(в редакции Законов Омской области от 18.07.2013 N 1569-ОЗ, от 31.10.2013 N 1585-ОЗ, от 27.06.2014 N 1641-ОЗ, от 28.07.2014 N 1654-ОЗ, от 25.12.2014 N 1711-ОЗ, от 28.05.2015 N 1746-ОЗ, от 24.09.2015 N 1792-ОЗ, от 16.12.2015 N 1826-ОЗ, от 09.02.2016 N 1848-ОЗ, от 02.11.2016 N 1911-ОЗ, от 26.12.2016 N 1936-ОЗ, от 29.05.2018 N 2071-ОЗ, от 10.12.2018 N 2118-ОЗ, от 23.04.2019 N 2161-ОЗ, от 28.04.2020 N 2260-ОЗ, от 03.12.2020 N 2326-ОЗ, от 30.11.2021 N 2440-ОЗ, от 20.12.2021 N 2458-ОЗ, от 27.04.2022 N 2478-ОЗ, от 29.06.2022 N 2496-ОЗ, от 06.12.2022 N 2531-ОЗ, от 01.02.2023 N 2555-ОЗ)
Принят
Законодательным Собранием
Омской области
11 июля 2013 года
Настоящий Закон регулирует отношения в сфере образования на территории Омской области, в том числе определяет полномочия органов государственной власти Омской области в данной сфере.
К полномочиям Губернатора Омской области в сфере образования относятся:
1) определение основных направлений развития системы образования Омской области;
2) учреждение и присуждение премий и стипендий, установление иных поощрений в сфере образования;
3) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К полномочиям Правительства Омской области в сфере образования относятся:
1) реализация определяемых Губернатором Омской области основных направлений развития системы образования Омской области;
2) создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций Омской области;
3) утверждение региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Омской области;
4) установление:
- порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Омской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;
- порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований областного бюджета;
- порядка формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования, в том числе предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из региональных информационных систем, включающих в себя информацию о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, в соответствии с законодательством;
(абзац введен Законом Омской области от 28.04.2020 N 2260-ОЗ)
5) установление поощрений в сфере образования;
6) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральным и областным законодательством.
К полномочиям органа исполнительной власти Омской области, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее - уполномоченный орган), относятся:
1) создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
1.1) обеспечение условий доступности для инвалидов объектов государственных образовательных организаций Омской области и предоставляемых ими услуг;
(п. 1.1 в ред. Закона Омской области от 06.12.2022 N 2531-ОЗ)
2) оказание содействия лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;
3) осуществление полностью или частично финансового обеспечения содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования;
4) осуществление следующих полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных органам государственной власти Омской области:
- федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона);
- государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области (далее - органы местного самоуправления Омской области) полномочий в сфере образования;
- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона;
- государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории Омской области, за исключением организаций, указанных в пункте 8 части 1 статьи 6 Федерального закона;
- подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации;
(п. 4 в ред. Закона Омской области от 30.11.2021 N 2440-ОЗ)
5) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Омской области;
6) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Омской области;
6.1) осуществление полномочий заказчика, оператора (определение организации, которая осуществляет полномочия оператора) региональных информационных систем доступности дошкольного образования, региональных информационных систем, включающих в себя информацию о доступности дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми, поставщика информации для размещения в таких региональных информационных системах;
(п. 6.1 введен Законом Омской области от 28.04.2020 N 2260-ОЗ)
7) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;
8) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Омской области;
9) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 7 настоящего Закона;
10) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Омской области;
11) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Омской области учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;
(в ред. Закона Омской области от 28.04.2020 N 2260-ОЗ)
12) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Омской области;
13) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
14) участие в проведении экспертизы учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Омской области, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке в соответствии с федеральным законодательством;
(в ред. Закона Омской области от 01.02.2023 N 2555-ОЗ)
15) участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке в соответствии с федеральным законодательством;
16) участие в разработке федеральных основных общеобразовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);
(в ред. Закона Омской области от 01.02.2023 N 2555-ОЗ)
17) создание учебно-методических объединений в системе образования и утверждение положений об учебно-методических объединениях в системе образования;
18) установление в соответствии с федеральным законодательством порядка признания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных действующих в сфере образования организаций, а также их объединений региональными инновационными площадками;