САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

            

РЕШЕНИЕ

            

от 26 марта 2020 года N 64-507

     

Об утверждении Концепции учета и использования имущества муниципального образования "Город Саратов"



Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Утвердить Концепцию учета и использования имущества муниципального образования "Город Саратов" (прилагается).


2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Саратовской
городской Думы
В.В. Малетин


Глава муниципального образования
"Город Саратов"
М.А. Исаев


Приложение
к решению Саратовской
городской Думы
от 26.03.2020 N 64-507

     

Концепция учета и использования имущества муниципального образования "Город Саратов"

     
1. Общие положения


Концепция учета и использования имущества муниципального образования "Город Саратов" (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Уставом муниципального образования "Город Саратов".

Настоящая Концепция разработана в целях урегулирования механизма учета и рационального использования имущества муниципального образования "Город Саратов", определяет основные принципы и задачи политики органов местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" в сфере управления муниципальной собственностью муниципального образования "Город Саратов", закрепленной за муниципальными унитарными (казенными) предприятиями и муниципальными учреждениями, имущественной частью муниципальной казны, а также имущественными правами (управление акциями (долями) хозяйственных обществ и иными ценными бумагами).

2. Система управления имуществом муниципального образования "Город Саратов"


Функциональным структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", уполномоченным осуществлять от имени муниципального образования "Город Саратов" права собственника муниципального имущества, является комитет по управлению имуществом города Саратова.

Учет муниципального имущества осуществляется путем ведения Реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводного реестра объектов муниципальной казны в электронном виде в специализированном программном комплексе.

Порядок ведения реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" и Сводного реестра объектов муниципальной казны регулируется Положением о ведении реестра муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" комитетом по управлению имуществом города, утвержденным постановлением администрации города Саратова от 06.06.2007 N 415, Положением о формировании и ведении Сводного реестра объектов муниципальной казны, утвержденным постановлением администрации города Саратова от 15.10.2008 N 1293.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования "Город Саратов" и не закрепленное в порядке, предусмотренном действующим законодательством, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями, входит в состав муниципальной казны.

Держателями объектов, значащихся в Сводном реестре объектов муниципальной казны, в соответствии с перечнем разделов учета объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденным постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241, определены структурные подразделения администрации муниципального образования "Город Саратов".

Согласно Положению о держателях объектов имущественной части муниципальной казны, утвержденному постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 08.05.2009 N 241, контроль за состоянием, сохранностью и использованием имущества казны, не переданного в пользование юридическим и физическим лицам, в рамках своих полномочий осуществляют держатели.

Контроль за сохранностью и целевым использованием имущества казны, переданного в пользование юридическим и физическим лицам, осуществляется в соответствии с условиями заключенных договоров о передаче имущества. Для проверки фактического наличия и состояния имущественной части муниципальной казны держателями объектов имущественной части муниципальной казны проводятся регулярные инвентаризации объектов имущественной части муниципальной казны.

Контроль состояния муниципальной казны осуществляется в целях обеспечения ее надлежащего содержания и соблюдения условий использования по назначению объектов имущественной части муниципальной казны в рамках своих полномочий комитетом по управлению имуществом города Саратова, комитетом по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", держателями.

Политика в сфере управления муниципальным имуществом муниципального образования "Город Саратов" преследует достижение следующих целей:

- вовлечение максимального количества объектов муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" в экономический оборот;

- обеспечение поступления неналоговых и налоговых доходов в бюджет муниципального образования "Город Саратов";

- создание правовых основ для построения эффективной системы управления имуществом муниципального образования "Город Саратов";

- оптимизация структуры муниципального имущества муниципального образования "Город Саратов";

- использование муниципального имущества муниципального образования "Город Саратов" в качестве инструмента для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования "Город Саратов";

- выполнение обязанностей в качестве собственника муниципальных жилых помещений муниципального образования "Город Саратов" в соответствии с требованиями законодательства.

Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- совершенствование нормативной правовой базы муниципального образования "Город Саратов" в области управления муниципальным имуществом муниципального образования "Город Саратов";

- определение объектов муниципального имущества муниципального образования "Город Саратов", не соответствующих требованиям статьи 50 Федерального закона N 131-ФЗ и подлежащих перепрофилированию, отчуждению или приватизации;

- повышение эффективности управления муниципальным имуществом с использованием современных методов и финансовых инструментов;

- обеспечение поступления доходов в бюджет муниципального образования "Город Саратов" путем организации рационального и эффективного использования муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов";

- обеспечение контроля за использованием и сохранностью муниципального имущества города Саратова;

- полная инвентаризация объектов муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов", совершенствование системы учета (реестра) муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов";

- оформление бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования "Город Саратов";

- техническая инвентаризация, постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности муниципального образования "Город Саратов" на все объекты недвижимости, значащиеся в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов";

- осуществление держателями постоянного контроля за состоянием, сохранностью и использованием имущества муниципальной казны;

- осуществление контроля использования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями и предприятиями, по назначению;

- внедрение на территории муниципального образования "Город Саратов" программного комплекса, позволяющего структурным подразделениям администрации муниципального образования "Город Саратов" вносить данные и получать информацию о муниципальном имуществе в рамках полномочий.

Выполнение задач Концепции является приоритетным для всех структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов".

Настоящая Концепция основывается на принципах:

- текущего и перспективного планирования при системном контроле за использованием муниципальной собственности;

- обеспечения максимальной доходности от использования муниципального имущества и оптимизации расходов на управление им;

- соответствия состава муниципальной собственности функциям органов местного самоуправления с последовательной приватизацией или ликвидацией избыточного муниципального имущества.

3. Управление объектами городского хозяйства


Современное управление объектами городского хозяйства осуществляется по направлениям:

- эксплуатация объектов, имеющих пользователя (балансодержателя),

- выявление и передача в пользование бесхозяйного имущества и муниципальных объектов, не закрепленных за какой-либо организацией,

- прием имущества из различных форм собственности в целях решения вопросов местного значения.

По состоянию на 01.12.2019 в Сводном реестре объектов муниципальной казны значится свыше 41 тыс. объектов городского хозяйства: объекты коммунальной инфраструктуры, в т.ч. тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, водоотведения; автомобильные дороги, защитные и искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог и элементы благоустройства.

В целях развития и реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры в период 2016-2019 гг. на территории муниципального образования "Город Саратов" началась реализация двух крупных инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, заключенных в форме концессионных соглашений.

24.11.2017 с ООО "Концессии водоснабжения - Саратов" подписано концессионное соглашение сроком до 2045 года в отношении централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования "Город Саратов", в составе 845 зданий, линейных объектов и 3850 единиц оборудования. Согласно конкурсному предложению концессионер планирует вложить не менее 10 млрд. руб. на создание и реконструкцию объектов водоснабжения и около 7 млрд. руб. на создание и реконструкцию объектов водоотведения.

06.11.2019 с ПАО "Т Плюс" заключено концессионное соглашение в отношении централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем муниципального образования "Город Саратов", предназначенных для осуществления деятельности по оказанию услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителям сроком до 2043 года в отношении объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения муниципального образования "Город Саратов" в составе 2878 зданий, линейных объектов и 1377 единиц оборудования. Согласно инициативному предложению, концессионер планирует вложить около 10 млрд. руб. в реконструкцию объектов концессионного соглашения.

Вопросы контроля реализации заключенных концессионных соглашений должны решаться путем создания и функционирования межведомственных рабочих групп, в состав которых должны входить представители профильных функциональных структурных подразделений администрации муниципального образования "Город Саратов" и представители администраций районов муниципального образования "Город Саратов".

В аренду ЗАО "СПГЭС" до 2045 года передан имущественный комплекс объектов электросетевого хозяйства в составе нежилых зданий, трансформаторных подстанций и распределительных пунктов (1317 шт.), объектов электрических сетей (воздушные и кабельные линии) (9377 шт.), движимого имущества - машин и оборудования (10 035 шт.).

Таким образом, наиболее крупные объекты коммунального хозяйства муниципальной формы собственности на сегодняшний день имеют пользователя, а в соответствии с современной практикой и требованиями законодательства развиваются отношения в рамках муниципально-частного партнерства.

Заключение концессионных соглашений в отношении систем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения позволило не только передать в эксплуатацию ранее бесхозяйные объекты, но и в долгосрочной перспективе решить вопрос последующего включения вновь выявленных бесхозяйных объектов в предмет концессионного соглашения после регистрации на них прав муниципальной собственности.

Вновь построенные застройщиками многоквартирных домов в рамках технического присоединения сети инженерной инфраструктуры, оформление которых в собственность застройщика либо муниципалитета не производится, составляют основную часть выявляемых бесхозяйных сетей.

Иным источником поступления объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность является передача таких объектов с баланса предприятий и организаций, из федеральной собственности и собственности Саратовской области по причине необходимости их использования в силу закона органами местного самоуправления.

Особую актуальность вопросы учета и использования объектов городского хозяйства имеют в связи с необходимостью синхронизации управления таким имуществом и процессами строительства, реконструкции и модернизации объектов капитального строительства городского значения (жилые дома, социальные объекты, объекты транспортной системы и др.)

В то же время сдерживающим фактором в развитии и модернизации объектов коммунального хозяйства и транспортной инфраструктуры остается незавершение технической инвентаризации, кадастрового учета и регистрации прав муниципальной собственности на такие объекты.

Отсутствие точных технических характеристик имущества и регистрации прав в ЕГРН не позволяет вовлечь объекты в процессы его реконструкции и модернизации, затрудняет идентификацию коммунальных объектов на местности, необходимую при выявлении бесхозяйных объектов, проектировании строительства зданий и сооружений и т.п.

Основными задачами развития системы управления объектами городского хозяйства на территории муниципального образования "Город Саратов" на современном этапе являются:

- техническая инвентаризация объектов благоустройства некапитального характера (зеленые зоны, парки, скверы и т.п.),

- оформление в муниципальную собственность сетей, строящихся в рамках технического присоединения,

- расширение практики заключения концессионных соглашений в отношении объектов городского хозяйства,

- оцифровка всей технической документации на объекты городского хозяйства и внесение схем расположения объектов в электронной форме в программный комплекс по учету муниципального имущества.

4. Управление имуществом муниципальных учреждений и предприятий


Имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно, используется в соответствии с договорами о закреплении муниципального имущества, в которых определены права и обязанности сторон.

Передача муниципального нежилого фонда от других балансодержателей в хозяйственное ведение муниципальным унитарным предприятиям, а также в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям и муниципальным учреждениям регулируется Положением о порядке управления и распоряжения объектами нежилого фонда, находящимися в собственности муниципального образования "Город Саратов", утвержденным решением Саратовской городской Думы от 21.04.2017 N 15-128.

Управление и распоряжение объектами муниципального имущества органов местного самоуправления и их структурных подразделений осуществляется в соответствии с Положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом органов местного самоуправления и их структурных подразделений, являющихся юридическими лицами, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 26.12.2017 N 28-214.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»