ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2018 года № 656
Об утверждении Основных направлений бюджетной
и налоговой политики Нижегородской области
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях разработки проекта закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
2. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области (субъектам бюджетного планирования областного бюджета) при планировании бюджетных ассигнований на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
3. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Врио Губернатора Г.С.Никитин
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Нижегородской области
на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Нижегородской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов разработаны в соответствии со статьей 20 Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 г. № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области" с целью определения условий и основных подходов к формированию проекта областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Бюджетная политика Правительства Нижегородской области на среднесрочную перспективу сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определенных посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г., Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и Указом от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года и государственной программой "Управление государственными финансами Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 г. № 296.
Налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2019-2021 годах, как и прежде, будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Нижегородской области всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет.
1. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой
политики Правительства Нижегородской области
в 2015-2018 годах
Бюджетная и налоговая политика Правительства Нижегородской области в 2015-2017 годах была направлена на решение задач бюджетной консолидации в целях обеспечения устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Нижегородской области.
Реализации основных направлений бюджетной политики способствовало исполнение Плана мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Нижегородской области, утвержденного распоряжением Правительства Нижегородской области от 30 марта 2017 г. № 386-р.
Динамика основных показателей консолидированного бюджета
Нижегородской области за 2015-2017 годы
млрд. рублей
2015 год | темп роста,% | 2016 год | темп роста,% | 2017 год | темп роста,% | |
Доходы | 152,9 | 102,4 | 164,9 | 107,9 | 175,1 | 106,2 |
в том числе налоговые и неналоговые доходы | 129,2 | 104,3 | 143,9 | 111,3 | 151,8 | 105,5 |
Безвозмездные поступления | 23,7 | 93,4 | 21,1 | 89,0 | 23,3 | 110,4 |
Расходы | 163,9 | 101,8 | 168,8 | 103,0 | 178,8 | 105,9 |
Дефицит | -11,0 |
| -3,9 |
| -3,7 |
|
Доходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2017 году получены в объеме 175,1 млрд. рублей и увеличились за 2015-2017 годы на 22,2 млрд. рублей или на 14,5 процентов.
Расходы консолидированного бюджета Нижегородской области в 2017 году исполнены в объеме 178,8 млрд. рублей и увеличились за 2015-2017 годы на 14,9 млрд. рублей или на 9 процентов.
Наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета занимают расходы на отрасли социальной сферы - ежегодно более 65% в общем объеме расходов.
Правительством Нижегородской области обеспечено своевременное и в полном объеме исполнение всех принятых расходных обязательств, в том числе по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы с учетом повышения оплаты труда в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., по социальному обеспечению льготных категорий граждан, по выплате ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-х лет.
С привлечением средств федерального бюджета осуществлено строительство новых детских дошкольных учреждений и реконструкция старых, реализована программа строительства новых школ в целях ликвидации второй смены, реализованы мероприятия по развитию здравоохранения, сельского хозяйства, малого предпринимательства, по подготовке к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Реализованы программы обеспечения жильем отдельных категорий граждан.
Осуществлена поддержка реального сектора экономики, посредством субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные и инновационные проекты, промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства, малого предпринимательства и других отраслей, а также посредством предоставления налоговых льгот и государственных гарантий Нижегородской области.
Проводилась эффективная долговая политика, в том числе посредством привлечения кредитных ресурсов в форме возобновляемых кредитных линий, краткосрочных кредитов из Управления федерального казначейства по Нижегородской области, а также бюджетных кредитов из федерального бюджета.
Обеспечено выполнение условий соглашения с Минфином России на предоставление дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, в том числе по осуществлению мер, направленных на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области (оценка эффективности налоговых льгот, устранение с 1 января 2018 г. неэффективных льгот, обеспечение достижения показателей экономического развития).
Осуществлена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах на общую сумму 20 млрд. рублей (бюджетный эффект от проведенной реструктуризации в 2018 году составил 8,8 млрд. рублей).
В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств в 2015-2017 годах проводилась работа по следующим направлениям:
- формирование и исполнение областного бюджета начиная с 2015 года в программном формате на основе государственных программ Нижегородской области;
- формирование и исполнение областного бюджета с использованием единой комплексной системы управления бюджетным процессом "Государственная информационная система управления общественными финансами министерства финансов Нижегородской области";
- реализация комплекса мероприятий по оптимизации и реструктуризации сети государственных учреждений в целях выявления и ликвидации неэффективных расходов;
- формирование регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями Нижегородской области;
- ежегодное формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Нижегородской области;
- применение системы поощрения главных администраторов средств областного бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента, а также поощрения муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, достигающих наилучших результатов в сфере повышения эффективности бюджетных расходов;
- осуществление финансирования расходов с применением механизма утверждения предельных объемов финансирования на каждый квартал с целью недопущения образования просроченной кредиторской задолженности;
- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе, об исполнении областного бюджета, о бюджетных и социально-экономических показателях области посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" как для специалистов органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, так и для граждан в доступной форме;
- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении областного бюджета и по проекту областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Нижегородской области и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения областного бюджета.
В 2018 году на поступление налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Нижегородской области оказывают влияние следующие изменения налогового и бюджетного законодательства:
1. Изменения федерального и регионального законодательства, оказавшие положительное влияние на доходную часть консолидированного бюджета области:
- с 1 января 2018 г. увеличены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин класса 5 (на 678 рублей за 1 тонну или на 6,4%) и на дизельное топливо (на 593 рубля за 1 тонну или на 8,4%), которые действовали до 1 июня 2018 г.;
- с 1 июля 2018 г. по 31 декабря 2018 г. увеличен норматив зачисления акцизов на нефтепродукты в бюджеты субъектов Российской Федерации с 57,1% до 84,41%. Данное решение призвано компенсировать выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от снижения ставок акцизов на нефтепродукты с 1 июня 2018 г. в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 199-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации";
- с 1 января 2018 г. в 2 раза увеличены ставки по налогу на игорный бизнес. Ставки по налогу на игорный бизнес установлены на максимальном уровне, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации;
- с 3 августа 2018 г. увеличен размер государственной пошлины за выдачу загранпаспорта нового поколения с 3,5 до 5 тысяч рублей, для детей до 14 лет - с 1,5 до 2,5 тысяч рублей. В случае подачи заявления и (или) документов в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг 50% от указанных доходов поступит в местные бюджеты;
- на 2018 год установлены коэффициенты индексации арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Нижегородской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также арендной платы за объекты нежилого фонда областной собственности на уровне среднегодового индекса потребительских цен - 104,0 процента.
2. Изменения федерального и регионального налогового и бюджетного законодательства, приводящие к уменьшению доходов консолидированного бюджета Нижегородской области:
- на 2018 год установлена предельная налоговая ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,1% в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств и не освобожденного от налогообложения в соответствии с региональным законодательством;
- с 1 января 2018 г. индивидуальным предпринимателям, уплачивающим единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также индивидуальным предпринимателям, перешедшим на патентную систему налогообложения, предоставлено право уменьшить сумму соответствующего налога на сумму расходов по приобретению контрольно-кассовой техники в размере не более 18 000 рублей на каждый экземпляр контрольно-кассовой техники при условии ее регистрации в налоговых органах с 1 февраля 2017 г. до 1 июля 2019 г.;
- начиная с налогового периода 2017 года налоговая база по земельному налогу уменьшена на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для пенсионеров, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства и др.;
- в 2018 году осуществлено списание налоговой задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2015 г. для индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
- с 1 июня 2018 г. снижены налоговые ставки акцизов на автомобильный бензин 5 класса (на 3 000 рублей за 1 тонну или на 26,8%) и на дизельное топливо (на 2 000 рублей за 1 тонну или на 26,1%);
- с 2018 года (за налоговый период 2017 года) при исчислении налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости введен новый коэффициент, ограничивающий ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. По ранее действовавшему законодательству в течение переходного периода налог ежегодно увеличивался на 20 процентов.
Исполнение консолидированного бюджета Нижегородской области за январь-июль 2018 года составило по доходам 105,1 млрд. рублей или 58% к годовому плану и превышает уровень 2017 года на 6,9 млрд рублей.
Налоговые и неналоговые доходы получены в объеме 94,2 млрд рублей, что составляет 59% к годовому плану и выше уровня 2017 года на 9,2 млрд. рублей.
2. Основные направления налоговой политики
Приоритетами налоговой политики Правительства Нижегородской области в ближайшие три года будут являться эффективное и стабильное функционирование налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Основными направлениями налоговой политики в Нижегородской области на 2019-2021 годы определены:
- увеличение налогового потенциала Нижегородской области за счет налогового стимулирования деловой активности в регионе, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов;
- продолжение политики обоснованности и эффективности применения налоговых льгот, отмена неэффективных и невостребованных льгот;
- государственная поддержка приоритетных отраслей экономики и организаций малого и среднего бизнеса;
- взаимовыгодное сотрудничество с организациями, формирующими налоговый потенциал региона, в том числе в рамках заключенных соглашений между Правительством Нижегородской области и крупнейшими предприятиями области;
- дальнейшее совершенствование налогового администрирования, повышение уровня ответственности главных администраторов доходов за качественное прогнозирование доходов бюджета и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам областного бюджета и местных бюджетов на территории Нижегородской области, активизация претензионно-исковой деятельности;
- проведение мероприятий по повышению эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, природными ресурсами Нижегородской области, в том числе выявление земельных участков, используемых не по целевому назначению, а также невостребованных земельных участков (долей, паев) из земель сельскохозяйственного назначения для принятия мер по оформлению их в муниципальную собственность.
На федеральном уровне вступают в силу, а также планируются к принятию с 2019 года следующие изменения законодательства:
- с 1 января 2019 г. из объектов налогообложения налогом на имущество организаций исключается все движимое имущество;
- с 1 января 2019 г. в связи с совершенствованием налогового администрирования вводится единый налоговый платеж физического лица. Физические лица смогут добровольно перечислять денежные средства через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи в случае отсутствия банка либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на соответствующий счет Федерального казначейства в счет исполнения обязанности по уплате имущественных налогов (транспортного налога, земельного налога, налога на имущество физических лиц);
- с 1 января 2019 г. государственная пошлина за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов в электронной форме и выдачи документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также плата за предоставление федеральными государственными органами, федеральными казенными учреждениями сведений, документов, содержащихся в государственных реестрах (регистрах), в случае подачи заявления в электронной форме и выдачи указанных документов через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг будут зачисляться по нормативу 75% в федеральный бюджет и 25% - в бюджеты субъектов Российской Федерации (ранее 100% зачислялось в федеральный бюджет);
- с 1 января 2019 г. ограничиваются права субъектов Российской Федерации по установлению пониженных ставок по налогу на прибыль организаций (на 4,5 процентных пункта) для отдельных категорий плательщиков. Пониженные налоговые ставки, установленные законами субъектов Российской Федерации до 1 января 2018 г., подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;
- действие договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) или изменений в договоры о создании КГН ограничивается датой окончания их действия, но не позднее 1 января 2023 г.;
- планируется ограничить предельную сумму пеней, начисленных на недоимку, размером этой недоимки;
- планируется, что действие решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций будет продлено до 2024 года;
- планируется поэтапная передача с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты;