ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2016 года N 403-п


Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области»

(с изменениями на 17 октября 2023 года)

__________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 03.10.2017 N 373-п;

постановлением Правительства области от 28.04.2018 N 161-п;

постановлением Правительства области от 25.12.2018 N 561-п;

постановлением Правительства области от 25.06.2019 N 247-п;

постановлением Правительства области от 31.12.2019 N 516-п;

постановлением Правительства области от 27.04.2020 N 153-п;

постановлением Правительства области от 08.09.2020 N 376-п;

постановлением Правительства области от 22.12.2020 N 542-п;

постановлением Правительства области от 09.03.2021 N 64-п;

постановлением Правительства области от 20.04.2021 N 133-п;

постановлением Правительства области от 05.07.2021 N 257-п;

постановлением Правительства области от 23.11.2021 N 471-п

постановлением Правительства области от 29.03.2022 N 123-п;     

постановлением Правительства области от 21.03.2023 N 102-п;

постановлением Правительства области от 17.10.2023 N 472-п

__________________________________________

____________

*Наименование в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.06.2019 N 247-п, - см. предыдущую редакцию


В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 28.03.2014 N 125-п «О Порядке принятия решений о разработке государственных программ Новосибирской области, а также формирования и реализации указанных программ» Правительство Новосибирской области
     
п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области».(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.06.2019 N 247-п, - см. предыдущую редакцию)

2. Установить:

1) Порядок финансирования мероприятий, предусмотренных государственной программой Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области», согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;(Подпункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 25.06.2019 N 247-п, - см. предыдущую редакцию)

2) - Подпункт утратил силу - постановление Правительства области от 08.09.2020 N 376-п  - см. предыдущую редакцию

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Петухова Ю.Ф.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 22.12.2020 N 542-п, - см. предыдущую редакцию)

Губернатор области
         В.Ф. Городецкий


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 14.12.2016 N 403-п
(В редакции, введенной
постановлением Правительства
 области от 17.10.2023 N 472-п
, -
см. предыдущую редакцию)

Государственная программа Новосибирской области
«Построение и развитие аппаратно-программного комплекса
 «Безопасный город» в Новосибирской области»


I. ПАСПОРТ

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 17.10.2023 N 472-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование государственной программы

Государственная программа Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области» (далее - государственная программа)

Разработчики государственной программы

Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области с 01.01.2016 по 14.08.2019, министерство цифрового развития и связи Новосибирской области с 14.08.2019.

Рабочая группа, состав которой утвержден приказом министерства цифрового развития и связи Новосибирской области от 27.07.2023 N 235-Д «О  создании рабочей группы по вопросам доработки  государственной программы Новосибирской области «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области»

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) государственной программы

Государственный заказчик-координатор: департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области с 01.01.2016 по 14.08.2019, министерство цифрового развития и связи Новосибирской области с 14.08.2019.

Государственные заказчики: департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области с 01.01.2016 по 14.08.2019, министерство цифрового развития и связи Новосибирской области с 14.08.2019, министерство строительства Новосибирской области, министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области, министерство образования Новосибирской области, министерство здравоохранения Новосибирской области

Руководитель государственной программы

Министр цифрового развития и связи Новосибирской области - Цукарь С.С.

Исполнители подпрограмм государственной программы, мероприятий государственной программы

Департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области с 01.01.2016 по 14.08.2019;

 министерство цифрового развития и связи Новосибирской области с 14.08.2019;

министерство строительства Новосибирской области;

министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области;

министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области;

министерство образования Новосибирской области;

 министерство здравоохранения Новосибирской области;

областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, полномочия которых затрагиваются в процессе реализации государственной программы (во взаимодействии);

учреждения, подведомственные областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области - исполнителям мероприятий государственной программы;

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в Новосибирской области, полномочия которых затрагиваются в процессе реализации государственной программы (во взаимодействии);

органы местного самоуправления Новосибирской области (во взаимодействии);

исполнители, привлекаемые в соответствии с законодательством

Цели и задачи государственной программы

Цель государственной программы - создание на территории Новосибирской области единой информационной среды, обеспечивающей эффективное и незамедлительное реагирование и взаимодействие всех служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Задачи государственной программы:

1. Формирование нормативной правовой, методической и технической базы для построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

2. Развитие существующих и создание новых функциональных компонентов безопасности для эффективного функционирования аппаратно-программного комплекса «Безопасный город»

Перечень подпрограмм государственной программы

Подпрограммы не выделяются

Сроки (этапы) реализации государственной программы

Период реализации государственной программы: 2016-2025 годы.

Этапы реализации государственной программы не выделяются

Объемы финансирования государственной программы

Общий объем финансирования государственной программы составляет 7 750 276,3*тыс. рублей за период 2016-2025 годов.

В том числе по годам реализации государственной программы:

2016 год* - 415 307,5 тыс. рублей;

2017 год - 446 451,8 тыс. рублей;

2018 год - 430 260,4 тыс. рублей;

2019 год - 593 314,6 тыс. рублей;

2020 год - 387 859,0 тыс. рублей;

2021 год - 665 010,1 тыс. рублей;

2022 год - 1 043 061,3 тыс. рублей;

2023 год - 1 632 436,4 тыс. рублей;

2024 год - 1 283 772,1 тыс. рублей;

2025 год - 1 268 110,6 тыс. рублей.

Подробная информация по источникам финансирования (федеральный, областной, местный бюджет и внебюджетные источники) в разрезе главных распорядителей бюджетных средств по годам реализации программы приведена в  приложении N 3 к государственной программе «Сводные финансовые затраты и налоговые расходы»

Объемы налоговых расходов
в рамках государственной программы

Общий объем налоговых расходов в рамках государственной программына 2020-2025 годы составляет 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.;

2025 год - 0,0 тыс. руб.

Основные
целевые индикаторы государственной программы

1. Доля городских округов и муниципальных районов, обеспеченных техно-рабочими проектами аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».

2. Доля информационных подсистем региональной интеграционной платформы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которыми обеспечены муниципальные районы и городские округа Новосибирской области.

3. Удельный вес числа муниципальных образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области, в которых система видеонаблюдения соответствует стандарту интеграции с аппаратно-программным комплексом «Безопасный город».

4.  Доля муниципальных образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области, в которых установлены, заменены (модернизированы) автоматические пожарные сигнализации и системы пожарного мониторинга, системы оповещения и управления эвакуацией, автономные системы экстренного оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, от общего количества образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области.

5. Охват населения Новосибирской области, проживающего в зонах быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций, комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

6. Доля МО, ОИОГВ, ФОИВ (включая учреждения), ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, подключенных к региональной системе мониторинга Новосибирской области.

7. Доля фактов нарушений Правил дорожного движения, выявленных с помощью автоматических комплексов фото- и видеофиксации, от общего количества выявленных нарушений.

Подробный перечень целевых индикаторов с указанием плановых значений в разбивке по годам приведен в приложении N 1 к государственной программе «Цели, задачи и целевые индикаторы»

Ожидаемые результаты реализации государственной программы, выраженные в количественно измеримых показателях

В 2025 году доля городских округов и муниципальных районов, обеспеченных техно-рабочими проектами аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», составит 100%

Доля информационных подсистем региональной интеграционной платформы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которыми обеспечены муниципальные районы и городские округа Новосибирской области в 2023 году достигнет 73,3% с сохранением достигнутого уровня до конца реализации государственной программы.

Ежегодное достижение 100% уровня охвата населения Новосибирской области, проживающего в зонах быстроразвивающихся чрезвычайных ситуаций, комплексной системой экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Доля выявляемых с помощью автоматических комплексов фото- и видеофиксации фактов нарушений Правил дорожного движения увеличится с 53,5% в 2015 году до 93% в 2025 году.

Удельный вес числа муниципальных образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области, в которых система видеонаблюдения соответствует стандарту интеграции с аппаратно-программным комплексом «Безопасный город», в 2019 году достигнет 10,43% с сохранением данного уровня до конца реализации государственной программы.

 Доля муниципальных образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области, в которых установлены, заменены (модернизированы) автоматические пожарные сигнализации и системы пожарного мониторинга, системы оповещения и управления эвакуацией, автономные системы экстренного оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации, от общего количества образовательных организаций Новосибирской области и государственных организаций, подведомственных Минобразования Новосибирской области, к концу 2025 года составит 48%.

Доля МО, ОИОГВ, ФОИВ (включая учреждения), ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, подключенных к региональной системе мониторинга Новосибирской области, функционирование которой будет обеспечиваться до конца реализации государственной программы, к концу 2022 года достигнет 100% с сохранением данного уровня до конца реализации государственной программы.

Реализация государственной программы будет способствовать:

улучшению координации и оперативного взаимодействия всех дежурных, диспетчерских и городских (региональных) служб и сокращению времени их реагирования;

повышению общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

реализации мер, направленных на профилактику правонарушений;

сокращению общего количества дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования в Новосибирской области, а также профилактике правонарушений на дорогах, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;

обеспечению защиты территории Новосибирской области, объектов экономики и социальной сферы от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

уменьшению возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций на территории Новосибирской области

Электронный адрес размещения государственной программы в сети Интернет

https://digit.nso.ru/page/1023


*Объемы финансирования в 2016 году указаны справочно и не учтены в общем объеме ассигнований на реализацию государственной программы.

II. Обоснование необходимости реализации государственной программы

(Раздел в редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 09.03.2021 N 64-п
, - см. предыдущую редакцию)


В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п, одним из приоритетов государственной политики является создание с помощью социально ориентированных инноваций комфортного образа и безопасности жизни населения.

В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера и продолжающейся тенденции к урбанизации создание комфортного образа жизни населения включает в себя обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию и росту инвестиционной привлекательности Новосибирской области.

Большинство достигнутых результатов в сфере применения информационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области разрознены и получены в ходе реализации мероприятий следующих государственных программ Новосибирской области:

1) государственная программа Новосибирской области «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 03.12.2014 N 468-п (далее - государственная программа «Повышение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах и обеспечение безопасности населения на транспорте в Новосибирской области»);

2) государственная программа Новосибирской области «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 27.03.2015 N 110-п (далее - государственная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения Новосибирской области»);

3) государственная программа Новосибирской области «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 04.03.2015 N 70-п (далее - государственная программа «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области»);

4) государственная программа Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N 576-п (далее - государственная программа «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области»).

В рамках реализации данных программ в Новосибирской области накоплен положительный опыт использования новых информационных технологий в  повседневной деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при решении задач в сфере обеспечения безопасности.

По состоянию на 01.09.2016 созданы:

региональная геоинформационная система Новосибирской области (РГИС НСО), позволяющая осуществлять накопление базовых и отраслевых пространственных данных, обеспечивать доступ областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области, органам местного самоуправления, гражданам и организациям к пространственным данным на территории Новосибирской области;

государственная информационная система передачи данных Новосибирской области, охватывающая высокоскоростными волоконно-оптическими каналами связи все муниципальные образования Новосибирской области, с узлами доступа в муниципальных учреждениях, организациях здравоохранения, образования, МВД России, МЧС России и других организациях;

региональная автоматизированная система централизованного оповещения гражданской обороны (далее - РАСЦО ГО), охватывающая 5 городских округов и  30  муниципальных районов Новосибирской области и обеспечивающая оповещение о возникшей чрезвычайной ситуации с использованием акустических систем и электросирен - 78%, проводного радиовещания - 10%, радиовещания - 99%, телевидения - 99% населения области;

региональная навигационно-информационная система транспортного комплекса Новосибирской области (далее - РНИС НСО), позволяющая повысить эффективность планирования маршрутов, сократить несанкционированные простои, способствуя тем самым повышению качества транспортного обслуживания населения и безопасности пассажирских и грузовых перевозок. В настоящее время РНИС НСО аккумулирует в себе информацию о скорости движения, месте положения, направлении движения и дополнительных характеристиках более чем 15 000 абонентских телематических терминалов, установленных на транспортных средствах пассажирского назначения, в том числе перевозящих детей, скорой медицинской помощи и санитарного транспорта, транспорта, перевозящего опасные и крупногабаритные грузы, дорожной и уборочной техники и т.д.;

система фото- и видеофиксации (далее - ФВФ) нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) на территории Новосибирской области на настоящий момент использует в своей работе 86 комплексов, среди которых 40 стационарных, 40 передвижных и 6 мобильных. Комплексы ФВФ нарушений ПДД расположены в наиболее аварийных участках дорожного движения, позволяя сократить правонарушения и вред участникам дорожного движения, дорожной и придорожной инфраструктуры, что в том числе приводит к сокращению смертности на дорогах.

Новосибирская область является пилотным регионом по созданию системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». По состоянию на 31.12.2015 «Система 112» развернута во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области, созданы центры обработки вызовов, а также центры обработки данных «Системы 112».

Необходимым оборудованием и каналами связи для работы в «Системе 112» обеспечены: 35 единых дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) муниципальных образований Новосибирской области, 27 дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) пожарной охраны, 61 ДДС полиции, 35 ДДС скорой медицинской помощи, 2 ДДС газовой службы, 1 служба «Антитеррор» и федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Новосибирской области».

В рамках построения «Системы-112» были созданы современные, крупные, географически разнесенные, катастрофоустойчивые основной и резервный центры обработки данных Правительства Новосибирской области.

Завершены работы по вводу в эксплуатацию коммуникационного центра системы ЭРА-ГЛОНАСС (система Экстренного реагирования при авариях).

Анализ результатов работ, проведенных в Новосибирской области, показал, что дальнейшее внедрение новых, наращивание и развитие существующих систем без проработки вопросов их взаимной интеграции приведет к появлению систем с пересекающимися, дублирующими друг друга функциями, к нарушению принципа однократного ввода информации, являющегося одним из основных принципов автоматизации процессов управления.

Основными недостатками мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, реализуемых на территории Новосибирской области, являются:

узкая ведомственная направленность и связанная с этим невозможность системного комплексного подхода к обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;

частичное дублирование функций и проводимых мероприятий и, следовательно, нерациональное использование бюджетных средств;

проблемы масштабируемости и развития систем безопасности в связи с  высокими затратами на создание ведомственной информационной инфраструктуры;

излишняя ориентированность на человека в процессах управления и принятия решений, чрезмерный рост персонала при развитии систем и как следствие возрастание вероятности ошибок и пропуска внештатных ситуаций.

В связи с этим дальнейшее повышение эффективности работы всех служб, ответственных за обеспечение общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, от внедрения новых информационных технологий связано с разработкой подходов к созданию комплексной автоматизированной информационно-аналитической системы управления, обеспечивающей возможность объединения существующих автономных систем в рамках единого информационного пространства аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - АПК «Безопасный город») и предоставляющей должностным лицам, ответственным за обеспечение безопасности, эффективный набор средств для оценки складывающейся оперативной обстановки, принятия обоснованных решений и их реализации в рамках единого автоматизированного цикла управления.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р была утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» (далее - Концепция), в рамках мероприятий которой предполагается подготовка региональных и муниципальных целевых программ построения и развития комплекса «Безопасный город».

В целях реализации стратегических приоритетов развития Новосибирской области в сфере обеспечения общественной безопасности необходима разработка и осуществление комплекса мероприятий по построению и развитию в Новосибирской области АПК «Безопасный город», который предполагает обеспечение базовых функциональных требований, сгруппированных в соответствии с Концепцией:

безопасность населения и муниципальной (коммунальной) инфраструктуры;

безопасность на транспорте;

экологическая безопасность;

координация работы служб и ведомств и их взаимодействие.

В целом АПК «Безопасный город» является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью Новосибирской области в целом и муниципального образования в частности, за  счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.

Вышеобозначенные проблемы требуют консолидированных усилий областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и применения программно-целевого подхода к их решению.

Применение программно-целевого метода позволит осуществить создание и внедрение (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) АПК «Безопасный город» на территории Новосибирской области, обеспечивающего прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений, с интеграцией под его управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в целях повышения эффективности осуществления процесса обеспечения общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»