ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2013 года N 609-п


Об утверждении плана социально-экономического развития
Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов


В соответствии со статьей 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ, и в целях обеспечения эффективной реализации экономической и социальной политики на территории Новосибирской области Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемый план социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее – План).

2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, заместителям Председателя Правительства Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области обеспечить решение задач, реализацию направлений деятельности и достижение значений целевых показателей, предусмотренных Планом.

3. Руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области представлять в министерство экономического развития Новосибирской области информацию о ходе выполнения Плана и достижении соответствующих целевых показателей по итогам полугодия, 9 месяцев с указанием ожидаемых итогов года не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным, и по итогам года не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным.

4. Министру экономического развития Новосибирской области Бабкиной Г.И. обеспечить мониторинг исполнения Плана.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Новосибирской области при разработке планово-прогнозных документов руководствоваться Планом.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра финансов и налоговой политики Новосибирской области Голубенко В.Ю.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 30.12.2013 N 609-п

ПЛАН
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов

I. Общие положения

План социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - План) разработан в соответствии со ст. 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» с целью конкретизации на период 2014-2016 годов основных направлений деятельности органов исполнительной власти по решению приоритетных задач социально-экономического развития региона, определенных в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, и в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.

В связи с планомерно проводимой работой по переходу на программный бюджет, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации в качестве механизма реализации основных направлений приведен перечень целевых и государственных программ, планируемых к реализации в плановом периоде до 2016 года, что позволяет обеспечить четкую взаимоувязку решаемых задач, бюджетных ресурсов и результатов деятельности органов власти.

1. Анализ социально-экономического развития Новосибирской области в 2011_2013 годах

Итоги социально-экономического развития Новосибирской области в 2011 и 2012 годах свидетельствуют о стабильном развитии экономики региона. По ряду макроэкономических показателей область имеет результаты, превосходящие среднероссийский уровень и средние показатели по Сибирскому федеральному округу.

Рост физического объема ВРП Новосибирской области обусловлен увеличением объема промышленного производства, ростом оборота оптовой и розничной торговли, положительной динамикой объема строительных работ. Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимой оценке в 1,2 раза. В структуре инвестиций в основной капитал возросла доля привлеченных средств с 48% в 2010 году до 61,2% в 2012 году. Наметилась тенденция роста иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области: с 435 млн. долларов США в 2010 году до 771,5 млн. долларов США в 2012 году.

В последние годы Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства; за два года введено более 3 млн. кв. метров жилья.

Темп роста потребительской активности (оборота розничной торговли) за два года составил 114,5% к уровню 2010 года в сопоставимой оценке при росте потребительских цен в среднегодовом исчислении на 12,6%. Реальные денежные доходы населения Новосибирской области выросли на 8,8% к уровню 2010 года.

В 2011 и 2012 годах Новосибирская область удерживала лидерство среди субъектов Сибирского федерального округа по уровню реализации трудового потенциала (в 2012 году самый высокий уровень занятости населения - 65,1% к численности населения в возрасте от 15 до 72 лет и один из самых низких уровень общей безработицы - 5,6% к численности экономически активного населения; самый низкий уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,2%); в Новосибирской области растет потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости (в 2010 году -  22,7 тыс. человек, в 2011 году - 25,3, в 2012 году - 27,9 тыс. человек).

В 2012 году в Новосибирской области зафиксирован естественный прирост населения, который составил 913 человек; уровень рождаемости в регионе сложился выше, чем в среднем по России: 13,9 родившихся на 1 000 человек населения против 13,3 в среднем по РФ.


Динамика основных показателей социально-экономического развития
(2012 год в % к 2010 году, в сопоставимой оценке)

В 2013 году в Новосибирской области сохраняются опережающие среднероссийские темпы развития экономики.

Экономический рост в области обеспечивается созданием благоприятного предпринимательского климата, повышением деловой активности, развитием общественной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

В сфере промышленного производства с начала 2013 года высокими темпами развиваются добывающие виды деятельности. Индекс производства по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» - 117,5%, что в большей степени обусловлено увеличением добычи угля ЗАО «Сибирский Антрацит». В Новосибирской области при государственной поддержке продолжается реализация инвестиционного проекта «Развитие ЗАО «Сибирский антрацит», в результате производство антрацита вырастет до 9,5 млн. тонн в год.

Среди обрабатывающих производств наибольший прирост отмечен в производстве транспортных средств и оборудования (113,2%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (106,2%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (103,3%). При этом по остальным видам обрабатывающих производств уровень соответствующего периода 2012 года не достигнут.

Объем производства электрической энергии на территории Новосибирской области с начала года практически сохранился на уровне соответствующего периода 2012 года. В структуре потребления электроэнергии наибольшую долю составляют промышленные потребители (30%), население и непромышленные потребители (по 18%), и железнодорожный транспорт (12%). Доля сельхозпотребителей в общем объеме составляет около 3%.

По итогам 2013 года значение индекса промышленного производства Новосибирской области ожидается на уровне 103,4%.

Основной потенциал экономики Новосибирской области связан с развитием наукоемких инновационных производств. В Новосибирской области создается и активно развивается инфраструктура инновационной деятельности: технопарки («Технопарк Новосибирского Академгородка», технопарк «Новосибирск», технопарк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово), бизнес-инкубаторы, в том числе при образовательных учреждениях, центры развития инновационных компетенций. Ставшая традиционной Сибирская венчурная ярмарка позволяет соединить интересы инвесторов, производителей и инноваторов, способствует развитию культуры венчурного предпринимательства в регионе.

Государственная политика в сфере инвестиционного развития региона сосредоточена на совершенствовании системы мер стимулирования модернизации производств, расширения и создания высокотехнологичных, наукоемких инновационных производств, создании объектов транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры, технологических и промышленных парков.

Продолжается создание и реконструкция объектов инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры Промышленно-логистического парка. С начала 2013 года статус резидента Промышленно-логистического парка получили девять инвесторов (ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» (заявленный объем инвестиций - 1 620 млн. рублей), ООО «Восточная снековая компания» (заявленный объем инвестиций - 198 млн. рублей), ООО ЗКПД «АРМАТОН» (1 500 млн. рублей), ООО «Теплопром» (2 287 млн. рублей), OOО «НПО «Базальт» (2 300 млн. рублей). ООО «Сибалюкс Ресурс» (70 млн. рублей), ООО «АРНЕГ» (600 млн. рублей), ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» (2 700 млн. рублей), ООО «Волтар» (700 млн. рублей).

Результативность проводимой в регионе инвестиционной и экономической политики подтверждает оценка рейтингового агентства Fitch Rating на уровне «ВВВ-», прогноз «Стабильный», что отражает хорошие операционные показатели региона, высокую способность самостоятельно финансировать капитальные расходы. В регионе сократились бюрократические барьеры для бизнеса, упростились процедуры согласования и получения разрешительной документации.

В 2013 году государственную поддержку получают более 20 инвестиционных проектов, в том числе поддержаны такие проекты как «Приобретение и эксплуатация комбинированных дорожных машин на базе SCANIA при содержании автомобильных дорог в Новосибирской области» ОАО «Новосибирскавтодор» и «Организация производства цементно-песчаных строительных смесей» ООО «Геркулес-Сибирь».

Ожидаемый объем инвестиций в основной капитал на территории Новосибирской области по итогам 2013 года составит 183,2 млрд. рублей, что превысит показатель 2012 года на 5,2%.

Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе области направлена, в первую очередь, на модернизацию производственной базы, внедрение новых, передовых технологий. В целях повышения уровня развития животноводства реализуются мероприятия по развитию молочного, мясного скотоводства, строительства животноводческих комплексов по производству молока и мяса.

В 2013 году ведется строительство животноводческих комплексов (ферм), после ввода в эксплуатацию которых будет создано 2 300 и реконструировано 1 120 скотомест. Реализуются проекты по строительству свиноводческих и птицеводческих комплексов, заводов по переработке продукции растениеводства.

В 2013 году на 9,3 тыс. га (на 0,4%) по сравнению с 2012 годом увеличены посевные площади сельскохозяйственных культур. Сев в регионе проведен высокорепродуктивными семенами. Для получения запланированного урожая внесена 31 тыс. тонн минеральных удобрений. Валовой сбор зерновых культур составил более 2 730 тысяч тонн при достаточно высокой средней урожайности 18,1 ц/га. Значение индекса производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2013 года ожидается на уровне 108% к 2012 году.

Объем работ по виду деятельности «строительство» в 2013 году превысит показатель 2012 года на 5,2%.

По итогам 2013 года в Новосибирской области ожидается ввод 1 598,3 тыс. кв. метров общей площади жилых домов (101,7% к уровню 2012 года). Доля малоэтажного жилья в общем объеме введенного жилья составит не менее 37,2%. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя Новосибирской области, к концу 2013 года возрастет до 22,6 кв. метров (на 1,8% к 2012 году).

Одно из основных направлений деятельности органов власти Новосибирской области - создание условий для удовлетворения потребностей разных групп населения Новосибирской области в современном, доступном и качественном жилье. Приоритет отдан развитию комплексного жилищного строительства, строительству жилья эконом-класса.

Продолжается работа по поддержке и стимулированию индивидуального жилищного строительства в районах области, строительству служебного жилья для работников бюджетной сферы. Расширяется практика частно-государственного партнерства при инженерной подготовке строительных площадок под жилищное строительство. Развивается рынок жилья коммерческого найма. Реализуются меры поддержки жителей области в решении жилищных проблем, в том числе молодых семей, дополнительные меры государственной поддержки работников сферы образования. Решаются вопросы переселения граждан из аварийных жилых домов и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, газификации и благоустройства населенных пунктов Новосибирской области, строительства новых и модернизации действующих объектов жилищно-коммунального комплекса.

В 2013 году завершен капитальный ремонт 109 многоквартирных домов общей площадью 155,6 тыс. кв. метров, в многоквартирных домах модернизировано 611 лифтов, отработавших нормативный срок службы. В рамках региональных программ будет переселено более 1,1 тыс. человек из аварийного жилищного фонда, газифицировано более 11,9 тыс. квартир (домовладений). Более 830 млн. рублей выделено на модернизацию и развитие жилищно-коммунального хозяйства, реализуется более 100 инвестиционных проектов по строительству и модернизации объектов систем тепло- и водоснабжения.

В числе приоритетов Правительства Новосибирской области - развитие дорожной отрасли. Ведется активное строительство и реконструкция автомобильных дорог и дорожных сооружений.

К наиболее значимым объектам 2013 года относится строительство автомобильной дороги «118 км а/д «К-17р» - Камень-на-Оби» на участке Кирза - граница Алтайского края»; строительство автомобильной дороги «Подъездные автомобильные дороги в промышленно-логистическом парке Новосибирской области»; строительство моста через реку Каменка на 1 км а/д «8 км а/д «Н_2404» - Красный Камешек - Ключики» и мостового перехода через реку Каракан на 8 км а/д «70 км а/д «Н-2407» - Преображенка» в Сузунском районе.

В 2013 году предусмотрено строительство и реконструкция 47,8 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, капитальный ремонт 113,4 км, ремонт 134,3 км дорог и дорожных сооружений.

В первом полугодии 2013 года за счет субсидий из дорожного фонда Новосибирской области выполнены дорожно-строительные работы в 57 муниципальных образованиях Новосибирской области. Продолжаются работы по строительству третьего мостового перехода через реку Обь в городе Новосибирске. Кроме того, на 31 объекте в городе Новосибирске завершен ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним.

Динамично развивающаяся инфраструктура потребительского рынка в соответствии с новыми современными технологиями, проведение зональных оптово-розничных универсальных ярмарок, а также рост реальных располагаемых денежных доходов населения способствуют росту потребительской активности в регионе. По итогам 2013 года ожидаемый прирост оборота розничной торговли составит 4,2%.


Несмотря на положительную динамику большинства экономических показателей, в области сохраняется отставание по среднедушевому уровню валового регионального продукта, объема инвестиций в основной капитал, объема отгруженной промышленной продукции и произведенной сельскохозяйственной продукции от среднероссийских значений.


Основные показатели экономического развития
в расчете на душу населения

Наименование показателя

2012 год

2013 год (ожидаемое значение)

НСО

РФ

НСО
РФ

НСО

РФ

НСО
РФ

Валовой региональный продукт, тыс. рублей

255,0

354,6

0,719

279,8

376,8

0,743

Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей

60,0

87,8

0,683

67,3

95,3

0,706

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, тыс. рублей

136,6

258,8

0,528

144,1

274,0

0,526

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий,
тыс. рублей

20,8

22,3

0,933

23,7

24,2

0,979

Оборот розничной торговли, тыс. рублей

147,8

149,4

0,989

161,3

165,2

0,976


В 2013 году в социальной сфере сохраняется положительная динамика развития, улучшены показатели, характеризующие уровень жизни населения.

Демографическая ситуация. По состоянию на 1 января 2013 года в Новосибирской области проживало 2 709,5 тыс. человек. По оценке 2013 года среднегодовая численность населения составит 2 720,3 тыс. человек, естественный прирост - 0,3 промилле на 1 000 человек.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом ожидается снижение миграционного прироста 4,67 населения на 10 000 человек.

Социальная поддержка населения. В 2013 году продолжено оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам и семьям, гражданам пожилого возраста и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны.

Государственная поддержка семей с детьми, как приоритетное направление социально-экономической политики Новосибирской области, начиная с 2012 года, осуществляется в рамках Плана мероприятий по реализации Региональной стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы.

На рынке труда ситуация в первом полугодии 2013 года отмечена как стабильная. Решение поставленных на текущий год задач по укреплению положительных тенденций позволили снизить уровень общей и регистрируемой безработицы, повысить конкурентоспособность и качество рабочей силы, трудовую мобильность, преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу.

Уровень официально зарегистрированной безработицы в Новосибирской области в 2013 году отмечается как самый низкий среди регионов Сибирского федерального округа наряду с Республикой Бурятия и Омской областью. В течение года отмечено снижение коэффициента напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в центрах занятости и претендующих на одну вакансию).

В целях укрепления положительных тенденций на рынке труда в 2013 году сохранены все меры поддержки предпринимательской деятельности: осуществлялось содействие в создании новых эффективных рабочих мест, расширении самозанятости населения; стимулирование населения к трудовой активности.

В целях обеспечения организаций приоритетных отраслей экономики Новосибирской области кадрами по наиболее востребованным профессиям разработан перечень приоритетных рабочих профессий на 2014 год для организации профессионального обучения безработных граждан.

С начала текущего года выросли относительно соответствующего периода 2012 года номинальные и реальные располагаемые денежные доходы населения. В расчете на душу населения денежные доходы в целом за год ожидаются в размере 22,7 тыс. рублей.

На уровень денежных доходов населения оказывают влияние в том числе размеры заработной платы, пенсий, периодичность их индексации и своевременность выплаты.

Основным источником дохода для трудоспособного населения является заработная плата, помесячный рост которой в 2013 году составляет 10,2-11,7%. По оценке в 2013 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в регионе составит 26 270 рублей, реальная заработная плата составит 106,6%.

По большинству видов экономической деятельности (за исключением сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства; рыболовства и рыбоводства; гостиниц и ресторанов) средняя заработная плата в 2013 году складывается выше минимального потребительского бюджета, величина которого на 1 июля 2013 года составила 16 337 рублей.

С 1 января 2013 года действует региональное соглашение о минимальной заработной плате в Новосибирской области, в котором впервые проведено выравнивание минимальной заработной платы работников бюджетной и внебюджетной сферы. Минимальная заработная плата для данной категории работников установлена в размере 9 030 рублей, что в 1,7 раза выше уровня, установленного федеральным законодательством; для работников организаций сельского хозяйства размер минимальной заработной платы составляет 6 200 рублей. Размер минимальной заработной платы для работников организаций бюджетной сферы увеличился в 1,6 раза, внебюджетной сферы - в 1,2 раза по сравнению с установленными значениями в предыдущем соглашении о минимальной заработной плате в Новосибирской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»