(с изменениями на 1 ноября 2024 года)
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 31.10.2013 N 1230, от 12.12.2013 N 1467, от 11.02.2014 N 161, от 15.04.2014 N 410, от 30.04.2014 N 480, от 18.07.2014 N 787, от 05.12.2014 N 1537, от 31.12.2014 N 1730, от 31.03.2015 N 321, от 18.09.2015 N 1044, от 10.11.2015 N 1268, от 20.01.2016 N 35, от 15.04.2016 N 396, от 05.10.2016 N 1160, от 23.12.2016 N 1496, от 23.01.2017 N 48, от 15.03.2017 N 211, от 23.03.2017 N 230, от 19.04.2017 N 347, от 29.05.2017 N 497, от 30.10.2017 N 1040, от 02.11.2017 N 1064, от 11.12.2017 N 1231, от 22.01.2018 N 38, от 09.02.2018 N 140, от 29.05.2018 N 545, от 24.08.2018 N 851, от 31.08.2018 N 880, от 04.12.2018 N 1260, от 24.12.2018 N 1353, от 27.12.2018 N 1410, от 27.02.2019 N 193, от 13.05.2019 N 534, от 18.06.2019 N 697, от 29.07.2019 N 867, от 31.07.2019 N 872, от 08.08.2019 N 908, от 02.09.2019 N 992, от 10.10.2019 N 1141, от 25.10.2019 N 1183, от 20.11.2019 N 1297, от 31.12.2019 N 1510, от 16.01.2020 N 31, от 27.02.2020 N 142, от 02.04.2020 N 261, от 24.08.2020 N 667, от 28.08.2020 N 700, от 02.10.2020 N 791, от 10.12.2020 N 1011, от 24.12.2020 N 1099, от 25.02.2021 N 126, от 29.04.2021 N 281, от 30.07.2021 N 552, от 17.08.2021 N 613, от 18.10.2021 N 774, от 27.12.2021 N 968, от 18.01.2022 N 33, от 15.02.2022 N 98, от 16.02.2022 N 119, от 02.03.2022 N 157, от 11.03.2022 N 199, от 01.08.2022 N 606, от 12.08.2022 N 645, Постановлений Правительства Тамбовской области от 11.11.2022 N 75, от 06.12.2022 N 146, от 07.12.2022 N 148, от 30.12.2022 N 318, от 07.02.2023 N 67, от 05.06.2023 N 440, от 18.08.2023 N 664, от 13.09.2023 N 724, от 22.03.2024 N 176, от 22.04.2024 N 259, от 26.04.2024 N 290, от 18.09.2024 N 568, от 01.11.2024 N 652)
В соответствии с постановлением администрации области от 16.11.2021 N 840 "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Тамбовской области" администрация области постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 318)
1. Утвердить Государственную программу Тамбовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области согласно приложению.
(в ред. Постановлений администрации Тамбовской области от 30.10.2017 N 1040, от 31.08.2018 N 880)
2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Тамбовской области Зименко Е.В.
(п. 3 в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 13.09.2023 N 724)
Глава администрации области
О.И.Бетин
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)
(в ред. Постановлений Правительства Тамбовской области от 30.12.2022 N 318, от 07.02.2023 N 67, от 05.06.2023 N 440, от 18.08.2023 N 664, от 13.09.2023 N 724, от 22.03.2024 N 176, от 22.04.2024 N 259, от 26.04.2024 N 290, от 18.09.2024 N 568, от 01.11.2024 N 652)
(в ред. Постановления Правительства Тамбовской области от 22.03.2024 N 176)
Куратор государственной программы | Зименко Е.В. - заместитель Главы Тамбовской области |
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области |
Соисполнители государственной программы | Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области; министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области; министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области |
Периоды реализации государственной программы | I этап: 2014 - 2022 гг.; II этап: 2023 - 2030 гг. |
Цели государственной программы | Увеличение годового объема ввода жилья в 898,0 тыс. кв.м в 2030 году; улучшение жилищных условий в 2024 году не менее 30,3 тыс. семей; расселение до 2024 года 19,77 тыс. кв.м жилищного фонда, признанного непригодным для проживания по состоянию на 01.01.2017; обеспечение в 2030 году качества и доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства не менее 50 процентов населения |
Направления (подпрограммы) государственной программы | Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем населения области; создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения области |
Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации | Национальная цель "Комфортная и безопасная среда для жизни"/государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2035 года, утвержденная Законом Тамбовской области от 28.12.2015 N 612-З "О стратегическом планировании в Тамбовской области", определяет повышение качества жизни населения как приоритетное направление, одним из показателей которого является создание комфортных условий проживания для населения.
Одной из основных задач, решаемых в регионе, остается улучшение жилищных условий населения за счет увеличения объемов ввода жилья, повышения доступности его приобретения для населения с различным уровнем доходов, строительство объектов инженерной инфраструктуры.
Характеристика текущего состояния сферы реализации государственной программы определяется в первую очередь вводом жилья.
По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 765,7 тыс. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 156,5 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 609,2 млн. кв. метров.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в России сыграл единый институт развития в жилищной сфере - акционерное общество "ДОМ.РФ". Благодаря деятельности этого акционерного общества банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
Ежегодно посредством ипотечного жилищного кредитования более 6 тыс. семей приобретают жилье. В 2020 году в целях поддержки жилищного строительства и ипотечного жилищного кредитования граждан в условиях ухудшения макроэкономической ситуации из-за пандемии запущена программа предоставления гражданам ипотечных жилищных кредитов (займов) по льготным ставкам для приобретения ими жилья в новостройках.
В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых были привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, в том числе участников долевого строительства, в 2017 году создана публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства". За период 2020 - 2021 годов публично-правовой компанией "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" приняты обязательства по восстановлению прав более 100 граждан, вложивших денежные средства в строительство 3 объектов.
В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства в 2020 году проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2021 году приняты меры по обеспечению жильем 6 семей граждан - участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавших в результате этих аварий и 1 семьи граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера.
Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 01 января 2017 г., реализуемых государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
По состоянию на 2021 год переселено 514 человек, проживающих в аварийном жилье. Оставшиеся 10,64 тыс. кв. метров аварийного жилья планируется расселить до 2024 года.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
коммунальный сектор, несмотря на все усилия по реформированию, пока не стал инвестиционно-привлекательным сектором экономики для частного бизнеса;
жилищный фонд, переданный в собственность населения, так и не стал предметом ответственности собственников.
Потенциал развития анализируемой сферы в период до 2030 года будет определяться воздействием ряда факторов. В результате предпринятых в последние годы мер государственного регулирования ежегодные объемы ввода жилья будут расти, что позволит стабилизировать уровень цен на жилье. При этом изменится структура предложения жилья за счет увеличения доли стандартного жилья, арендного жилья, а также жилья, вводимого жилищными и жилищно-строительными кооперативами. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при комплексном освоении территорий под жилую застройку.
Основные проблемы и существующие ограничения в сфере реализации государственной программы связаны с ежегодным приростом износа основных фондов и, соответственно, накоплением жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования, высокими потерями ресурсов и низкой энергоэффективностью. Вопросы жилищно-коммунального обслуживания занимают первые места в перечне проблем населения Тамбовской области. Без принятия срочных мер на государственном уровне правового и институционального характера переломить эти тенденции, обеспечить решение задачи повышения качества жилищно-коммунальных услуг для населения при обеспечении доступности тарифов на эти услуги представляется невозможным.
Для эффективной реализации государственной программы необходимо учитывать макроэкономические и социальные ограничения.
Макроэкономические ограничения связаны с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, высокой инфляцией.
Они могут быть обусловлены также: