавшей против доводов жалобы, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Октябрьского района г. Ижевска в интересах Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим Решения Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 «О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год».

Исковые требования мотивированы тем, что Городской Думой города Ижевска 16 марта 2010 года принято Решение № 582, опубликованное в газете « ... » 26.03.2010, которым внесены изменения и дополнения в Решение Городской думы г.Ижевска от 19.12.2008 г. №464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год». Решение Городской Думы № 582 не соответствует действующему федеральному законодательству. В соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом и (или) законом (решением) о бюджете. Согласно статьям 12, 65, 83, 86, 111, 242 БК РФ образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия. Решением Городской думы № 464 урегулированы отношения определенного им периода- с 1 января по 31 декабря 2009 года. Иных указаний о сроках своего действия данное Решение не содержит. Как следует из содержания Решения Городской думы г.Ижевска от 16.03.2010 № 582, им внесены изменения и дополнения, касающиеся статей расходов и доходов бюджета города Ижевска на 2009 год, т.е. внесены изменения в прекратившее свое действие решение Городской думы г.Ижевска от 19.12.2008 № 464. На основании изложенного прокурор Октябрьского района г. Ижевска просит признать противоречащим статьям 5,12,65,83,86,111,242 БК РФ и недействующим Решение Городской Думы г. Ижевска от 16.03.2010 г. № 582 «О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год»

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Ижевска Пеннин В.Г.доводы и требования, изложенные в заявлении поддержал.

Представитель заинтересованного лица Администрации г. Ижевска Корытцев А.Е. в судебном заседании заявленные требования не признал.

Представитель Городской Думы г. Ижевска Лобанова А.В. заявленные требования не признала, пояснила, что Решение Городской думы г. Ижевска «О внесении изменений и дополнений в решение Городской думы г. Ижевска от 19 декабря 2008 года № 464 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2009 год» принято в установленном порядке и в пределах полномочий представительного органа муниципального образования «город Ижевск». Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что принятие акта бюджетного законодательства за пределами финансового года не является признаком, указывающим на нарушение бюджетного законодательства. Согласно ст. 31 Бюджетного кодекса органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Кроме того, бюджетное законодательство не содержит прямого запрета на возможность внесения изменений в решение о бюджете после окончания финансового года.

Представитель Городской Думы г. Ижевска Возжаева В.Н. заявленные требования не признала, пояснила, что,учитывая сроки предоставления финансовой помощи из бюджета Удмуртской Республики, внесение поправок в бюджет муниципального образования «город Ижевск» 2009 года до конца финансового года было технически невозможным, поэтому указанные поправки были внесены Решением Городской думы города Ижевска от 16.03.2010 № 582.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Городской думы г.Ижевска Лобанова А.В. просит решение суда отменить. В жалобе указано, что суд не учел, что Городская дума наделена полномочиями по самостоятельному установлению порядка рассмотрения проекта решения о бюджете города, его утверждению, соответственно, и внесению в него необходимых изменений. При этом внесение изменений в бюджет возможно только на заседаниях Городской думы и только в виде такого муниципального правового акта как решение Городской думы. Поскольку до 16 марта 2010 года заседания Городской думы не проводились, а также, учитывая сроки предоставления финансовой помощи из бюджета Удмуртской Республики, принятие оспариваемого решения до конца финансового года технически было невозможным. Вывод суда о нарушении ст. 5 БК РФ необоснован, поскольку бюджетное законодательство не содержит прямого запрета на возможность внесения изменений в решение о бюджете после окончания финансового года.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет решение суда в пределах доводов кассационной жалобы.

Судом первой инстанции установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

19 декабря 2008 г. Городской Думой г. Ижевска принято решение № 464 « О бюджете муниципального образования « Город Ижевск» на 2009 год. Указанным решением разрешены вопросы, касающиеся доходов и расходов бюджета города, в том числе:

- утверждены основные характеристики бюджета города Ижевска на 2009г.;

- определены прогнозируемые объемы поступлений доходов по основным источникам;

- утвержден перечень главных администраторов дохода бюджета города Ижевска;

- установлен верхний предел муниципального долга города Ижевска на 01 января 2010 г.

30 декабря 2008 г. данное решение было опубликовано в издании " ... ", спецвыпуск.

В декабре 2009 года муниципальному образованию «город Ижевск» было выделено из бюджета Удмуртской Республики:

финансовая помощь в форме дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в сумме 150 млн. руб., согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 14.12.2009 г. № 1087- р (справка- уведомление № 1696 от 17.12.2009 г.); бюджетный кредит в размере 250 млн. руб., согласно распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 28.12.2009 № 1149-р (кредитный договор № 11 от 29 декабря 2009г.). Уведомления о бюджетных ассигнованиях поступили в Управление финансов Администрации г. Ижевска в декабре 2009 г.:уведомление № 448 от 02.12.2009 г.; уведомление № 75 от 03.12.2009 г.; уведомление № 459 от 16.12.2009 г.

На основании указанных уведомлений, в соответствии со ст. 217 БК РФ были внесены изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования «Город Ижевск» на 2009 г.Вместе с тем, изменения в бюджете муниципального образования на 2009 г. о размере предельного объема финансирования и объема муниципального долга до 31 декабря 2009 г. (в течение финансового года) внесены не были.

16 марта 2010 г. Городской Думой г. Ижевска принято решение № 582 «О внесении изменений и дополнений в решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования «Город Ижевск» на 2009 год».

26 марта 2010 г. данное решение было опубликовано в издании «Известия Удмуртской Республики», спецвыпуск.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался ч.1 ст. 251, ч. 2 и 3 ст. 253, п.3 ст. 246 ГПК РФ, п.7 постановления Пленума Верховного суда РФ № 48 от 29 ноября 2007 года, ст. 31, 185, п.2 ст. 2, ст. 5, 12, 65, 83, 86, 111, 242, п.4 ст. 79, 6 Бюджетного кодекса РФ, ст. 35, п.2 ст. 52 Федерального закона № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» ст. ч.2 ст. 25, 26, 40 Устава муниципального образования «Город Ижевск», ст. 19 Регламента работы Городской Думы г.Ижевска, утв. Решением Городской думы г.Ижевска от 23.11.2005 года № 15.

Суд первой инстанции пришел к следующим выводам. Городская Дума г.Ижевска наделена полномочиями по утверждению бюджета города и внесений изменений в него. Образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия органов местного самоуправления. Поскольку финансовый год 2009 г. завершился 31 декабря 2009 г., то принятое 16 марта 2010 г. решение № 582, вносит изменения в решение от 19 декабря 2008 г. № 464, которое прекратило свое действие 31 декабря 2009 г., что противоречит требованиям федерального законодательства. Наличие либо отсутствие технической возможности для внесения поправок в бюджет для соблюдения параметров бюджета муниципального образования не может являться основанием для признания внесения указанных изменений по истечении финансового года законными. Суд первой инстанции отверг доводы представителей Городской Думы г. Ижевска об отсутствии такой возможности, в связи с тем, что последняя сессия Городской Думы г. Ижевска прошла 18 декабря 2009 г.

Данные выводы суда судебная коллегия считает правильными, основанными на имеющихся доказательствах и правильном применении норм права.

Доводы кассационной жалобы коллегия находит несостоятельными в связи со следующим.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (преамбула Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно абзацу 2 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты бюджетного законодательства Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу Российской Федерации

В соответствии со ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует до 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.

В соответствии со ст. 12, 65, 83, 85, 111, 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации образование и расходование бюджета формируется в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, в пределах и по итогам которого реализуются предоставленные законодательством полномочия.

Оспариваемым решением фактически внесены изменения в прекративший свое действие нормативно-правовой акт.

Проанализировав данные нормы законов, суд пришел к правильному выводу о том, что в силу приоритета действия норм Бюджетного кодекса Российской Федерации по отношению к правовым актам бюджетного законодательства Российской Федерации, закрепленного в ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, оспариваемое решение не может вносить изменения в прекратившее свое действие решение Городской Думы города Ижевска от 19 декабря 2008 г. № 464 «О бюджете муниципального образования « город Ижевск» на 2009 год» и применяться к отношениям истекшего финансового года.

При таких обстоятельствах суд правильно указал в решении, что Решение Городской Думы г. Ижевска от 16 марта 2010 г. № 582 противоречит ст. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Ссылки представителей Городской Думы г.Ижевска на то, что бюджетное законодательство не содержит запрета на внесение изменений в законы о бюджете после окончания финансового года, суд правильно признал несостоятельными по мотивам, изложенным в решении, и, кроме того, суд обоснованно исходил из того, что представителями заинтересованного лица не приведены правовые нормы, устанавливающие порядок и методику внесения изменений в бюджет по окончании финансового года.

Иное толкование вышеуказанных правовых норм позволяло бы считать, что бюджет года может быть изменен в течение неопределенного и неограниченного каким-либо сроком времени, что прямо нарушало бы установленный Бюджетным кодексом (ст. 29) принцип единства бюджетной системы, единства бюджетного законодательства, единства порядка установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов всей бюджетной системы Российской Федерации.

Поступление дополнительных доходов в бюджет лишь в конце декабря 2009 года само по себе не исключало своевременного внесения изменений в решение о бюджете.

Помимо этого, порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, предусмотрен статьей 232 Бюджетного кодекса РФ

Прочие доводы кассационных жалоб проверялись судом, направлены на иную оценку обстоятельств, исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г.Ижевска от 06 июля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Городской думы г.Ижевска Лобановой А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий О.Б. Булатова

Судьи Т.В. Шарова

Н.В.Матушкина

 


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка