ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2013 года N 665-р

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАТО Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК]

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.09.2015 N 813-р)

1. В соответствии со статьей 103 Устава Красноярского края утвердить программу развития кластера инновационных технологий закрытого административно-территориального образования г. Железногорск согласно приложению.

2. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П.ТОМЕНКО






Приложение
к Распоряжению
Правительства Красноярского края
от 20 сентября 2013 года N 665-р

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРА ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.09.2015 N 813-р)

Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ


 1.1. Основания для разработки программы

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.09.2015 N 813-р)


Программа развития кластера инновационных технологий закрытого административно-территориального образования г. Железногорск (далее - Кластер) разработана в целях повышения эффективности использования существующего на территории закрытого административно-территориального образования г. Железногорск Красноярского края (далее - ЗАТО г. Железногорск) научного и высокотехнологичного производственного потенциала в сфере ядерных и космических технологий гражданского назначения с учетом:

1) Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р;

2) Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, являющихся приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 316;

3) Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", утвержденной Указом Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 N 218-уг;

4) Постановления Правительства Красноярского края от 02.06.2015 N 273-п "О внесении изменений в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 505-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории края";

5) Программы инновационного развития ОАО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф. Решетнева", утвержденной советом директоров ОАО "ИСС" 30.06.2011 (протокол N 7/2011 СД);

6) муниципальной программы "Развитие инвестиционной, инновационной деятельности, малого и среднего предпринимательства на территории ЗАТО Железногорск", утвержденной Постановлением администрации ЗАТО г. Железногорск Красноярского края от 07.11.2013 N 1762.


1.2. Текущий уровень организационного развития Кластера


Датой создания Кластера в ЗАТО г. Железногорск считается дата первого заседания Совета кластера, которое состоялось 19 августа 2011 года. Совет является главным коллегиальным органом в структуре управления Кластером. В состав Совета входят Губернатор Красноярского края, представители Правительства Красноярского края и администрации ЗАТО г. Железногорск, а также руководители предприятий-участников Кластера. В компетенцию Совета входит обсуждение задач развития Кластера, координация деятельности участников, согласование и выработка общих решений по вопросам, затрагивающим интересы участников.

В соответствии с протоколом первого заседания Совета (N 8-СК от 19.08.11) обязанности Секретариата Совета были возложены на Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

Основная специализация Кластера - ядерные и космические технологии, носителями которых являются крупные градообразующие предприятия г. Железногорска: ОАО "ИСС", федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-химический комбинат" (далее - ФГУП "ГХК").

Ядро Кластера формируют крупные производственные, научные и образовательные организации, обеспечивающие развитие базовых отраслей Кластера (далее - ключевые участники):

1) ОАО "ИСС";

2) ФГУП "ГХК";

3) ОАО "Завод полупроводникового кремния" (далее - ОАО "ЗПК");

4) ФГАОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" (далее - СФУ);

5) ФГБОУ ВПО "Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева" (далее - СибГАУ);

6) Красноярский промышленный колледж - филиал ФГБОУ "Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (далее - КПК НИЯУ МИФИ).

Проекты развития ОАО "ИСС" включены в ряд крупных государственных программ: Федеральную космическую программу России на 2006 - 2015 годы, федеральную целевую программу "Глобальная навигационная система", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2001 N 587, федеральную целевую программу "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы, утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 809, Российскую государственную программу развития вооружений на 2007 - 2015 годы.

Планы развития ФГУП "ГХК" в составе государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - ГК "Росатом") с учетом перспектив развития ЗАТО г. Железногорск согласованы с Правительством Красноярского края, что отражено в соглашении от 20.02.2012.

Ежегодно с 2011 года для обсуждения вопросов развития Кластера проводится инновационный форум в ЗАТО г. Железногорск. В работе форума принимают участие представители федеральных органов государственной власти, институтов развития и государственных корпораций, а также представители науки и бизнес-сообщества.

В 2012 году в рамках мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса Правительство Красноярского края инициировало проект создания промышленного парка в ЗАТО г. Железногорск. Проект успешно прошел конкурсный отбор и получил финансовую поддержку из федерального бюджета.


1.3. Сильные и слабые стороны Кластера, возможности и угрозы для его развития


Сильные стороны внутренней среды Кластера, способствующие его развитию:

1) наличие компаний мирового уровня, участвующих в стратегических государственных программах и работающих на международном рынке. Компании подобного уровня способны генерировать устойчивый спрос на перспективные разработки и высокотехнологичную продукцию, стимулируя развитие научной среды и создание инновационных компаний. Действующие связи с зарубежными партнерами облегчают процесс вывода новой продукции на глобальные рынки;

2) выгодное географическое расположение вблизи от крупного промышленного центра и транспортного узла. Предприятия Кластера имеют доступ к необходимому сырью и полуфабрикатам, а также все возможности для своевременной доставки готовой продукции потребителям;

3) наличие филиалов ведущих научно-образовательных учреждений Красноярского края. Сильная научно-образовательная среда обеспечивает развитие кадрового потенциала Кластера и способствует эффективной кооперации в процессе НИОКР;

4) наличие высококвалифицированных кадров с уникальными компетенциями в секторах специализации предприятий Кластера. Специалисты такого уровня являются координаторами научно-исследовательской деятельности предприятий и способны инициировать создание новых высокотехнологичных производств;

5) опыт успешного выделения самостоятельных бизнес-единиц у ключевых предприятий. Практический опыт в этой сфере свидетельствует о достаточной гибкости действующих систем управления, ориентации руководства материнских компаний на повышение уровня инновационной активности и о наличии навыков анализа новых рынков, что создает благоприятные условия для развития пояса малых инновационных компаний вокруг ключевых предприятий Кластера;

6) опыт международной кооперации у ключевых предприятий Кластера. Партнерские отношения с зарубежными компаниями позволяют заимствовать передовой опыт и технологии с их дальнейшим распространением внутри Кластера;

7) благоприятная экологическая обстановка на территории Кластера. Лесной массив, искусственный водоем, а также общий низкий уровень загрязнения окружающей среды являются важным фактором, привлекающим на территорию Кластера перспективных молодых специалистов, ориентированных на современные стандарты экологического благополучия.

Слабые стороны внутренней среды Кластера, препятствующие его развитию:

1) режим закрытого административно-территориального образования. Режимные ограничения значительно осложняют реализацию научно-исследовательских программ с участием иностранных предприятий и специалистов;

2) состояние инженерной инфраструктуры. Значительный износ систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и т.п. препятствует расширению производственных мощностей, дальнейшему развитию городской среды и социальной инфраструктуры;

3) слабая кооперация между ключевыми предприятиями Кластера. Отсутствие устойчивых связей в научной и производственной сферах осложняет процесс разработки и реализации совместных проектов;

4) несоответствие городской среды требованиям, предъявляемым к современным инновационным центрам. Недостаточная площадь общественных пространств, слабо развитая инфраструктура творческого досуга и развлечений провоцирует отток перспективной молодежи с территории Кластера и, параллельно, препятствует притоку молодых специалистов из внешней среды Кластера;

5) низкий уровень практической подготовки выпускников профильных вузов по отношению к требованиям современного производства. Имеющееся техническое оснащение научно-образовательных учреждений, устаревшие учебные программы не позволяют выпускникам овладеть всеми знаниями, умениями и навыками работы на современном производстве. В связи с чем возникает необходимость в дополнительной подготовке молодых специалистов;

6) негативный оттенок имиджа ЗАТО г. Железногорск, связанный с действующим производством по хранению ядерных отходов, а также с планами по развитию переработки отработавшего ядерного топлива (далее - ОЯТ). Несмотря на то, что объективные показатели свидетельствуют о нулевом радиационном фоне на территории Кластера, часть перспективных специалистов может отказаться от работы в ЗАТО г. Железногорск в силу субъективных предпочтений (как собственных, так и членов своих семей).

Факторы внешней среды, способные положительно повлиять на развитие Кластера:

1) стабильный рост рынка спутниковой связи, который позволяет предприятиям Кластера рассчитывать на дальнейшее увеличение числа заказов и расширение своей доли на рынке. Дополнительные доходы создают основу для реализации программ модернизации и технического перевооружения;

2) поддержка предприятий Кластера со стороны Федерального космического агентства дает возможность ЗАТО г. Железногорск сохранить и укрепить свой статус всероссийского центра компетенций в космической отрасли;

3) политика ГК "Росатом" по развитию технологий МОКС-топлива дает возможность предприятиям Кластера стать ключевым звеном российского замкнутого ядерного топливного цикла и занять на мировом рынке уникальную нишу по переработке ОЯТ;

4) повышение уровня энергопотребления в развивающихся странах, в которых отсутствуют эффективные источники энергии (ископаемые, гидроресурсы). Необходимым условием роста экономики является адекватный уровень развития энергетического сектора. Наиболее эффективное, а для ряда стран и единственное решение состоит в использовании технологий ядерной энергетики.

Факторы внешней среды, способные негативно повлиять на развитие Кластера:

1) увеличение сегмента микро- и наноспутников. Возможный переход части заказчиков на использование микро- и наноспутников, производство которых в Кластере пока находится в стадии становления, может повлечь уменьшение доли рынка традиционных спутников связи;

2) крупные аварии могут спровоцировать рост общественного недовольства в связи с рисками, которые возникают при эксплуатации атомных электростанций и в итоге могут повлечь сворачивание ядерных программ в ряде развитых стран мира, что понизит спрос на услуги по утилизации ядерного топлива;

3) неопределенность в отношении перспектив развития рынка альтернативной энергетики. Сворачивание программ развития альтернативной энергетики на целевых рынках, появление новых конкурентов в странах Азии может привести к ослаблению рыночных позиций ОАО "ЗПК".

Исходя из анализа выделенных факторов, а также принимая в расчет мировой опыт работы кластеров, можно определить наиболее перспективное направление развития Кластера.

Развитие Кластера будет осуществляться на основе развития ключевых предприятий - ОАО "ИСС", ФГУП "ГХК" и ОАО "ЗПК", а также выделения и планомерного развития сектора малых и средних инновационных предприятий.

Каждое из ключевых предприятий конкурентоспособно на мировом рынке, обладает своей уникальной специализацией в космических, ядерных технологиях или фотовольтаике, строит производственный процесс на общей технологической базе, включающей в себя точное машиностроение, робототехнику, специализированное приборостроение для работы в полях с ионизирующим излучением и т.д.

Все это создает условия для развития сектора исследований и разработок, создания пояса малых и средних инновационных компаний вокруг ключевых предприятий и коммерциализации новых технологий, развития кооперации, совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров.


1.4. Цели, задачи развития Кластера

(в редакции Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.09.2015 N 813-р)


Основной целью Кластера как комплексного инвестиционного проекта является развитие инновационной территории, способной усилить градообразующие предприятия Кластера, способствуя их развитию и обеспечению глобальной конкурентоспособности, а также создать вокруг них пояс высокотехнологичных инновационных предприятий.

Ключевыми направлениями (мероприятиями) стимулирования инноваций в рамках Кластера являются:

1) обеспечение создания и (или) развития объектов инновационной инфраструктуры;

2) реализация программ и проектов инновационного развития территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала, включая наукограды и технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) поддержка основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

4) поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий и инноваций;

5) содействие популяризации инновационной деятельности;

6) содействие коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, трансфера технологий, системы и механизмов защиты интеллектуальной собственности;

7) развитие системы финансирования инновационной деятельности на всех инвестиционных стадиях.


1.5. Сроки и этапы реализации программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»