ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 11 сентября 2019 года № 928-р

Об утверждении Концепции комплексного сопровождения
людей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области

(Наименование в ред. распоряжения Правительства области от 18.05.2021 № 431-р
- см.
предыдущую редакцию)
(с изменениями на 18 мая 2021 года)

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 18.05.2021 № 431-р     
-----------------------------------------------------------------------
__________________________________________________________

В наименовании и по тексту распоряжения слова "и другими ментальными нарушениями" исключены

распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р          

__________________________________________________________


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства", распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. № 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области (далее - Концепция).

2. п. утратил силу распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Нижегородской области руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации муниципальных планов мероприятий по реализации Концепции, реализации индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, программ комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра, включая организацию возможности их профессиональной подготовки и содействие в обеспечении занятости. (п.3 в ред. распоряжения Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию)

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

          

Губернатор               Г.С.Никитин


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Нижегородской области
от 11 сентября 2019 г. № 928-р
(в ред. распоряжения Правительства области от 18.05.2021 № 431-р)

_________________________________________________

В наименовании и по тексту Концепции слова "и другими ментальными нарушениями" исключены

распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р          

_________________________________________________

      


Концепция
комплексного сопровождения людей
с расстройствами аутистического спектра
в Нижегородской области

(Наименование в ред. распоряжения Правительства области от 18.05.2021 № 431-р
- см.
предыдущую редакцию)

1. Общие положения

1.1. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра в Нижегородской области (далее - Концепция) направлена на решение комплекса проблем социализации и социальной адаптации данной категории граждан, проживающих в Нижегородской области.

1.2. Необходимость создания системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра (далее - люди с РАС) обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов и направлена на обеспечение прав людей с РАС на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, на охрану здоровья, абилитацию, реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду и полноценную жизнь в обществе.

1.3. Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является интеграция людей с РАС в общество, формирование условий для их развития, взаимодействия с другими людьми и окружающим миром.

Дети с РАС отличаются от своих сверстников неразвитыми социально-бытовыми навыками, неприспособленностью к повседневным делам, неспособностью подражать поведению взрослых в повседневной жизни, трудностями с применением накопленных знаний в реальной жизни, отсутствием мотивации к овладению социально-бытовыми навыками и, как следствие, часто невозможностью самостоятельного проживания в обществе. Своевременное комплексное сопровождение людей с РАС способствует максимально возможным достижениям в их развитии, успешной социализации и включению их в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

1.4. Создание условий для включения людей с РАС в систему комплексного сопровождения позволит сформировать у них определенные профессиональные навыки и вовлечь в социальную и трудовую деятельность.

1.5. Необходимость постоянного ухода за людьми с РАС значительно снижает возможность занятости их родителей (опекунов, законных представителей). Возможность вовлечения в межведомственную систему комплексного сопровождения детей с РАС с самого раннего возраста позволит родителям (опекунам, законным представителям) заниматься трудовой деятельностью.

1.6. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области по Нижегородской области на 1 января 2019 года:

- зафиксировано 714 случаев РАС, из них с впервые установленным диагнозом - 126;

- 1 человек с установленным диагнозом РАС старше 18 лет;

- численность детей с установленным диагнозом РАС составляет 118 человек на 100 тыс. детского населения, что в 2 раза меньше, чем в среднем по Российской Федерации (294 чел. на 100 тыс. детского населения);

1.7. Диагноз РАС в большинстве случаев устанавливается детям в возрасте от 5 до 9 лет. Это свидетельствует о позднем установлении диагноза и, соответственно, о позднем начале абилитационных и реабилитационных мероприятий. В связи с этим необходимо обеспечить максимально раннее выявление детей, имеющих признаки РАС, дифференциальную диагностику с другими нарушениями и своевременное начало абилитационных и реабилитационных мероприятий. Оптимальный возраст для раннего выявления признаков РАС, проведения медицинской диагностики (скрининга) - от 1,5 до - 3 лет.

1.8. Система оказания помощи людям с РАС и их семьям в Нижегородской области включает учреждения и организации системы здравоохранения, образования, социального обслуживания, общественные некоммерческие и коммерческие организации.

1.9. В Нижегородской области амбулаторная медицинская помощь детям с РАС предоставляется участковыми врачами - педиатрами, психиатрами, психотерапевтами, ведущими приём в психиатрических кабинетах в муниципальных районах (городских округах), в психоневрологических диспансерах г.Нижнего Новгорода и г.Дзержинска, а также в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Нижегородской области "Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков", "Центр восстановительной медицины и реабилитации для детей", в Университетской клинике федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Приволжский исследовательский медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации.

1.9.1. Стационарная помощь детям с РАС оказывается государственным бюджетным учреждением здравоохранения Нижегородской области "Нижегородская областная психоневрологическая больница №1 им.П.П.Кащенко" и в условиях дневного пребывания государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области "Детская специализированная больница реабилитации детей психоневрологического профиля".

1.9.2. Кроме этого детям с РАС медицинские услуги предоставляются в государственном бюджетном учреждении здравоохранения Нижегородской области "Детский психоневрологический санаторий для детей с ДЦП" и другой неврологической патологией "Автозаводский" и государственное бюджетное учреждение здравоохранения Нижегородской области "Детский психоневрологический санаторий "Павловский".

1.9.3. В целях организации работы по комплексному сопровождению людей с РАС в системе здравоохранения Нижегородской области необходимо создание дополнительных условий доступности услуг раннего выявления РАС у детей, своевременной диагностики, обеспечения доступности медицинских услуг в отдаленных районах области. Учитывая дефицит врачей - психиатров, преимущественно в сельских районах области, необходима организация обучения кадров данной категории.

1.10. В системе образования Нижегородской области дети с РАС получают услуги в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, в организациях среднего профессионального образования.

1.10.1. По данным министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области в 2019 году общая численность обучающихся детей с РАС в образовательных организациях Нижегородской области составляет 747 чел. (в том числе с сопутствующим заболеванием РАС), из них:

- 308 детей с РАС получают услуги в 64 дошкольных образовательных организациях: в службах ранней помощи, в группах комбинированной направленности и группах компенсирующей направленности; (абзац второй изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию)

- 439 детей с РАС обучаются в 42 общеобразовательных школах и 25 школах, реализующих исключительно адаптированные образовательные программы: в ресурсном классе, инклюзивно, на дому.

1.10.2. В образовательных организациях Нижегородской области с детьми с РАС работают педагогические работники (воспитатели, учителя, педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, социальные педагоги), специалисты сопровождения (тьюторы, ассистенты). При этом отмечается дефицит специалистов сопровождения.

1.10.3. Психолого-педагогическая и консультативная помощь семьям с детьми с РАС оказывается в государственном бюджетном учреждении дополнительного образования Нижегородской области "Центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи", медицинских центрах в г.о.г. Бор, г.о.г. Дзержинск, Богородском, Починковском муниципальных округах, Сергачском муниципальном районе. (пп. 1.10.3 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию)

1.10.4. С целью определения образовательного маршрута обучающимся в Нижегородской области организована работа 45 психолого-медико-педагогических комиссий (далее - ПМПК): 1 - центральная, 44 - территориальных.

1.10.5. В связи с дефицитом кадров территориальные ПМПК в ряде муниципальных образований Нижегородской области отсутствуют. Дети, нуждающиеся в заключении ПМПК, получают помощь в центральной ПМПК (г.Нижний Новгород) либо в близлежащих к месту жительства районах.

1.11. Система социального обслуживания людей с РАС включает:

- 5 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями;

- 10 психоневрологических интернатов, в которых в настоящее время отсутствуют люди с РАС;

- 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, в которых проживают 377 детей-инвалидов (из них 1 ребёнок-инвалид с РАС).

1.11.1. Социальные услуги по технологии сопровождаемого проживания реализуются на базе государственного бюджетного учреждения "Борский психоневрологический интернат и государственного бюджетного учреждения системы социального обслуживания населения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальное реабилитационно-образовательное учреждение "Автозаводский детский дом-интернат для умственно отсталых детей". В данных учреждениях оборудованы комнаты по типу общежития для проживания с сопровождением в условиях "защищенного социума", реализуется модель предоставления социальных услуг детям-инвалидам, направленная на максимальную подготовку к самостоятельному проживанию с учетом ограничений здоровья людей с РАС.

1.12. В государственных и муниципальных учреждениях культуры и спорта Нижегородской области отсутствуют адаптивные разработанные программы и секции для людей с РАС. Отмечается необходимость обучения специалистов определенным навыкам работы с людьми с РАС.

1.13. Услуги людям с РАС на территории Нижегородской области также оказывают общественные организации.

1.14. Анализ имеющихся ресурсов в сфере оказания помощи людям с РАС указывает на необходимость развития межведомственной системы непрерывного комплексного сопровождения людей с РАС.

2. Термины и определения,

используемые в Концепции

2.1. Абилитация - система и процесс формирования отсутствующих способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.

2.2. Автономный класс - вариативная организационно-образовательная модель на базе общеобразовательной организации, создаваемая с целью обеспечения детей с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными условиями, в том числе инклюзивными, для обучения, развития коммуникативных и социальных навыков, коррекции поведенческих трудностей. Автономный класс объединяет детей со сходными образовательными потребностями одного года обучения и предусматривает образовательную и социальную инклюзию в условиях урочной и внеурочной деятельности.

2.3. Группа комбинированной направленности - организационно-образовательная модель на базе дошкольной образовательной организации, создаваемая с целью осуществления совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с другими детьми в соответствии с программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей.

2.4. Группа компенсирующей направленности - организационно-образовательная модель на базе дошкольной образовательной организации, создаваемая с целью реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особых образовательных потребностей, обеспечивающая им коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

(п.2.2-2.4 изложены в новой редакции распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию)

2.5. Доступная среда - обеспечение равного доступа людей с РАС к объектам инфраструктуры, услугам и информации, включая возможность образования и трудоустройства, независимо от наличия постоянных или временных ограничений мобильности.

2.6. Комплексное сопровождение - содействие при получении людьми с РАС социально значимых услуг (медицинских, социальных, образовательных, услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной подготовки и занятости), а также комплекс мероприятий с родителями (законными представителями) людей с РАС, направленных на социальную интеграцию в общество и повышение ресурсности данных семей.

2.7. п. исключен распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию

2.8. п. исключен распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию

2.9. Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям с РАС в возрасте до 3 лет и их семьям, направленных на раннее выявление детей с РАС, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей). При наличии у ребенка выраженных нарушений функций организма и (или) значительных ограничений жизнедеятельности, приводящих к тому, что ребенок не может быть в полном объеме включен в систему получения образовательных услуг, возможно продолжение оказания таких услуг до достижения ребенком возраста 7 - 8 лет.

2.10. Расстройства аутистического спектра (РАС) - расстройства, возникающие в детском возрасте вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующиеся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

2.11. Реабилитация - система полного или частичного восстановления способностей к бытовой, общественной, профессиональной или иной деятельности.

2.12. Ресурсный класс - это специальная образовательная модель, позволяющая создать для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, в зависимости от его потребностей и возможностей, инклюзивное образование и индивидуальное обучение. В ресурсном классе обучение проходит по адаптированным основным общеобразовательным программам. Обучающиеся последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки по школьным предметам, которые они могут изучать вместе со своими сверстниками при поддержке тьютора, но процент времени совместного обучения для каждого из учеников может быть разным. При этом ученик официально зачислен в общеобразовательный класс, а ресурсный класс - это место, где ему оказывается поддержка специалистов. (п.2.12 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 18.05.2021 № 431-р - см. предыдущую редакцию)

2.13.Служба ранней помощи - форма организации сопровождения детей с РАС в раннем возрасте (до 3 лет), предполагающая индивидуальную диагностику ребенка, проведение коррекционно - развивающих занятий с детьми и консультаций родителей специалистами сопровождения.

2.14.Сопровождаемое проживание инвалидов - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации, абилитации и социальному сопровождению, образовательных услуг в привычной, благоприятной для него среде, максимально приближенной к домашней.

2.15. Тьютор - педагогический работник, который обеспечивает персональное сопровождение учащегося с особенностями развития в образовательном пространстве в целях обеспечения его успешной интеграции в образовательную среду школы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»