ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 декабря 2019 года N 474-п


Об утверждении региональной программы Новосибирской области «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2024 годы»

(с изменениями на 29 марта 2022 года)

_______________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 22.12.2020 N 544-п;

постановлением Правительства области от 30.11.2021 N 483-п;

постановлением Правительства области от 29.03.2022 N 120-п

_______________________________________________

_____________

*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 30.11.2021 N 483-п, - см. предыдущую редакцию


Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую региональную  Новосибирской области «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2024 годы».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 30.11.2021 N 483-п, - см. предыдущую редакцию)

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.



И.о. Губернатора области
          В.М. Знатков


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
 Новосибирской области
от 13.12.2019 N 474-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 30.11.2021 N 483-п
, -
см. предыдущую редакцию)

Региональная программа Новосибирской области
«Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2024 годы»


I. Паспорт
региональной программы Новосибирской области

(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 30.11.2021 N 483-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование региональной программы

Региональная программа Новосибирской области «Формирование и совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на 2020-2024 годы» (далее - региональная программа)

Основания разработки региональной программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда»;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1506-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1507-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 N 893-р;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 N 2655-р;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 626 «Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 627 «Об утверждении методики, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики»;

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16.11.2015 N 872н «Об утверждении Порядка, формы и сроков обмена сведениями между органами службы занятости и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы»;

приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 26.12.2017 N 875 «Об утверждении методики разработки и реализации региональной программы по формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов (типовая программа субъекта Российской Федерации)»;

постановление Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области»;

распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 N 458-рп «Об утверждении концепции развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Новосибирской области от 16.05.2017 N 163-рп «Об утверждении Плана мероприятий по развитию системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года»;

распоряжение Правительства Новосибирской области от 16.10.2018 N 398-рп «О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»

Ответственный исполнитель региональной программы

Министерство труда и социального развития Новосибирской области

Соисполнители региональной программы

Министерство культуры Новосибирской области;

министерство физической культуры и спорта Новосибирской области;

министерство цифрового развития и связи Новосибирской области;

министерство образования Новосибирской области;

министерство здравоохранения Новосибирской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию);

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству труда и социального развития Новосибирской области;

государственные учреждения Новосибирской области, подведомственные министерству здравоохранения Новосибирской области;

социально ориентированные некоммерческие организации, привлекаемые в соответствии с действующим законодательством

Цель региональной программы

Повышение уровня обеспеченности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, реабилитационными и абилитационными услугами, ранней помощью, а также уровня профессионального развития и занятости, включая содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, развитие сопровождаемого проживания инвалидов в Новосибирской области

Задачи региональной программы

1. Определение потребности инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в реабилитационных и абилитационных услугах, услугах ранней помощи, получении услуг в рамках сопровождаемого проживания в Новосибирской области.

2. Формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости, включая сопровождаемое содействие занятости инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Новосибирской области.

3. Формирование и поддержание в актуальном состоянии нормативной правовой и методической базы по организации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Новосибирской области.

4. Формирование условий для развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, а также ранней помощи, сопровождаемого проживания инвалидов в Новосибирской области

Целевые показатели (индикаторы) региональной программы

1. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Новосибирской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые).

2. Доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети).

3. Доля детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем количестве детей Новосибирской области, нуждающихся в получении таких услуг.

4. Число инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания.

5. Доля занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

6. Доля реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Новосибирской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Новосибирской области.

7. Доля семей Новосибирской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи.

8. Доля специалистов Новосибирской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Новосибирской области.

9. Доля инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости Новосибирской области, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости Новосибирской области.

10. Доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Новосибирской области.

11. Доля граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги) на территории Новосибирской области

Срок реализации региональной программы

2020-2024 годы

Объемы и источники финансирования региональной программы

Общий объем финансирования составляет 471 150,2 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 101 913,4 тыс. рублей;

в 2021 году - 98 264,9 тыс. рублей;

в 2022 году - 118 686,1 тыс. рублей;

в 2023 году - 75 942,9 тыс. рублей;

в 2024 году - 76 342,9 тыс. рублей.

Общий объем финансирования из федерального бюджета составляет 59 512,7 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 19 559,7 тыс. рублей;

в 2021 году - 19 902,9 тыс. рублей;

в 2022 году - 20 050,1 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей

в 2024 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России (прогноз), составляет 17 460,7 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 5 789,7 тыс. рублей;

в 2021 году - 5 891,3 тыс. рублей;

в 2022 году - 5 779,6 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей;

в 2024 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (прогноз), составляет 15 012,3 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 4 917,8 тыс. рублей;

в 2021 году - 5 004,1 тыс. рублей;

в 2022 году - 5 090,4 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей;

в 2024 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкультуры России (прогноз), составляет 9 041,9 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 2 950,7 тыс. рублей;

в 2021 году - 3 002,5 тыс. рублей;

в 2022 году - 3 088,8 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей;

в 2024 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минкомсвязи России (прогноз), составляет 17 997,9 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 5 901,5 тыс. рублей;

в 2021 году - 6 005,1 тыс. рублей;

в 2022 году - 6 091,3 тыс. рублей;

в 2023 году - 0 тыс. рублей;

в 2024 году - 0 тыс. рублей.

Объем средств областного бюджета Новосибирской области составляет 405 746,2 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 76 462,4 тыс. рублей;

в 2021 году - 78 362,0 тыс. рублей;

в 2022 году - 98 636,0 тыс. рублей;

в 2023 году - 75 942,9 тыс. рублей;

в 2024 году - 76 342,9 тыс. рублей.

Объем средств из внебюджетных источников составляет 5 891,3 тыс. рублей, из них:

в 2020 году - 5 891,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации региональной программы

Реализация мероприятий региональной программы позволит достичь следующих результатов:

1. Увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Новосибирской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые), с 70,9% в 2019 году до 90,0% в 2024 году.

2. Увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов Новосибирской области, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети), с 72,8% в 2019 году до 94,0% в 2024 году.

3. Увеличение доли детей целевой группы, получивших услуги ранней помощи, в общем числе детей Новосибирской области, нуждающихся в получении таких услуг, с 46,0% в 2019 году до 70,0% в 2024 году.

4. Увеличение числа инвалидов, получающих услуги в рамках сопровождаемого проживания, с 40 человек в 2019 году до 65 человек в 2024 году.

5. Увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста с 30,0% в 2019 году до 47,0% в 2024 году.

6. Увеличение доли реабилитационных организаций, подлежащих включению в систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в Новосибирской области, в общем числе реабилитационных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, с 30% в 2019 году до 66% в 2024 году.

7. Увеличение доли семей Новосибирской области, включенных в программы ранней помощи, удовлетворенных качеством услуг ранней помощи, с 90 % в 2019 году до 96,5% в 2024 году.

8. Увеличение доли специалистов Новосибирской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, в том числе детям-инвалидам, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов, в общей численности таких специалистов Новосибирской области с 60,0% в 2019 году до 95,0% в 2024 году.

9. Увеличение доли инвалидов, трудоустроенных органами службы занятости Новосибирской области, в общем числе инвалидов, обратившихся в органы службы занятости Новосибирской области, с 63% в 2021 году до 72% в 2024 году.

10. Сохранение доли инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации (услугами) в соответствии с федеральным перечнем в рамках индивидуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов Новосибирской области на уровне 2021 года (98%).

11. Сохранение доли граждан, удовлетворенных качеством предоставления государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации (услугами), в общем числе граждан, получивших технические средства реабилитации (услуги) на территории Новосибирской области, на уровне 2021 года (90%)


II. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
решения ее программными методами

(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 30.11.2021 N 483-п
, - см. предыдущую редакцию)


Российская Федерация в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.2006, подтверждая этим всеобщность, неделимость, взаимозависимость и взаимосвязанность всех прав человека и основных свобод, а также необходимость гарантировать инвалидам полное пользование ими без дискриминации.

Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники Концепции о правах инвалидов должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

По состоянию на 01.01.2019 в Новосибирской области проживает 193,0 тыс. инвалидов, что составляет 6,9% от общей численности населения области (по данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области), из них инвалиды 1 группы - 21530 человек, 2 группы - 76353 человека, 3 группы - 85694 человека, дети-инвалиды - 9422 человека.

В целом в регионе отмечается ежегодное уменьшение общей численности инвалидов старше 18 лет, но значительный рост инвалидизации среди детей-инвалидов.

Среди заболеваний, обусловивших возникновение первичной инвалидности у лиц, старше 18 лет, ведущее место занимают следующие заболевания (по убыванию): злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения, психические расстройства, болезни костно-мышечной системы, туберкулез.

Мероприятия, направленные на обеспечение реабилитации
и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов,
в сфере социального обслуживания


На территории Новосибирской области свою деятельность по предоставлению социальных услуг осуществляют 33 комплексных центра социального обслуживания населения муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - КЦСОН), из них в 31 КЦСОН имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе при оказании первичной доврачебной медицинской помощи, медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебной физкультуре (групповой либо индивидуальной) и спортивной медицине, медицинскому массажу (классический либо сегментальный), сестринскому делу, терапии, диетологии, физиотерапии, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым).

Оказание социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам и детям-инвалидам (в том числе по реализации мероприятий индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов) осуществляется на базе 42 стационарных организаций социального обслуживания населения, из них: 2 областных реабилитационных учреждения и 41 отделение социальной реабилитации инвалидов при КЦСОН (из них: 8 отделений для инвалидов старше 18 лет, 10 отделений для детей-инвалидов, 23 общих отделения, в которых оказываются реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам).

В 2017 году в областных реабилитационных учреждениях и в 15 отделениях, оказывающих реабилитационные услуги инвалидам (в 3 районах города и 12 районах области), имеются лицензии на осуществление медицинской деятельности.

В Государственном автономном учреждении социального обслуживания Новосибирской области «Областной комплексный центр социальной реабилитации «Надежда» (далее - центр «Надежда») функционируют 2 отделения:

1) отделение полустационарного социального обслуживания, в котором оказываются услуги в условиях дневного пребывания;

2) отделение стационарного социального обслуживания.

В центре «Надежда» получают услуги инвалиды 2 и 3 группы по соматическим заболеваниям в возрасте от 18 лет, проживающие в Новосибирской области (в том числе в г. Новосибирске), а также инвалиды 1 группы по зрению.

В государственном автономном учреждении Новосибирской области «Комплексный центр социальной адаптации инвалидов» (далее - КЦСАИ) обслуживаются дети-инвалиды в возрасте от 7 до 18 лет, инвалиды в возрасте от 18 до 55 лет (женщины), от 18 до 60 лет (мужчины).

КЦСАИ является уникальным учреждением, поскольку в комплексе реализуется три вида реабилитации: социально-медицинская, социально-психологическая и профессиональная, в том числе в соответствии с требованиями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - ИПРА).

В КЦСАИ интегрированы возможности врачей различных специальностей, педагогов, дефектологов, психологов, логопедов, что позволяет эффективно использовать такие технологии как создание здоровьесберегающего пространства, осуществление принципа командной работы специалистов, позволяет расширять сферу влияния на детей и их родителей, обучать их умению поддерживать свое здоровье, вести здоровый образ жизни.

В рамках индивидуальной программы предоставления социальных услуг в КЦСАИ проводится обучение доступным профессиональным навыкам по направлениям: швейное дело, обувное дело, плетение из лозы, вышивка (ручная и машинная), рабочий зеленого хозяйства, пользователь персонального компьютера, социальный работник (уход).

В 2018 году в КЦСАИ в рамках индивидуальной программы получателей социальных услуг прошли социальную реабилитацию посредством обучения доступным профессиональным навыкам 160 человек.

КЦСАИ ведет активную работу по социальному сопровождению инвалидов в части расширения и получения информации для получателей социальных услуг по вопросам дальнейшего профессионального обучения и самостоятельного трудоустройства.

В 2018 году для инвалидов и их родителей проведены ознакомительные экскурсии в семи образовательных организациях профессионального обучения, в отделах занятости населения трех районов города Новосибирска, в центрах развития профессиональной карьеры.

Кроме того, в КЦСАИ за указанный период проводились:

обучающие семинары и практические занятия для инвалидов («Успешное резюме», «Уверенное собеседование», «Секреты успеха при диалоге с работодателем»; «Проект по трудоустройству «Успешный старт» для инвалидов от 18 до 44 лет»; «Что помогает найти хорошую работу»; «Профессия - сурдопереводчик»; «Абилимпикс - 2018»);

организованы и проведены практические занятия по следующим направлениям: обувное дело (в ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие», ИП Третьякова Н.А.), социальное обслуживание населения (в ОО «Ленинская местная организация Всероссийского общества инвалидов»), озеленение территории и ландшафтный дизайн (в ООО «Лидер-Ленд», группа компаний «Дом и Сад»).

В 2018 году по итогам работы КЦСАИ трудоустроено 27 человек (2 человека работают рядом с родителями, осуществляя подготовку документов, материалов для работы, 16 человек трудоустроились самостоятельно, 3 человека трудоустроены по профилю, полученному в группах профессиональной направленности, 6 человек продолжили образование, поступив в профессиональные училища, колледжи).

Ежегодно в двух областных реабилитационных центрах, предоставляющих в рамках государственных заданий реабилитационные услуги инвалидам старше 18 лет, проходят курс комплексной реабилитации в стационарной и полустационарной формах 1915 инвалидов. В 2018 году социальные услуги в  центре «Надежда» получили 791 человек в полустационарной форме социального обслуживания, 546 инвалидов - в стационарной форме социального обслуживания, в КЦСАИ - 213 инвалидов в полустационарной форме социального обслуживания, 365 инвалидов - в стационарной форме социального обслуживания.

Среднесписочная численность специалистов стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов по итогам 2018 года составляла 3001,3 единицы, из них:

специалистов по социальной работе - 74,7 единицы;

специалистов по реабилитационной работе в социальной сфере - 34,0 единицы;

психолог в социальной сфере - 13,7 единицы;

социальный работник - 25,2 единицы;

должности медицинских работников (врач-психиатр, невролог, окулист, стоматолог, оториноларинголог, хирург, гериатр, психотерапевт, физиотерапевт, педиатр, врач по лечебной физкультуре) - 518,4 единицы;

средний медицинский персонал (инструктор по лечебной физкультуре, инструктор-методист по лечебной физкультуре, фельдшер, медицинский дезинфектор, лаборант, медицинская сестра, в том числе по массажу, процедурная, физиотерапии, старшая медицинская сестра) - 349,3 единицы;

должности педагогических работников (воспитатель, инструктор по труду, логопед, музыкальный руководитель, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог, учитель-логопед) - 40,2 единицы.

Для улучшения качества оказания реабилитационных услуг инвалидам необходимо оснащение областных реабилитационных учреждений современным реабилитационным оборудованием: физиоаппаратурой (спортивный комплекс, адаптированный для инвалидов-колясочников, физиотерапевтические аппараты, аппарат для миостимуляции, тонусные столы, аппарат для лазеротерапии, аппарат для лимфодренажа), техническими средствами реабилитации для передвижения инвалидов и ориентации в пространстве, оборудованием для проведения мероприятий по адаптивной физической культуре и спорту, оборудованием для проведения спелеотерапии (соляная пещера), оборудованием для сенсорной комнаты, микшерским пунктом с радиомикрофонами и активными колонками, жилыми модулями для социально-бытовой реабилитации инвалидов и др.

В целях увеличения доли специалистов Новосибирской области, обеспечивающих оказание реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий инвалидам, существует потребность в проведении обучения специалистов как муниципальных, так и областных реабилитационных центров по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, в том числе по применению методик по реабилитации и абилитации инвалидов.

Общая численность получателей социальных услуг из числа инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания населения по итогам 2018 года составила 4415 человек (I группа инвалидности - 1247 человек, II группа - 2930 человек, III группа - 238 человек), из которых подлежат обучению 89 человек.

Количество получателей социальных услуг старше 60 лет, являющихся инвалидами, во всех формах социального обслуживания за 2018 год составила 14846 граждан, из них 2479 инвалидов 1 группы, 6662 инвалида 2 группы, 5705 инвалидов 3 группы.

Численность граждан пожилого возраста и инвалидов, которые могут работать (заниматься) по заключению врача, - 1218 человек, из них работают 1138 человек (в лечебно-производственных трудовых мастерских, подсобных сельских хозяйствах при организациях).

В 2018 году прослеживается снижение численности инвалидов, прошедших курс реабилитации в государственных и муниципальных учреждениях в сфере социального обслуживания населения.

Причинами снижения численности инвалидов, прошедших курс реабилитации в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания населения, являются:

размещение областных реабилитационных учреждений в зданиях, построенных ранее для иных целей использования (бывшие детские сады);

недостаток площадей для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов;

нехватка современного реабилитационного оборудования, необходимого для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов старше 18 лет;

отсутствие программного обеспечения для проведения диагностических и коррекционных занятий;

нехватка квалифицированных специалистов (логопед, дефектолог, врач ЛФК, инструктор ЛФК, специалист по адаптивной физической культуре);

отсутствие финансовых возможностей для направления специалистов учреждений на обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, в том числе по применению методик по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов.

К числу основных проблем в снижении количества инвалидов, прошедших курс реабилитации в областных центрах реабилитации инвалидов и отделениях социальной реабилитации инвалидов, также относятся: удаленность места жительства до учреждений, оказывающих реабилитационные услуги; отсутствие транспортного сообщения и его доступности для инвалидов; низкая мотивация инвалидов к прохождению курса реабилитации; низкий уровень информированности инвалидов об отличии деятельности психологов, психиатров и психотерапевтов.

Для решения названных проблем по организации предоставления инвалидам услуг по реабилитации и абилитации возникает потребность в развитии на территории Новосибирской области технологий «сопровождаемого проживания инвалидов старше 18 лет» как на дому, так и в стационарной (полустационарной) формах, а также взаимодействие с добровольческими (волонтерскими) организациями, которые могут быть привлечены к организации предоставления реабилитационных и абилитационных услуг, услуг ранней помощи, сопровождения в Новосибирской области в рамках обеспечения мероприятий по повышению удобства и комфортности их предоставления, с целью вовлечения добровольческих (волонтерских) организаций в формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей инвалидов.

Проект «сопровождаемое проживание» реализуется в регионе на базе двух государственных учреждений стационарного социального обслуживания (государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Обской психоневрологический интернат» (далее - Обской ПНИ), государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Областной комплексный центр социальной адаптации граждан» (далее - ОКЦСАГ). Реализация проекта «сопровождаемое проживание» осуществляется в три этапа (подготовительный, учебный (тренировочный) и сопровождаемое проживание) в рамках деятельности Обского ПНИ и ОКЦСАГ, принимают участие более 30 человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»