Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ ДО 2017 ГОДА (с изменениями на: 10.07.2017)

3.1.1. Краткий анализ ситуации


Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях: обеспеченность местами в детских садах в среднем по Красноярскому краю не превышает 60%. Наиболее остро эта проблема стоит в городе Красноярске. При этом услугой дошкольного образования в Красноярском крае охвачено около 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет через различные формы дошкольного образования, включая группы кратковременного пребывания при дошкольных и общеобразовательных учреждениях, семейные группы, а также негосударственные организации, оказывающие услугу дошкольного образования или услугу присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста. Помимо необходимости опережающего строительства новых детских садов для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо и развитие различных его форм. В Красноярском крае пока не получила достаточного развития частная инициатива по созданию альтернативных дошкольных центров. Недостаточно развита инфраструктура, обеспечивающая преодоление проблем развития детей дошкольного возраста в области речевого, моторного, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Система дошкольного образования практически не доступна детям-инвалидам.

В системе образования Красноярского края численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, по данным государственной и ведомственной статистической отчетности в 2012 году составила 313491 человек (76,3% от общей численности детей этого возраста).

Это стало возможным за счет:

создания инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом, спортивно-техническими видами спорта, туризмом, техническим творчеством;

увеличения сети физкультурно-спортивных клубов на базе общеобразовательных учреждений;

развития практики реализации круглогодичных интенсивных школ, дистанционных программ и проектов;

создания в крае многоуровневой системы предъявления результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы и т.д.).

В рамках краевой долгосрочной целевой программы "Дети" построено 130 современных школьных спортивных дворов, площадок, только за период 2011 - 2012 учебного года введено 10 спортивных дворов, площадок; оснащено 100 физкультурно-спортивных клубов спортивным инвентарем и оборудованием; введено в школы дополнительно 96 ставок инструкторов по физической культуре и спорту, всего 410 ставок, создан 571 физкультурно-спортивный клуб.

Реализация долгосрочной целевой программы "Техническое творчество детей, учащейся и студенческой молодежи" на 2011 - 2013 годы обеспечит:

укрепление и обновление материально-технической базы 12 (100%) муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования технической направленности;

укрепление и обновление материально-технической базы 14 муниципальных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дополнительного образования детей технической направленности;

открытие 7 технических объединений в муниципальных образованиях края;

создание 10 базовых площадок по основным направлениям деятельности в системе технического творчества учащихся: авиа-, авто-, судомоделирование, радиоэлектроника, ракетостроение, прикладная электроника, робототехника, технические виды спорта.

Вместе с тем для системы дополнительного образования ключевыми проблемами являются:

несоответствие материально-технической базы объединений технической направленности современным технико-технологическим требованиям;

недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов инженерно-технической деятельности.

В Красноярском крае сложилась система общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий), учитывающая и развивающая одаренность детей в различных сферах. Вместе с тем в типовой общеобразовательной школе недостаточно учитываются индивидуальные особенности талантов и возможностей детей и подростков, не замечается их успешность в отдельных видах деятельности, что способствует формированию у большинства учащихся психологии "неудачников". Этому же способствует явный приоритет одной лишь академической успешности, которая в конечном счете приводит к формированию такой жизненной ценности, как наличие формального диплома о высшем образовании. Система общего образования трудно воспринимает приоритетные формы образования особых детей - интегрированное, инклюзивное образование, полагая, что для этого должны быть отдельные (иные) учреждения.

В целом отвечая требованиям к качеству образования, школы края в своей массе демонстрируют невысокие результаты единого государственного экзамена по математике и некоторым естественно-научным предметам, неудовлетворительные результаты показали по математике - 54,6% выпускников, по химии - 62,5%, по физике - 52,4% аттестуемых. В школах края пока недостаточно профильных классов и специализаций по дисциплинам инженерной направленности как проектировочно-коммуникационной компетентности, включая и социальную инженерию.

В настоящее время для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае существует дифференцированная сеть образовательных учреждений. Прежде всего, она включает специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это 37 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта; 3 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа с 2 филиалами.

Современная школа, остро нуждаясь в образцах жизненной и профессиональной успешности, определяющих сознательный жизненный выбор школьников, не имеет пока достаточных связей с профессиональными коллективами предприятий, корпораций, научных институтов и др. Не во всех школах Красноярского края в достаточной мере развито и ученическое самоуправление как форма активного включения обучающихся во внеучебную практику и как форма детского позитивного нормотворчества. Дефицит такой социализации сказывается в целом на уровне инфантильности, несамостоятельности, устойчивости к жизненным проблемам подростков и молодежи. Можно констатировать, что из педагогической практики современной школы практически ушла системная работа с лидерскими качествами школьников.

Учитывая то, что современные старшеклассники в качестве желаемых образов уже не видят никаких реальных персоналий и опираются на абстрактные образцы ("интеллектуал", "интеллигент", "олигарх", "креатор"), традиционные формы воспитательного процесса в школе оказываются малоэффективными. В свою очередь, низкий уровень гражданско-патриотического и культурного развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, агрессивности и другим асоциальным проявлениям.

Горизонт интеллектуального развития современных детей ограничен не только возможностями среды, но и представлениями учителей и родителей. Последние, традиционно заботясь об образовательном компоненте, забывают, что важнейшей сферой, дефицит которой сказывается на формировании нравственности и духовности нового поколения, является сфера передачи эмоционального опыта и культурных практик. Стремительный захват Интернетом молодого поколения - в том числе и следствие недостатка эмоционального контакта, интересных форматов совместных увлечений и практик "отцов и детей".