Недействующий

          

Соглашение между Правительством Саратовской области, Федерацией профсоюзных организаций Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области на 2019 - 2021 годы

(с изменениями на 5 ноября 2019 года)

______________________________________________________
Утратило силу в связи с вступлением в силу нового
Соглашения о минимальной  заработной плате
в Саратовской области от 27 декабря 2019 года

______________________________________________________

__________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
дополнительным соглашением от 05.11.2019.

__________________________________________________________     


Правительство Саратовской области (далее - Правительство), Саратовский областной союз организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (далее - Профсоюзы), Региональное объединение работодателей "Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области" (далее - Работодатели), совместно именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее региональное трехстороннее соглашение на 2019 - 2021 годы (далее - Соглашение), регулирующее социально-трудовые отношения и устанавливающее общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Саратовской области и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в 2019 - 2021 годах социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение устойчивого роста реальных доходов населения на основе расширения процессов технологической модернизации, структурной перестройки экономики и достижения весомых качественных результатов, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.

Стороны в рамках своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями федерального уровня.

I. Развитие экономики, стимулирование производства и предпринимательства

Стороны:


1.1. Проводят политику, направленную на обеспечение устойчивого экономического роста Саратовской области и социальной стабильности, создание благоприятной среды для предпринимательской деятельности, развитие высокотехнологичных и базовых отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, обновление транспортной инфраструктуры, укрепление экономического и финансового положения организаций, рост бюджетных доходов, увеличение занятости на базе инновационных производств и повышения инвестиционной активности.

1.2. Разрабатывают и реализуют государственные программы Саратовской области, направленные на ее социально-экономическое развитие.

1.3. Способствуют сохранению деятельности организаций и трудовых коллективов, находящихся на территории Саратовской области.

1.4. Обеспечивают своевременное взаимное информирование об организациях с нестабильным финансовым состоянием, осуществляющих свою деятельность на территории Саратовской области, в целях защиты экономических интересов работающего населения.

Правительство и Работодатели:


1.5. Ежегодно заключают двухсторонние Соглашения о взаимном сотрудничестве в целях социально-экономического развития Саратовской области.

1.6. Принимают меры в пределах своей компетенции по расширению мощностей действующих организаций с учетом требований конкурентоспособности и емкости рынка, внедрению инновационных и современных технологий, формированию новых брендов Саратовской области.

1.7. Способствуют реализации крупных инновационных, инвестиционных и энергосберегающих проектов в промышленности, строительном и агропромышленном комплексах с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест.

Правительство:


1.8. Принимает меры в пределах своей компетенции по сдерживанию роста тарифов локальных монополистов, не допускает необоснованного повышения цен и тарифов, регулируемых на областном уровне.

1.9. Разрабатывает и совершенствует нормативную правовую базу для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в Саратовскую область. Создает благоприятные условия для реализации инвестиционных проектов.

1.10. Обеспечивает оперативное и доступное дистанционное взаимодействие органов власти, населения Саратовской области и бизнеса на основе перехода на оказание государственных услуг в электронном виде.

1.11. Принимает меры во взаимодействии с федеральными органами власти по сохранению и развитию транспортной инфраструктуры, внедрению и использованию инновационных технологий в транспортно-дорожном комплексе, развитию транспортной логистики.

1.12. Содействует модернизации существующей и созданию новой производственной базы малых и средних предприятий путем оказания в установленном порядке государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в реальном секторе экономики Саратовской области.

1.13. Участвует в реализации механизма льготного кредитования сельхозтоваропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса области.

1.14. Содействует развитию социальной инфраструктуры села.

1.15. Содействует в установленном порядке системной модернизации  и реформированию объектов коммунальной инфраструктуры, проведению капитального ремонта в жилищном комплексе, в том числе с использованием механизмов государственно - частного партнерства, созданию конкурентной среды в сфере управления жилищным сектором и предоставления коммунальных услуг.

1.16. Содействует работодателям в формировании стабильного государственного оборонного заказа и включении предприятий оборонно-промышленного комплекса области в интегрированные структуры.

Работодатели и профсоюзы:


1.17. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по развитию производства, выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее как на внутреннем, так и на внешнем рынке, росту производительности труда, улучшению финансового состояния организаций.

1.18. Организуют экономическое соревнование подразделений, конкурсы профессионального мастерства в организациях с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования.

1.19. Регулярно информируют работников о реализации планов социально-экономического развития организации.

Работодатели:


1.20. Обеспечивают участие представителей профсоюзов в коллегиальных органах управления организаций, учитывают мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов, обсуждают с органами профсоюзов и иными представительными органами работников планы социально-экономического развития организаций, вопросы о работе организаций, предложения по ее совершенствованию.

Профсоюзы:


1.21. Изучают производственную и социально - экономическую ситуацию в организациях, анализируют и обобщают поступающие от профсоюзных организаций предложения по улучшению работы организаций и направляют их в органы управления организаций, органы государственной власти и местного самоуправления.

1.22. Содействуют стабильной работе организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов. Содействуют работодателям в создании в коллективах условий для творческого, производительного труда.

1.23. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов трудовых коллективов при реорганизации, приватизации организаций, а также при их перепрофилировании, ликвидации, в том числе несостоятельности (банкротстве).

II. Обеспечение занятости населения и развитие трудовых ресурсов

     
Стороны:


2.1. Осуществляют политику, направленную на формирование конкурентоспособных трудовых ресурсов, обеспечивающих необходимый уровень квалификации в условиях диверсификации экономики, сохранение и увеличение высокопроизводительных рабочих мест с достойным уровнем заработной платы.

2.2. Развивают систему независимой оценки профессиональных квалификации.

2.3. Обеспечивают проведение регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".

2.4. Обеспечивают участие в чемпионатах по профессиональному мастерству WorldSkillsRussia.

2.5. Реализуют меры по повышению качества рабочих мест, способствующих сокращению миграционного оттока населения Саратовской области в другие субъекты Российской Федерации.

2.6.Способствуют созданию на территории Саратовской области условий для легального ведения бизнеса, при которых исключено либо максимально затруднено осуществление неформальной занятости населения.

2.7. Способствуют созданию на территории Саратовской области условий для обеспечения равных возможностей для трудоустройства работников независимо от возраста; организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки работников из числа граждан предпенсионного возраста; принятия дополнительных мер социального обеспечения и социальных гарантий для указанной категории граждан на рынке труда.

Правительство:


2.8. Содействует в рамках государственной программы Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года", утвержденную постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 года N 525-П, созданию новых рабочих мест, в том числе субъектами малого предпринимательства, добровольному переселению в Саратовскую область соотечественников, проживающих за рубежом. Создает условия для самозанятости безработных граждан.

2.9. Осуществляет мониторинг ситуации на рынке труда, информирование населения, Профсоюзов и Работодателей о тенденциях, прогнозах, проблемах на рынке труда и принимаемых мерах.

2.10. Разрабатывает прогноз баланса трудовых ресурсов Саратовской области на среднесрочную перспективу и прогноз дополнительной потребности в работниках всех уровней профессионального образования в разрезе специальностей и видов экономической деятельности.

2.11. Обеспечивает установление контрольных цифр приема граждан областным государственным профессиональным образовательным организациям за счет средств областного бюджета.

2.12. Содействует проведению общественного мониторинга и контроля за реализацией мероприятий в сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов.

2.13. Организует информационно - разъяснительную работу по вопросам трудового законодательства с работодателями, специалистами кадровых служб и работниками.

2.14. Принимает, с учетом мнения Профсоюзов, меры по обеспечению дифференцированного подхода при определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, соблюдая приоритетное право граждан Российской Федерации на трудоустройство.

Правительство и Работодатели:


2.15. Реализуют государственную программу Саратовской области в сфере содействия занятости населения, в том числе на условиях совместного финансирования мероприятий по организации временного трудоустройства граждан.

2.16. Организуют в рамках государственной программы Саратовской области "Содействие занятости населения, совершенствование социально-трудовых отношений и регулирование трудовой миграции в Саратовской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Саратовской области от 3 октября 2013 года N 525-П, опережающее профессиональное обучение и профессиональную переподготовку работников организаций, находящихся под риском высвобождения или высвобожденных, принятых из иных организаций после высвобождения в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, а также повышение квалификации работников, участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости в связи с реализацией программы повышения производительности труда.

2.17. Организуют резервирование рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

2.18. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массовых увольнений работников в части проведения информационно-консультационной работы и реализации мер по содействию их трудоустройству, в том числе через организацию обучения профессиям, востребованным на рынке труда, исходя из потребности работодателей, или профессиям, ориентированным на организацию предпринимательской деятельности.

2.19. Содействуют трудовой занятости женщин, воспитывающих детей, создают условия для повышения конкурентоспособности женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

2.20. Принимают меры по оснащению рабочих мест для незанятых инвалидов на условиях совместного финансирования.

2.21. Принимают меры по недопущению нарушений, связанных с оформлением трудовых отношений с работниками или с оплатой труда, в том числе ниже минимального размера оплаты труда.

Работодатели и Профсоюзы:


2.22. Содействуют включению в коллективные договоры обязательств по сохранению и созданию новых рабочих мест, развитию персонала, обеспечению условий для привлечения молодых специалистов, предоставлению дополнительных гарантий высвобождаемым работникам, предоставлению преимущественного права на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации при сокращении численности и штата работникам, впервые поступившим на работу по полученной специальности, в течение трех лет.

2.23. Предусматривают в отраслевых соглашениях критерии массового увольнения с целью разработки и осуществления профилактических мер по снижению его объемов и проведения мероприятий (сверх установленных законодательством), усиливающих социальную защищенность высвобождаемых работников.

2.24. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры защиты работающих женщин, имеющих детей до 14 лет и перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, применение "гибких графиков" работы, сокращенной рабочей недели.

2.25. Разрабатывают и реализуют меры, предусматривающие создание условий для продолжения трудовой деятельности работников предпенсионного и пенсионного возраста, в том числе привлечение их в качестве наставников для молодежи, впервые приступающей к трудовой деятельности.

Работодатели:


2.26. Обеспечивают на договорной основе временные рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан в организациях всех форм собственности, в период летних каникул и в свободное от учебы время.

2.27. Создают условия для трудоустройства инвалидов, отдельных категорий несовершеннолетних граждан и молодежи в рамках квотирования рабочих мест для этих категорий работников.

2.28. Создают и развивают в организациях систему внутрипроизводственного обучения, стажировок и наставничества.

2.29. Информируют выборный профсоюзный орган не позднее чем за три месяца о предстоящей ликвидации, реорганизации, массовом сокращении штатов организации, причинах такого решения, социально-экономическом положении организации и перспективах его улучшения. В случае существенных изменений условий трудового договора проводят консультации по вопросам обеспечения прав работников, установленных законодательством и коллективным договором.

2.30. Своевременно информируют органы службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), в том числе в счет установленной квоты для инвалидов, отдельных категорий несовершеннолетних граждан и молодежи, о предстоящем высвобождении работников, введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, приостановке производства.

2.31. Включают в коллективные договоры обязательство по обеспечению минимальной заработной платы работникам не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Предусматривают перечень организационных или технологических условий, при которых в организации по инициативе работодателя может быть введен режим неполного рабочего дня или неполного рабочего времени для отдельных работников.

Профсоюзы:


2.32. Участвуют в работе комиссий всех уровней по решению вопросов развития персонала, занятости населения и привлечения иностранной рабочей силы, а также комиссий, создаваемых в организациях для аттестации и установления уровня квалификации работников, в связи с банкротством, ликвидацией, преобразованием, реорганизацией.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»