Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2012 года N 471-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области
от 01.07.2011 N 283-п

_______________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
от 01.12.2014 N 466-п

_______________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» следующие изменения:

1. Пункт 2 признать утратившим силу.

2. В пункте 3 слова «Горнин Л.В.» заменить словами «Голубенко В.Ю.».

3. В пункте 4 слова «заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Шмидта И.В.» заменить словами «заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.».

4. Долгосрочную целевую программу «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» изложить в редакции согласно приложению.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 15.10.2012 N 471-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 01.07.2011 N 283-п

Долгосрочная целевая программа
«Комплексная региональная программа развития профессионального
образования на 2011-2015 годы»


I. Паспорт Программы


Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта
о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы»

Основные разработчики Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Государственный заказчик (государственный заказчик- координатор) Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий
Программы

Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

государственные образовательные учреждения Новосибирской области, реализующие программы начального и среднего профессионального образования, подведомственные министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее - учреждения профессионального образования);

организации (работодатели), участвующие в реализации Программы на основании официально подтвержденных намерений об участии в реализации мероприятий Программы (далее - организации)

Цель и задачи Программы

Цель: создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.

Задачи:

1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда.

2. Структурная перестройка системы профессионального образования Новосибирской области.

3. Модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования.

4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства.

5. Создание привлекательных условий обучения в учреждениях профессионального образования.

6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования.

7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования

Сроки (этапы) реализации Программы

Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы.
Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа:
первый этап - с июля 2011 года по декабрь 2011 года - подготовительный этап;
второй этап - с начала 2012 года до декабря 2014 года - реализация основных программных мероприятий;

третий этап - с начала 2015 года по декабрь 2015 года - заключительный: анализ, обобщение результатов деятельности по реализации Программы

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Общий объем финансирования Программы составляет -

1 352,5 миллионов рублей, из них:

2011 год - 127,2 млн. руб., в том числе:

областной бюджет Новосибирской области - 42 млн. руб.;

федеральный бюджет - 58,2 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства организаций - 17 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования -

10 млн. руб.

2012 год - 340,3 млн. руб., в том числе:

областной бюджет Новосибирской области - 196,4 млн. руб.;

федеральный бюджет - 34,9 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства организаций - 73 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования -

36 млн. руб.

2013 год - 530,6 млн. руб., в том числе:

областной бюджет Новосибирской области - 221,7 млн. руб.;

федеральный бюджет - 200,0 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства организаций - 73 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования -

35,9 млн. руб.

2014 год - 177,2 млн. руб., в том числе:
областной бюджет Новосибирской области - 68,1 млн. руб.;

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства организаций - 73 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования -

36 млн. руб.

2015 год - 177,1 млн. руб., в том числе:
областной бюджет Новосибирской области - 68,1 млн. руб.

внебюджетные источники финансирования, в том числе:

средства организаций - 73 млн. руб.;

средства учреждений профессионального образования -

36 млн. руб.

Важнейшие целевые индикаторы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Важнейшие целевые индикаторы:

доля лиц, принятых на обучение по программам начального, среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году, от общего количества принятых;

доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году, от общего количества реализуемых основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования;

доля лиц, обучающихся по программам начального и среднего профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, не менее 90% к 2015 году, от общего количества обучающихся в учреждениях профессионального образования (в 2010 году процедуры профессионально-общественной аккредитации отсутствовали);

доля педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, участвующих в программах стажировок в организациях, в условиях производства, на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом, от числа педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, не менее 20% к 2015 году.

Все целевые индикаторы, с характеризующими их количественными значениями, приведены в приложении N 1 к Программе.

Ожидаемые результаты реализации Программы:

К 2015 году в результате реализации Программы в Новосибирской области будет сформирована сеть учреждений профессионального образования, ориентированная на подготовку востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию.

Будет создано 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов.

В общем количестве учащихся учреждений профессионального образования увеличится доля обучающихся, поступивших после окончания полной (средней) общеобразовательной школы (до 20% к 2015 году, относительно 17,5% в 2010 году).

Учреждения профессионального образования станут площадками по реализации профессиональных программ для всех возрастных категорий трудоспособного населения, обеспечивая возможность получения образования в течение всей жизни.

Создание министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отраслевых координационных советов, объединяющих организации одной отрасли, и учреждения профессионального образования (не менее 20 к 2015 году), позволит создать организационные механизмы, обеспечивающие тесное взаимодействие работодателей с учреждениями профессионального образования при формировании региональной компоненты программ профессионального образования (100% профессиональных программ к 2015 году), проведения процедур аттестации выпускников (будут аттестованы 100% выпускников 2015 года), организации учебно-производственной практики, участия специалистов предприятий в образовательном процессе (не менее 20% от общего числа педагогов).

В учреждениях профессионального образования будет модернизирована учебно-производственная база, позволяющая получить профессиональное образование в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг Новосибирской области; для учащихся будет создана безопасная, комфортная бытовая среда.

Таким образом, система профессионального образования станет эффективным ресурсом, обеспечивающим экономику области высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным программам, соответствующим потребностям организаций перспективных отраслей экономики Новосибирской области



II. Обоснование необходимости разработки Программы

Программа развития профессионального образования разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы».

В Новосибирской области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.

При этом система начального и среднего профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.

Этими проблемами являются:

отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;

недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по г. Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);

следствием низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу начального и среднего профессионального образования является невысокая наполняемость учреждений профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения, составляет в среднем по области 65% по состоянию на 01.09.2010);

устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);

отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования;

несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны организаций, осуществляющих прием на рабочие места;

неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.

Объектом регулирования Программы является сеть и система управления учреждениями профессионального образования, условия и механизмы ее взаимодействия с организациями.

Предметом регулирования Программы является структура, материально-техническая оснащенность и качество подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

Программа устанавливает меры по реализации образовательной политики в сфере профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики Новосибирской области.

Понятия и термины, используемые в Программе:

ресурсный центр профессионального образования - учреждение профессионального образования или структурное подразделение государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования Новосибирской области, созданное по отраслевому принципу в целях объединения усилий в повышении качества подготовки специалистов и рабочих кадров на основе современных технологий и учебно-материальной базы;

учебный центр профессиональных квалификаций - учреждение профессионального образования, основной задачей которого является реализация программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих по договорам с организациями, службами занятости, физическими лицами;

центр сертификации квалификаций - некоммерческая автономная организация, осуществляющая деятельность в соответствии с ГОСТ Р 51000.9-97 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала», независимую объективную сертификацию персонала для отраслей экономики и социальной сферы;

социальное сотрудничество - совокупность взаимоотношений организационного, образовательного, экономического характера между учреждениями профессионального образования и организациями (работодателями), общественными организациями, представляющими интересы работодателей, органами исполнительной власти по обеспечению целенаправленной политики в формировании и развитии трудовых ресурсов на основе общности социально-экономических интересов;

профессионально-общественная аккредитация - оценка реализуемых программ профессионального образования со стороны общественных структур с участием ведущих работодателей (ассоциаций, объединений работодателей и т.п.).


III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы

Цель Программы имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках одного периода бюджетного планирования.

Задачи развития профессионального образования требуют комплексного подхода и должны решаться с учетом Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года», Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па «Об утверждении Схемы территориального планирования Новосибирской области», Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ «Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области».

Для реализации Программы необходимо привлечение финансовых средств из различных источников. Основными источниками финансирования Программы развития являются областной бюджет Новосибирской области и федеральный бюджет, средства работодателей, собственные средства учреждений профессионального образования.

Применение программно-целевого подхода позволит выявить и решить первоочередные проблемы системы образования, определить приоритеты в управлении процессом развития системы профессионального образования, сконцентрировать ресурсы и скоординировать усилия учреждений профессионального образования и организаций, участвующих в реализации Программы на основании официально подтвержденных намерений об участии в реализации мероприятий Программы по достижению единой цели.

Новосибирская область и город Новосибирск традиционно являются центрами концентрации научных исследований, разработок и выпуска продукции по таким ключевым направлениям инновационного развития российской экономики, как авиастроение, медицинские и биотехнологические технологии, стратегические информационные технологии. Программа развития профессионального образования Новосибирской области будет ориентирована на подготовку рабочих и специалистов для производств и лабораторий по ключевым направлениям инновационного развития.

Программа развития профессионального образования Новосибирской области на 2011-2015 годы определяет основные цели и задачи в сфере развития системы профессионального образования и трудовых ресурсов Новосибирской области, механизмы достижения целей и целевые индикаторы, которыми будет измеряться эффективность развития системы профессионального образования.

Целью Программы является создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей экономику Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.

Для этого потребуется решить следующие задачи:

изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда;

структурная перестройка системы профессионального образования;

модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развитие системы социального партнерства;

создание привлекательных условий обучения в учреждениях профессионального образования;

создание системы независимой оценки качества реализации программ профессионального образования;

создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования.

Перспективное количество учреждений профессионального образования к 2015 году составит 48 учреждений профессионального образования (2011 год - 62, 2012 год - 58, 2013 год - 53, 2014 год - 48).

Цели и задачи Программы с обозначением целевых индикаторов приведены в приложении N 1 к Программе.


IV. Система мероприятий Программы

Система мероприятий программы состоит из перечня увязанных с целью и задачами мероприятий и представлена в приложении N 2 к Программе.

С целью повышения эффективности управления системой профессионального образования, создания и внедрения государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства будут выполнены следующие мероприятия:

создан совет по развитию трудовых ресурсов Новосибирской области при Губернаторе Новосибирской области;

привлечены работодатели к оценке качества профессионального образования и профессиональной подготовки выпускников учреждений профессионального образования;

сформирован региональный сегмент информационной системы мониторинга реализации Программы.


V. Механизмы реализации Программы и система управления
реализацией Программы


Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком с поставщиками товаров, работ и услуг.

С целью обеспечения эффективного управления развитием системы профессионального образования, обеспечения межотраслевого взаимодействия, привлечения работодателей и экспертного сообщества создан совет по развитию профессионального образования при Губернаторе Новосибирской области.

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.

Государственный заказчик Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.

Государственный заказчик Программы при реализации Программы выполняет следующие функции:

финансирование соответствующих мероприятий Программы из областного бюджета Новосибирской области;

управление реализацией Программы;

общую координацию деятельности участников Программы в пределах своей компетенции;

при содействии департамента массовых коммуникаций Новосибирской области осуществляет деятельность по комплексному информационному сопровождению реализации Программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и на рекламных носителях;

обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Новосибирской области, организаций (работодателей) и иных лиц, участвующих в реализации Программы;

подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы;

подготовка соглашений о взаимодействии между федеральными государственными органами исполнительной власти, областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления и организациями в Новосибирской области;

формирование системы мониторинга соответствия существующей системы подготовки по программам профессионального образования прогнозу потребности Новосибирской области в трудовых ресурсах;

внедрение различных моделей интеграции и кооперации старшей ступени школ, начального и среднего, высшего профессионального образования на принципах преемственности и непрерывности образовательного процесса (образовательный кластер);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»