ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2020 года № 2590


О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций"


Рассмотрев проект постановления Законодательной Думы Томской области "О результатах мониторинга правоприменения Закона Томской области  от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций",  в соответствии с пунктом 37 статьи 6 Закона Томской области от 12 ноября  2015 года № 182-ОЗ "О Законодательной Думе Томской области" и пунктами 21-24 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области  от 25 июня 2015 года № 2768, Законодательная Дума Томской области

постановляет:


1. Утвердить результаты мониторинга правоприменения Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" согласно приложению.

2. Предложить Администрации Томской области рассмотреть отчет  о результатах мониторинга и направить в Законодательную Думу Томской области информацию о мерах по реализации предложений, изложенных в заключении,  а также о сроках их исполнения.

3. Бюджетно-финансовому комитету Законодательной Думы Томской области осуществлять контроль за реализацией предложений по результатам мониторинга.

4. Направить настоящее постановление в Администрацию Томской области.

Председатель
Законодательной Думы
Томской области
        О.В.Козловская


Приложение к постановлению
Законодательной Думы
Томской области
от 29.09.2020 № 2590




О результатах мониторинга правоприменения
Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций"


Введение


Мониторинг проводился бюджетно-финансовым комитетом Законодательной Думы Томской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2011 года № 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2011 года № 694 "Об утверждении Методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации", постановлениями Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768 "Об утверждении Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области" и от 24.12.2019 № 2095 "О плане мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2020 год".

При осуществлении мониторинга бюджетно-финансовый комитет руководствовался Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области, иными законами и нормативными правовыми актами Томской области.

В целях мониторинга реализации указанных нормативных правовых актов была запрошена, обобщена и проанализирована информация Администрации Томской области за период 2017 - 2019 годов, заключение об оценке регулирующего воздействия (об экспертизе нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности) Закона Томской области  от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Томской области № 148-ОЗ). По итогам публичных консультаций, в отношении Закона № 148-ОЗ поступили предложения, замечания и мнения от депутатов Законодательной Думы Томской области, Администрации Томской области, Ассоциации "Совет муниципальных образований Томской области", Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Томской области.

Проведен анализ состояния регионального законодательства в исследуемой сфере в субъектах Российской Федерации.

Юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области проведена правовая и антикоррупционная экспертиза Закона Томской области  № 148-ОЗ, проведено изучение правового регулирования отношений в сфере установления ставок налога на имущество организаций, предоставления дополнительных налоговых льгот организациям, осуществляющим деятельность на территории Томской области, и результатов реализации налогового законодательства на территории Томской области с целью его дальнейшего совершенствования. При подготовке заключения проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, закона Томской области и иных подзаконных нормативных актов Томской области, регламентирующих указанную сферу общественных отношений.

Предметом мониторинга являются правовые отношения в сфере налогообложения налогом на имущество организаций, осуществляющих экономическую деятельность на территории Томской области, в рамках полномочий субъекта Российской Федерации.

Объектом мониторинга выступает Закон Томской области от 27 ноября  2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций", принятый постановлением Государственной Думы Томской области от 27.11.2003 № 922.

Целями мониторинга являются совершенствование указанного закона, а также повышение качества и эффективности нормотворческой и правоприменительной деятельности в сфере его реализации.

Основные задачи мониторинга заключаются в следующем:

1) определение соответствия Закона законодательству Российской Федерации, в том числе Налоговому кодексу Российской Федерации, выявление коллизий между нормативными правовыми актами;

2) определение соответствия законодательству Томской области;

3) выявление и восполнение пробелов в правовом регулировании вопросов, выявление и устранение дублирующих норм;

4) выявление факторов (в том числе коррупциогенных), снижающих эффективность реализации Закона;

5) анализ и оценка соответствия практики применения Закона и его цели;

6) обеспечение контроля за исполнением и соблюдением Закона;

7) формирование перспективных направлений нормотворческой деятельности в сфере налогообложения субъектов малого предпринимательства на территории Томской области;

8) определение степени урегулированности вопросов в сфере налогообложения организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Томской области, отнесенных к предметам ведения Томской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Томской области;

9) выявление невостребованных или не применяемых на практике положений Закона.

Мониторинг включал в себя сбор, изучение, анализ, обобщение и оценку практики применения Закона Томской области № 148-ОЗ. При осуществлении мониторинга использована следующая основная информация:

а) информация о внесенных и планируемых изменениях законодательства Российской Федерации в сфере налогообложения имущества организаций;

б) отраслевая и межотраслевая информация о практике применения Закона (в том числе об обращениях граждан и юридических лиц в связи с их применением), поступившая от Администрации Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области;

в) информация о нормативных правовых актах, принятых на основе Закона;

г) статистическая информация о практике правоприменения Закона;

д) информация об итогах заседания комиссии по налогам бюджетно-финансового комитета Законодательной Думы Томской области;

е) информация, изложенная в заключении юридического отдела аппарата Законодательной Думы Томской области, подготовленном в рамках мониторинга правоприменения Закона.


Юридическая характеристика


В соответствии с Планом мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, на 2020 год, утвержденным постановлением Законодательной Думы Томской области от 24.12.2019 № 2095, проведено изучение правового регулирования отношений в сфере налогообложения имущества организаций по результатам проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы Закона Томской области от 27 ноября 2003 года  № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций".

В соответствии с пунктом 18 Положения о проведении мониторинга правоприменения нормативных правовых актов Томской области, принятых Законодательной Думой Томской области, утвержденного постановлением Законодательной Думы Томской области от 25.06.2015 № 2768, при подготовке заключения проведена комплексная работа по обобщению, оценке и правовому анализу федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, судебной практики, закона Томской области и иных нормативных актов Томской области, регламентирующих указанную сферу общественных отношений.

На основании проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы Закона Томской области от 27 ноября 2003 года № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" (далее также - Закон Томской области № 148-ОЗ) в редакции  от 08.06.2020, отмечено следующее.

1. Закон Томской области № 148-ОЗ принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Томской области и иными законами Томской области.

В соответствии со статьей 372 Налогового кодекса Российской Федерации нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, введением и применением налога на имущество организаций, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. При этом законом субъекта Российской Федерации определяется налоговая ставка в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Закон Томской области № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" принят в рамках компетенции и предоставленных полномочий Томской области  по регулированию указанных правоотношений.

Законом Томской области № 148-ОЗ на территории Томской области введен налог на имущество организаций; определены налоговые ставки, установлены дополнительные налоговые льготы и основания их применения, особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) является основным законодательным актом, регламентирующим отношения в сфере налогообложения имущества организаций.

В целях реализации Налогового кодекса Российской Федерации на федеральном уровне принято Постановление Правительства Российской Федерации от 18.02.2004 № 90 "Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество организаций, и (или) реализуемых такими организациями", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2017 № 1056 "О требованиях, которым должны соответствовать железнодорожные пути общего пользования и сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, особенности исчисления налога на имущество организаций в отношении которых предусмотрены статьей 385.3 Налогового кодекса Российской Федерации", Приказ ФНС России от 19.06.2019 № ММВ-7-21/311@ "Об утверждении формы уведомления о порядке представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций", Приказ ФНС России от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ "Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о признании утратившими силу приказов Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 №ММВ-7-21/271@ и от 04.10.2018 № ММВ-7-21/575@".

Иных подзаконных ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы налогообложения имущества организаций в связи с реализацией Налогового кодекса Российской Федерации, на федеральном уровне не принималось.

Анализ федерального законодательства свидетельствует о полноте правового урегулирования данной сферы отношений на федеральном уровне.

Предложения по совершенствованию федерального законодательства отсутствуют.

В целях реализации положений Закона Томской области № 148-ОЗ и в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Томской области принято постановление Администрации Томской области от 03.12.2014 № 454а "Об утверждении Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения".

Принятия иных подзаконных нормативных актов Томской области не требуется.

3. В ходе проведенной правовой экспертизы противоречия Закона Томской области № 148-ОЗ Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и нормативным правовым актам органов государственной власти Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Томской области, и иным законам Томской области не выявлены.

4. Антикоррупционная экспертиза Закона Томской области № 148-ОЗ проведена в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных актов и проектов нормативных актов". Коррупциогенных факторов в указанном Законе Томской области не выявлено.

Предложений о способах устранения коррупциогенных факторов не имеется в связи с отсутствием таковых.

5. Противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные правоотношения, не обнаружено.

6. В результате проведенного мониторинга установлено, что в нормативных правовых актах используется единая понятийно-терминологическая система регулирования правоотношений.

Противоречия в нормативных правовых актах, в том числе регулирующих однородные отношения, принятых в разные периоды, не выявлены.

Замечаний юридико-технического характера к тексту Закона Томской области № 148-ОЗ "О налоге на имущество организаций" не имеется.


Практика применения


Анализ регулирования на федеральном уровне


Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии Налоговым кодексом.

Объектами налогообложения налогом на имущество организаций является недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»