Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2017 ГОДА (с изменениями на: 10.07.2017)

2.3.1. Краткий анализ ситуации


В Красноярском крае идет процесс формирования дружественного к ребенку правосудия. На опорных площадках краевого проекта "Ювенальные технологии - эффективный кейс-менеджмент" в ряде районов Красноярского края отрабатываются модели реабилитационного и длительного постреабилитационного сопровождения несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом. Уже два года работает региональная межведомственная тренерская группа. Подготовлены и работают 12 тренеров по внедрению метода сетевой терапии; за 2011 год этот метод успешно применен в работе с 60 родителями и 126 детьми.

В 2011 году зарегистрировано 2665 преступлений, совершенных несовершеннолетними, что на 0,2% меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем в последние два года обозначились новые тенденции в подростковой преступности. Зарегистрирован рост на 3,5% (с 902 до 934) количества преступлений, совершенных подростками в группах, в том числе в группах со взрослыми, - на 3,5% (с 453 до 469). Число несовершеннолетних, совершивших преступления повторно, стало возрастать (с 600 до 621), в том числе имеющих условную меру наказания - на 4% (с 117 до 122).

Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. В Красноярском крае, хотя и наметилась тенденция снижения числа преступлений в отношении несовершеннолетних, в том числе преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилований несовершеннолетних, приоритетом региональной политики должна стать ориентация на соблюдение прав каждого ребенка. От преступных деяний в 2011 году погибло 54 ребенка (в 2010 году - 55), 92 (-15%) детям причинен тяжкий вред здоровью. В целом ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, является неудовлетворительной и требует принятия неотложных мер.

Формирование важных этапов становления личности ребенка, нравственно-этического воспитания и профилактики девиантного поведения, прежде всего, закладываются в семье. Родительский авторитет - влияние матери и отца, основанное на нравственных достоинствах, воспитывающих уважение к родителям и обществу. Основным дестабилизирующим фактором семейного благополучия служит злоупотребление родителями спиртными напитками, на почве чего в семьях происходят скандалы, драки, совершаются бытовые преступления, от которых в первую очередь страдают дети. В течение января - декабря 2011 года в органы предварительного расследования передано более 200 материалов по фактам неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, соединенных с жестоким обращением с ними, по которым возбуждено 90 уголовных дел, предусмотренных статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Более 30% потерпевших по фактам жестокого обращения - дети в возрасте 4 - 7 лет, более 20% - до 3-х лет. Практически в каждом пятом случае телесные повреждения детям причиняются родителями (законными представителями несовершеннолетних), членами их семей (мачехи, отчимы, бабушки, дедушки).

На территории Красноярского края действует Закон Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка", согласно которому определен перечень мест, где нахождение несовершеннолетних запрещено, в том числе в ночное время, без сопровождения взрослых лиц. За период его действия в Красноярском крае выявлено более 4 тысяч подростков, оказавшихся безнадзорными, в отношении родителей приняты меры административного воздействия и формирования у них ответственного родительства. В органы внутренних дел Красноярского края в 2011 году доставлено 6885 несовершеннолетних, 20% из которых являются безнадзорными и беспризорными.

Координация деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, возложена на муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних. Однако их компетентность, владение современными технологиями профилактики и социальной реабилитации и в конечном счете результативность деятельности в отдельных территориях края пока не соответствуют стоящим перед ними целям и задачам.