ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2013 года № 543-ПП


О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2013 № 1480-р «О согласовании проекта долгосрочной целевой программы  «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы» Правительство Мурманской области постановляет:

внести изменения в долгосрочную целевую программу «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы», утверждённую постановлением Правительства Мурманской области от 26.04.2013 № 230-ПП, изложив её в новой редакции согласно приложению.

            

   Губернатор Мурманской области
                                  М. Ковтун




 Приложение
  к постановлению Правительства
Мурманской области
от 30.09.2013 № 543-ПП

                                        

Долгосрочная целевая программа
«Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы  


Мурманск
2013

Долгосрочная целевая программа «Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом» на 2013-2015 годы ( далее - Программа)  

1. Паспорт Программы

Наименование Программы

"Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013-2015 годы

Дата согласования проекта Программы Правительством РФ

Согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2013 № 1480-р

Уполномоченный орган исполнительной власти Мурманской области, ответственный за реализацию Программы ( далее - Уполномоченный орган)

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Государственные заказчики Программы

1. Управление государственной службы занятости населения Мурманской области.

2. Министерство здравоохранения Мурманской области

Государственный заказчик-координатор Программы

Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Цель Программы

Привлечение дополнительных трудовых ресурсов в регион

Задачи Программы

1. Увеличение миграционного притока населения трудоспособного возраста.

2. Увеличение числа квалифицированных специалистов

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения Мурманской области, Управление государственной службы занятости населения Мурманской области

Сроки реализации Программы

2013-2015 годы

Объёмы и источники финансирования Программы

Общие затраты на реализацию Программы за счёт средств  бюджета Мурманской области составят  3339,9 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году- 1113,3  тыс. рублей;

в 2014 году - 1113,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 1113,3 тыс. рублей.

Общие затраты на реализацию Программы за счёт средств  федерального бюджета составят  509,8 тыс. рублей, в том числе:

в 2013 году- 509,8  тыс. рублей.

Средства  бюджета Мурманской области по исполнителям мероприятий Программы:

По Министерству здравоохранения Мурманской области - 2421,9 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета

в 2013 году -  807,3 тыс. рублей;

в 2014 году - 807,3 тыс. рублей;

в 2015 году - 807,3 тыс. рублей


По Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области - 1 427,8 тыс. рублей, в том числе:

из областного бюджета -

в 2013 году - 306,0 тыс. рублей

в 2014 году - 306,0 тыс. рублей

в 2015 году - 306,0 тыс. рублей

из федерального бюджета -

в 2013 году - 509,8  тыс. рублей

Основные показатели эффективности Программы

1. Количество участников Программы, переселившихся в Мурманскую область.

2. Доля расходов бюджета Мурманской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участников Государственной программы, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Мурманской области на реализацию указанных мероприятий.

3. Доля трудоспособных соотечественников из числа переселившихся.

4. Доля участников Программы, имеющих профессиональную квалификацию, из числа переселившихся

Ожидаемые конечные результаты

1. Количество участников Программы, переселившихся в Мурманскую область:

2013 год - 140 человек;

2014 год - 140 человек;

2015 год - 140 человек.

2. Доля трудоспособных соотечественников из числа переселившихся:

2013 год - 78%;

2014 год - 75%;

2015 год - 75%.

3. Доля участников Программы, имеющих профессиональную квалификацию, из числа переселившихся:

2013 год - 85%;

2014 год - 90%;

2015 год - 95%

 Реализация Программы

Реализацию Программы осуществляют:

- Управление государственной службы занятости населения МО;

- Министерство здравоохранения МО;

- Министерство труда и социального развития МО;

- Министерство образования и науки МО;

- Комитет по культуре и искусству МО;

- Управление ФМС России по Мурманской области ( по согласованию);

     

- органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области ( по согласованию)

2. Общая характеристика сферы реализации Программы


Программа направлена на объединение трудового потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Мурманской области и способствует смягчению последствий миграционного оттока населения трудоспособного возраста, в том числе   квалифицированных специалистов. Основным принципом реализации Программы является обеспечение осознанного выбора соотечественниками Мурманской области  как места своего будущего проживания и работы (учёбы) с учетом её социально-экономического положения  и возможностей.

Основной и наиболее существенной причиной сокращения численности населения Мурманской области остается миграционная убыль.   В 2011 году в общем объеме миграционного оборота (сумма прибывших и выбывших) 75 % пришлось на граждан трудоспособного возраста, 13 % - младше  трудоспособного возраста и 12 % - старше трудоспособного возраста. Выбыло из региона граждан трудоспособного возраста на 24 % больше, чем прибыло. Миграционная убыль трудоспособного населения составила 3567 человек.

На протяжении длительного периода до 2011 года на территории Мурманской области наблюдалась естественная убыль населения вследствие низкой рождаемости.  В 2011 году коэффициент рождаемости сложился  равным коэффициенту смертности, а в 2012 году впервые за многие годы отмечен естественный прирост населения Мурманской области (+ 387 человек). Коэффициент естественного прироста населения составил 0,5 человека на 1000 населения.

В прогнозном периоде демографическая ситуация в регионе будет формироваться под воздействием ожидаемого значительного сокращения численности женщин фертильного возраста (в 2016 году к уровню 2011 года на 11 %, или 18 тыс. человек), особенно женщин в возрасте 20-29 лет - на 30 %, и населения в трудоспособном возрасте (ежегодно в среднем на 2 %) в сочетании с миграционным оттоком. Прогнозируется постепенное снижение рождаемости (коэффициент рождаемости с 11,7 на 1000 населения в 2012 году снизится до 10,5 в 2016 году).

Сохранение тенденции снижения уровня смертности практически по всем возрастным группам благодаря реализуемому комплексу мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний и снижение уровня смертности в результате управляемых причин, позволит в прогнозном периоде не допустить увеличения уровня смертности.

В результате на фоне ожидаемого увеличения доли лиц старших возрастов коэффициент смертности в период 2013-2014 годов в целом по региону сохранится на уровне 11,2 на 1000 населения и в 2015 году снизится до 11,1. На 2013-2014 годы прогнозируется сохранение тенденции естественного прироста населения. В 2015-2016 годы будет наблюдаться естественная убыль населения (до -0,6 промилле в 2016 году).

В 2013-2016 годах, согласно демографическому прогнозу, численность населения области, в т.ч. в трудоспособном возрасте, будет сокращаться, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы, за счет уменьшения миграционного оттока населения. В прогнозном периоде миграционная убыль оценивается в понижательном тренде за счёт возможного привлечения трудовых ресурсов и снижения миграции местного населения в связи с реализацией инвестиционных проектов. Миграционная убыль к 2016 году сократится почти на 2,5 тыс. человек по сравнению с 2012 годом.

В итоге среднегодовая численность населения Мурманской области в 2015 году составит 764,2 тыс. человек, в 2016  - 758 тыс. человек.

Снижение численности населения приведет к дальнейшему сокращению трудовых ресурсов. Кроме того, формирование трудовых ресурсов в прогнозируемом периоде будет обусловлено демографическими ограничениями, связанными с увеличением в численности населения доли лиц старше трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц моложе трудоспособного возраста. В 2015 году численность трудовых ресурсов составит 521,2 тысячи человек, сократившись по сравнению с 2011 годом на 3,2 %.  В 2015 году в экономике области будет занято 422,0 тысячи человек, что на 1,3 % меньше, чем в 2011 году.

В связи с незначительным  количеством соотечественников, переселяющихся в регион в рамках Программы,   существенного  влияния миграционной нагрузки на численность населения  не ожидается.

Одновременно с трудоспособным населением в миграционных потоках регион стабильно теряет высококвалифицированные кадры - лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.

В 2011 году из региона выбыло лиц с высшим профессиональным образованием на 62 % больше, чем прибыло, в том числе в трудоспособном возрасте - на 50 %. В миграционной убыли населения в возрасте 14 лет и старше каждый второй имел высшее профессиональное образование, каждый шестой - среднее профессиональное образование.  Убыль лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, приводит к потере высококвалифицированных кадров, что может стать стагнирующим фактором развития экономики региона.

В регионе наблюдается несоответствие структуры предлагаемых вакансий профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве. В настоящее время наиболее острой и определяющей проблемой для рынка труда является низкое качество рабочей силы.

Модернизация экономики и создание новых высокопроизводительных рабочих мест делает актуальной потребность региона в профессиональных кадрах требуемой квалификации.  Одним из способов  уменьшения  кадрового дефицита также является привлечение к участию в Программе специалистов из-за рубежа.

Согласно прогнозу социально-экономического развития Мурманской области на 2013-2016 годы, изменение структуры видов экономической деятельности в составе  ВРП не предвидится, в этой связи  распределение численности занятых в экономике области по видам экономической деятельности не претерпит существенных изменений.

Их число практически по всем видам экономической деятельности будет уменьшаться, за исключением добывающих и обрабатывающих производств, рыболовства и рыбоводства, оптовой и розничной торговли, строительства, что обусловлено ростом объемов в добывающей промышленности за счет освоения новых месторождений, реализацией инвестиционных проектов в рыбохозяйственном комплексе, проектов по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, в том числе в рамках мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия г. Мурманска, повышением инвестиционной активности крупных компаний индустриального сектора, а также реализацией долгосрочных и ведомственных целевых программ. Ежегодный прирост численности занятых в этих сферах деятельности составит 0,4 % - 0,9 %.

В рамках реализации проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» при вводе в эксплуатацию в конце 2013 года второй очереди терминала ОАО «ГМК «Норильский никель» будет создано 560 рабочих мест, при строительстве и планируемом вводе в эксплуатацию в 2015 году первой очереди угольного терминала ООО «Морской торговый порт «Лавна» - 600 новых рабочих мест, что обусловит замедление темпов сокращения численности занятых по виду экономической деятельности «Транспорт» с 7 % в 2011 году до 1,6 % в прогнозируемом периоде и их стабилизацию к 2015 году.  

В 2015 году по сравнению с 2011 годом численность занятых в образовании и здравоохранении снизится на 8,2 % и  5,4 % соответственно, в организациях по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг уменьшится на 6,4 %, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании - на 1,7 %.

На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также в организациях, связанных с финансовой деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, снижение численности не прогнозируется.

Проведенные расчеты формирования и распределения трудовых ресурсов Мурманской области, а также полученные от исполнительных органов государственной власти сведения о численности занятых в экономике в 2012 году  и в прогнозируемом периоде свидетельствуют о том, что, несмотря на снижение общей численности населения, имеющихся трудовых ресурсов достаточно для удовлетворения в прогнозируемом периоде кадровой потребности  экономики  региона.

В 2015 году доля занятых в экономике области составит 81% против 79,4 % в 2011 году (в 2010 году - 75 %).

Образовательный уровень занятых в экономике достаточно высок: по статистическим данным, за 2010 год начальное профессиональное образование имели 25,4 % общей численности занятых, среднее профессиональное - 24,3 %, высшее профессиональное - 27,2 %.

В то же время многие предприятия и организации Мурманской области испытывают дефицит квалифицированных кадров. Экономика региона нуждается в специалистах инженерно-технического профиля и рабочих строительных профессий, а также в области ЖКХ и рыбообработки. Среди бюджетных организаций наиболее острую нехватку кадров испытывают учреждения здравоохранения.

В дальнейшем обострится кадровая проблема в таких отраслях, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство портовых терминалов, что может стать препятствием в реализации крупных инвестиционных проектов и потребует возмещения недостающих кадров. Решению  данных вопросов частично  будет способствовать реализация на территории  Мурманской области Программы.

По итогам 2012 года в сфере малого и среднего предпринимательства в  сравнении  с 2011 годом отмечается увеличение на 29,3% количества малых предприятий и уменьшение средних (на 26,6%). Снизился оборот малых предприятий  на 9,9 %, средних - на 18,1%.  Инвестиции субъектов малого предпринимательства в основной капитал в  2012 году составили 131 % к 2011 году.

Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса создано в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (39%), операций с недвижимостью и услуг (22%), строительства (11%). Наименьшее количество (1%) - в сельском и лесном хозяйстве.

В качестве механизма поддержки предпринимательства в регионе функционируют микрофинансовая организация, бизнес-инкубатор, ЕвроИнфоКорреспондентский Центр, Центр поддержки предпринимательства.

Субъектам малого и среднего предпринимательства Мурманской области предоставляется государственная  финансовая поддержка в виде стартовых грантов начинающим предпринимателям, субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, льготных микрозаймов  и поручительства Гарантийного фонда.

В таблице ниже приведены сведения о готовности Мурманской области к приему переселенцев.


Оценка готовности Мурманской области к приёму переселенцев

№ п/п

Наименование показателя

Год

Единица измерения

Значение показателя по области

1.

Общая численность населения на 01.01 текущего года

2011
2012
2013

тыс. чел.

794,1
787,9
780,5

2.

Естественный прирост, убыль (-) населения

2010
2011
2012

чел.

-193
-57
387

3.

Миграционный (ая) прирост (убыль) населения

2010
2011
2012

чел.

-5495
-6072
-7925

4.

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения

2010
2011
2012

%

65,3
64,5

5.

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения

2010
2011
2012

%

83,1
83,3

6.

Общая численность безработных (по методологии МОТ )

2010
2011
2012

тыс. чел.

45,9
44,1
36,3

7.

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ)

2010
2011
2012

%

8,9
8,8
7,7

8.

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных

2010
2011
2012

тыс. чел.

14,7
10,2
8,3

9.

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения

2010
2011
2012

%

2,8
2,0
1,8

10.

Напряжённость на рынке труда (число безработных на 1 вакансию)

2010
2011
2012

чел.

2,6
1,6
1,2

11.

Численность привлечённых иностранных работников

2010
2011
2012

чел.

14 700
10 200
8 300

12.

Прожиточный минимум (в среднем за год)

2010
2011
2012

руб.

8215
8878
9044

13.

Количество жилья в среднем на 1 жителя

2010
2011
2012

кв.м

24,3
24,5
24,6

14.

Количество постоянного жилья для приёма переселенцев

2010
2011
2012

кв.м

376
246
153

15.

Количество временного жилья для приёма переселенцев

2010
2011
2012

кв.м

1230,7
1176,7
1124,7

16.

Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста

2010
2011
2012

мест

796
801
771

17.

Бюджетные доходы в консолидированном бюджете

2010
2011
2012

тыс. руб.

52 048 058
56 599 874
53 068 326

18.

Бюджетные расходы в консолидированном бюджете

2010
2011
2012

тыс. руб.

49 608 535
55 817 808
58 975 388

3. Цели, задачи, сроки и показатели (индикаторы) достижения цели и решения задач Программы

   

Целью Программы является привлечение дополнительных трудовых ресурсов в регион. Достижение поставленной цели позволит решить следующие задачи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»