ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 декабря 2014 года N 188-рп

Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области"


В целях исполнения пункта 7 Плана мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденного заместителем Министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым 4 июня 2014 года:

Утвердить прилагаемый План мероприятий ("дорожную карту") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области".


Первый заместитель
Председателя Правительства Омской области
В.Ю. Синюгин


Приложение
к распоряжению
Правительства Омской области
от 24.12.2014 N 188-рп

     
План
мероприятий ("дорожная карта") "Реструктуризация и реформирование организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области"

     
Раздел 1. Анализ существующей сети организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), в Омской области и ее соответствия потребностям Омской области


В Омской области по состоянию на 1 января 2014 года проживает около 400000 детей, 2,5% которых составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

Несмотря на то что в течение 3 последних лет на территории Омской области складывается положительная тенденция снижения общей численности детей-сирот (по состоянию на 1 января 2011 года количество детей-сирот составляло 12425 человек, на 1 января 2012 года - 11409 человек, на 1 января 2013 года - 10923 человека, на 1 января 2014 года - 10417 человек), в настоящее время к категории детей-сирот относятся 10276 человек, в том числе:

- 87,9% детей-сирот, воспитывающихся в семьях граждан (опека, попечительство, усыновление, приемная семья);

- 10,5% детей-сирот, пребывающих в организациях для детей-сирот;

- 1,4% детей-сирот, обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

С 2011 года под надзор в организации для детей-сирот было передано 369 детей-сирот, из них 205 человек имеют ограниченные возможности здоровья.

Основными причинами помещения детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот являются:

- смерть родителей или иных законных представителей (4% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);

- лишение родительских прав родителей или ограничение в них (53% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);

- возврат из приемных семей, из-под опеки, попечительства или усыновления (11% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот);

- перевод из других организаций для детей-сирот (32% от общего количества детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот).

Мониторинг движения воспитанников организаций для детей-сирот за последние три года показал, что из организаций для детей-сирот выбыли 996 детей-сирот. Основными причинами прекращения их пребывания в организациях для детей-сирот являются:     


     - возврат родителям - 37 человек;

- передача на воспитание в семьи граждан, в том числе родственникам - 160 человек;     


     - перевод в другие организации для детей-сирот - 80 человек;

- поступление в профессиональные образовательные организации - 659 человек;     


     - достижение совершеннолетия - 22 человека.

Срок пребывания детей в организациях для детей-сирот варьируется от 2 месяцев до 18 лет.

Помещение детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот осуществляется с учетом их потребности в предоставлении образовательных, медицинских, социальных услуг, а также с учетом возраста, особенностей состояния здоровья и развития детей, уровня заболеваемости, наличия патологий и других обстоятельств.

С учетом приоритетности мер по профилактике социального сиротства и развитию семейного устройства детей-сирот, последовательная реализация которых приводит к сокращению количества детей, помещаемых под надзор в организации для детей-сирот, важным аспектом деятельности органов исполнительной власти Омской области, компетентных в указанной сфере, является совершенствование системы работы организаций для детей-сирот, в том числе их реформирование и реструктуризация.

В настоящее время в Омской области функционируют следующие организации для детей-сирот:

- 19 организаций для детей-сирот, в том числе 14 детских домов и 5 специальных (коррекционных) школ-интернатов, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство образования Омской области (далее - Минобр);

- казенное учреждение здравоохранения Омской области "Специализированный дом ребенка", функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Министерство здравоохранения Омской области (далее - Минздрав);

- бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Омской области "Кировский детский дом-интернат для умственно отсталых детей", функции и полномочия учредителя в отношении которого осуществляет Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд).

За период с 2006 года по настоящее время количество воспитанников организаций для детей-сирот сократилось почти в 3 раза, что позволило реорганизовать 13 организаций, в том числе 11 детских домов и 2 специальные (коррекционные) школы-интерната, на базе которых были открыты дошкольные учреждения, Центр сопровождения замещающих семей, Центр духовно-нравственного воспитания "Исток", Центр психолого-медико-социального сопровождения.

В настоящее время в функционирующих организациях для детей-сирот проживают 1158 воспитанников.

С учетом отчисления выпускников фактическая наполняемость организаций для детей-сирот (детских домов и специальных (коррекционных) школ-интернатов для детей-сирот) составит 50% от предельной наполняемости указанных организаций для детей-сирот. В связи с этим возникает необходимость проведения мероприятий по реструктуризации и реформированию, в том числе по реорганизации не менее 5 организаций для детей-сирот.

В целях создания условий для успешной социализации детей-сирот, их адаптации в обществе в организациях для детей-сирот реализуются воспитательные и реабилитационные программы, на базе 4 организаций для детей-сирот функционируют центры постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот, специалисты которых являются штатными работниками казенного учреждения Омской области "Центр поддержки семьи".

Мониторинг адаптации выпускников организаций для детей-сирот позволил выявить следующие результаты: около 30% хорошо адаптируются в обществе, у 40% недостаточно сформированы социальные навыки и четкие жизненные ориентиры, 20% имеют серьезные проблемы с адаптацией в обществе, продолжением получения образования и трудоустройством, 10% отличаются социальной дезадаптированностью и высоким уровнем конфликтности. Таким образом, около 70% выпускников организаций для детей-сирот не готовы к началу самостоятельной жизни, нуждаются в различных видах социально-педагогической и психологической помощи.

В связи с этим наблюдается необходимость совершенствования системы кадрового обеспечения организаций для детей-сирот, улучшения подготовки специалистов для работы в организациях для детей-сирот.

Анализ системы кадрового обеспечения организаций для детей-сирот показывает, что из 558 педагогических работников 52% имеют высшее образование.

При укомплектовании организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами педагогических работников представляется затруднительным поиск специалистов, владеющих современными методиками и технологиями воспитания, знающих специфику работы с детьми-сиротами. Нередко уровень подготовки педагогических работников организаций для детей-сирот не соответствует сложности решаемых организациями для детей-сирот задач, не всегда позволяет обеспечить полноценную защиту прав несовершеннолетних. В связи с задачами, поставленными перед организациями для детей-сирот, необходимо обеспечить профессиональную переподготовку, прохождение курсов повышения квалификации работниками организаций для детей-сирот.

На этапе выявления детей, нуждающихся в устройстве в организации для детей-сирот, особый статус имеют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - СРЦН).

В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в СРЦН в круглосуточном режиме осуществляется прием несовершеннолетних (оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, заблудившихся или подкинутых, самовольно оставивших семью, самовольно ушедших из организаций для детей-сирот, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, не имеющих места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию, оказавшихся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации).

Согласно Примерному положению о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 года N 896, к числу функций СРЦН относятся обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи в восстановлении их социального статуса в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи, оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а также другие функции, способствующие социальной реабилитации несовершеннолетних.

Существующая коечная сеть СРЦН не отвечает потребностям Омской области. В соответствии с вышеуказанным постановлением на 5-10 тыс. детского населения следует создавать один СРЦН.

Общая потребность по Омской области в СРЦН составляет 38 единиц, в том числе в городе Омске - 19.

В настоящее время на территории Омской области действует 7 СРЦН на 223 койко-места, из них 2 расположены в северной зоне Омской области, 2 - в южной, 1 - в западной зоне, 2 - на территории города Омска. "Открытой" остается восточная зона Омской области. Кроме того, имеющейся мощности городских СРЦН (86 койко-мест) не хватает для обеспечения потребности в предоставлении временного приюта несовершеннолетним, проживающим в городе Омске.

Мониторинг семейного неблагополучия на территории Омской области осуществляется в рамках единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении (далее - банк данных СОП), порядок формирования которого утвержден постановлением Правительства Омской области от 22 июля 2009 года N 126-п "Об утверждении Порядка формирования и использования единого банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении".

Банк данных СОП формируется Минтрудом и состоит из банков данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, формируемых государственными учреждениями социального обслуживания населения Омской области - комплексными центрами социального обслуживания населения.

В банке данных СОП содержатся сведения о 3173 семьях и 6240 несовершеннолетних. Практически во всех данных семьях родители (законные представители) не исполняют родительские обязанности должным образом в отношении несовершеннолетних, допускают факты жестокого обращения и насилия над детьми.

С учетом вышеизложенного необходимо расширить сеть СРЦН: в муниципальных районах Омской области увеличить их число до 7 учреждений, в городе Омске - до 5 учреждений.

Раздел 2. Мероприятия по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот

N
п/п

Наименование мероприятия

Срок

Исполнители

Ожидаемые результаты

I. Правовое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

1

Разработка (корректировка) нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы организации деятельности организаций для детей-сирот

2015 год

Министерство образования Омской области (далее - Минобр)

Создание правовых условий для обеспечения жизнедеятельности организаций для детей-сирот с учетом законодательства Российской Федерации и норм международного права, включая их приоритетную направленность на оказание содействия в реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также создание в организациях условий для пребывания и воспитания детей, максимально приближенных к семейным, социализации выпускников организаций для детей-сирот

1.1

Разработка проекта постановления Правительства Омской области о порядке выдачи направления органа или организации, осуществляющих функции и полномочия учредителя организации для детей-сирот или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере опеки и попечительства, в целях временного помещения в организацию для детей-сирот

II квартал 2015 года

Минобр

1.2

Разработка проекта приказа Министерства образования Омской области о порядке предоставления организациями для детей-сирот возможности временного проживания в рамках помощи в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше, подготовке детей к самостоятельной жизни

II квартал 2015 года

Минобр

II. Методическое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

2

Распространение на территории Омской области положительного опыта работы по созданию эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников указанных организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот

2014 - 2018 годы

Минобр, Министерство труда и социального развития Омской области (далее - Минтруд), бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (по согласованию)
органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)

Внедрение в практику работы органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот эффективных моделей функционирования организаций для детей-сирот, социальной адаптации выпускников указанных организаций, профилактики социального сиротства, семейного устройства детей-сирот.
Участие организаций для детей-сирот в деятельности инновационного комплекса "Образование детей особой заботы".
Повышение эффективности деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот

2.1

Организация и проведение обучающего семинара для работников организаций для детей-сирот по вопросам реабилитации и защите прав воспитанников, профилактике жестокого обращения с детьми, подготовке воспитанников к передаче на воспитание в замещающие семьи

II квартал 2015 года

Минобр, Минтруд

2.2

Организация и проведение обучающего семинара для работников органов опеки и попечительства по вопросам социализации детей-сирот, профилактики социального сиротства, в том числе "вторичного сиротства"

IV квартал 2015 года

Минобр

2.3

Проведение областной конференции по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и развитию семейных форм устройства детей-сирот

I квартал 2016 года

Минобр

2.4

Обеспечение участия организаций для детей-сирот в деятельности инновационного комплекса "Образование детей особой заботы"

постоянно

Минобр, бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Омской области" (по согласованию)

2.5

Проведение на системной основе совещаний, в том числе селекторных, интернет-конференций и других мероприятий для руководителей органов, осуществляющих государственные полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними, закрепленные федеральным законодательством за органами опеки и попечительства, организаций для детей-сирот

Ежеквартально

Минобр, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)

III. Организационное обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

3

Анализ сети организаций для детей-сирот в Омской области на предмет ее соответствия потребностям Омской области и определение оптимального для Омской области количества организаций для детей-сирот

IV квартал 2014 года - I квартал 2015 года

Минобр, Минтруд, Министерство финансов Омской области (далее - Минфин), Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество), органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)

Обеспечение оптимизации сети организаций для детей-сирот по результатам анализа перечня организаций для детей-сирот, не отвечающих приоритетам государственной демографической и социальной политики Омской области, подготовка обоснованных предложений по дальнейшему функционированию организаций для детей-сирот.
В отношении каждой из организаций для детей-сирот должно быть принято решение о возможности и целесообразности ее сохранения либо ликвидации или реорганизации.
Определение возможности дальнейшей деятельности организаций для детей-сирот и проведение анализа ситуации в соответствующем муниципальном районе Омской области по соблюдению прав детей

3.1

Создание рабочей группы по комплексному обследованию сети организаций для детей-сирот

IV квартал 2014 года

Минобр, Минтруд, Минфин, Минимущество, органы местного самоуправления Омской области (по согласованию)

3.2

Определение перечня действующих организаций для детей-сирот, не соответствующих приоритетам государственной демографической и социальной политики Омской области и подлежащих сохранению и реформированию или реорганизации

2014 год - I квартал 2015 года

Минобр, Минтруд, Минфин

3.3

Разработка планов мероприятий по реструктуризации и реформированию для каждой организации для детей-сирот в Омской области

II квартал 2015

Минобр

4

Реализация мероприятий, связанных с реорганизацией организаций для детей-сирот, включая перевод детей из ликвидируемых или реорганизуемых организаций

2014 - 2016 годы

Минобр, Минтруд

Обеспечение выполнения предусмотренных законодательством процедур, связанных с ликвидацией или реорганизацией организаций для детей-сирот, а также обеспечение соблюдения прав детей при переводе из ликвидируемых или реорганизуемых организаций

4.1

Завершение процедуры реорганизации КОУ "Завьяловский детский дом", КОУ "Кормиловский детский дом", КОУ "Черлакский детский дом", КОУ "Детский дом N 1", КОУ "Детский дом N 10"

IV квартал 2014 года - I квартал 2015 года

Минобр, Минтруд

4.2

Осуществление мероприятий по реорганизации КОУ "Южная школа-интернат", КОУ "Тарская школа-интернат"

II - III квартал 2016 года

Минобр

5

Создание на базе организаций для детей-сирот структурных подразделений, осуществляющих:
1) сопровождение замещающих семей, принявших на воспитание воспитанников организаций для детей-сирот;
2) постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот

III, IV квартал 2015

Минобр

Повышение эффективности работы по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот, в том числе за счет привлечения ресурсов организаций для детей-сирот

6

Создание в организациях для детей-сирот необходимых материальных условий для проживания, воспитания и реабилитации детей, включая специальные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе осуществление работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий и помещений организаций для детей-сирот

постоянно

Минобр, Минтруд, Минздрав

Повышение качества жизни и воспитания детей, находящихся в организациях для детей-сирот

7

Проведение информационно-разъяснительной работы с населением по вопросам реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

постоянно

Минобр, Минтруд

Обеспечение информационной открытости планируемых и реализуемых мер, формирование положительного общественного мнения по вопросам реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

8

Организация взаимодействия с частными организациями и гражданами, осуществляющими благотворительную, добровольческую деятельность в сфере социализации и защиты прав детей-сирот, включая организацию подготовки и обучения добровольцев

постоянно

Минобр, Минтруд

Привлечение гражданского общества к деятельности по улучшению положения детей-сирот

9

Осуществление контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся в организациях для детей-сирот

постоянно

Органы местного самоуправления Омской области (по согласованию), Минобр, Минтруд, Минздрав

Обеспечение соблюдения предусмотренных законодательством прав и законных интересов детей, пребывающих в организациях для детей-сирот

IV. Кадровое обеспечение реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот

10

Обеспечение укомплектования организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами руководящих, педагогических, медицинских и иных работников

2015 - 2018 годы

Минобр, Минтруд, Минздрав

Укомплектование организаций для детей-сирот квалифицированными кадрами, необходимыми для реализации целей и задач указанных организаций. Повышение уровня квалификации работников организаций для детей-сирот за счет обучения их современным технологиям работы с детьми, пребывающими в организациях для детей-сирот

10.1

Организация проведения обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по защите прав и реабилитации воспитанников указанных организаций, профилактике жестокого обращения с детьми с использованием ресурсов образовательных организаций дополнительного профессионального образования, образовательных организаций высшего образования, а также обогащения опыта работы организаций для детей-сирот, реализующих инновационные программы воспитания, реабилитации и социальной адаптации детей

В 2015 году - ежеквартально, 2016 - 2018 годы - ежегодно

Минобр, Минтруд, Минздрав

10.2

Организация психолого-педагогической поддержки работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей-сирот

постоянно

Минобр

V. Мониторинг реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот

11

Осуществление регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот

Ежеквартально

Минобр, Минтруд, Минздрав

Обеспечение эффективности реализуемых мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»