ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2021 года N 212-п


Об утверждении Концепции развития креативных индустрий в Новосибирской области

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», распоряжением Губернатора Новосибирской области от 17.08.2018 N 162-р «О создании рабочей группы», в целях развития креативных индустрий в  Новосибирской области Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития креативных индустрий в Новосибирской области (далее - Концепция).

2. Министерству цифрового развития и связи Новосибирской области (Дюбанов А.В.) совместно с заинтересованными областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области в месячный срок со  дня  принятия настоящего постановления обеспечить разработку плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции.

3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области руководствоваться Концепцией.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться Концепцией.

5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.


Губернатор области
      А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 08.06.2021 N 212-п

КОНЦЕПЦИЯ
развития креативных индустрий в Новосибирской области


1. Общие положения


Концепция развития креативных индустрий в Новосибирской области (далее - Концепция) разработана в целях формирования системного подхода к  реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» (далее - Стратегия), в части создания благоприятных условий для развития креативных индустрий, являющихся одним из важнейших ресурсов развития экономики и социальной сферы Новосибирской области.

Концепцией определяются основные задачи, принципы и направления деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в сфере развития креативных индустрий.

Для целей Концепции используются следующие основные понятия:

креативные индустрии - сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни общества;

креативный кластер - размещение на территории компактно расположенных объектов недвижимости взаимосвязанных организаций и предприятий сферы креативных индустрий. Креативные кластеры объединяют резидентов из секторов креативных индустрий, имеют необходимую инфраструктуру для создателей и потребителей креативного продукта и позитивно воздействуют на территорию своего присутствия.


2. Предпосылки развития креативных индустрий

Основными элементами, характеризующими креативные индустрии, являются обязательное наличие интеллектуальной и (или) творческой составляющей, создание рыночной продукции в системе разноуровневых производств, где экономическая ценность получаемой продукции соединена и соотносится с их интеллектуальной (культурной) ценностью, обязателен высокий уровень развития цифровых технологий, а также предпринимательской активности и самозанятости. Развитие креативногосектора экономики тесно взаимосвязано с урбанизацией и феноменом «умных городов», которые привлекают высококвалифицированные кадры из сферы культуры и высоких технологий.

Особая роль в развитии креативных индустрий принадлежит цифровой экономике - деятельности по созданию, распространению и использованию цифровых технологий сбора, хранения, обработки, поиска, передачи и представления данных в электронном виде и связанных с ними продуктов и услуг,основанной на цифровых технологиях. Развитие цифровых технологий позволяет обеспечить не только производство креативного продукта организациями ИКТ-сектора, но и является эффективным инструментом развития креативных индустрий в целом: распространение и воспроизводство многих видов креативного продукта происходит исключительно в цифровой среде, во всех видах креативной деятельности активно распространяются дистанционные форматы работы.

Необходимым условием для развития креативных индустрий в регионе является наличие современной креативной инфраструктуры -совокупности объектов движимого и недвижимого имущества, интеллектуальной собственности, необходимых для обеспечения креативной деятельности субъектов креативных индустрий.

Важно, что креативные индустрии являются важнейшим поставщиком инноваций вотрасли экономики вне креативных индустрий, а также социальную сферу. Это способствует повышению конкурентоспособности предприятий и организаций, их продвижению на товарных рынках и увеличению объемов продаж товаров и услуг.

Согласно общемировой и российской практике классификации креативных индустрий они включают в себя следующие сферы деятельности, в которых пересекаются культура, бизнес и технологии:

1) искусство и культурное наследие:

изобразительное искусство (живопись, графика, скульптура, фотография, декоративно-прикладное творчество и пр.);

исполнительское искусство (музыка, театр, танцевальное, цирковое искусство, перфоманс);

культурное наследие (музеи, выставки и библиотеки, антиквариат, а также ремесла, праздники и фестивали традиционной культуры);

2) медиаиндустрия:

аудиовизуальный контент (кино, видео-, анимация, звукозапись, издательская деятельность и пр.);

телевизионные, радиовещательные и интернет-проекты;

ИКТ-технологии (создание программного обеспечения, программирование, нейросетевые разработки, ИТ-стратегии, тестирование, внедрение, дизайн приложений и пр.);

3) сектор функционального креатива и специализированные услуги:

архитектурная, конструкторская деятельность, урбанистика;

дизайн (графический, промышленный, ландшафтный, интерьерный, индустрия моды);

создание и продвижение товарных знаков (маркетинг, реклама, связи с общественностью, авторское и патентное право);

продюсерская деятельность;

деятельность в сфере туризма, отдыха и спорта (событийный туризм).

Сектор креативных индустрий в мире растет опережающими темпами - в развитых странах его доля в ВВП уже составляет от 5 до 9%. Развитие творческих профессий и бизнеса в сфере креативных индустрий - ответ на развитие производственных технологий и цифровую трансформацию и вызванные ими изменения структуры занятости и досуга. В России пока развитие сектора носит децентрализованный характер. При этом он имеет хороший экспортный потенциал и может быть использован для формирования позитивного имиджа страны в мире.

С 2016 года в России проводится комплексная оценка креативного потенциала городской среды, приведшая к созданию Индекса креативного капитала - совместного проекта консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC) в России и британской благотворительной организации «Фонд Calvert 22». С 2018 года часть показателей указанного Индекса включена в список критериев эффективности работы региональных и городских властей.

Новосибирск - административный центр Новосибирской области, входит в ТОП-5 лидеров рейтинга, при этом по показателям развития креативной сферы (состоянию экономической, культурной, социальной, городской и научно-образовательной инфраструктуры) он находится на 17 месте из 25 оцениваемых российских мегаполисов;по восприятию города во внешней среде - на 10 месте; по общим показателям креативной экономики (количеству и качеству креативных проектов, состоянию инновационной инфраструктуры, необходимой для коммерциализации талантов креативного сообщества) - на 7 месте; по характеристикам креативного сообщества (базовым социально-демографическим показателям и индикаторам, отражающим характер общественного взаимодействия, таким как открытость, толерантность и социальная активность) - на 6 месте; по показателям, отражающим степень заинтересованности местных властей в развитии креативных индустрий, а также уровню их открытости - на 6 месте.

Формирование валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП) уже сейчас осуществляетсяв значительной степени за счет видов деятельности, ориентированных на оказание услуг. Структура экономики Новосибирской области близка к структуре экономики развитых стран, для которых характерно наличие высокой доли услуг (в том числе услуг в сфере креативных индустрий). В дальнейшем доля этих видов услуг в экономике региона будет увеличиваться.

Потенциал развития креативных индустрий в регионе определяют следующие конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области:

Преимущество 1.Активная культурная жизнь на территории области является средством реализации творческого потенциала ее жителей, фактором притяжения для талантливых людей из других регионов, а также драйвером экономического роста.

В городе Новосибирске расположено множество объектов культуры, современного искусства, в том числе знаковых не только для области, но и для всей Сибири: Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ), Новосибирская государственная филармония и другие.

Также в Новосибирской области регулярно проходят культурные, общественные, спортивные мероприятия общероссийского и международного уровня, что является значимым фактором для развития внутреннего и въездного туризма в регионе, в том числе событийного.Так, в 2020 году в городе Новосибирске открылся крупнейший за Уралом региональный центр волейбола «Локомотив», где запланирован ряд игр чемпионата мира по волейболу в 2022 году, осуществляется строительство ледового дворца спорта «Новосибирск-Арена», в котором пройдут игры Молодежного чемпионата мира по хоккею с шайбой 2023.

Преимущество 2.Область характеризуется мощным научно-образовательным и инновационным потенциалом.

Развитый сектор научных исследований представлен уникальной даже по  мировым масштабам концентрацией научно-исследовательских институтов. Сибирское отделение Российской Академии наук, ядром которого является Новосибирский научный центр, находится на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки.

Сформирована эффективная инфраструктура для коммерциализации разработок: научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк), Научно-технологический парк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово, Медицинский технопарк, а также бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования и прототипирования, инжиниринговые центры, региональные институты развития и другие. Парковые проекты формируют ядро научно-производственного кластера «Сибирский Наукополис», ставшего одним из  победителей конкурсного отбора Министерства экономического развития Российской Федерации - участников приоритетного государственного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня».

Преимущество 3. В области сформирована высокоразвитая система общего, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. Регионвыделяется высоким качеством школьного образования, высокой инновационной активностью в секторе дополнительного образования для детей, оптимизированной системой среднего профессионального образования и системой высшего образования мирового уровня. В области действует система генерации знаний и инноваций, имеется многолетний опыт отбора и обучения одаренных детей, создана многопрофильная система подготовки высококвалифицированных кадров.

Преимущество 4.В Новосибирской области отмечается высокая предпринимательская активность, развит сектор малого и среднего предпринимательства (далее - МСП): в регионе зарегистрировано около 145 тыс. субъектов МСП, в которых трудится более четверти занятых в экономике области. В основном субъекты МСП работают в обрабатывающих производствах, торговле, операциях с недвижимостью, аренде и предоставлении услуг.

По динамике развития предпринимательства Новосибирская область входит в ТОП-10 регионов Российской Федерации и является самой привлекательной в Сибирском федеральном округе для старта и ведения бизнеса.

Преимущество 5.Цифровое развитие Новосибирской области.

Сегодня спрос на цифровые технологии и сервисы растет опережающими темпами. В связи с этим опережающую динамику в сравнении с другими отраслями демонстрирует развитие сектора информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ-сектор), который может выступать значительным резервом роста ВРП Новосибирской области.

Вклад в ВРП Новосибирской области сферы информации и связи по итогам 2018 года по данным Росстата составляет 4%, что примерно соответствует вкладу образования (4,1%) и добычи полезных ископаемых (4,0%), и превышает долю строительства (3,7%) и сельского хозяйства (3,7%) в ВРП.

Новосибирская область входит в группу лидеров индустрии разработки программного обеспечения: по результатам исследования «Разработка ПО в России в региональном разрезе», проведенного НП «Руссофт» в конце 2019 года, Новосибирская область занимает 3 место в рейтинге регионов, уступая лишь Москве и Санкт-Петербургу. Доступность сети Интернет обеспечена для 99,7% жителей (90,7% населенных пунктов) Новосибирской области. Высокий уровень развития информационной инфраструктуры в регионе позволяет развивать цифровые сервисы и технологии на всей территории Новосибирской области.

К сдерживающим факторам развития креативных индустрий в регионе можно отнести ряд общих проблем (слабых сторон) развития Новосибирской области, в том числе проблемы развития социокультурной среды и городской инфраструктуры. Упомянутые проблемы и пути их решения описаны в Стратегии.

Среди специфических проблем (сдерживающих факторов) развития креативных индустрий в Новосибирской области можно выделить следующие.

Проблема 1.Сохраняющееся неравенство в доступе населения области к культурным благам, особенно за пределами города Новосибирска, является сдерживающим фактором в продвижении вновь создаваемых творческих продуктов, а также оказывает отрицательное влияние на формирование спроса на продукцию креативных индустрий и подготовку кадров в сфере креативных индустрий.

Особенно актуальными проблемами являются: недостаток современных культурных объектов, недостаточные мощности и уровень оснащения образовательных учреждений в сфере культуры, кадровые проблемы в государственных и муниципальных учреждениях культуры и образовательныхучрежденияхв сфере культуры, а также недостаточный уровень использования потенциала культурных объектов и объектов культурного наследия Новосибирской области.

Проблема 2.Существенная неравномерность включения в процесс развития креативных индустрий муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.Рассредоточенностьграждан, обладающих необходимыми компетенциями в сфере креативных индустрий, препятствует созданию успешных и устойчивых креативных компаний.

Проблема 3.Ведомственный характер поддержки в рамках федеральных, региональных проектов (программ) приводит к тому, что значительная доля компаний в сфере креативных индустрий, создающих продукт на стыке культуры, цифровых технологий, промышленности, не могут претендовать на государственную поддержку проектов.

Проблема 4.Существенный разрыв между высоким инновационным потенциалом региона и невысоким уровнем внедрения инновационных (в том числе цифровых) технологий.

Проблема 5.Несоответствие количества событийных мероприятий (культурных, спортивных, конгрессных), проводимых в Новосибирской области, привлекательных как для жителей региона, так и для туристов из других субъектов Российской Федерации, культурному, спортивному, туристскому потенциалу региона.

Анализ преимуществ и сдерживающих факторовразвития показал, что у  Новосибирской области есть все предпосылки дляразвития креативных индустрийкак полноценного сектора региональной экономики.

По оценкам Центра стратегических разработок является реалистичным достижение доли креативных индустрий в ВВП России на уровне 8,5% к 2024 году и 10% к 2035 году.

Для этого необходимо введение понятия креативных индустрий в законодательство, выработка региональных стратегий (концепций) их развития, создание стимулирующей инфраструктуры, соответствующая перестройка образовательной сферы, выработка мер государственной поддержки, популяризация, а также стимулирование и поддержка экспорта продукции креативных индустрий.

Ключевым направлением развития креативных индустрий в Новосибирской области призвана стать сфера культуры. Повышение доступности культурных объектов и образования в сфере культуры и искусства, реализуемое за счет развития инфраструктуры культурных объектов, а также цифрового и медиа- развития сферы креативных индустрий, позволит обеспечить равный доступ к культурным благам, эстетическому образованию и формированию культурных компетенций населения Новосибирской области.


3. Цели и задачи реализации Концепции

Основной целью развития креативных индустрий на территории Новосибирской области являетсясоздание условий для обеспечения высоких темпов ростакреативного сектора экономики Новосибирской области, а также для творческой самореализации жителей региона.

Для достижения целиКонцепции необходимо обеспечить решение следующих задач:

обеспечение формирования гармоничной и комфортной культурной среды на территории Новосибирской области, создание условий, стимулирующих творческую самореализацию граждан, а также содействие привлечению и удержанию кадров для развития креативных индустрий в регионе;

создание и развитие инфраструктуры креативных индустрий (креативных кластеров, арт-резиденций и др.);

создание условий для производства новых товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, обусловленной использованием результатов интеллектуальной и творческой деятельности (продукции креативных индустрий), содействие расширению рынков, в том числе через наращивание экспорта, таких продуктов;

создание условий для обеспечения сферы креативных индустрий профессиональными кадрами, в том числе создание инфраструктуры для получения знаний и навыков в сфере креативных индустрий, совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов;

создание условий для развития малого и среднего предпринимательства (включая самозанятых граждан) в сфере креативных индустрий, содействие росту числа рабочих мест в сфере креативных индустрий;

популяризация креативных индустрий в Новосибирской области, содействие продвижению региона как крупнейшего культурного центра азиатской части России, а также проектов и событий (культурных, спортивных, конгрессных), проводимых в Новосибирской области.


4. Ключевые направления развития креативных индустрий

Исходя из потенциала развития креативных индустрий в Новосибирской области Концепция определяет следующие основные направления их развития:

1) создание креативных кластеров, арт-резиденций, центров коллективного пользования, оснащенных специальным оборудованием, и иных форм современных творческих пространств для развития креативных индустрий:

условием креативного развития территории области является наличие «креативного класса» - группы населения творческих профессий: дизайнеров, ученых, художников, работников умственного труда- всех, кому для работы необходим креативный импульс, зависящий от качества окружающего пространства, непосредственно влияющего на выбор их места жительства.

Любая из креативных сфер - искусство, масс-медиа, интернет-бизнес, кинематограф, программное обеспечениеи другие - имеют специфические требования к месту своей дислокации(например, мастерские для художников), а также к специфической среде, создающей атмосферу, способствующую общению и плодотворному сотрудничеству представителей различных сфер креативной деятельности.

Характерной стратегией для креативного региона является создание разнородных пространств для творческих и культурных инициатив. Во избежание значительных финансовых затрат такими пространствами зачастую становятся индустриальные зоны и общественные здания,неиспользуемые по прямому назначению.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»