АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 04 мая 2018 года № 277-ра


Об утверждении Программы ранней помощи
в Томской области на 2018 - 2020 годы



В соответствии с пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р:

1. Утвердить Программу ранней помощи в Томской области  на 2018 - 2020 годы (далее - Программа) согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Исполнительным органам государственной власти Томской области, являющимся исполнителями Программы:

1) обеспечить выполнение мероприятий Программы в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на соответствующие мероприятия в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, внебюджетных источников;

2) ежегодно, до 1 февраля и 1 августа, направлять в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области информацию о выполнении мероприятий Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить  на заместителя Губернатора Томской области по социальной политике.


И.о. Губернатора Томской области
       А.М.Рожков


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Администрации Томской области
от 04.05.2018 № 277-ра


Программа ранней помощи в Томской области на 2018 - 2020 годы


1. Содержание проблемы профилактики детской инвалидности
и обоснование необходимости ее решения программным методом

В последние десятилетия в России сохраняются негативные тенденции состояния здоровья детей: снижаются показатели здоровья, возрастает детская инвалидность, растет количество детского населения с ограничением жизнедеятельности вследствие пренатального и перинатального органического поражения центральной нервной системы, проявляющегося в постнатальном периоде различной по выраженности и тяжести неврологической патологией.

В Томской области на 1 января 2018 года проживает 3905 детей-инвалидов, что на 346 человек больше численности детей на аналогичный период 2017 года. Доля детей-инвалидов, признанных инвалидами до достижения 18 лет, увеличилась с 341 чел. (16,3%) в 2014 году до 580 чел. (28,7%) в 2015 году, в 2016 году -  на 70,1%. В городе Томске проживают 41,6% (1341) детей-инвалидов от общего числа (2016 год).

В 2016 году по сравнению с 2014 годом зарегистрирован рост уровня первичной детской инвалидности с 18,1% до 19,8% на 10 тыс. детского населения. В структуре первичной детской инвалидности по возрасту преобладают дети  в возрасте от 0 до 4 лет - 42,4%, 5 - 9 лет - 34,8%, 10 - 14 лет - 15,7%, 15 - 17 лет - 7,1%.

Общее количество детей, освидетельствованных ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области" (далее - бюро медико-социальной экспертизы), за 2017 год по сравнению с 2015 годом увеличилось  на 5,8%.

Основными заболеваниями, обусловившими возникновение инвалидности  у детей в 2017 году на территории Томской области, являются:

психические расстройства - 39,8%;

врожденные аномалии развития - 14,9%;

болезни эндокринной системы - 11,7%;

болезни нервной системы - 11,3%.

Число детей с впервые установленной инвалидностью в 2017 году в Томской области составило 495 человек (2014 год - 380 человек, 2015 год - 377 человек, 2016 год - 434 человека), показатель по впервые установленной инвалидности увеличился по сравнению с 2015 годом на 15,1%. Необходимо отметить,  что за последние годы в структуре повторной детской инвалидности в Томской области снизился удельный вес числа детей-инвалидов в возрасте от 0 до 4 лет  с 15,3% в 2014 году до 13,2% в 2017 году.

Статистика в Томской области следующая: более 70% (2014 год - 69,8%; 2015 год - 72,4%; 2016 год - 75%) детей от 0 до 3 лет рождаются больными, имеют пограничные состояния или приобретают хронические заболевания в раннем возрасте. Ведущее место в структуре детской инвалидности принадлежит врожденным аномалиям развития (41,7%) и патологии центральной нервной системы (32%).  

Актуальность проблемы состоит в следующем: во-первых, это поколение будет определять будущее России в ближайшие десятилетия, уровень ее интеллектуального и экономического развития; во-вторых, необходимы экономические затраты государства на лечение, реабилитацию и социальное обеспечение этой группы населения для их социально-бытовой адаптации  и улучшения качества жизни.

В силу того, что в раннем возрасте мозг ребенка наиболее мобилен  и поддается абилитации, необходимо максимально эффективно использовать компенсаторные возможности ребенка. Ранняя адекватная комплексная помощь ребенку позволит эффективно предупредить либо минимизировать имеющиеся  у ребенка отклонения в развитии.

Увеличение числа детей в возрасте от 0 до 3 лет включительно с патологией обостряет проблему раннего выявления и коррекции нарушений в развитии  и требует комплексного осуществления мероприятий по выявлению данной категории детей и оказанию им квалифицированной помощи. Этой проблемой занимаются как учреждения здравоохранения, так и учреждения образования, социальной защиты населения, медико-социальной экспертизы.

Система раннего выявления инвалидизирующих заболеваний и ранней специальной помощи является условием для эффективной коррекции отклонений  в развитии ребенка с первых дней жизни.

В целях ранней диагностики отклонений в развитии детей в Томской области с 2009 года осуществляется пренатальная диагностика нарушений развития плода  у беременных женщин, проводится аудиологический и неонатальный скрининг новорожденных в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения Российской Федерации.

С 2011 года функционирует ОГАУЗ "Областной перинатальный центр", который осуществляет мониторинг беременных высокого акушерского риска  и новорожденных. На базе ОГАУЗ "Областной перинатальный центр" внедрены технологии неонатальной хирургии (коррекция пороков развития желудочно-кишечного тракта, мочевыделительной системы, нейрохирургия и пр., в том числе с использованием эндоскопических технологий), фетальной хирургии (внутриутробное заменное переливание крови, лазерная коагуляция сосудистых анастомозов при монохориальной многоплодной беременности).

В структуре клинико-диагностического отделения ОГАУЗ "Областной перинатальный центр" организован кабинет для детей раннего возраста, нуждающихся в динамическом наблюдении и реабилитации.

В структуре консультативно-диагностической поликлиники ОГБУЗ "Областная детская больница" организован сурдологический центр для детей  от рождения и до 18 лет, где осуществляются:

углубленное диагностическое обследование детей из групп риска  по патологии слуха (второй этап аудиологического скрининга);

отбор детей для проведения кохлерной имплантации;

разработка программ индивидуальной реабилитации для детей с нарушением слуха.

Медицинское обслуживание и сопровождение детей-инвалидов в Томской области осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту проживания ребенка с учетом прикрепления в соответствии с действующим законодательством в рамках областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи  на территории Томской области (постановление Администрации Томской области от 22.12.2017 № 442а "Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").

В Томской области организуется целенаправленная работа по созданию условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в образовательных организациях в соответствии с требованиями действующего  законодательства.

Образование детей с ОВЗ и инвалидностью организовано в инклюзивной форме, в отдельных группах и в отдельных организациях. Анализ численности детей с ОВЗ и инвалидностью дошкольного возраста остается стабильно высоким на протяжении последних трех лет. Поэтому региональная образовательная политика направлена на создание необходимых условий для получения качественного образования детьми с ОВЗ и сохранение организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам.

В Томской области функционируют 15 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам (для детей с нарушениями слуха - 1; для детей с нарушениями  зрения - 1; для детей с тяжелыми нарушениями речи - 1; для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 11; для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - 1). Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам, в области не сокращается с 2011 года,  все организации сохранены.

С 2015 - 2016 учебного года организована экспериментальная работа  по реализации образовательного процесса для детей-аутистов в городе Томске.  В 2017 - 2018 учебном году в новой школе по улице Дизайнеров открыт класс  для детей-аутистов и продолжается работа городской стажировочной площадки  по вопросу обучения детей с расстройством аутистического спектра в условиях обычной школы.

Детский сад № 53 г. Томска осуществляет инновационную деятельность  при организации работы с детьми с ОВЗ и сегодня является: во-первых, ресурсно-внедренческим центром инноваций Томской области, реализуя сетевой инновационный проект "Разработка и апробация модели инклюзивного образования и социализации детей с ОВЗ в условиях ДОУ"; во-вторых, муниципальной стажировочной площадкой по теме "Формирование профессиональной компетентности педагогов в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ".

В Томской области на постоянной основе функционируют Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (Томск) и 3 территориальных психолого-медико-педагогических комиссии (Томск, Северск, Стрежевой).  17 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий функционируют эпизодично (1 раз в месяц; 1 раз в квартал; 1 раз в год) в зависимости  от поступающих заявлений родителей (законных представителей) о проведении обследования ребенка и подготовки рекомендации по созданию специальных условий обучения при реализации образовательного процесса.

С целью исполнения статьи 64 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях Томской области созданы 18 консультационных центров для оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования без взимания платы, в том числе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (далее - консультационные центры).

При получении детьми с ОВЗ и инвалидностью услуг в сфере общего образования им и их семьям оказываются психолого-педагогические услуги  в рамках:

исполнения Перечня мероприятий по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в части организации обучения, оказания психолого-педагогической помощи и профессиональной ориентации;

исполнения рекомендаций заключений психолого-медико-педагогических комиссий;

организации работы консультационных центров.

В 2017 году на функционирование консультационных центров в областном бюджете было предусмотрено 6 797 500,00 рублей.

В образовательных организациях, на базе которых функционируют консультационные центры, проведены организационные мероприятия по внесению изменений в уставы образовательных организаций, формированию штатных расписаний, определены виды образовательных услуг для детей раннего возраста (0 - 3 лет) - организация дошкольного образования в организациях, осуществляющих деятельность по образовательным программам дошкольного образования, и организация групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников  в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

По данным ведомственного мониторинга в 2016 - 2017 учебном году  в области функционировали:

Службы ранней помощи (51 ед.):

на базе дошкольных образовательных организаций - 26 ед.;

на базе общеобразовательных организаций - 21 ед.;

на базе территориальных психолого-медико-педагогических комиссий -  3 ед.;

Консультационный центр по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающий получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования  (1 ед.).

1 228 детей получили психолого-педагогическую помощь в Службах  ранней помощи Томской области.

Департамент общего образования Томской области оказывает некоммерческим организациям, предоставляющим социальные услуги семьям  с детьми, информационную, консультационную и методическую поддержку, содействует в подготовке и повышении квалификации их сотрудников. В 2017 году проведен ряд совещаний с представителями некоммерческих организаций  по следующим темам:

"Предоставление услуг психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области в 2017 году";

"Информирование некоммерческих организаций о процедуре получения правового статуса "социально ориентированная некоммерческая организация - исполнитель общественно полезных услуг".

Организовано взаимодействие с некоммерческими организациями, оказывающими услуги психолого-педагогического сопровождения детям с ОВЗ  и инвалидностью, в целях их возможного участия в реализации мероприятия "Организация предоставления услуг психолого-педагогического сопровождения детям-инвалидам Томской области" государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области".

В Томской области довольно эффективно оказывают услуги по ранней помощи три областных государственных учреждения, подведомственных Департаменту по вопросам семьи и детей Томской области.

В 2008 году в ОГКУ "Реабилитационный центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями ЗАТО Северск" (далее - Центр) впервые реализован грантовый проект "Развитие медико-психологических услуг, направленных на коррекцию ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов, имеющих риск социального сиротства и членов их семей", целью которого было создание и развитие эффективных медико-психологических услуг, направленных на коррекцию или компенсацию нарушенных функций, детям, имеющим трудности в развитии, и решение проблемы комплексной реабилитации детей  с ОВЗ в возрасте от 0 до 4 лет и членов их семей в условиях Центра. Разработанная в ходе реализации проекта модель по оказанию помощи детям от 0 до 4 лет успешно применяется в учреждении и в настоящее время.

В 2010, 2016 годах были реализованы проекты "Раннее вмешательство", направленные на оказание помощи детям с ОВЗ в возрасте от рождения до 3 лет.  В настоящее время в результате отработанных проектов в Центре для детей младшего возраста оказываются следующие виды ранней помощи на постоянной основе:

патронаж на дому для детей-инвалидов с тяжелыми ограничениями здоровья;

группа комплексной медико-социальной помощи кратковременного пребывания для детей с ОВЗ (с 2006 года);

работа по технологии "Раннее вмешательство" для детей с ОВЗ и детей-инвалидов (с 2008 года);

группы дневного пребывания для детей с ОВЗ (с 2009 года);

работа по технологии раннего выявления и работа со "случаем" для детей  с ОВЗ (с 2011 года).

В 2017 году обслужено 423 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе  85 детей-инвалидов.

В ОГКСУ "Реабилитационный центр для детей и подростков  с ограниченными возможностями "Надежда" (далее - РЦ Надежда) с 2011 года функционирует отделение "Ребенок и мама", в котором, в основном, находятся родители с детьми, возраст которых от 1 года до 3 - 6 лет, по направлению бюро медико-социальной экспертизы, медицинских организаций, органов социальной защиты. Также родители обращаются самостоятельно. Специалисты отделения диагностируют детей, после чего им по показаниям назначается индивидуальный курс реабилитационных занятий. Диагностика выявляет уровень развития ребенка на соответствие своему возрасту по:

двигательной активности (мелкая и крупная моторика);

познавательной деятельности;

эмоционально-волевой сфере;

речевому развитию.

Методы диагностики и формы занятий подбираются специалистами  РЦ Надежда согласно возрасту обследуемого ребенка. Родители, находясь вместе  с детьми на занятиях у разных специалистов, получают необходимые навыки проведения различных манипуляций с ребенком в домашних условиях. В конце курса реабилитации родители получают выписку - рекомендации,  где акцентировано, на что необходимо обратить внимание не только родителям,  но и специалистам, которые в дальнейшем продолжат работу с семьей.  Как правило, родителям предлагается продолжить реабилитационный процесс через квартал - полгода - год.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»