ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 2013 года N 254-ПП
О ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
(в редакции постановления Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 390-ПП)
В соответствии с подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и в целях перспективного развития обеспеченности системы здравоохранения Мурманской области квалифицированными медицинскими кадрами Правительство Мурманской области постановляет:
утвердить прилагаемую Программу мероприятий по кадровому обеспечению системы здравоохранения Мурманской области на 2013 - 2017 годы.
Губернатор
Мурманской области
М.В.КОВТУН
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2017 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 390-ПП)
Наименование программы | Программа мероприятий по кадровому обеспечению системы здравоохранения Мурманской области на 2013 - 2017 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки | подпункт "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" |
Государственный заказчик - координатор Программы | Правительство Мурманской области |
Разработчик Программы | Министерство здравоохранения Мурманской области |
Исполнители Программы | Министерство здравоохранения Мурманской области, государственные автономные образовательные учреждения среднего профессионального образования "Мурманский медицинский колледж", "Кольский медицинский колледж", государственное областное образовательное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Мурманский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения", государственное областное бюджетное учреждение здравоохранения "Мурманский областной медицинский информационно-аналитический центр" |
в ред. постановления Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 390-ПП | |
Цели Программы | Перспективное развитие обеспеченности системы здравоохранения Мурманской области квалифицированными медицинскими кадрами |
Основные задачи Программы | - создание условий для укомплектованности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Мурманской области; |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий составит 2853450,1 тыс. рублей, в том числе: |
Перечень основных мероприятий Программы | - планирование кадрового обеспечения с учетом потребности населения Мурманской области в медицинской помощи; |
Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы | - сохранение и развитие кадрового потенциала системы здравоохранения в Мурманской области; |
Основные показатели (индикаторы), отражающие реализацию цели и задач Программы | 1. Кадровое обеспечение здравоохранения. |
Организация контроля за исполнением Программы | Контроль хода реализации Программы осуществляется Министерством здравоохранения Мурманской области в соответствии с действующим законодательством |
________________
<*> планируемые средства в программах и в областном законе о бюджете отсутствуют.
Программа разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров в регионе, повышение уровня их квалификации, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.
Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана сложившимися в Мурманской области проблемами укомплектования учреждений здравоохранения региона медицинскими специалистами, сохранения и развития имеющегося кадрового потенциала, повышения его профессионального уровня.
Обеспечение воспроизводства медицинских кадров напрямую связано с повышением доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Результативность и эффективность деятельности учреждений здравоохранения в значительной степени определяется кадровым потенциалом, уровнем профессиональной квалификации медицинских работников.
Планирование численности и структуры кадров здравоохранения региона осуществляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Мурманской области бесплатной медицинской помощи, дифференцированными нормативами потребности в различных видах медицинской помощи с учетом организации работы и размещения сети медицинских организаций, на основании перспективного прогноза потребностей населения с учетом демографической ситуации и динамики здоровья населения, прогноза естественного движения кадров, характера миграционных процессов.
По состоянию на 31.10.2012 сеть учреждений здравоохранения региона представлена 54 государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, в которых работают 21033 человека, в том числе 11522 медицинских специалиста, из них 3506 врачей и 8457 средних медицинских работников.
Тридцать девять процентов врачей, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, имеют пенсионный возраст.
В 2012 году сложилась (в основном за счет уменьшения населения) положительная динамика по показателям обеспеченности государственных и муниципальных учреждений здравоохранения медицинскими кадрами: обеспеченность врачами всех специальностей, участвующих в оказании бесплатной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий, выросла с 35,7 до 36,4 на 10000 населения (Российская Федерация, 2010 год - 34,5; 2011 год - 34,2), средними медицинскими работниками - с 99,3 до 101,6 на 10000 населения (Российская Федерация, 2010 год - 88,5; 2011 год - 87,1).
Несмотря на это, дефицит врачей в поликлиниках региона при условиях работы на 1 ставку составляет 1095 человек, при коэффициенте совместительства 1,3 - 425 человек.
Дефицит врачей в стационарах составляет 568 человек. Кроме того, внедрение порядков оказания медицинской помощи определяет дополнительную потребность во врачах стационаров - около 300 человек.
В большей степени дефицит врачебных кадров выражен по должностям врачей: анестезиологов-реаниматологов (61), онкологов (25), эндокринологов (7), кардиологов (25), неврологов (44), рентгенологов (38), хирургов (17), а также врачей клинической лабораторной диагностики, психиатров, участковых терапевтов, педиатров, акушеров-гинекологов, нейрохирургов, сердечно-сосудистых хирургов, отоларингологов.
Вопросы укомплектования лечебных учреждений кадрами медицинских работников решаются как за счет заполнения вакантных ставок основными работниками, так и в основном за счет совмещения должностей.
Кадровый дефицит обусловливает отсутствие динамики в сторону снижения коэффициента совместительства среди врачей и средних медицинских работников. Коэффициент совместительства среди врачей остается высоким, что свидетельствует о дополнительной нагрузке на врачебный персонал, и составляет 1,56; среди среднего медперсонала - 1,35.
Основная причина дефицита врачей-специалистов в Мурманской области - отсутствие на территории региона медицинского вуза.
Тем не менее медицинская профессия по-прежнему сохраняет свою популярность - в 2012 году в конкурсе на 36 целевых мест, выделенных Мурманской области, участвовали 126 человек, поступили 35 человек.
С целью привлечения молодых специалистов для работы в отрасли, снижения дефицита медицинских кадров и в связи с изменением порядка прохождения интернатуры Министерством здравоохранения Мурманской области путем системы договоров с медицинскими вузами Северо-Западного федерального округа, Петрозаводским государственным университетом организовано прохождение практической подготовки по программам интернатуры по основным специальностям на базах учреждений здравоохранения региона. На 2012 - 2013 годы заключено 73 договора с выпускниками медицинских вузов на обучение по программам интернатуры, что в 1,7 раза больше, чем в предыдущий период, и 3 договора на ординатуру.
Обеспечение здравоохранения региона квалифицированными кадрами со средним медицинским образованием осуществляют: ГОАУ СПО "Мурманский медицинский колледж", ГОАУ СПО "Кольский медицинский колледж".
Студенты медицинских колледжей Мурманской области получают образование по пяти специальностям: "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело", "Лабораторная диагностика", "Фармация". На 31.10.2012 в колледжах обучалось 877 студентов по всем формам обучения. Из них за счет средств областного бюджета - 655 человек, что удовлетворяет потребности медицинских организаций региона в воспроизводстве медицинских кадров среднего звена.
В настоящее время во исполнение задач, поставленных перед отраслью Правительством Российской Федерации, большое внимание уделяется подготовке специалистов по программам дополнительного профессионального образования. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляется в целях получения дополнительных знаний, умений и практических навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.
В связи с отсутствием медицинского вуза на территории Мурманской области и необходимостью ежегодно направлять 20-25% врачей-специалистов на циклы дополнительного профессионального образования в медицинские вузы за пределы региона наиболее рациональным методом последипломного профессионального образования врачей различных специальностей является проведение вузами выездных циклов. Обучение проводится в плановом порядке на основе бюджетного финансирования.
ГОАУ ДПО "Мурманский областной центр повышения квалификации специалистов здравоохранения" осуществляет предоставление дополнительного профессионального образования по повышению квалификации и профессиональной переподготовке медицинских работников среднего звена. Ежегодно на циклах усовершенствования со сдачей сертификационных экзаменов обучаются 1500 - 1700 средних медицинских работников.
Данные объемы подготовки работников здравоохранения по программам дополнительного профессионального образования позволяют 1 раз в 5 лет обновлять знания 100% медицинских работников.
В то же время за период, проходящий между очередными циклами повышения квалификации, создаются новые подходы к диагностике и лечению, происходят заметные изменения в организации здравоохранения. Как правило, учебные программы циклов повышения квалификации рассчитаны на 144 академических часа с отрывом специалиста от основного места работы на этот период, что влечет значительные финансовые затраты медицинской организации на командировочные расходы и выплаты персоналу, исполняющему обязанности коллег, находящихся на учебе. Нередко образовательные учреждения используют одни и те же типовые тематические планы, практикуют устаревшие формы преподавания. Это сводит на нет саму цель последипломного образования - обеспечить опережающее обучение специалистов.
В целях совершенствования механизмов послевузовской подготовки кадров для здравоохранения региона назрела необходимость внедрения системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров, которая должна обеспечить соответствие их квалификационного уровня современным социально-экономическим условиям и образовательным технологиям.
Кроме того, остаются нерешенными такие проблемы в области кадровой политики и управления трудовыми ресурсами отрасли, как:
- недостаточный уровень заработной платы на одну ставку;
- рост тенденции оттока из региональной системы здравоохранения молодых и опытных специалистов в экономически привлекательные регионы, федеральные и частные медицинские организации;
- недостаточно активное участие в решении кадровых вопросов профессиональных общественных организаций, отсутствие помощи попечительских советов, спонсоров, градообразующих предприятий и организаций.
Программа направлена на решение ряда вопросов по подготовке медицинских кадров для нужд здравоохранения Мурманской области и поддержанию их профессионального уровня в соответствии с задачами, стоящими перед отраслью.
Цель Программы:
Перспективное развитие обеспеченности системы здравоохранения Мурманской области медицинскими кадрами.
Задачи Программы:
1. Создание условий для укомплектованности медицинскими кадрами учреждений здравоохранения Мурманской области.
2. Создание условий для планомерного роста профессионального уровня знаний и умений медицинских работников.
3. Создание условий для повышения качества жизни медицинских работников.
Программа реализуется в один этап с 2013 по 2017 годы.
Наименование индикатора | Единица измерения | Базовое значение (2012 г.) | Динамика целевых показателей по годам | ||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |||
Кадровое обеспечение здравоохранения | |||||||
Обеспеченность врачами | на 10 тыс. населения | 38,4 | 38,7 | 39,4 | 39,8 | 40,1 | 40,6 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом | на 10 тыс. населения | 108,0 | 108,2 | 108,4 | 108,6 | 108,8 | 109 |
Обеспеченность врачами сельского населения | на 10 тыс. сельского населения | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 |
Обеспеченность средним медицинским персоналом сельского населения | на 10 тыс. сельского населения | 93,9 | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 94,0 | 94,0 |
Соотношение врачей и среднего медицинского персонала | 1:2,6 | 1:2,6 | 1:2,6 | 1:2,7 | 1:2,8 | 1:2,9 | |
Обеспеченность врачами клинических специальностей | на 10 тыс. сельского населения | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,1 |
Укомплектованность штатных должностей медицинских организаций, оказывающих населению амбулаторную помощь (самостоятельных и входящих в состав больничных), врачами (физическими лицами) при коэффициенте совместительства не более 1,3 | % | 78,0 | 78,1 | 78,2 | 78,3 | 78,4 | 100,0 |
Укомплектованность штатных должностей медицинских организаций, оказывающих населению амбулаторную помощь (самостоятельных и входящих в состав больничных), сестринским персоналом (физическими лицами) при коэффициенте совместительства не более 1,5 | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Укомплектованность штатных должностей медицинских организаций врачами (физическими лицами), оказывающими первичную медико-санитарную помощь | % | 82,0 | 82,1 | 82,2 | 82,3 | 82,4 | 82,5 |
Укомплектованность штатных должностей медицинских организаций средним медицинским персоналом (физическими лицами), оказывающим первичную медико-санитарную помощь | % | 82,5 | 82,6 | 82,7 | 82,8 | 82,9 | 83,0 |
Темп прироста численности врачей по особо востребованным в регионе специальностям | % | 1,0 | 1,5 | 1,8 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Темп прироста численности среднего медицинского персонала по особо востребованным в регионе специальностям | % | 1,1 | 1,2 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 |
Дефицит врачей в медицинских организациях Мурманской области, в том числе: | чел. | 1845 | 1831 | 1824 | 1813 | 1797 | 1781 |
в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь | чел. | 1095 | 1090 | 1085 | 1080 | 1075 | 1070 |
в стационарных учреждениях | чел. | 568 | 562 | 556 | 550 | 544 | 538 |
Дефицит средних медицинских работников в медицинских организациях Мурманской области, в том числе: | чел. | 3145 | 3130 | 3115 | 3100 | 3085 | 3070 |
в медицинских организациях, оказывающих населению амбулаторную помощь | чел. | 1381 | 1374 | 1367 | 1360 | 1353 | 1346 |
в стационарных учреждениях | чел. | 1516 | 1508 | 1500 | 1492 | 1484 | 1476 |
Социальная поддержка медицинских работников. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника | |||||||
Доля врачей, обеспеченных, жильем, из числа врачей, привлеченных в Мурманскую область | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля средних медицинских работников, обеспеченных жильем, из числа средних медработников, привлеченных в Мурманскую область | % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Доля муниципальных образований, оказывающих меры социальной поддержки медицинским работникам, из общего их числа | % | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 | 17 |
Доля медицинских и фармацевтических организаций, перешедших на "эффективный контракт" <*> с работниками | % | 50 | 80 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Число мероприятий по повышению престижа профессии, проводимых на уровне Мурманской области | абс. число | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 | 6 |
Число врачей, привлеченных на работу в Мурманскую область | чел. | 100 | 100 | 105 | 105 | 110 | 110 |
Число среднего медицинского персонала, привлеченного на работу в Мурманскую область | чел. | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
Соотношение заработной платы врачей и работников медицинских организаций Мурманской области и муниципальных образований, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике Мурманской области | % | 131,6 | 131,7 | 135,6 | 141,3 | 160,0 | 200,0 |
Соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций Мурманской области и муниципальных образований к средней заработной плате по экономике Мурманской области | % | 75,5 | 75,6 | 76,2 | 79,3 | 86,3 | 100,0 |
Соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций Мурманской области и муниципальных образований к средней заработной плате по экономике Мурманской области | % | 50,0 | 50,1 | 51,0 | 52,4 | 70,5 | 100,0 |
Подготовка специалистов со средним и высшим медицинским и фармацевтическим образованием. | |||||||
Количество врачей, прошедших обучение по программам дополнительного медицинского образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе: | чел. | 536 | 500 | 480 | 460 | 440 | 420 |
повышение квалификации | чел. | 524 | 493 | 473 | 455 | 435 | 415 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 260 | 330 | 320 | 310 | 300 | 290 |
профессиональная переподготовка | чел. | 12 | 7 | 7 | 5 | 5 | 5 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 12 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Количество подготовленных специалистов по программам послевузовского медицинского образования в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, в том числе: | чел. | 42 | 73 | 75 | 75 | 75 | 75 |
в интернатуре | чел. | 42 | 73 | 70 | 70 | 70 | 70 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 42 | 70 | 70 | 70 | 70 | 70 |
в ординатуре | чел. | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 |
Количество специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в образовательных учреждениях среднего и дополнительного профессионального образования, в том числе: | чел. | 2352 | 2352 | 2352 | 2352 | 2352 | 2352 |
повышение квалификации | чел. | 2070 | 2070 | 2070 | 2070 | 2070 | 2070 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
профессиональная переподготовка | чел. | 282 | 282 | 282 | 282 | 282 | 282 |
из них в образовательных учреждениях, подведомственных Минздраву России | чел. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Число лиц, направленных на целевую подготовку, в том числе: | чел. | 185 | 186 | 186 | 186 | 186 | 186 |
по программам высшего профессионального образования | чел. | 35 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 |
по программам среднего профессионального образования | чел. | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 | 150 |
по программам послевузовского (интернатура, ординатура) профессионального образования | чел. | 73 | 73 | 75 | 75 | 75 | 75 |
Доля медицинских и фармацевтических специалистов, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд Мурманской области, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские организации системы здравоохранения Мурманской области, в том числе: | % | 73 | 75 | 77 | 80 | 85 | 85,5 |
врачи (вуз/интернатура) | % | 18/69 | 18/69,5 | 18/70 | 18/70 | 18/70,5 | 18/71 |
средние медицинские работники | % | 87,0 | 87,5 | 88,0 | 88,5 | 89,0 | 89,5 |
Число бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Мурманской области | абс. число | 655,0 | 705,0 | 705,0 | 705,0 | 705,0 | 705,0 |
Число внебюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Мурманской области | абс. число | 185,0 | 185,0 | 185,0 | 185,0 | 185,0 | 185,0 |
Число бюджетных мест в образовательных учреждениях среднего профессионального образования Мурманской области, приходящееся на внебюджетные места | 3,5 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | 3,8 | |
Число специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, окончивших образовательные учреждения среднего профессионального образования Мурманской области | чел. | 210,0 | 210,0 | 210,0 | 210,0 | 210,0 | 210,0 |
Доля специалистов из числа административно-управленческого персонала организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по вопросам совершенствования организации управления здравоохранением | % | 75,0 | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 |
Доля врачей, имеющих квалификационную категорию, из числа работающих в медицинских организациях Мурманской области | % | 54,2 | 54,2 | 54,6 | 54,6 | 55,0 | 55,0 |
Доля средних медицинских работников, имеющих квалификационную категорию, из числа работающих в медицинских организациях Мурманской области | % | 94,7 | 94,8 | 94,9 | 95,0 | 95,0 | 95,0 |
Доля медицинских работников, прошедших оценку уровня квалификации, в том числе: | % | 96,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
врачи | % | 96,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
средние медицинские работники | % | 94,7 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Доля аккредитованных специалистов | % | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 20,0 |