ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 октября 2018 года N 398-рп


О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов



В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период», постановлением Правительства Новосибирской области от 27.03.2018 N 108-п «О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов»:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (далее - прогноз социально-экономического развития).

2. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области при подготовке документов стратегического планирования соответствующих муниципальных образований руководствоваться прогнозом социально-экономического развития.

4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.


И.о. Губернатора области
      Ю.Ф. Петухов


ОДОБРЕН
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 16.10.2018 N 398-рп

Прогноз
социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов


Прогноз социально-экономического развития Новосибирской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан в соответствии с Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочный период, утвержденным постановлением Правительства Новосибирской области от 01.12.2015 N 421-п, на  основе анализа тенденций развития экономики и социальной сферы, сложившихся в период 2016-2017 годов и в I полугодии 2018 года, исходя из целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, ориентиров и приоритетов государственной экономической и социальной политики.

При подготовке прогноза были учтены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019-2024 годы, рассмотренные и одобренные на заседании Правительственной комиссии по  бюджетным проектировкам 12 июля 2018 года, а также ориентиры и приоритеты социально-экономического развития, сформулированные в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596-606, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Новосибирской области за период 2016-2018 годов

В 2016 году продолжились негативные тенденции 2015 года. Отмечена отрицательная динамика по ряду показателей, характеризующих социально-экономическое развитие региона. К наиболее уязвимым отраслям можно отнести строительную отрасль, розничную и оптовую торговлю, сферу платных услуг, значительно сократился объем инвестиций в основной капитал. С начала 2017 года в экономике Новосибирской области отмечено замедление спада, а со второго полугодия наметился поступательный рост относительно уровня 2016 года. Объем валового регионального продуктарегиона (далее - ВРП), представляющего собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенных на территории, составил в 2017 году, по оценке, 1 112,9 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах соответствует уровню предыдущего года.

В целях ускорения экономического развития Новосибирской области на базе активизации ее мощного научно-инновационного потенциала путем создания новых высокотехнологичных отраслей и модернизации действующих производств на базе принципиально новых технологий в период 2016-2017 годов начата реализация программы реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года, утвержденнойпостановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 N 89-п.

За период 2016-2017 годов отмечена положительная динамика промышленного производства, рост составил 104,3(1)% к уровню 2015 года, наиболее высокие темпы роста промышленного производства сложились в добыче полезных ископаемых (прирост в сопоставимых ценах составил 59,3% к  2015 году), что является результатом реализации инвестиционного проекта «Развитие АО «Сибирский Антрацит» до 9,5 млн. тонн» с государственной поддержкой из областного бюджета Новосибирской области, предусматривающего наращивание объемов добычи угля в прогнозном периоде до 9,5 млн. тонн и создание 1043 новых рабочих мест. С 2016 года к добыче антрацита приступило предприятие ООО «Разрез Восточный», которое планирует наращивать объемы добываемого угля высокими темпами (довести добычу угля к 2020 году до 10 млн. тонн в год).

_________________________

(1) -здесь и далее в разделе статистическая информация приведена по данным Росстата и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области по состоянию на 21.09.2018.

В первом полугодии 2018 года объем отгруженных товаров промышленного производства Новосибирской области составил 292,2 млрд. рублей (113,1% к аналогичному периоду 2017 года), индекс промышленного производства по основным видам деятельности к январю-июню 2017 года - 105,4%.

В 2017 году объем валовой продукции сельского хозяйства, произведенной в хозяйствах всех категорий, составил 98,6 млрд. рублей, что на 7,4% в сопоставимых ценах выше уровня 2016 года (за 2016-2017 годы прирост составил 8,5% к уровню 2015 года). В 2017 году урожай зерновых и зернобобовых культур в весе после доработки вырос относительно урожая 2016 года на 20,3% и составил 2817,3 тыс. тонн при урожайности 17,7 ц/га. Новосибирская область в  2017 году вышла на второе место в Российской Федерации по поголовью молочных коров, а по реализации молока входит в десятку регионов Российской Федерации.

В первом полугодии 2018 года объем валовой продукции сельского хозяйства составил 41,5 млрд. рублей, с индексом производства 103,2% к соответствующему периоду 2017 года. В связи с неблагоприятными погодными условиями в период посевной кампании 2018 года прогнозируется по итогам года снижение урожая зерновых и зернобобовых культур, овощей открытого грунта относительно уровня предыдущего года.

После уменьшения в 2016 году оборота оптовой торговли организациями всех видов деятельности на 1,3% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года в 2017 году отмечен значительный рост оборота до 1348 млрд. рублей, прирост к уровню предыдущего года составил 20,3% в сопоставимых ценах, это самый высокий показатель среди субъектов Сибирского федерального округа (далее - СФО).

В 2017 году происходит восстановление потребительской активности. Отмечена положительная динамика оборота розничной торговли (индекс оборота розничной торговли составил 102,5%), объем платных услуг населению в сопоставимых ценах увеличился на 2,4% относительно уровня 2016 года. По  итогам I полугодия 2018 года оборот розничной торговли увеличился на 4,1% относительно аналогичного периода 2017 года и составил 233,3 млрд. рублей. Объем платных услуг увеличился на 2,2% к уровню первого полугодия 2017 года и составил 74,5 млрд. рублей.

Вместе с тем остается сложной ситуация в строительной отрасли. Индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в 2017 году составил 80,1% к 2016 году (в 2016 году индекс физического объема составлял 77,8% к уровню 2015 года).Снижение объема работ по виду деятельности «Строительство» связано с ухудшением в период 2014-2016 годов общей экономической ситуации и обусловлено сокращением объема строительных работ, выполненных крупными и средними организациями, уменьшением оборота организаций строительства, а также завершением строительства крупных инфраструктурных объектов. С начала 2018 года отмечается улучшение ситуации и по итогам шести месяцев 2018 года индекс объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», составил 108,4% к уровню аналогичного периода 2017 года.

По итогам 2017 года в Новосибирской области введено 1729,1 тыс. кв.м общей площади жилья, что составило 78% к уровню 2016 года. Ввод стандартного жилья по итогам 2017 года составил 1313,1 тыс. кв.м, что составляет 75,9% от всего введенного жилья на территории Новосибирской области.

Объем ввода малоэтажного жилья в 2017 году в Новосибирской области составил 665,79 тыс. кв.м или 38,5% от общего объема введенного жилья.

Основной причиной падения объемов ввода жилья является снижение спроса населения на рынке жилой недвижимости на фоне невысокого уровня денежных доходов населения. Высокий уровень кредитной нагрузки населения не позволяет производить накопления на первоначальный взнос по ипотеке. В условиях нестабильного спроса застройщики замедляют темпы строительства начатых объектов и с осторожностью начинают входить в новые проекты.

Новосибирская область по итогам 1 полугодия 2018 года сохраняет лидерство среди регионов СФО по вводу в действие жилых домов (624,9 тыс. кв.м), несмотря на замедление темпов ввода жилья в эксплуатацию.

В 2016 году произошло сокращение объема инвестиций в основной капитал на 7,8%. В 2017 году на развитие экономики и социальной сферы Новосибирской области направлено 175 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 0,2% больше уровня 2016 года. Область заняла 28 место среди 85 субъектов Российской Федерации и 4 место среди субъектов СФО после Красноярского края, Иркутской и Кемеровской областей. Объем инвестиций в основной капитал на территории региона формирует около 12% всех инвестиций СФО.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам основных фондов (без  субъектов малого предпринимательства и объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) наибольший объем в 2017 году приходился на машины, оборудование, транспортные средства - 42,8%; здания (кроме жилых) и сооружения - 40,0%.

Новосибирская область улучшила свои позиции в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, поднявшись с 46 на 27 место в 2017 году.

По итогам первого полугодия 2018 года объем инвестиций в основной капитал составил 67321,7 млн. рублей (102,4% к уровню соответствующего периода 2017 года).

По состоянию на 1 января 2018 года общая протяженность автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 28,15 тыс. км, в том числе федерального значения - 0,8 тыс. км, регионального или муниципального значения - 12,7 тыс. км, местного значения - 14,6 тыс. км. Общая протяженность автодорог с твердым покрытием - 19,69 тыс. км, что составляет 69,9% от общей протяженности дорог.

Естественный прирост населения, наблюдавшийся в Новосибирской области в течение 2012-2016 годов, в 2017 году сменился на естественную убыль. Рост числа жителей произошел только за счет миграционного прироста (10,7 тыс. человек), который компенсировал естественную убыль (1,4 тыс. человек).

Естественная убыль в целом по Новосибирской области была сформирована только за счет сельского населения, где число умерших превысило число родившихся на 1,8 тыс. человек. В городской местности зафиксирован естественный прирост населения, который сократился в 2017 году в 8,5 раз и составил 0,4 тыс. человек (в 2016 году - 3,4 тыс. человек).

Коэффициент рождаемости составил 12,4 человек на 1000 человек населения (далее - промилле, +). Коэффициент естественного прироста в 2016 году (0,8 промилле) сменился в 2017 году на естественную убыль населения - 0,5 промилле.

Причины негативных изменений - в возрастной структуре населения. С  2017 года резко снижается численность женщин активного репродуктивного возраста 20-29 лет, с 2019 года будет снижаться численность женщин 30-34 лет, на которых приходится рождение вторых и последующих детей.

Численность постоянного населения Новосибирской области на 1 июля 2018 года составила 2789,3 тыс. человек и возросла на 0,4 тыс. человек или на 0,02% по сравнению с численностью на 1 января 2018 года (на  соответствующую дату предыдущего года наблюдалось увеличение численности населения на 2,1 тыс. человек или на 0,08%).

Демографическая ситуация в области в январе-июне 2018 года характеризовалась естественной убылью, ростом смертности, снижением рождаемости, сокращением миграционного прироста и общего прироста населения.

За период с январяпо июнь 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года число родившихся сократилось на 1 тыс. человек, или на 5,8%, число умерших увеличилось на 62 человека, или на 0,3%. Число умерших превысило число родившихся на 2,4 тыс. человек, или на 15% (в прошлом году умерших было больше родившихся на 1,4 тыс. чел. или на 8%). Вследствие этого в области усиливается естественная убыль населения.

Размер номинальной среднемесячной начисленной заработной платы составил в 2017 году 32287,0 рубля, что выше уровня 2016 года на 7,1%. Индекс реальной заработной платы при этом составил 104,1% относительно уровня 2016 года.

В январе-июне 2018 года темпы роста среднемесячной заработной платы работников организаций Новосибирской области сложились значительно выше, чем в соответствующем периоде 2017 года, как в номинальном, так и в реальном выражении. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в Новосибирской области увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 9,5% и составила 34570 рублей. За этот период покупательная способность заработной платы (соотношение среднемесячной начисленной заработной платы и действующей величины прожиточного минимума для трудоспособного населения) увеличилась до 3,0.

В 2017 году ситуация на официальном рынке труда Новосибирской области оставалась стабильной, наблюдались положительные тенденции по сравнению с 2016 годом. В течение 2017 года почти на треть сократились объемы неполной занятости работников. В связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников в 2017 году уволены 9 тыс. работников, что соответствует уровню 2016 года. Работодатели региона заявили потребность в более чем 160 тыс. работников, в том числе более одной тысячи вакансий заявлено на новые рабочие места.

Уровень официальной безработицы в течение 2017 года уменьшился с 1,1% до 0,9% от численности рабочей силы. Это ниже, чем в среднем по Российской Федерации (1,0%) и самый низкий показатель среди регионов Сибирского федерального округа (в среднем по СФО - 1,3%). Численность официально зарегистрированных безработных по состоянию на 1 января 2018 года составила 13,5 тыс. человек, что на 12,7% меньше, чем на начало 2017 года.

В I полугодии 2018 года официальный рынок труда Новосибирской области функционировал стабильно, по основным показателям наблюдалось улучшение по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

По данным Росстата, сформированным на основе опросов населения по методологии Международной организации труда, уровень участия в рабочей силе в среднем за II квартал 2018 года составил 61,8% (по СФО - 61,5%), уровень занятости населения - 57,7% (по СФО - 57,4%), уровень общей безработицы - 6,6% (по СФО - 6,7%).

По данным ведомственного мониторинга неполной занятости и высвобождения работников по состоянию на 1 июля 2018 года в режимах неполной занятости работали 3,2 тыс. работников, что на 20,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2017 года. За период с января по июнь 2018 года в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников уволены 2360 человек, что в 2 раза меньше соответствующего периода прошлого года.

2. Оценка факторов и ограничений экономического роста Новосибирской области на среднесрочный период

Развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде определяется как внешними, так и внутренними факторами, которые носят характер возможностей и ограничений социально-экономического развития.

Тенденции мировой и российской экономики отражают внешние факторы. Они обусловлены замедлением роста мировой экономики, сохранением мер санкционного и контрсанкционного воздействия между Россией и странами Европейского Союза, США и рядом других стран, усилением конкуренции на мировом рынке, в том числе вследствие развития экономического сближения и взаимодействия стран на региональном уровне, формирования крупных интеграционных структур, развивающихся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.

К внутрироссийским факторам, которые могут отрицательно повлиять на  тенденции социально-экономического развития Новосибирской области, можно отнести недостаточно быстрое восстановление роста реальных денежных доходов населения после кризисных явлений в экономике Российской Федерации в период 2014-2017 годов, снижение численности населения в трудоспособном возрасте, а также низкую доступность финансовых ресурсов для субъектов бизнеса из-за высоких процентных ставок по кредитам.

К основным факторам и ограничениям, сдерживающим социально-экономическое развитие Новосибирской области в среднесрочном периоде, относятся следующие:

1) недостаточный уровень благосостояния населения;

сохраняется отставание размера среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и среднедушевого денежного дохода в Новосибирской области от среднероссийского уровня.

Уровень бедности в Новосибирской области превышает среднероссийский, что обусловлено, в том числе более высокой стоимостью жизни в регионе, высокой величиной прожиточного минимума (за счет повышенных для данной природно-климатической зоны норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов, каким и является Новосибирск), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов за последние 20 лет;

2) недостаток инвестиций;

на фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, а также с учетом высокой стоимости заемных средств для развития производств и освоения новой продукции инвестиции выходят на первое место среди факторов, определяющих динамичное экономическое развитие Новосибирской области.

Сильное физическое устаревание парка технологического оборудования в  регионе обуславливает необходимость дальнейшего стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации структуры инвестиций;

3) недостаточный уровень внедрения инновационных технологий;

Новосибирская область занимает лидирующее место в Российской Федерации по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.

Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.

Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок;

4) усиление конкуренции за человеческие ресурсы;

общемировая тенденция старения населения характерна и для Новосибирской области. Учитывая сложившуюся половозрастную структуру, в прогнозном периоде будут увеличиваться доли категорий населения младше и старше трудоспособного возраста, что в свою очередь приведет к увеличению нагрузки на трудоспособное население.

Возможный экономический рост других регионов России в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области.

Несоответствие структуры спроса и предложения на рынке труда также является фактором, ограничивающим ускоренное развитие экономики Новосибирской области;

5) несбалансированность территориального развития;

высокий уровень дифференциации социального развития и экономического потенциала на территории Новосибирской области, концентрация экономической активности в Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области могут ограничивать динамичное развитие региона.

Большая часть населения проживает в городской местности. При этом, тенденция роста городского населения сохраняется. За 2017 год число городских жителей увеличилось почти на 10,6 тыс. человек или на 0,5%, миграционный прирост городского населения составил 10,2 тыс. человек, естественный прирост - 0,4 тыс. человек. Удельный вес городского населения области (79%) выше, чем по Российской Федерации (74,3%) и СФО (73%). Основной вклад в увеличение городского населения вносит г. Новосибирск.

Нивелировать влияние данного фактора возможно в том случае, если ускоренное развитие Новосибирской агломерации будет сопровождаться надлежащей поддержкой гармоничного развития других территорий и сельских поселений области. В настоящее время сельская экономика Новосибирской области недостаточно диверсифицирована, не обеспечивается полный цикл переработки сельскохозяйственной продукции, не в полной мере используются современные инновационные технологии в сельском хозяйстве. Дифференциация социально-экономического развития региона проявляется также в отставании ряда муниципальных образований Новосибирской области от среднеобластного уровня по обеспеченности жильем;

6) недостаточный уровень развития инфраструктуры.

В Новосибирской области наблюдается сильная загруженность основных транспортных артерий города Новосибирска при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах.

По итогам 2017 года доля автомобильных дорог общего пользования, не  отвечающих нормативным требованиям, регионального или межмуниципального значения составила 63,3% (среднее значение по Российской Федерации - 56,9%).

Недостаточный уровень развития энергетической и инженерной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях Новосибирской области также является сдерживающим фактором развития.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»