ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 апреля 2018 года N 127-рп


Об утверждении концепции создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018-2023 годы



В соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 15.08.2017 N 297-рп «О создании рабочей группы по разработке концепции создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в общеобразовательных организациях, расположенных на  территории Новосибирской области» ив целях создания условий для интеллектуального, культурного, физического и нравственного развития обучающихся, их социализации в обществе, создания основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству, совершенствования условийподготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества в  общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области:

1. Утвердить прилагаемую концепцию создания условий для подготовки несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в  общеобразовательных организациях, расположенных на территории Новосибирской области, на 2018-2023 годы (далее - Концепция).

2. Министерству образования Новосибирской области (Федорчук С.В.), министерству региональной политики Новосибирской области (Яковлев И.Н.) во взаимодействии с департаментом образования мэрии города Новосибирска (Ахметгареев Р.М.):

1) в срок до 01.06.2018 разработать план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (далее - план мероприятий);

2) обеспечить реализацию плана мероприятий.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.



Временно исполняющий обязанности
Губернатора Новосибирской области
        А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Новосибирской области
от 10.04.2018 N 127-рп

КОНЦЕПЦИЯ
создания условий для подготовки несовершеннолетнихобучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, вобщеобразовательных организациях, расположенныхна территории Новосибирской области,
на 2018-2023 годы


I. Общие положения


Концепция создания условий для подготовки несовершеннолетнихобучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе кгосударственной службе российского казачества, вобщеобразовательных организациях, расположенныхна территории Новосибирской области, на 2018-2023 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683,Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»,от 07.05.2012 N 602 «Об обеспечении межнационального согласия», от 20.04.2013 N 366 «О форме одежды и знаках различия кадетов общеобразовательных организаций - казачьих кадетских корпусов»,постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 N 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»,от 26.12.2017 N 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от04.09.2014 N 1726-р,Законом Новосибирской области от 05.07.2013 N 361-ОЗ «О регулировании отношений в сфере образования в Новосибирской области».

В соответствии с вышеперечисленными нормативными правовыми актамигосударство гарантирует право каждого человека на качественное и доступное образование, свободу выбора получения ими образования согласно склонностям и потребностям, обеспечивает создание условий для самореализации, свободного развития способностей каждого обучающегося, его профессионального самоопределения.

Актуальной и приоритетной задачей сегодня становится формирование гражданина, который с ранних лет воспитывается в духе патриотизма, готовится к осознанному и профессиональному управлению государством.

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерациив декабре 2016 года Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил среди приоритетных задач государственной политики в образовании духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина на основе базовых национальных ценностей: «+Школа обязана давать знания и воспитывать нравственность. Без этого невозможно развитие государства. Нужно привлечь внимание молодежи к истории Отечества, культуре и литературе.».

Именно кадетское образование является системой образования и воспитания молодого поколения в России, которая своими результатами в течение более трех веков доказала свою государственную и национальную эффективность. Благодаря качественной системе обучения и воспитания оно востребовано российским обществом и государственной властью, продолжает оставаться основой системы гражданско-патриотического воспитания, направленной на подготовку граждан страны, обеспечивающих ее национальное единство.

Существует объективная потребность государства и общества в кадетском образовании как системе предпрофессиональной и профессиональной подготовки национальных кадров государственной гражданской, военной и государственной службы иных видов.


II. Определения, используемые в Концепции


Кадетское образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения в муниципальных и государственных общеобразовательных организациях по образовательным программам, включающим компоненты основ военной, государственной гражданской службы и государственной службы иных видов в условиях и исторических традициях кадетских корпусов России, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического развития,удовлетворения образовательных потребностей обучающихся и последующего мотивируемого выбора профессии военной или иной государственной службы, в томчислегосударственной службы российского казачества.

Кадетское воспитание - деятельность, направленная на развитие личности обучающегося, создание условий для его самоопределения и социализации,основанная на духовных и исторических традициях, этике гражданско-патриотического служения Отечеству.

Кадетское движение- участие в совместной деятельности различных образовательных организаций, общественных организаций, патриотических объединений и движений, объединенных едиными целями служения Отечеству на гражданской, военной и государственной службе иных видов и общими принципами деятельности.

В состав кадетского движения входят:

советы (комитеты) ветеранов суворовских (нахимовских) училищ и кадетских корпусов всех типов, образуемые в каждой организации кадетского образования;

объединения выпускников одной организации кадетского образования, компактно проживающих в данной конкретной местности;

региональные и межрегиональные объединения кадет;

общероссийские организации выпускников организаций кадетского образования России.

Кадетскаяобразовательная организация (далее -КОО)- государственная или муниципальная общеобразовательная организация, реализующая образовательные программы основного общего и среднего общего образования интегрировано с дополнительными образовательными программами, имеющими своей целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества со специальными наименованиями: «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус».

Кадетский класс (далее -КК)-организованная часть общеобразовательной организации, реализующая образовательные программыосновного общего и среднего общего образования интегрировано с дополнительными образовательными программами, имеющими своей целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

Профессиональнаянаправленность основной общеобразовательной программы кадетского образования -направления образовательной программы основного общего, среднего общего образования в кадетских образовательных организациях, кадетских классах, определяющиепредметно-тематическое содержание образования, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам обучения.

Кадет-единое (обобщенное) наименование всех обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы основного общего, среднего общего образования интегрировано с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

III. Особенности развития и проблемы кадетского образования в России и Новосибирской области


История развития кадетскогообразования и воспитания в России насчитывает более 315 лет. За длительную историю своего развития сложилась модель кадетского образования, включающая определение его миссии, содержание учебного курса, принципов и подходов к обучению и воспитанию, устройство жизни и быта воспитанников, а также образа кадета - выпускника с выделением доминирующих качеств личности.

Кадетские корпуса в России давали разностороннее образование.Помимо традиционной учебной программы, занятий военной и учебной подготовкой в корпусах создавались музеи, светские и церковные хоры, театрально-драматические коллективы, духовые оркестры и оркестры народных инструментов, студии изобразительного искусства и хореографии, спортивные объединения, богатые библиотеки, что позволяло выпускникам с успехом учиться в высших учебных заведениях и посвятить себя в дальнейшем служению России на гражданском и военном поприще. Среди выпускников кадетских корпусов имена музыкантов и полководцев, художников и литераторов, государственных служащих и ученых, дипломатов и путешественников, врачей и учителей.

Характерными особенностями кадетского образования в исторической России считались:

кадетские корпуса были центрами высокой российской культуры;

признание воспитания как доминирующего процесса в кадетском образовании;

выделение в воспитании основных направлений: военно-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое и физическое;

опора в определении внутреннего распорядка и организации жизни воспитанников в кадетских корпусах на воинские обычаи и ритуалы, правила и нормы поведения военнослужащих;

сочетание привилегированного светского общего образования и военной подготовки;

наличие традиционных праздников;

особый кадетский уклад.

Воспитанников кадетских корпусов отличало:

глубокая преданность Отечеству, высокий патриотизм и гражданственность;

любовь к родному корпусу, верность кадетскому братству, товарищеские отношения как в период обучения в корпусе, так и всю последующую жизнь;

высокая требовательность к себе, дисциплина и самоорганизация, целеустремленность и ответственность;

бережное, рыцарское отношение к женщинам;

уважение и почитание старших, в том числе кадет.

Российское кадетское образование, возникшее в первой половине XVIII века, стало основой для становления и развития кадетского движения, которое в свою очередь привело к возрождению кадетского образования на рубеже XX и XXI веков.

Кадетское образование в России сегодня - явление достаточно неоднородное. Кадетские корпуса отличаются по истории создания, ведомственной принадлежности, возрасту воспитанников, различным подходам включения военного компонента в основные образовательные программы и другие различия.

Одна из первых в Российской Федерации кадетская образовательная организациясоздана в Новосибирской области - Сибирский Кадетский Корпус.

Впоследние годы в субъектах Российской Федерации значительно активизировался процесс создания новых кадетских образовательных организаций, кадетских классов в общеобразовательных организациях.

Впервые в 2012 году в Федеральный Закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» включена статья 86 «Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях». В данной статье определены правовые основы создания и деятельности общеобразовательных организаций соспециальными наименованиями: «президентское кадетское училище», «суворовское военное училище», «нахимовское военно-морское училище», «кадетский (морской кадетский) военный корпус», «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус», «казачий кадетский корпус».

По итогам всероссийского мониторинга, проведенного в 2016 году, всего в Российской Федерации учтено 192 учреждения кадетского образования, в том числе 155 кадетскихобщеобразовательных организаций (81%) созданы субъектами Российской Федерации.

Вместе с тем, процесс возрождения кадетскогообразования характеризуется своей стихийностьюи хаотичностью, отсутствием правовых, организационных и финансовых основ.

Образовательные кадетские организации создаются разными ведомствами (обороны, образования, органами внутренних дел, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), Федеральной службой безопасности Российской Федерации, а также казачеством), муниципальными органами и частными лицами.

Выделяется ряд проблем, которые существенно снижают эффективность кадетского образования и воспитания:

отсутствие единой государственной политики в развитии кадетского образования привело к многообразию и значительной вариативности форм кадетского образования - кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы, кадетские кружки на базе общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования, воскресные кадетские школы, общеобразовательные кадетские корпуса и корпуса с профессиональной ориентацией по профилю ведомств, их финансирующих;

современные организации кадетского образования отличаются целями образования, основными образовательными программами, учебными планами, сочетанием гражданского и военного аспектов, особенностями кадрового обеспечения,объемом и источниками финансирования, разным состояниемматериально-технической базы, в том числе обмундированием воспитанников, спектром и качеством дополнительного образования;

отсутствие примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими своей целью подготовку обучающихся к военной или иной государственной службе,ориентирует деятельность КООи КК на преобладание воспитательной составляющей с активным использованием военной атрибутики. При этом зачастую отмечается низкий уровень преподавания учебных программ, недостаточно проводится работа по выявлению и развитию способностей обучающихся, их профессиональному самоопределению выбора профессий государственной гражданской службы;

отсутствие кадетского компонента Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего и среднего общего образования, программ предпрофессиональной подготовкии предпрофессионального образования по направлениям государственной службы в общем образовании способствует узкой направленности основных образовательных программ. Особенно это касается кадетских классов, в большинстве которых в основной образовательной программе отсутствуют спецкурсы военной и гражданской направленности, в большей степени это организация деятельности военно-патриотических клубов;

нет единых подходов в определении атрибутики кадетского образования, организации образовательного процесса и жизнедеятельности кадет, режима учебного дня, учебного года;

не проработаны вопросы управления в системе кадетского образования, ресурсного обеспечения: кадрового (в том числе порядок подготовки и назначения командно-преподавательского и воспитательного состава), материально-технического обеспечения и другие;

отсутствуют единые критерии отбора обучающихся для обучения по основным образовательным программам кадетского образования, нет четкого определения возраста начала обучения по основным образовательным программам кадетского образованияв соответствии с половозрастными особенностями обучающихся и выбранной профильной специализацией кадетской организации;

отсутствуют единые критерии комплектования кадрового состава, особенно это касается офицеров-воспитателей, осуществляющих большой объем педагогической деятельности;

сложившаяся система подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работниковКОО, КК не отвечает современным требованиям. В частности, наблюдается несоответствие профиля подготовки и требуемого уровня квалификации кадрового состава;

отсутствие единых требований к результатам обучения, оценки деятельности общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы кадетского образования, способствует низкому качеству образования выпускников и невозможности продолжить профессиональное обучение по направлениям специализации кадетской организации или кадетского класса;

отсутствие единых подходов к мониторингу здоровья кадет на протяжении всего времени обучения приводит зачастую к снижению уровня здоровья выпускников из-за повышенных физических нагрузок при одновременной высокой мотивации получения ими военной специальности и в соответствии с этим, не прохождению медицинских комиссий при поступлении в высшие военные организации.

В Новосибирской области по состоянию на 01.09.2017 открыты 3 общеобразовательные организации кадетского образования - кадетские школы-интернаты:

1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Казачий кадетский корпус имени Героя Российской Федерации Олега Куянова (школа-интернат)».

2. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина(школа-интернат)».

3. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Кадетская школа-интернат «Сибирский кадетский корпус».

В кадетских школах-интернатах в основной общеобразовательной программе в учебный план включены курсы духовно-нравственного и патриотического воспитания по основам военной, гражданскойи государственной службы иных видов.

Направления специализации различные: гражданско-патриотическое, казачья подготовка, летно-техническое, поисково-спасательное, общевойсковое и другие. Реализуются дополнительные образовательные программы различной направленности: духовно-нравственные, гражданско-патриотические, спортивно-оздоровительные, художественно-эстетические.

В 2016-2017 учебном году зафиксировано 53 кадетских классас охватом 1059 обучающихся в 10 общеобразовательных организациях 8 муниципальных образований области (г. Новосибирск, г. Обь, Искитимский район Новосибирской области, Коченевский район Новосибирской области, Краснозерский район Новосибирской области, Куйбышевский район Новосибирской области, Новосибирский район Новосибирской области, Черепановский район Новосибирской области). В некоторыхобщеобразовательных организациях кадетские классы входят в состав кадетских структурных подразделений.

Основные общеобразовательные программы в кадетских классах интегрированы с дополнительными образовательными программами различной направленности и ориентированы на подготовку обучающихся к военной службеили службе в МЧС России.

Во всех кадетских классах реализуютсядополнительные образовательные программы военно-патриотических клубов.

Вместе с тем, в настоящее время во многих муниципальных районах и городских округах Новосибирской области отмечается большая заинтересованность обучающихся и их родителей в обучении по основным общеобразовательным программам кадетского образования.

IV. Основные принципы и концептуальные идеи кадетского образования и воспитания

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»