ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 февраля 2016 года N 39-рп


О внесении изменений в распоряжение Правительства Новосибирской области
от 23.04.2013 N 192-рп


Внести в распоряжение Правительства Новосибирской области от 23.04.2013 N  192-рп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» следующие изменения:

План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области, направленные на повышение эффективности и качества» изложить в прилагаемой редакции.



Губернатор области
      В.Ф. Городецкий


Приложение
к распоряжению Правительства
Новосибирской области
от 29.02.2016 N 39-рп


«СОГЛАСОВАН
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 05.08.2015 N 02-612

УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства Новосибирской области
от 23.04.2013 N 192-рп

ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области,
направленные на повышение эффективности и качества»

В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и совершенствование образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.

В 2013 году 17 общеобразовательных организаций с малым количеством детей присоединились к другим, более крупным общеобразовательным организациям (в том числе лицеям, гимназиям); 1 начальная школа в связи с отсутствием детей закрыта. Существенно сократилось количество вечерних (сменных) общеобразовательных организаций - с 41 до 28.

В 2014 году проведена реорганизация 68 образовательных организаций системы образования Новосибирской области (включая дошкольные). Реализовывались меры по формированию в Новосибирской области сети общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов.

Численность обучающихся в Новосибирской области в 2014-2015 учебном году по сравнению с предыдущим учебным годом выросла более чем на 7 тыс. детей. В 2015-2016 учебном году ожидается рост численности обучающихся более чем на 10 тыс. детей.

Оптимизация структуры сети профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, проводилась с 2011 года. К концу 2014 года прошли процедуру реорганизации 31 образовательное учреждение (30% от принятых в ведомственное подчинение). Одновременно проведена оптимизация штатного состава учреждений профессионального образования - штатная численность уменьшена в учреждениях на 1322 единицы (в основном за счет оптимизации численности административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала).

В 2015 году продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций (будет реорганизована 1 профессиональная образовательная организация).

Продолжается реализация областных проектов, направленных на повышение качества образования:

«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»;

«Развитие сети специализированных классов математического и естественно-научного направлений»;

«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области»;

«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»;

«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».

I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг
в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту


1. Основные направления

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, включает в себя:

реализацию в 2013-2014 годах двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N  288-п) и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2017 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N  115-п);

реализацию с 2015 года государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 N  576-п) (далее - государственная программа), предусматривающей создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;

обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;

обеспечение доступности дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.

Обеспечение высокого качества услуг дошкольных образовательных организаций включает в себя:

внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

кадровое обеспечение системы дошкольного образования;

разработку и внедрение независимой системы оценки качества дошкольного образования;

проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт;

осуществление присмотра и ухода за детьми.

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N  2190-р) включает в себя:

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками дошкольных образовательных организаций;

разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями дошкольных образовательных организаций в части установления взаимосвязи между показателями качества государственных (муниципальных) услуг, оказываемых организацией, и эффективностью деятельности руководителей дошкольных образовательных организаций;

информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта.

2. Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования, предусматривает обеспечение всех детей в возрасте от 3 до 7 лет возможностью получать услуги дошкольного образования, в том числе за счет развития негосударственного сектора дошкольного образования.

Обеспечение качества услуг дошкольного образования предусматривает:

обновление основных образовательных программ дошкольного образования с учетом требований стандартов дошкольного образования;

введение оценки деятельности дошкольных образовательных организаций на основе показателей эффективности их деятельности.

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании предусматривает обеспечение обновления кадрового состава и привлечение молодых талантливых педагогов для работы в дошкольном образовании.

3. Основные количественные характеристики системы дошкольного образования

Наименование показателя

Единица измерения

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

2018 год

Численность детей в возрасте 1-7 лет(1)(
)(не включая 7 лет, на конец соответствующего года по данным статистического сборника «Прогноз численности населения Новосибирской области до 2030 года» 2014 года и ежегодных сведений по форме Adm - 02-93)

тыс. человек

178,656

191,809

203,239

210,0

216,2

221,4

223,4

Охват детей программами дошкольного образования

процент

60,7

61,3

63,7

64,4

62,9

61,4

61,0

Численность воспитанников дошкольных образовательных организаций(2)(
)(ведомственный мониторинг на конец соответствующего года)

тыс. человек

114,799

123,843

129,494

135,234

135,934

135,934

136,274

Потребность в увеличении числа мест в дошкольном образовании для детей в возрасте от 3 до 7 лет

место

13188

11926

5900

0

0

0

0

Удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

процент

0

0

10

50

100

100

100

Количество мест, созданных в ходе мероприятий по обеспечению к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования:

место

8209

8065

5651

5740

700

0

340

в том числе высокозатратные места (строительство и пристрои)

место

2730

4087

4762

5455

700

0

340

иные формы создания мест

место

5479

3978

889

285

0

0

0

Доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая квалификационная категория

процент

46

52

52

53

53

54

54

Удельный вес численности работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в общей численности работников дошкольных образовательных организаций

процент

61,6

61,0

60,6

60,5

60,4

60,3

60,2

Численность работников дошкольных образовательных организаций / в том числе педагогических работников (по данным формы федерального статистического наблюдения N  ЗП-образование за 12 месяцев отчетного года без учета внешних совместителей)

тыс. человек

28,225/
10,850

29,527/
11,525

30,855/
12,086

31,927/
12,510

32,200/
12,610

32,200/
12,610

32,320/
12,660

Число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

человек

10,5

10,7

10,7

10,8

10,8

10,8

10,8

(1) - численность детей в возрасте 1-7 лет скорректирована на численности детей в возрасте 5-6 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. По данным федерального статистического наблюдения формы N  76-рик в 2014-2015 учебном году 2111 детей в возрасте 5-6 лет обучались в общеобразовательных организациях, в 2015-2016 учебном году - 2262 человека;

(2 )- численность воспитанников приведена по муниципальным, областным и федеральным дошкольным образовательным организациям.

4. Мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту

Наименование мероприятия

Ответственные исполнители

Сроки реализации

Показатели

Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очереди для обеспечения детей услугами дошкольного образования

1. Реализация долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы» и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2015 годы» в Новосибирской области, с 2015 года реализация государственной программы:

Минобрнауки Новосибирской области,
Минстрой Новосибирской области, ОМС

2011-2018 годы

создание в течение восьми лет дополнительно 36 тыс. мест для детей дошкольного возраста

разработка и подписание соглашений по предоставлению мер государственной поддержки развития сети образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2015 годы

соглашения Минобрнауки Новосибирской области с ОМС муниципальных районов и городских округов Новосибирской области о предоставлении государственной поддержки местным бюджетам для создания дополнительных мест для дошкольного образования

создание дополнительных мест в муниципальных

образовательных организациях различных типов, а также вариативных форм дошкольного образования

ОМС

2013-2018 годы

охват детей программами дошкольного образования

строительство современных зданий дошкольных образовательных организаций, реконструкция функционирующих организаций, возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных организаций в муниципальных образованиях и городских округах с высоким уровнем дефицита мест

Минстрой Новосибирской области, Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2018 годы

создание дополнительных мест для детей дошкольного возраста, удовлетворение потребности в услугах дошкольных образовательных организаций

мониторинг эффективности реализации государственной программы

Минобрнауки Новосибирской области

2013-2018 годы

предложения по дальнейшей реализации программы

2. Обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения:

Минобрнауки Новосибирской области

2014-2018 годы

утвержденные требования на основе федеральных методических рекомендаций к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими и другими категориями работников дошкольных образовательных организаций, направленной на достижение показателей качества этой деятельности

обновление нормативно-правовой базы на основании обновленных регулирующих документов (требований санитарных, строительных норм, пожарной безопасности и др.) для обеспечения условий для развития разных форм дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской области

2013-2015 годы

нормативно-правовые акты по регламентации требований к условиям и порядку создания семейных детских садов, организации услуг по дошкольному образованию индивидуальными предпринимателями

мониторинг и анализ предписаний надзорных органов с целью обеспечения минимизации регулирующих требований к организации дошкольного образования при сохранении качества услуг и безопасности условий их предоставления

Минобрнауки Новосибирской области

2014-2018 годы

отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования

оптимизация бюджетной сети учреждений дошкольного образования, предоставляющих образовательные услуги, с учетом специфики образовательных организаций

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2014-2018 годы

численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

3. Создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования:
государственная поддержка предпринимателей, организующих деятельность негосударственных дошкольных организаций, в части предоставления субвенций на реализацию программ дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2018 годы

удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования, предоставляющие услуги дошкольного образования, в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования

Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования

4. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования:

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

удельный вес численности воспитанников дошкольных образовательных организаций в возрасте от 3 до 7 лет, охваченных образовательными программами, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования

актуализация (разработка) образовательных программ в соответствии со стандартами дошкольного образования

руководители дошкольных образовательных организаций, педагогические работники дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

удельный вес воспитанников дошкольных образовательных организаций, обучающихся по программам, соответствующим требованиям стандартов дошкольного образования, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций

5. Кадровое обеспечение системы дошкольного образования:
подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций

2013-2018 годы

удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, имеющих педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
удельный вес численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций

внедрение профессиональных стандартов, используемых в подготовке педагогических кадров дошкольного образования, повышении квалификации и переподготовке, а также аттестации педагогических работников дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской области, НИПКиПРО, образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования по направлению «Педагогика и психология»

2014-2016 годы

повышение качества дошкольного образования, рост удовлетворенности населения качеством дошкольного образования

6. Внедрение и обеспечение функционирования независимой системы оценки качества дошкольного образования:

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2014 годы

удельный вес муниципальных образований, в которых оценка деятельности дошкольных образовательных организаций, их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования не менее чем в 80 процентах организаций дошкольного образования

разработка инструментария для оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2014 годы

примерный регламент и порядок проведения оценки качества образовательных условий в дошкольных образовательных учреждениях, направленных на развитие способностей, стимулирующих инициативность, самостоятельность и ответственность дошкольников

разработка программы подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников

НИПКиПРО,
Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2014 годы

программа подготовки экспертов для независимой аккредитации дошкольных образовательных учреждений в соответствии с требованиями развития способностей, стимулирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников

разработка показателей эффективности деятельности подведомственных муниципальных организаций дошкольного образования, их руководителей и основных категорий работников

Минобрнауки Новосибирской
области, ОМС

2013-2014 годы

нормативный правовой акт, утверждающий порядок формирования государственного (муниципального) задания для дошкольных образовательных учреждений, включая показатели качества предоставляемых услуг по дошкольному образованию

формирование системы общественных советов регионального и муниципального уровня, участвующих в функционировании независимой системы оценки качества дошкольного образования

Минобрнауки Новосибирской
области, ОМС

2014 год

обеспечение функционирования независимой системы оценки качества работы дошкольных образовательных организаций

Введение эффективного контракта в дошкольном образовании

7. Разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дошкольного образования:

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций

2013-2015 годы

отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образовании Новосибирской области

разработка и апробация (на основе федеральных методических рекомендаций) моделей реализации эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях, включая разработку методики расчета размеров оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций

2013-2014 годы

методические рекомендации по введению в действие апробированной модели эффективного контракта в дошкольных образовательных организациях, включая методику расчета размеров оплаты труда и критериев оценки деятельности различных категорий персонала организаций дошкольного образования

разработка методических рекомендаций по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт

Минобрнауки Новосибирской
области

2014 год

методические рекомендации по проведению мероприятий, связанных с аттестацией на категории работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы с последующим их переводом на эффективный контракт

проведение работы по заключению трудовых договоров (дополнительных соглашений) с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования в соответствии с типовой формой договора

ОМС

2013-2018 годы

договоры с руководителями государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования

совершенствование действующих моделей аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области;
доля педагогических работников дошкольных образовательных организаций, которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория

проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт (результаты аттестации на первую и высшую категории указываются в договоре (дополнительном соглашении) при заключении эффективного контракта с педагогическим работником)

8. Повышение эффективности бюджетных расходов и качества услуг в сфере дошкольного образования:

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС с участием руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогических работников дошкольных образовательных организаций

2014-2018 годы

отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области;
численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

осуществление мероприятий, направленных на оптимизацию расходов на оплату труда вспомогательного, административно-управленческого персонала.
Дифференциация оплаты труда вспомогательного, административно-управленческого персонала исходя из предельной доли расходов на оплату их труда в общем фонде оплаты труда организации не более 40%

оптимизация численности по отдельным категориям педагогических работников, определенных указами Президента Российской Федерации, с учетом увеличения производительности труда и проводимых институциональных изменений

обеспечение контроля за реализацией мер по созданию прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций дошкольного образования (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N  280-ФЗ)

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2014-2018 годы

отношение средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к средней заработной плате в сфере общего образования Новосибирской области;
численность воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

внедрение систем нормирования труда в образовательных организациях дошкольного образования, учитывающих требования по:
созданию условий, необходимых для внедрения рациональных организационных и трудовых процессов, улучшения организации труда;
обеспечению нормального уровня напряженности (интенсивности) труда при выполнении работ (оказания государственных (муниципальных) услуг);
повышению эффективности обслуживания потребителей государственных (муниципальных) услуг

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2014-2018 годы

число воспитанников в расчете на 1 педагогического работника

9. Информационное и мониторинговое сопровождение введения эффективного контракта:
организация проведения разъяснительной работы в трудовых коллективах, публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров и другие мероприятия;
мониторинг влияния внедрения эффективного контракта на качество образовательных услуг дошкольного образования и удовлетворенность населения качеством дошкольного образования, в том числе выявление лучших практик

Минобрнауки Новосибирской области, ОМС

2013-2018 годы

удовлетворенность населения доступностью и качеством реализации программ дошкольного образования

проведение совещаний (семинаров) с участием профсоюзных организаций, общественных объединений по вопросам реализации мероприятий «дорожных карт», в том числе мер, направленных на повышение оплаты труда педагогических работников

Минобрнауки Новосибирской
области, Новосибирская областная общественная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации

2014-2018 годы

повышение уровня информированности руководящих и педагогических работников

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»