Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 июня 2014 года N 228-п


О внесении изменений в постановление Правительства
Новосибирской области от 19.08.2011 N 360-п


_____________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 31.01.2017 N 14-п

_____________________


В целях повышения эффективности использования бюджетных средств Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 19.08.2011 N 360-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы» следующие изменения:

1. В наименовании слова «долгосрочной целевой программы» заменить словами «государственной программы Новосибирской области».

2. Преамбулу изложить в редакции:

«В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» и постановлением Правительства Новосибирской области от 26.09.2012 N 449-п «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации государственных программ Новосибирской области», в целях создания благоприятных условий для дальнейшего развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области, комплексного и системного решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства».

3. В пункте 1 слова «долгосрочную целевую программу» заменить словами «государственную программу Новосибирской области».

4. Долгосрочную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     Временно и.о.губернатора области
     В.Ф.Городецкий


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 16.06.2014 N 228-п

«ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
Новосибирской области «Развитие субъектов малого и среднего
предпринимательства в Новосибирской области на 2012-2016 годы»

(далее - Программа)

I. Паспорт Программы


Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы.
Исполнители основных мероприятий

Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Министерство)

Подпрограммы Программы (включая входящие в них ведомственные целевые программы).
Долгосрочные целевые программы, включенные в состав Программы

В рамках Программы не предусмотрена реализация подпрограмм

Цели и задачи Программы

Цель Программы - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, прежде всего в сфере материального производства и инновационной деятельности для повышения экономической и социальной эффективности деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Новосибирской области.

Задачи Программы:

1. Формирование условий, обеспечивающих рост количества субъектов малого предпринимательства на территории Новосибирской области.

2. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности.

3. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в продвижении продукции (товаров, услуг) на региональные рынки Российской Федерации и рынки иностранных государств.

4. Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в разработке и внедрении инноваций, модернизации производства.

5. Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных районах и городских округах Новосибирской области

Сроки (этапы) реализации Программы

Период реализации Программы: 2012-2016 годы.

Этапы реализации Программы не выделяются

Объемы финансирования Программы (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Общий объем финансирования Программы составляет -
2443749,295 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
1028502,78 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 1398344,515 тыс. рублей*;
средства Новосибирской торгово-промышленной палаты
(далее - НТПП) - 9210,0 тыс. рублей*;
средства Новосибирской городской торгово_промышленной палаты (далее - НГТПП) - 7693,0 тыс. рублей*.
Объемы финансирования по годам:
2012 год - 639930,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
206600,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 430285,0 тыс. рублей;
средства НТПП - 1620,0 тыс. рублей*;
средства НГТПП - 1425,0 тыс. рублей*;
2013 год - 678467,287 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
220282,780 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 454857,507 тыс. рублей*;
средства НТПП - 1760,0 тыс. рублей*;
средства НГТПП - 1567,0 тыс. рублей*;
2014 год - 701428,008 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
192420,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 505602,008 тыс. рублей*;
средства НТПП - 1839,0 тыс. рублей*;
средства НГТПП - 1567,0 тыс. рублей*;
2015 год - 211657,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
204600,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 3600,0 тыс. рублей*;
средства НТПП - 1890,0 тыс. рублей*;
средства НГТПП - 1567,0 тыс. рублей*;
2016 год - 212267,0 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области -
204600,0 тыс. рублей;
средства федерального бюджета - 4000,0 тыс. рублей*;
средства НТПП - 2100,0 тыс. рублей*;
средства НГТПП - 1567,0 тыс. рублей*

Основные целевые индикаторы Программы.
Ожидаемые результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Основные целевые индикаторы Программы:

1. Рост оборота малых и средних предприятий.

2. Рост отгруженных товаров собственного производства.

3. Рост количества занятых на малых и средних предприятиях.

4. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения.

Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:

рост оборота малых и средних предприятий к концу периода реализации Программы в 1,5 раза по сравнению с базовым годом (2011 год);

рост отгруженных товаров собственного производства к концу периода реализации Программы в 1,5 раза по сравнению с базовым годом (2011 год);

рост количества занятых на малых и средних предприятиях к концу периода реализации Программы не менее 112% по сравнению с базовым годом (2011 год);

обеспечение доли среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения к концу периода реализации Программы не менее 26,5%;

количество вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства ежегодно составит не менее 25000 субъектов;

объем финансовых ресурсов (кредиты, займы, лизинговые ресурсы), привлеченных в сектор малого и среднего предпринимательства при поддержке Фонда развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области, Новосибирского областного фонда микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, субсидирования договоров лизинга за период реализации Программы составит не менее 8600 млн. рублей;

рост выручки от реализации товаров (работ, услуг) субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - СМиСП) - получателями финансовой поддержки (к уровню предыдущего года) ежегодно составит не менее 112%;

количество СМиСП, реализующих инновационные проекты и проекты по модернизации производства при поддержке в рамках Программы, ежегодно составит в среднем не менее 20 субъектов в 2014, не менее 7 субъектов в 2015-2016 годах;

рост выручки от реализации товаров (работ, услуг) на одного работника субъектами малого и среднего предпринимательства - получателями финансовой поддержки на возмещение затрат, связанных с внедрением инноваций и модернизацией производства (к уровню предыдущего года), ежегодно составит не менее 105%;

количество новых рабочих мест СМиСП в муниципальных районах Новосибирской области ежегодно составит не менее 190;

объем бытовых услуг, предоставляемых населению Новосибирской области, ежегодно составит не менее 7,9 млрд. рублей


*Прогнозные объемы.

II. Общая характеристика сферы реализации
государственной программы, включая описание текущего состояния, основных
проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

В настоящее время можно констатировать, что период восстановительного роста российской экономики, когда она росла преимущественно за счет увеличения загрузки существующих производственных мощностей, закончился. Для обеспечения дальнейших высоких темпов роста экономики необходимо инвестиционное и инновационное развитие, основанное на модернизации и изменении структуры экономики в целом и сектора малого и среднего предпринимательства в частности. Качественно изменить структуру экономики без активного роста малого и среднего предпринимательства невозможно.

Малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в социально-экономической жизни Новосибирской области (далее - область). Оно присутствует практически во всех отраслях экономики области. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы населения, проживающего на территории области.

По числу малых предприятий (без микропредприятий) в 2010 году область находилась на 13 месте в России (1,8% от общего числа малых предприятий по России) и на первом в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) (15,4% от общего числа малых предприятий по СФО).

В 2010 году оборот малых предприятий составил 193466,0 млн. рублей, что соответствовало 12 месту среди регионов Российской Федерации (1,9% от общероссийского оборота малых предприятий (без микропредприятий) и первому месту в СФО (19,7% от оборота малых предприятий в СФО). Оборот малых предприятий (с учетом микропредприятий) составил 346012,62 млн. рублей.

Осуществлено инвестиций в основной капитал малых предприятий на 13847,3 млн. рублей: четвертое место в России (5,4% инвестиций, осуществленных малыми предприятиями России) и первое место в СФО (30,5%).

В 2010 году на территории Новосибирской области действовало 3850 малых предприятий, 80993 микропредприятия, 898 средних предприятий и 70792 индивидуальных предпринимателя (далее - ИП).

2009

2010

Малые предприятия

3852

3850

Микропредприятия

44898

80993

Средние предприятия

686

898

ИП

69716

70792


Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий в области увеличилась с 209890 человек (на 01.01.2010) до 273591 человека (на 01.01.2011), темп роста составил 130%.

По оценке ассоциации «СибАкадемИнновация», объединяющей малые и средние предприятия наукоемкого инновационного бизнеса, прирост доли объема товаров (работ, услуг), производимых на территории области субъектами малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере в общем объеме валового регионального продукта за период с 01.01.2010 по 01.10.2010 составил 0,5% (доля увеличилась с 4,5% до 5%).

По данным за 2010 год оборот малых и средних предприятий составил более 455 млрд. рублей, что соответствует 42% от оборота всех предприятий и организаций области. На долю предприятий оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится 64% оборота малых и средних предприятий, на долю предприятий обрабатывающих производств - 14,5%.

В настоящее время в Новосибирской области сформировалась и функционирует инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. С 2007 года действует инновационный бизнес-инкубатор в наукограде Кольцово. Его цель - поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность, посредством предоставления им в аренду площадей бизнес-инкубатора на льготных условиях и оказания ряда услуг, содействующих развитию предпринимательства. В бизнес-инкубаторе постоянно размещаются около 20 малых инновационных компаний.

Ключевой проблемой в привлечении средств на развитие малого бизнеса является не только стоимость кредитных ресурсов (процентная ставка), но и их доступность - большинство начинающих и быстрорастущих предприятий не обладает ликвидным залоговым обеспечением для привлечения банковских кредитов. В рамках решения данной проблемы в 2009 году был создан и успешно функционирует Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области (далее - Фонд), основным видом деятельности которого является предоставление финансовых гарантий при кредитовании банковскими учреждениями субъектов малого и среднего предпринимательства. Всего за период 2009 - первое полугодие 2011 года для осуществления основного вида деятельности Фонду в качестве имущественных взносов были направлены средства областного бюджета Новосибирской области и федерального бюджета в размере 581000,0 тыс. рублей (462800,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 118200,0 тыс. рублей - средства областного бюджета Новосибирской области). За указанный период Фондом было выдано 851 поручительство на общую сумму более 2,7 млрд. рублей. Это позволило субъектам малого и среднего предпринимательства привлечь кредитные ресурсы на сумму более 4,3 млрд. рублей.

В 2010 году в рамках содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в привлечении финансовых ресурсов для осуществления предпринимательской деятельности также была создана некоммерческая организация «Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Фонд микрофинансирования), основной вид деятельности которой - предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства области. Для осуществления основного вида деятельности Фонду микрофинансирования в качестве имущественных взносов были направлены средства областного бюджета Новосибирской области и федерального бюджета в размере 339897,0 тыс. рублей (269897,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 70000,0 тыс. рублей - средства областного бюджета). За указанный период Фондом микрофинансирования было выдано 93 микрозайма на общую сумму 69,970 млн. рублей.

Следует отметить более низкую стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых с помощью Фонда и Фонда микрофинансирования. Фонд выбирает банки-партнеры при условии, если последние берут на себя обязательства по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства по эффективной ставке, соответствующей ставке рефинансирования Центрального Банка России, увеличенной на 4 процентных пункта. Фонд микрофинансирования предоставляет микрозаймы до 1 млн. рублей до 1 года под 10% годовых, а для сферы материального производства и инноваций - по ставке рефинансирования Центрального Банка России.

В целях поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства создается Центр прототипирования. Центр прототипирования создается в форме группы специализированных технологических предприятий, координируемых управляющей компанией, способных обеспечить инновационное сообщество качественными и конкурентными производственными и технологическими услугами, востребованными при разработке и производстве сложного высокотехнологического оборудования и приборов. В рамках проекта предполагается создание следующих технологических участков: листообработки, упаковки, моточного производства и DIP-монтажа, сварки, слесарного прототипирования, механики, высокоточной механообработки, контрольно-испытательной службы и копировально-полиграфического центра.

На закупку оборудования для Центра прототипирования в 2010 году было направлено 76,0 млн. рублей средств областного бюджета и 54,0 млн. рублей средств федерального бюджета. В 2011 году на дооснащение Центра прототипирования направлено 43,85 млн. рублей средств областного бюджета Новосибирской области.

С 2008 года функционирует центр субконтрактации, основная задача которого - поиск партнеров для производственной деятельности (кооперации) - поставщиков и заказчиков продукции промышленного назначения, комплектующих, производственных услуг, производственных помещений. Субъекты малого и среднего предпринимательства Новосибирской области вправе воспользоваться услугами центра субконтрактации. Субконтрактация позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства - заказчикам снизить себестоимость продукции за счет приобретения более дешевых деталей; сократить товарно-материальные запасы; сэкономить вложения в основное производственное оборудование; оптимизировать использование ресурсов, сосредоточившись на сборке продукции, контроле качества, маркетинге продукции, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах; построить более эффективную организационную структуру предприятия.

В целях поддержки экспортно ориентированных субъектов в области функционирует представительство Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра (создан на базе автономной некоммерческой организации «Инновационный центр Кольцово»), задачами которого являются: развитие стимулирующей среды, способствующей выходу российских малых и средних предприятий на внешние рынки и повышению их общей конкурентоспособности; развитие инфраструктуры содействия экспортно ориентированным малым и средним предприятиям на региональном уровне; поддержка экспортно ориентированных малых и средних предприятий в выходе на внешние и межрегиональные рынки для формирования историй успеха; развитие единого информационного пространства с Европейским Союзом посредством интеграции существующих деловых сетей и баз данных.

В 2010 году были подготовлены и размещены в базах данных Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и Европейской сети поддержки предпринимательства с целью поиска деловых партнеров 23 профиля субъектов малого и среднего предпринимательства области (профиль - это анкета компании, содержащая информацию о деятельности компании, преимуществах выпускаемой ею продукции (оказываемых услугах), о запрашиваемой компанией форме партнерства). Информация о международной сертификации, механизмах поиска деловых партнеров в странах Европейского Союза и регионах Российской Федерации, законодательстве стран Европейского Союза, организации экспортной деятельности на рынках стран Европейского Союза, статистической информации о рынках стран Европейского Союза была предоставлена по запросам 21 субъекту малого и среднего предпринимательства. Были отработаны 540 запросов субъектов малого и среднего предпринимательства о сотрудничестве от компаний из стран Европейского Союза или регионов Российской Федерации. Установлены 3 бизнес-партнерства между предприятиями области и найденными для них деловыми партнерами из стран Европейского Союза или регионов Российской Федерации.

Несмотря на существенный прогресс в секторе малого и среднего бизнеса в области, очевидна актуальность принятия на региональном уровне мер для его дальнейшего развития, обусловленная необходимостью увеличения темпов экономического роста в области за счет стимулирования деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, продолжают сохраняться некоторые трудности (проблемы), препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в области (большинство из них актуальны и для других регионов).

Основные проблемы, актуальность которых подтверждается социологическими опросами и на решение которых направлена Программа:

1. Недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности, особенно в муниципальных образованиях области, удаленных от областного центра.

2. Низкая доступность персонала требуемой квалификации на рынке труда для работы в малом и среднем бизнесе.

3. Низкая доступность финансовых ресурсов для ведения предпринимательской деятельности как на начальном этапе деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, так и на этапе их дальнейшего развития.

4. Низкая доступность производственных и офисных помещений.

5. Низкая доступность производственного оборудования, прежде всего сложного высокотехнологического оборудования и приборов.

6. Проблема качества продукции и продвижения ее на внутренний, межрегиональный и международный рынки.

Цель Программы имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках очередного финансового года и последующего планового периода.

Реализация Программы направлена на развитие сектора малого и среднего предпринимательства, преимущественно в сфере материального производства.

Реализация мероприятий Программы приведет к росту доли малого и среднего предпринимательства в основных макроэкономических показателях развития Новосибирской области:

объем продукции, произведенной малыми и средними предприятиями Новосибирской области, увеличится с 212 млрд. рублей в 2011 году до 330 млрд. рублей в 2016 году;

доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в валовом региональном продукте, увеличится с 36,8% в 2011 году до 39% в 2016 году.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМиСП в численности экономически активного населения области увеличится с 20% в 2011 году до 26,5% в 2016 году.

Масштабность, сложность и многообразие проблем развития малого и среднего предпринимательства, потребность в координации усилий органов государственной власти, негосударственных организаций, в том числе общественных объединений субъектов малого и среднего предпринимательства, иных структур поддержки предпринимательства, органов местного самоуправления муниципальных образований области для решения проблем развития предпринимательства обуславливают необходимость комплексного и последовательного подхода, рассчитанного на долгосрочный период, который предполагает использование программно-целевых методов, обеспечивающих увязку реализации мероприятий по срокам, ресурсам, исполнителям, а также организацию процесса управления и контроля.

Развитие предпринимательства на основе программно-целевых методов планирования осуществляется в области с 2001 года. Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию более благоприятного климата для развития предпринимательства в области, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.

При принятии Программы предполагается преемственность мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства с ранее действовавшими документами, включая областную целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009-2011 годы».

III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и индикаторы
достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы,
сроки реализации государственной программы


Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы определены в следующих стратегических документах:

Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474;

Программа социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденная Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.

В соответствии с указанными документами сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы:

обеспечение высоких темпов устойчивого роста экономики региона и создание потенциала будущего развития за счет формирования благоприятных условий для бизнеса;

адресная поддержка развития предпринимательства в соответствии с региональными приоритетами, преимущественное развитие конкурентоспособных, ресурсосберегающих, наукоемких и экологически чистых промышленных производств;

ужесточение технических, экологических и других требований к выпускаемой продукции и оказываемым услугам;

целенаправленное воздействие на пространственное размещение бизнеса в Новосибирской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»