ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 ноября 2019 года № 200

Об утверждении Программы комплексного развития
транспортной инфраструктуры муниципального образования город Нижний Новгород на 2019 - 2030 годы

(с изменениями на 29 апреля 2020 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
решением городской Думы города Н.Н. от 18.12.2019 № 208;
решением городской Думы города Н.Н. от 29.04.2020 № 81

-----------------------------------------------------------------------


В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов», статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода

ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:

1. Утвердить Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры  муниципального образования город Нижний Новгород на 2019 - 2030 годы (прилагается).

2. Решение вступает в силу после его официального опубликования.


Глава
города Нижнего Новгорода

Председатель городской Думы
города Нижнего Новгорода


  В.А. Панов


  Д.З. Барыкин

     

Приложение
     к решению городской Думы
     города Нижнего Новгорода
     от 27.11.2019 № 200

(Программа в ред. решений городской Думы города Н.Н.  от 18.12.2019 № 208;  от 29.04.2020 № 81 )

Программа
комплексного развития
транспортной инфраструктуры
муниципального образования
город Нижний Новгород
на 2019-2030 годы


1. Паспорт программы

Наименование
Программы

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры муниципального образования город Нижний Новгород на 2019-2030 годы

Основание для разработки
Программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 года №456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 25 декабря           2015 г. № 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов».

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Устав города Нижнего Новгорода.

Заказчик Программы

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации дорожного движения города Нижнего Новгорода», Российская Федерация,

603000, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 83а.

Разработчик Программы

Индивидуальный предприниматель Карасевич Сергей Николаевич, кандидат технических наук.

125195, г. Москва, ул. Беломорская, д. 10, корп. 2

Ответственный исполнитель
Программы

Департамент дорожного хозяйства администрации города Нижнего Новгорода, Российская Федерация,

603109, Нижний Новгород, ул. Суетинская, 1а.

Цель Программы

Обеспечение сбалансированного, перспективного развития транспортной инфраструктуры города Нижнего Новгорода в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения

Задачи Программы

Условиями достижения цели Программы является решение следующих задач:

безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, а также субъектов экономической деятельности на территории города;

доступность объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии с нормативами градостроительного проектирования;

развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности в перевозке пассажиров и грузов;

развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью;

условия для управления транспортным спросом;

создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;

создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;

условия для пешеходного и велосипедного передвижения населения;

эффективность функционирования действующей транспортной инфраструктуры.

Целевые показатели
(индикаторы) развития
транспортной инфраструктуры

Программой предусмотрены следующие целевые показатели развития транспортной инфраструктуры:

По автомобильному транспорту, автодорожной инфраструктуре:

Доля протяженности дорожной сети города, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, %.

Снижение мест концентрации ДТП, %.

Количество погибших в ДТП, чел.

Количество погибших в ДТП детей, чел.

Транспортный риск, погибших чел./10 тыс. транспортных средств.

Социальный риск, погибших чел./100 тыс. чел.

Количество объектов транспортной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию после строительства/ реконструкции, ед.

По городскому пассажирскому транспорту:

Увеличение доли населения города передвигающегося на общественном пассажирском транспорте, %

По железнодорожному транспорту:

Количество объектов транспортной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию после строительства/ реконструкции, ед.

По воздушном транспорту:

Количество объектов транспортной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию после строительства/ реконструкции, ед.

По водному транспорту:

Количество объектов транспортной инфраструктуры, введенных в эксплуатацию после строительства/ реконструкции, ед.

По транспортной инфраструктуре в целом:

Ввод в эксплуатацию искусственных сооружений после строительства / реконструкции, ед.

Ввод в эксплуатацию объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренных Программой, ед.

Доля освоения инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры г. Нижнего Новгорода, предусмотренных Программой, %.   

Укрупненное описание
запланированных мероприятий
(инвестиционных проектов)
по проектированию,
строительству, реконструкции
объектов транспортной
инфраструктуры

Программа включает комплекс мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих безопасность, качество и эффективность транспортного обслуживания населения, и субъектов экономической деятельности; доступность объектов транспортной инфраструктуры; развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении.

Сроки и этапы реализации
Программы

Программа рассчитана на 2019 - 2030 годы и реализуется в два этапа:

Первая очередь - до 2020 г.

Расчетный срок - до 2030 г.

Объемы и источники
финансирования Программы

Общий объем финансирования мероприятий программы составляет 478720,86 млн. рублей, в т.ч.:

средства федерального бюджета - 144842,35 млн. рублей;

средства регионального бюджета - 13916,94 млн. рублей;

средства местного бюджета - 307832,29 млн. рублей;

внебюджетные источники - 12126,38 млн. рублей.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в плановом периоде 2019 - 2030 годы, уточняются при формировании проектов бюджета города с учетом изменения ассигнований из городского бюджета.

Объемы финансирования программы из бюджетных и из внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат уточнению в установленном порядке.


2. Характеристика существующего состояния
транспортной инфраструктуры

2.1 Анализ положения Нижегородской области в структуре пространственной организации Российской Федерации, а также положения города Нижний Новгород в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации


Нижегородская область находится в центре Европейской части Российской Федерации на Восточно-Европейской или Русской равнине, находясь приблизительно на равном удалении от западных, северных и южных морей. Область граничит с Республиками Марий-Эл, Мордовской и Чувашской Республиками, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской и Рязанской областями. Площадь территории составляет 76 624 км(2).

Город Нижний Новгород является административным центром Приволжского федерального округа и Нижегородской области.

Городская агломерация с центром в городе Нижнем Новгороде в радиусе 100 км включает в себя несколько крупнейших населенных пунктов Нижегородской области, таких как Дзержинск, Бор, Кстово, Балахна, Богородск, Заволжье, Городец, Семенов, Павлово, Чкаловск. На северо-западе Нижегородская область граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с республиками Марий-Эл и Чувашией, на юге - с Мордовией, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями. Площадь территории Нижегородской агломерации составляет 10 577 км(2). Численность населения по состоянию на 2017 год - 2 081 838 жителей. Плотность населения по состоянию на 2017 год - 196,8 чел./км(2).

Город Нижний Новгород расположен в 439 км к востоку от Москвы и занимает выгодное транспортно-географическое положение, располагаясь в транзитной зоне потоков из центра России на Урал и в Сибирь, на пути следования международного евроазиатского транспортного коридора «Транссиб». Нижний Новгород находится на пересечении важнейших железнодорожных и автомобильных магистралей и включен в два транс-европейских коридора - «Север - Юг» и «Запад - Восток», берущих начало в Скандинавии и Германии. Кроме того, Нижний Новгород расположен в месте слияния двух крупнейших водных путей Европейской части России - рек Волги и Оки и является важным судоходным центром страны. Протяженность города вдоль Оки составляет порядка 20 км, вдоль Волги - около 30 км.

Максимальная среди российских городов-миллионников близость к Москве - важное конкурентное преимущество географического положения Нижнего Новгорода. В связи с этим город традиционно выполняет функции связующего звена между столичным регионом и Поволжьем (а через Поволжье - с Уралом и Сибирью). Наличие транспортного коридора в направлении Москвы открывает выход предприятиям г. Нижнего Новгорода на рынки Восточной и Западной Европы.

В радиусе 500 км от Нижнего Новгорода проживают около 43 млн. человек (из них более 24 млн. проживают в городах численностью более 100 тыс. человек), а в радиусе 1 000 км - более 84 млн. человек.

Огромный потребительский рынок и тесные взаимосвязи с крупными российскими агломерациями создают благоприятные условия для развития в Нижнем Новгороде крупных логистических и центров. В приоритете дальнейшее стратегическое развитие Нижнего Новгорода как транспортно-логистического узла федерального значения на расчетный срок.

2.2 Социально-экономическая характеристика города Нижний Новгород, характеристика градостроительной деятельности на территории города, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса

Нижний Новгород играет важную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, является крупным научно-промышленным, транспортным, деловым, культурным и духовным центром государства.

Нижний Новгород пятый по численности населения город России с населением          1 270,2 тыс. чел., что составляет почти 40% населения Нижегородской области. В последние годы наметилась негативная тенденция сокращения численности населения города, в силу неблагополучного соотношения между рождаемостью и смертностью. Сложившаяся за период с 2008 по 2017 годы демографическая ситуация в городе Нижний Новгород представлена на рисунке 2.1.

Источник: Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru).
Рисунок 2.1 - Динамика изменения численности населения на территории муниципального образования город Нижний Новгород за период с 2008 по 2017 годы
(по состоянию на начало года)


Вокруг города (в радиусе до 100 км от города) сформировалась одна из крупнейших в России городских агломераций с численностью населения 2,08 млн. жителей, что составляет примерно 60% населения Нижегородской области.

Город Нижний Новгород известен как крупный центр судо- авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. Основными обрабатывающими отраслями являются: производство транспортных средств (42,2%), производство пищевых продуктов (14,8%), производство электрооборудования (11,8%) и металлургическое производство (8,3%). Ключевыми предприятиями города являются: ПАО «Горьковский автомобильный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «ОКБМ Африкантов», ПАО «Нижегородский машиностроительный завод», АО «Нижегородский масложировой комбинат». МАЗ «Сокол», АО «ЦНИИ «Буревестник», АО «Нижфарм», НОАО «Гидромаш». Промышленный сектор производит 50-60% валового городского продукта, что составляет 40% промышленной продукции, выпускаемой в Нижегородской области.

Важный вклад в валовый городской продукт вносят такие компании, как Горьковская железная дорога - филиал АО «РЖД», «Газпром трансгаз Нижний Новгород», АО «Верхневолжские магистральные нефтепроводы», «Волжское пароходство», Нижегородский металлообрабатывающий завод, IT-компании:  Intel, SAP, Mail.ru, Yandex, Huawei, NetCracker, Orange Business Service и другие менее крупные компании.

Нижний Новгород обладает диверсифицированной производственной базой, особенность которой - наличие развитых устойчивых внутригородских технологических и кооперационных межотраслевых связей. На территории города Нижнего Новгорода формируется нескольких самостоятельных экономических кластеров.

Нижнии? Новгород - один их крупнеи?ших в России центров образования и науки. В городе развита система средних и высших учебных заведении?, научно-исследовательских институтов. Подготовку специалистов в Нижнем Новгороде осуществляют 21 высшее и 34 средних специальных государственных учебных заведения, 15 негосударственных высших и средних специальных учебных заведении?.

Сфера торговли в Нижнем Новгороде характеризуется положительнои? динамикои? и высокими темпами развития инфраструктуры потребительского рынка. На территории Нижнего Новгорода по состоянию на начало 2016 года осуществляли свою деятельность 3 381 стационарных предприятии? розничнои? торговли, с общеи? торговои? площадью 1488 тыс.кв.м, 11 розничных рынков на 3 893 торговых мест, 2 649 объектов нестационарнои? торговои? сети. В настоящее время в городе функционирует более 80 крупных объектов торговли, в том числе:

10 торгово-развлекательных центров с современными формами и методами торговли и широким спектром дополнительных услуг («Фантастика», «Шоколад», «Индиго Лаи?ф», «Золотая Миля», «Седьмое небо», «Рио», «Ривьера», общая площадь которых составляет более 610,0 тыс.кв.м, торговая - 392,7 тыс.кв.м;

19 гипермаркетов, торговои? площадью свыше 180 тыс. кв.м («Карусель», «Метро», «Лента», «Ашан», «О'Кеи?», «Гипермаркет НАШ», а также сетевые гипермаркеты строительных и отделочных материалов («OBI», «Касторама» и «Максидом»);

свыше 50 торговых центров, торговои? площадью более 165 тыс.кв.м. (наиболее крупные из них: «Республика», «Этажи», «Новая Эра», «Лобачевскии? Плаза», «Муравеи?», «Ганза», «Бум», «Открытыи? материк», «Мебельныи? базар», «Звезда», «Олимп», отличающиеся современным дизаи?ном и удобными планировками, а также парковками для автомобилеи?. Кроме того, ряд из них оснащены открытыми эскалаторами и панорамными лифтами);

свыше 310 супермаркетов и универсамов, 480 специализированных продовольственных и 1580 специализированных непродовольственных магазинов.

Структура гостиничного бизнеса города Нижнего Новгорода представлена 90 объектами размещения с номерным фондом 4 310 ед. Крупнеи?шие гостиницы города: «Парк-Отель Кулибин» 5*, «Волна» 4*, «Гранд Отель Ока» 4*, «Отель Кортъярд Мариотт Нижнии? Новгород Сити Центр» 4*, «Александровскии? сад» 4*, «Маринс парк отель» 4*, «AZIMUT» 3*, «Ibis» 3* и др.

Общая экономическая ситуация в городе в целом стабильная и благоприятная.

В настоящее время город Нижний Новгород - крупный транспортный узел. Основной грузооборот и пассажирооборот формирует железнодорожный, автомобильный,  воздушный и водный транспорт. География грузообразующих связей г. Нижнего Новгорода с зарубежными странами охватывает государства северной, центральной и восточной Европы, страны Балтии и Средиземноморья, а также республики Закавказья и Азиатские страны. Город расположен на пути следования международного евроазиатского транспортного коридора «Транссиб», представленного автомобильным (М-7 «Волга») и железнодорожным (Москва - Нижний Новгород - Казань) маршрутами и является транзитной зоной транспортных и пассажирских потоков из центра России на Урал и в Сибирь.

В городе расположены: железнодорожный вокзал, международный аэропорт, речной вокзал, грузовой порт, несколько причалов для перевалки грузов и станция канатной дороги, а также развита система городского (автобус, троллейбус, трамвай, городская электричка, метрополитен, маршрутное такси), пригородного и междугородного пассажирского транспорта. Все важнейшие направления по трудовым и культурно-бытовым связям обслуживаются маршрутами общественного городского и пригодного транспорта. В режиме общественного транспорта функционирует канатная дорога, проложенная над р. Волга в город Бор. Пригородные перевозки на территории Нижегородской агломерации осуществляются железнодорожным и автомобильным транспортом. Основной объём пригородных перевозок выполняет автомобильный транспорт.

Пространственная организация территории города базируется на радиально-кольцевом типе планировочного каркаса с доминирующим городским ядром и центральной планировочной зоной, установленным Генеральным планом города.

Река Ока делит город на две части: верхнюю «нагорную», где расположен исторический центр города, и нижнюю «заречную», где сосредоточена основная доля промышленных объектов и проживает 2/3 населения. Улично-дорожная сеть распределена по территории города неравномерно, центральная часть имеет более высокую плотность, составляющую 2,8 км/кв.км, северная и южная части - низкую.

В границах существующей городской черты город занимает территорию 46 тыс. га и граничит с городским округом Бор на севере, Кстовским муниципальным районом на юго-востоке, Богородским муниципальным районом на юге, городским округом Дзержинск на западе и Балахнинским муниципальным районом на северо-западе.

Границы территории городского округа город Нижний Новгород утверждены Законом Нижегородской области от 22 декабря 2005 года № 205-З «Об утверждении границ, состава территории городского округа город Нижний Новгород» и включают:

1) городские населенные пункты: город Нижний Новгород, курортный поселок Зеленый Город;

2) сельские населенные пункты: сельский поселок Березовая Пойма, деревня Бешенцево, деревня Ближнеконстантиново, деревня Кузнечиха, сельский поселок Луч, деревня Ляхово, деревня Мордвинцево, деревня Новая, деревня Новопокровское, деревня Ольгино, слобода Подновье, сельский поселок учхоза «Пригородный».

Административно-территориальное устройство города предусматривает деление на 8 внутригородских районов: Нижегородский, Приокский, Советский, Канавинский, Автозаводский, Ленинский, Московский, Сормовский. В состав четырех внутригородских районов входят 13 населенных пунктов.

Особенностью Нижнего Новгорода является высокая плотность населения - в среднем 27,6 чел./га. При этом по территории города население распределено крайне неравномерно. Производственные территории в городе составляют порядка 5,9 тыс. га, общественные 1,2 тыс. га, жилые - 7,1 тыс. га, рекреационные - 15 тыс. га.

Учреждения и предприятия социально-культурно-бытового обслуживания размещаются в общественных, жилых, производственных и рекреационных зонах.

Массовое жилищное строительство, развитие объектов социальной инфраструктуры, комплексное освоение и развитие территорий в г. Нижний Новгород осуществляется на основе экономически и технически обоснованного градостроительного планирования. В состав жилых зон города Нижнего Новгорода входят зоны застройки многоэтажными, среднеэтажными, малоэтажными, индивидуальными жилыми домами, а также зоны смешанной застройки.

Территория города разделена естественными преградами (р. Ока и другими), транспортная связанность которой недостаточна. Плотность и пропускная способность улично-дорожной сети города недостаточны для текущего уровня автомобилизации, демонстрирующего стремительный рост в последние годы. Проблемы неразвитости транспортной инфраструктуры, в особенности - системы парковок и отсутствия необходимых мостовых переходов через естественные преграды, а также дефицита транспортных развязок в разных уровнях являются весьма актуальными.

В последние десятилетия Нижний Новгород развивался в неизменных границах, что привело к исчерпанию земельных резервов и уплотнению городской застройки. Несбалансированное развитие территорий и отсутствие финансовых возможностей для комплексного развития транспортной инфраструктуры привели к тому, что структура городской застройки на текущий момент не отвечает всем требованиям современной комфортной среды для проживания и ведения бизнеса: в центре города и в жилых кварталах располагаются промышленные предприятия, плотность застройки города не позволяет в рамках имеющихся границ сформировать крупные площадки для строительства новых комфортабельных современных кварталов. Многие привлекательные в инвестиционном отношении городские территории заняты промышленными предприятиями, которые эти земли используют не всегда неэффективно. Приоритетом градостроительной политики становится развитие застроенных территорий с целью повышения эффективности их использования и включение новых территорий в границы города за счет территорий городской агломерации.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на период до 2030 года прогнозируется, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе город сохранит специализацию центра автомобилестроения, информационных технологий и телекоммуникаций, оборонно-промышленного комплекса, химической, прежде всего фармацевтической промышленности, крупного делового центра, получат свое развитие и все другие сферы социально-экономической деятельности в городе. Планируемый на расчетный срок рост социально-экономических показателей деятельности муниципального образования город Нижний Новгород дает основания прогнозировать увеличение размеров транспортного спроса на всех видах транспорта.

На расчетный срок стоит задача формирования города с эффективной транспортной инфраструктурой, качественной организацией городской среды, удобной планировкой и высоким уровнем благоустройства, наличием эстетически привлекательных и доступных общественных пространств, с благоприятной экологической обстановкой, комфортными условиями для дорожного движения, рекреации и т.д.

В данных условиях на расчетный срок принимаемые решения в сфере рационализации землепользования, градостроительства и социально-экономической деятельности на территории города Нижний Новгород должны уменьшать потребность в транспорте. При сохранении главных функций транспортного комплекса масштабы, направления и стратегия его развития должны носить опережающий характер по сравнению с параметрами социально-экономического развития города в целом. При таком подходе транспорт не будет фактором, сдерживающим социально-экономическое развитие и комфортные условия жизнедеятельности населения в городе.

2.3 Характеристика функционирования и показатели работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»