Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 27.03.2015 N 110-п


Приложение N 1
 к постановлению Правительства
 Новосибирской области
от 11.04.2016 N 102-п


«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
 от 27.03.2015 N 110-п

Государственная программа Новосибирской области
«Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения
Новосибирской области на период 2015-2020 годов»


I. ПАСПОРТ

Наименование государственной программы

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области на период 2015-2020 годов(далее - государственная программа)

Основные разработчики государственной программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ НСО)

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Государственный заказчик-координатор -МЖКХиЭ НСО.

Государственные заказчики:

МЖКХиЭ НСО;

департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области  (далее - ДИиРТТ НСО)

Руководитель государственной программы

Министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области

Исполнители подпрограмм государственной программы, отдельных мероприятий государственной программы

МЖКХиЭ НСО, государственное казенное учреждение Новосибирской области «Центр по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Новосибирской области» (далее - ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области»), государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Учебно-методический центр погражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области» (далее - ГАОУ ДПО НСО «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Новосибирской области»), ДИиРТТ НСО, органы местного самоуправления Новосибирской области, общественные объединения добровольной пожарной охраны Новосибирской области и организации, выбранные на конкурсной основе

Цели и задачи государственной программы

Цель: обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области, защита территории Новосибирской области, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Задачи:

1. Создание и обеспечение эффективного использования на территории Новосибирской области систем оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

2. Создание условий для привлечения общественных объединений добровольной пожарной охраны Новосибирской области к тушению пожаров.

3. Содействие муниципальным образованиям Новосибирской области вснижении рисков и смягчении последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Обеспечение и поддержание высокой готовности сил и средств ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» к эффективной защите населения и территории Новосибирской области отчрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Обеспечение обучения должностных лиц организаций в Новосибирской области всех форм собственности вопросам гражданской обороны и защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

2015-2020 годы. Этапы реализации государственной программы не выделяются

Объемы финансирования государственной программы

Финансирование государственной программы составляет 4 140 289,4 тыс. рублей, в том числе:

из средств областного бюджета Новосибирской области -4 140 019,9 тыс. рублей;

из средств местных бюджетов - 269,5 тыс. рублей.

По годам реализации государственной программы объем финансирования составит:

2015 год - 745 227,3 тыс. рублей;

2016 год - 702 130,1 тыс. рублей;

2017 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2018 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2019 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2020 год - 673 233,0 тыс. рублей,

из средств областного бюджета Новосибирской области:

2015 год - 745 227,3 тыс. рублей;

2016 год - 701 860,6 тыс. рублей;

2017 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2018 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2019 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2020 год - 673 233,0 тыс. рублей,

из средств местных бюджетов:

2016 год - 269,5 тыс. рублей.

По главным распорядителям средств областного бюджета Новосибирской области:

МЖКХиЭ НСО - 4 114 335,6 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2015 год - 745 227,3 тыс. рублей;

2016 год - 676 176,3 тыс. рублей;

2017 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2018 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2019 год - 673 233,0 тыс. рублей;

2020 год - 673 233,0 тыс. рублей,

ДИиРТТ НСО - 25 684,3 тыс. рублей,

в том числе по годам:

2015 год - 0,0 тыс. рублей;

2016 год - 25 684,3 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей;

2019 год - 0,0 тыс. рублей;

2020 год - 0,0 тыс. рублей

Основные целевые индикаторы государственной программы

Целевые индикаторы:

1. Охват населения Новосибирской области региональной автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны Новосибирской области (далее - РАСЦО ГО Новосибирской области).

2. Охват населения Новосибирской области, проживающего в зонах быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций, комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Доля общественных объединений добровольной пожарной охраны Новосибирской области, привлекаемых в рамках государственной программы к тушению пожаров.

4. Доля паводкоопасных рек, на которых ликвидированы ледяные заторы (от общего количества паводкоопасных рек, на которых выявлена потребность в ликвидации ледяных заторов).

5. Доля населенных пунктов Новосибирской области, обеспеченных инженерной защитой от угрозы лесных и ландшафтных пожаров, от общего количества населенных пунктов, нуждающихся в инженерной защите.

6. Степень выполнения плана основных мероприятий ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области».

7. Уровень исполнения государственного задания на  обучение должностных лиц вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности

Ожидаемые результаты реализации государственной программы,выраженные в количественно измеримых показателях

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях:

1. Увеличение охвата населения Новосибирской области региональной автоматизированной системой централизованного оповещения гражданской обороны (за счет введения в эксплуатацию дополнительных элементов) с 73,5% в 2014 году до 92,3% в 2020 году.

2. Создание в 2016 году системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и обеспечение ее функционирования до конца реализации государственной программы, что обеспечит гарантированное доведение информации до 100% населения Новосибирской области, проживающего в зонах быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций.

3. Привлечение на постоянной основе добровольных пожарных общественных объединений добровольной пожарной охраны Новосибирской областик тушению пожаров.

4. Доля паводкоопасных рек, на которых ликвидированы ледяные заторы, от общего количества поводкоопасных рек, на которых выявлена потребность в ликвидации ледяных заторов в годы проведения соответствующих мероприятий, составит 100 процентов.

5. Доля населенных пунктов Новосибирской области, обеспеченных инженерной защитой от угрозы лесных и ландшафтных пожаров, от общего количества населенных пунктов, нуждающихся в инженерной защите, в годы проведения соответствующих мероприятий составит 100 процентов.

6. Повышение уровня выполнения плана основных мероприятий ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области» с 95% в 2014 году до 100% в 2015 году и поддержание на данном уровне до конца действия государственной программы.

7. Обучение и повышение квалификации не менее 3480 должностных лиц и специалистов по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций ежегодно в течение всего периода реализации государственной программы, что составит 100% от прогнозных значений государственного задания.

Реализация данных мероприятий позволит содержать силы и средства для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в постоянной готовности, а также обеспечить безопасность жизнедеятельности населения Новосибирской области, оперативное реагирование на чрезвычайные ситуации, их предупреждение и ликвидацию

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

http://www.mjkh.nso.ru


II. Обоснование необходимости реализации государственной программы

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения относится к числу приоритетных государственных задач, эффективное решение которых создает условия для реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», и Плана социально-экономического развития Новосибирской области на2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 19.01.2015 N 8-п «Об утверждении плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», а также способствует предупреждению и минимизации потерь населения и территории от чрезвычайных ситуаций, снижению числа пострадавших на водных объектах и в результате пожаров.

Исходя изгеографического положения, климатических условий, наличия высокоразвитой промышленности, транспорта, потенциально опасных объектов около 80% территории Новосибирской области находится в условиях повышенного риска. В2013 году на территории Новосибирской области произошла 1 крупная авария на трубопроводном транспорте (разлив нефти), попадающая под классификацию чрезвычайной ситуации.

В Российской Федерации за 2013 год зарегистрированы 332 чрезвычайные ситуации, в том числе техногенного характера - 166, природного характера - 114 и биолого-социального характера - 45, а также совершено 7 террористических актов. В результате указанных чрезвычайных ситуаций погиб 631 человек, в том числе 42 ребенка, а пострадало 208432 человека. По предварительным оценкам материальный ущерб от стихийных бедствий и катастроф составил свыше 52222,4 млн. рублей. Статистические данные 2014 года на федеральном уровне свидетельствуют о тенденции роста техногенных чрезвычайных ситуаций.

Многообразие видов чрезвычайных ситуаций и растущая опасность вызываемых ими последствий предъявляет повышенные требования к имеющимся системам оповещения и информирования населения об угрозе их возникновения. РАСЦО ГО Новосибирской области позволит обеспечить экстренное оповещение населения Новосибирской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и создается в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций» и распоряжением Губернатора Новосибирской области от 02.04.2013 N 68-р «О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 на территории Новосибирской области». В настоящее время, когда работы по монтажу РАСЦО ГО Новосибирской области еще не завершены, число граждан, получающих экстренную оперативную информацию об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, достигает только 2/3 от общей численности населения Новосибирской области. Для полного завершения работ по созданию регионального звена автоматизированной системы централизованного оповещения гражданской обороны в период действия настоящей государственной программы в Новосибирской области предстоит смонтировать элементы этой системы на территории 16 муниципальных районов, а также частично реконструировать существующие системы в 2 городских округах Новосибирской области.

Вместе с тем, на современном этапе развитие систем оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или факте возникновения чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) может быть достигнуто лишь путем автоматизации процессов и минимизации влияния в них человеческого фактора, а в ряде случаев даже полного его исключения, комплексного сопряжения и задействования действующих и внедряемых технических средств и технологий оповещения и информирования населения, а также многократного дублирования каналов передачи сигналов о ЧС. Решить эти вопросы призвано создание комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС (далее - КСЭОН).

КСЭОН будет представлять собой комплекс программно-технических средств систем оповещения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, для доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах на региональном, муниципальном и объектовом уровнях и функционирование ее планируется всоставе действующих систем оповещения населения.

КСЭОН принципиально будет отличаться от уже существующих систем оповещения населения тем, что:

системы оповещения населения будут сопряжены с системами мониторинга и прогнозирования ЧС, и их запуск будет осуществляться при срабатывании датчиков систем мониторинга опасных природных и техногенных процессов в автоматическом и/или автоматизированном режиме, с последующим (параллельным) уведомлением соответствующего органа повседневного управления РСЧС;

будет обеспечено комплексное использование в автоматизированном и/или автоматическом режимах различных технических средств доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения;

система предназначена для своевременного и гарантированного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до различных групп населения в зонах экстренного оповещения, которые определяются в зависимости от присущих территориям опасных природных и техногенных процессов.

Анализ текущего состояния сферы пожарной безопасности и статистики пожаров в Новосибирской области за последние 5 лет (2009-2013 годы) показывает, что их ежегодное количество сохраняется на уровне 4-х тысяч, количество погибших в пожарах составляет в среднем до 260 человек, травмированных - 445 человек, а материальный ущерб достигает 369,6 млн. руб. в год.

В 898 населенных пунктах Новосибирской области реагирование на возникающие пожары обеспечивается подразделениями добровольной пожарной охраны Новосибирской области, 73 населенных пункта остаются за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов и объектов экономики, расположенных вне нормативного времени прибытия существующих пожарных подразделений в муниципальных районах Новосибирской области, осуществляется в рамках реализации распоряжения Губернатора Новосибирской области от 29.06.2011 N 195-р «Об утверждении численности Государственной противопожарной службы Новосибирской области». В определенной степени решение указанной проблемы может быть достигнуто за счет более полного использования потенциала общественных объединений добровольных пожарных. Численность подразделений добровольной пожарной охраны Новосибирской области, включенных в реестр добровольных пожарных Новосибирской области, в настоящее время составляет 11618 человек. Из них 2437 человек это добровольные пожарные муниципальных образований, которые привлекаются к тушению пожаров в городских и сельских поселениях Новосибирской области. Таким образом, вовлечение в тушение пожаров подразделений добровольной пожарной охраны муниципальных образований Новосибирской области и в дальнейшем продолжает оставаться важной задачей в сфере обеспечения пожарной безопасности и нуждается в мерах государственной поддержки.

Важным средством профилактики пожаров является надежная инженерная защита населенных пунктов Новосибирской области от лесных и ландшафтных пожаров. Фактическое расположение многих населенных пунктов в непосредственной близости от лесных массивов, удаленность пожарных подразделений и отсутствие источников противопожарного водоснабжения создает реальную угрозу предпосылок чрезвычайных ситуаций, обусловленных распространением природных пожаров на объекты жизнедеятельности.

Ликвидация угроз, обусловленных переходом лесных и ландшафтных пожаров, может компенсироваться проведением мероприятий инженерной защиты и созданием минерализованных полос. В целях поддержания минерализованных полос в состоянии, обеспечивающем их защитные функции, необходимо предусматривать ежегодное обновление минерализованного слоя и удаление естественного растительного покрова. Ежегодное проведение подобных предупредительных мероприятий позволяет добиваться реального снижения риска перехода природных пожаров на объекты жизнедеятельности, повышает защищенность населенных пунктов Новосибирской области и создает условия для своевременного прибытия сил и средств, направляемых с целью ликвидации чрезвычайных ситуаций. В конечном итоге сокращаются материальные потери, минимизируются угрозы и риски возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением природных пожаров.

В числе вероятных чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области в соответствии с ежегодными прогнозами особое место отводится паводку. В период с 2009 года по 2013 год развитие паводка и его фактическое прохождение регистрировалось в населенных пунктах, расположенных в местах протекания рек Обь, Карасук, Иня, Бердь, Омь, Тара, Тартас, Бакса и их притоков.

Для защиты населенных пунктов Новосибирской области от негативного воздействия весеннего половодья и подтопления объектов жизнедеятельности талыми водами необходимо:

проведение авиационной разведки паводковой обстановки на реках Новосибирской области;

проведение взрывных работ по ликвидации ледяных заторов и рыхлению ледяного покрова на реках области.

Практика изучения и разведки паводковой обстановки с применением авиации показывает, что для получения достоверных данных о развитии паводка и составления прогноза необходимо проводить регулярный мониторинг на восьми реках Новосибирской области, указанных выше. Практика применения авиации в предшествующие годы показывает, что 10 часов полетов в год достаточно для осуществления мониторинга паводка.

Проведение на реках Новосибирской области взрывных работ по ликвидации ледяных заторов и рыхлению ледяного покрова позволяет существенно снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с паводком, и минимизировать потери на объектах жизнедеятельности. Разрушение ледяных заторов и ледяного покрова в объеме не менее чем 14341 куб.м в год, как свидетельствует анализ проведения взрывных работ, достаточно для ликвидации угроз подтопления объектов жизнедеятельности и экономики.

Взрывные работы, вследствие их опасности, требуют специальных мер. А именно:

привлечения специалистов-взрывников;

сопровождения транспорта для доставки взрывчатых материалов к местам проведения работ;

обеспечения безопасности проводимых работ и ограничения доступа населения в зонах проведения взрывных работ.