Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2013 года N 60-П


Об областной программе "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2013-2015 годы

________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 19.07.2016 N 378-П
________________________________________________



На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить областную программу "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей в Саратовской области" на 2013-2015 годы согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Болынеданова П.В.

     3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     

Губернатор области
В.В.Радаев

     

Приложение
к постановлению Правительства области
от 13 февраля 2013 года N 60-П

     

Областная программа "Комплексная система обеспечения защиты прав потребителей Саратовской области" на 2013-2015 годы


Исполнители основных мероприятий Программы

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей

и благополучия человека по Саратовской области (по согласованию), министерство экономического развития и торговли области, министерство образования области, министерство здравоохранения области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство сельского хозяйства области, комитет транспорта области, министерство занятости, труда и миграции области, министерство информации и печати области, министерство промышленности и энергетики области, министерство инвестиционной политики области, комитет государственного регулирования тарифов области, управление ветеринарии Правительства области, Государственная жилищная инспекция области, Средне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (управление Ростехнадзора по Саратовской области) (по согласованию), ФБУ "Саратовский ЦСМ им.Б.А.Дубовикова" (по согласованию), ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области", Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Саратовской области, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (по согласованию), Саратовское региональное общественное учреждение по защите прав потребителей по согласованию), органы местного самоуправления по согласованию)

Ожидаемые результаты реализации Программы увеличение количества просветительских мероприятий в сфере защиты прав потребителей;

повышение уровня правовой грамотности и информированности населения в вопросах защиты прав потребителей и соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;

формирование у жителей области навыков рационального потребительского поведения;

сокращение поступления на рынок опасных и некачественных товаров (работ, услуг);

повышение качества товаров (работ, услуг), предоставляемых на потребительском рынке области;

снижение количества жителей области, пострадавших от использования/потребления недоброкачественных товаров, работ, услуг;

рост к 2015 году удельного веса числа удовлетворенных исков в защиту потребителей до 96 процентов от общего количества указанных исков, рассмотрение по которым окончено в отчетном периоде;

рост количества устраненных в досудебном порядке нарушений прав потребителей

     I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из основных задач дальнейшего социально-экономического развития области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения товаров, работ и услуг, которые должны иметь соответствующие параметры потребительских свойств и отвечать установленным требованиям безопасности при использовании и утилизации.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты Российской Федерации.

В Саратовской области со времени принятия Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" в целом удовлетворительно работают механизмы защиты прав потребителей. На практике отработаны схемы реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей". Контролирующие органы в целях предупреждения и пресечения нарушений прав потребителей системно осуществляют мероприятия в наиболее проблемных секторах потребительского рынка, рассматривают обращения граждан и при выявлении нарушений принимают меры реагирования в пределах их компетенции. Проводятся консультации по вопросам защиты прав потребителей, расширяется практика добровольного урегулирования споров между потребителем и продавцом (поставщиком). В необходимых случаях к виновным в нарушениях лицам применяются меры административного воздействия. Одним из приоритетных направлений деятельности по защите прав потребителей является судебная защита интересов неопределенного круга потребителей, которая позволяет пресечь неправомерные действия недобросовестных хозяйствующих субъектов на уровне угрозы нарушения прав потребителей, что позволяет избежать длительных процедур восстановления нарушенных прав.

В соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" на территории области осуществляют правозащитную деятельность десятки общественных организаций. В рамках взаимодействия с общественными объединениями потребителей и координирования деятельности по вопросам защиты прав потребителей при управлении Роспотребнадзора в ноябре 2006 года создан консультативный совет по защите прав потребителей. В состав совета вошли Уполномоченный по правам человека в Саратовской области, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", ряд общественных объединений потребителей.

Вместе с тем бурное развитие современного рынка товаров и услуг привело к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера.

Рыночные механизмы не обеспечивают всем потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами.

Появление новых методов реализации товаров посредством сетевых супермаркетов, развитие дистанционного способа продаж, долевого участия в строительстве, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, реформирование жилищно-коммунальной сферы и другие трансформации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей. Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, оказания услуг в ненадлежащем виде и сроки, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге.

Одним из важных направлений по повышению уровня защищенности потребителей от правонарушений на рынке финансовых услуг будут являться мероприятия в рамках общенациональной программы повышения финансовой грамотности населения.

В связи с этим в современных условиях необходимо постоянное воздействие государства на организацию и поддержку упорядоченных отношений в сфере потребительской политики, воспитание новых членов общества, подготовленных к защите своих потребительских прав цивилизованным путем. Необходима своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций на современном потребительском рынке товаров и услуг, оценка результатов изменения законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявление в нем пробелов и подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы.

Для повышения эффективности защиты прав потребителей на территории области необходим переход на качественно новый уровень защиты прав потребителей, что требует применения новых эффективных организационных подходов, консолидации усилий органов власти всех уровней, прямо или косвенно влияющих на эту сферу общественных отношений, и общественных объединений потребителей.

Реализация комплекса мероприятий, которые предусмотрены Программой, позволит решить обозначенные выше задачи, будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социальной напряженности на территории области.

    II. Цели и задачи Программы


Целями Программы является установление эффективной и доступной системы по защите прав потребителей на территории Саратовской области, а также защита потребительского рынка области от проникновения некачественной продукции (работ, услуг).

     Основными задачами Программы являются:


создание на территории области условий для полной и всесторонней реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";

формирование навыков потребителя, обеспечивающих полное и всестороннее соблюдение его законных прав и интересов;

обеспечение безопасности товаров, работ, услуг для жизни и здоровья потребителя;

повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий; повышение эффективности судебной защиты прав потребителей.

     III. Срок реализации Программы

     
     Программа рассчитана на реализацию в течение 2013, 2014, 2015 годов.

     

     IV. Мероприятия Программы


Для решения основных задач Программы предлагается реализовать следующие мероприятия:

информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории области, определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей;

комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг, направленной на предотвращение нарушений прав потребителей;

     совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям;


организация системного обучения основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей;

комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей;

осуществление мер по совершенствованию системы контроля безопасности товаров (работ, услуг).

     Описание мероприятий Программы:


1. Информационно-аналитическое сопровождение системы защиты прав потребителей на территории Саратовской области, определение приоритетных направлений деятельности по совершенствованию системы защиты прав потребителей.

Мероприятие предусматривает организацию взаимодействия уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления, общественными и правозащитными организациями в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке в целях эффективной реализации гражданско-правовых форм защиты прав потребителей. На практике реализация данного направления будет осуществляться через консультативный совет по защите прав потребителей при управлении Роспотребнадзора.

В рамках работы совета будет осуществляться деятельность в следующих направлениях:

подготовка предложений по улучшению взаимодействия структур, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей;

обеспечение методической помощи специалистам муниципальных образований, осуществляющим свою деятельность в сфере законодательства по защите прав потребителей;

разработка основных направлений деятельности в области защиты прав потребителей на потребительском рынке Саратовской области;

рассмотрение наиболее актуальных и проблемных вопросов современного потребительского рынка.

Реализация данного мероприятия должна повысить эффективность реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

2. Комплекс мер по разъяснительной работе с изготовителями и продавцами товаров, исполнителями работ и услуг, направленной на предотвращение нарушений прав потребителей.

Деятельность по разъяснительной работе среди хозяйствующих субъектов является одной из превентивных мер, позволяющих минимизировать нарушения законодательства по защите прав потребителей на стадиях изготовления, хранения и реализации продукции, а также на стадиях заключения договоров на исполнение услуг, выполнение работ.

Практическими формами проявления такой работы являются семинары, конференции, круглые столы, организованные для хозяйствующих субъектов по профильным видам деятельности.

Организационную работу по проведению таких встреч осуществляют органы местного самоуправления с привлечением профильных специалистов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и других органов (по согласованию).

3. Совершенствование системы оказания правовой помощи потребителям.

Защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи предусматривает:

рассмотрение обращений граждан и их консультирование по фактам нарушений прав потребителей;

составление претензий и исковых заявлений при невозможности досудебного решения споров по фактам нарушений прав потребителей;

предъявление исков в суды в защиту прав и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей);

     обобщение судебной практики в сфере защиты прав потребителей.


4. Организация системного обучения основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей.

     Это направление деятельности предусматривает:


организацию обучения в общеобразовательных и специальных учреждениях по основам законодательства о защите прав потребителей;

проведение в учебных заведениях семинаров, конференций, "круглых столов" и т.д. по проблемным вопросам потребительского рынка товаров и услуг;

оказание помощи учебным заведениям при разработке учебных программ по основам правовых знаний в сфере защиты прав потребителей.

5. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.

Право потребителей на просвещение в сфере защиты прав потребителей будет обеспечиваться посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты, общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы мер по информированию потребителей об их правах и необходимых действиях по защите этих прав.

6. Осуществление мер по совершенствованию системы контроля безопасности товаров (работ, услуг).

Обеспечение безопасности товаров (работ, услуг) предусматривает проведение работы в следующих направлениях:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»