ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 сентября 2017 года N 379-рп


Об утверждении концепции развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года



В соответствии со статьями 8, 34, 42 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», мероприятием 2.12 задачи 5 подпрограммы 1 государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», и в целях обеспечения развития службы психологического сопровождения образования детей на территории Новосибирской области:

1. Утвердить прилагаемую концепцию развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Концепция).

2. Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (Нелюбов С.А.) совместно с министерством труда и социального развития Новосибирской области (Фролов Я.А.), министерством культуры Новосибирской области (Решетников И.Н.) во взаимодействии с департаментом образования мэрии города Новосибирска (Ахметгареев Р.М.):

1) в срок до 10.09.2017 разработать план мероприятий («дорожная карта») по реализации Концепции (далее - план мероприятий);

2) обеспечить реализацию плана мероприятий.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Титкова А.П.


Губернатор области
             В.Ф. Городецкий


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства Новосибирской области
от 26.09.2017 N 379-рп

Концепция
развития психологической службы в системе образования
Новосибирской области на период до 2025 года


I. Общие положения


Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - ФЗ «Об образовании в РФ»), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, регулирующими отношения в сфере образования.

Психологическая служба в системе образования Новосибирской области (далее - психологическая служба) - это управляемая система организаций и их структурных подразделений: психолого-педагогические и медико-социальные центры (далее - ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК), психолого-медико-педагогические консилиумы (далее - ПМПк), ресурсные центры, социально-психологические центры, а также педагоги-психологи и другие специалисты (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, тьюторы и др.) в образовательных организациях, осуществляющих целенаправленную работу по психологическому сопровождению образовательного процесса и оказанию комплексной психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее - ППМС помощи) обучающимся, педагогам, руководителям, сотрудникам образовательных организаций, родителям (законным представителям) на всех уровнях образования с целью обеспечения социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней обучающихся и создания благоприятных психолого-педагогических условий реализации целей и задач образования.

Деятельность психологической службы направлена на реализацию основных принципов и норм государственной политики в сфере образования и решение актуальных психолого-педагогических проблем всех участников образовательных отношений.

Особая роль психологической службы состоит в оказании содействия в обеспечении конституционных прав обучающихся на общедоступное образование в части:

определения содержания ППМС помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах, оказывающих ППМС помощь, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются;

организации предоставления ППМС помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, получения социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Таким образом, современное законодательство в сфере образования устанавливает высокие и вполне определенные требования к содержанию и механизмам оказания психологической помощи обучающимся.

В соответствии со статьей 33 ФЗ «Об образовании в РФ» к обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы относятся:

воспитанники, осваивающие образовательную программу дошкольного образования;

учащиеся, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования и дополнительные общеобразовательные программы;

студенты (курсанты), осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.

Вышесказанное определяет широкий круг деятельности психологической службы, которая должна эффективно функционировать в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, организациях среднего профессионального и высшего образования и решать комплекс задач, в том числе:

по сопровождению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ФГОС НОО ОВЗ), федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС О УО), образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования;

по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи;

по сопровождению современных и востребованных программ дополнительного образования в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1756-р, и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.20115 N 996-р.

Необходимость развития психологической службы обусловлена и рядом объективных обстоятельств:

изменениями законодательства в сфере образования и трудового законодательства;

введением в действие профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

изменениями в целях, задачах и приоритетах современной системы образования;

принятием Концепции развития психологической службы образования Российской Федерации на период до 2025 года.

Психологическая служба в ответ на вызовы времени должна существенно обновлять ценностно-смысловые и организационные основы своей деятельности, определяя адекватные объективным требованиям приоритеты, содержание, технологии и стандарты качества психологических услуг.

Настоящая Концепция определяет цели, задачи, принципы, концептуальные идеи и направления развития психологической службы, отвечающие современным тенденциям развития системы образования Новосибирской области, а также актуальным запросам участников образовательного процесса и общественности, исходя из особенностей, специфики и ресурсов системы образования Новосибирской области.

Концепция разработана с целью развития психологической службы посредством совершенствования ее организационной структуры, методологической и технологической основ деятельности и определения приоритетных задач, направлений и механизмов развития.

Концепция создана на основе программно-проектного и системно-деятельностного подходов с использованием современных инструментов мониторинга, привлечения экспертного сообщества, усиления потенциала государственного управления образованием.

Стратегия реализации основных принципов и концептуальных идей развития Концепции отражается в плане мероприятий («дорожной карте») по реализации Концепции, разрабатываемом в соответствии с мероприятиями государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы».


II. Понятия, используемые в Концепции

Основные понятия, используемые в настоящей Концепции, применяются в том же значении, что и в ФЗ «Об образовании в РФ», в Концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Новосибирской области от 19.04.2016 N 103-рп «Об утверждении концепции развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы».

В целях настоящей Концепции также применяются следующие понятия:

Доступность образования - равенство возможности получения образовательных услуг разными категориями обучающихся, в том числе детьми и молодежью с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и особенностями развития, различной степенью готовности к обучению.

Модель деятельности психологической службы в образовании - последовательность организационных форм работы педагога-психолога с педагогами, родителями (законными представителями) и обучающимися, обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в образовательной организации и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут - проект системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ и (или) инвалидностью с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, включающий описание регламента, содержания и форм организации обучения, психолого-педагогической и специальной поддержки.

Психологическая помощь - система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.

Психолого-медико-педагогическая коррекция - деятельность, направленная на исправление особенностей психофизического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств практической психологии, медицины и педагогики, а также деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психологическая безопасность образовательной среды - состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную образовательную среду и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Профессиональная ориентация - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда.

Психолого-педагогическое сопровождение - целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные психолого-педагогические условия для успешного решения поставленных задач.

Психолого-педагогические условия - определенная организация образовательного процесса в совокупности психолого-педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов психолого-педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на учащихся.

Психологическая экспертиза - оценка соответствия образовательной среды поставленным развивающим и воспитательным задачам, возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, а также оценка психологической компетентности при проведении комплексной психолого-педагогической экспертизы профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления человека к сложившимся условиям социальной среды за счет умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать свое поведение в соответствии с главными целями деятельности.

Социально-психологический мониторинг - информационное сопровождение инновационных процессов в образовании, позволяющее органам управления образованием, администрации и педагогическому коллективу образовательной организации осуществить анализ воздействия традиционных и инновационных психолого-педагогических и педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся, принимать управленческие решения и распределять кадровые, финансовые и иные ресурсы, основываясь на объективных данных.

III. Анализ состояния развития психологической службы

С 2005 года деятельность психологической службы определялась Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 1756-р, постановлением министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999 N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 12.05 2003 N 111-ОЗ «О защите прав детей в Новосибирской области», приказом департамента образования Новосибирской области от 12.03.2008 N 216 «Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образовательного процесса в Новосибирской области», которые в настоящее время не в полной мере соответствуют требованиям современной системы образования или утратили силу.

В соответствии с результатами проведенного мониторинга состояния организации психолого-педагогического сопровождения образования в Новосибирской области в 2005 году были предложены 3 организационные модели развития психологической службы.

Для каждого муниципального образования и городского округа Новосибирской области были составлены рекомендации по дальнейшему развитию психологической службы с учетом территориальных и кадровых ресурсов.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе являлось обеспечение полноценного развития ребенка (в соответствии с возрастной нормой развития).

Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся являлись:

предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями и т.д.);

психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций.

В настоящее время психологическая служба претерпела значительные изменения как в организационном, так и содержательном плане.

Сравнительный анализ мониторингов, проводимых в 2005 и 2016 годах, показал наличие динамики развития структурных элементов и кадровой обеспеченности психологической службы.

Увеличилось количество ППМС-центров с 6 в 2005 году до 16 в 2016 году, включая филиалы государственного бюджетного учреждения Новосибирской области - Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «Областной центр диагностики и консультирования» (далее - ГБУ НСО «ОЦДК»).

Значительно расширилась система ПМПК с увеличением как доли постоянно действующих комиссий (2005 год - 7, 2016 год - 24), так и охватом детского населения услугами ППМС - сопровождения (2005 год - 1435 детей, 2016 год - более 12000 детей).

Возросло соотношение первичных звеньев службы - ПМПк в образовательных организациях (2005 год - 48%, 2016 год - в 100%).

Существенно увеличилось количество педагогов-психологов (2005 год - 548, 2016 год - 755) в образовательных организациях на ступенях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Сложилась вариативность организационных моделей психологической службы. Произошло развитие элементов регионального сетевого взаимодействия в области инклюзивного образования, выявления и поддержки одаренных детей.

Сформировалась система горизонтальных и вертикальных связей с увеличением структурных элементов психологической службы на региональном уровне, включающих:

региональный ППМС-центр - ГБУ НСО «ОЦДК» с 10 филиалами в 10 муниципальных образованиях Новосибирской области;

5 муниципальных ППМС-центров;

31 ПМПК;

11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семейной форме;

организация работы 755 педагогов-психологов, 927 учителей-логопедов, 161 учителя-дефектолога, 536 социальных педагогов в образовательных организациях на ступенях дошкольного, начального, основного и среднего общего образования.

Организовано научно-методическое сопровождение деятельности психологической службы государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (далее - ГАУ ДПО «НИПКиПРО»), федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее - ФГБОУ «НГПУ»), ГБУ НСО «ОЦДК» и его филиалами, муниципальными ППМС-центрами и отделением города Новосибирска Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (далее - региональное отделение «Федерации психологов образования России»).

Несмотря на достигнутые результаты, важным является сохранение и развитие как структурных элементов психологической службы, так и содержания ее деятельности.

На современном этапе образования актуальным является решение ряда проблем.

Введение ФГОС дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О УО меняет содержание и методологические основания образования и предполагает включение педагога-психолога как одного из важных участников образовательного процесса.

Обеспечение законодательно закрепленных прав на получение качественного образования обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, в своем развитии и социальной адаптации, требует предоставления гарантированной ППМС помощи, направленной на:

психолого-педагогическую диагностику и выявление индивидуально-типологических особенностей обучающихся;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»