Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 23 октября 2015 года № 687


О прогнозе социально-экономического развития
Нижегородской области на
долгосрочный период (до 2028 года)

(Наименование в ред. постановления Правительства области от 24.11.2016 № 792)
(с изменениями на 20 июля 2018 года)
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 6 февраля 2019 года № 59

_______________________________________________________________________________

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 17.03.2016 № 142;
постановлением Правительства Нижегородской области от 24.11.2016 № 792;
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.05.2017 № 346;
постановлением Правительства Нижегородской области от 13.12.2017 № 889;
постановлением Правительства Нижегородской области от 20.07.2018 № 535      
-----------------------------------------------------------------------



В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и статьей 9 Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года) (далее - долгосрочный прогноз).

(Пункт 1 в ред. постановления Правительства области от 24.11.2016 № 792 - см. предыдущую редакцию)

2. Министерству экономического развития и инвестиций Нижегородской области ежегодно осуществлять корректировку долгосрочного прогноза с учётом прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период.

     (Пункт 2 в ред. постановлений Правительства области от 17.03.2016 № 142; от 20.07.2018 № 535 - см.предыдущую редакцию)

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области. (п. 3 изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 25.05.2017 № 346; в ред. постановления Правительства области от 20.07.2018 № 535 - см.предыдущую редакцию)




И.о.Губернатора                                            В.А.Иванов

     
     УТВЕРЖДЕН
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 23 октября 2015 года № 687
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 13 декабря 2017 года № 889)

(Прогноз изложен в новой редакции постановлением Правительства области от 13.12.2017 № 889
- см.
предыдущую редакцию)

 

Прогноз социально-экономического развития
Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года)


Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на долгосрочный период (до 2028 года) (далее - долгосрочный прогноз) разработан с учетом действующего законодательства:

Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Закона Нижегородской области от 3 марта 2015 года № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области";

Закона Нижегородской области от 12 сентября 2007 года № 126-З "О бюджетном процессе в Нижегородской области".

Долгосрочный прогноз является основой для разработки бюджетного прогноза Нижегородской области на долгосрочный период.

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития
Нижегородской области по итогам 2016 года и первой половины 2017 года

 


Развитие Нижегородской области в 2016 году, как и России в целом, происходило в условиях продолжающегося негативного влияния внешних макроэкономических факторов.

Однако, Нижегородская область, благодаря диверсифицированной отраслевой структуре экономики, в 2016 году по ряду ключевых показателей достигла положительных результатов.

Удалось избежать сокращения объемов валового регионального продукта области (ИФО ВРП по оценке составил 100,7% к уровню 2015 года), в отличие от ВВП Российской Федерации, который сократился на 0,2%. В действующих ценах ВРП Нижегородской области увеличился на 8,7%.

В 2016 году индекс промышленного производства составил 105,4% к 2015 году (по России - 101,1%), в том числе по обрабатывающим производствам - 105,8% (по России - 100,1%).

В 2016 году увеличилось производство бензинов автомобильных (на 19,5%), стали (на 4,4%), бензола (на 7,8%), этилена и пластмасс в первичных формах (на 12,6%), гидроксида натрия (на 34,6%), автобусов (на 34,9%).

Индекс производства продукции сельского хозяйства составил 100,1% к уровню 2015 года (по России - 104,8%). Рост обеспечен, в основном, увеличением производства мяса (скот и птица на убой в живом весе) - 112,5% и яиц - 102,4%.

По итогам 2016 года наблюдается рост суммы прибыли прибыльных организаций (по кругу крупных и средних организаций) на 19,7% в действующих ценах.

Одним из положительных итогов 2016 года является рост заработной платы. Среднемесячная зарплата в целом по Нижегородской области составила 28399 рублей, что на 7,2% выше уровня 2015 года в действующих ценах. В реальном выражении заработная плата увеличилась на 1,2% (в Российской Федерации - на 0,8%).

Ситуация на рынке труда в 2016 году характеризовалась как стабильная, уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,55%, что в 2,2 раза ниже среднероссийского показателя (1,2%).

Вместе с тем, по ряду социально-экономических показателей в прошлом 2016 году наблюдалось снижение.

Сокращение инвестиционного спроса из-за геополитической нестабильности повлияло на снижение объемов инвестиций в основной капитал - на 14,2% (в сопоставимых ценах к уровню 2015 года). Сократились и объемы работ в строительстве (ИФО - 92%), однако, сокращение не коснулось жилищного строительства - ввод в действие жилых домов составил 101,2%.

Темп роста реальных денежных доходов населения области составил в 2016 году 92,8% (в Российской Федерации - 94,4%).

Снижение реальных денежных доходов населения привело к сокращению потребительского спроса. По итогам 2016 года оборот розничной торговли сократился в сопоставимых ценах на 1,2%, объем платных услуг - на 1,6% (по Российской Федерации - на 4,6% и 0,3%, соответственно).

График 1

Основные социально-экономические показатели
Нижегородской области в 2016 году, в % к предыдущему году


Социально-экономическое развитие области в 2017 году происходит в условиях сохраняющихся антироссийских санкций, низких мировых цен на углеводороды, ослабления курса национальной валюты.

В результате предпринятых органами власти мер в текущем 2017 году ситуация в экономике области остается стабильной - в ключевой отрасли реального сектора сохраняется позитивная тенденция роста объемов производства.

По данным за январь-июль 2017 года индекс промышленного производства составил 105,9% к уровню соответствующего периода прошлого года, в том числе по обрабатывающим производствам - 105,8%. Прирост был обеспечен за счет основных отраслей обработки: производства нефтепродуктов (106,4%), производства автотранспортных средств (107,5%), химического производства (105,6%), а также производства пищевых продуктов (105,2%), машин и оборудования (104,4%), компьютеров, электронных и оптических изделий (107,8%).

Небольшой рост (100,9%) в январе - июле 2017 года достигнут также по объемам ввода в эксплуатацию жилья.

Положительным моментом развития области в текущем 2017 году можно назвать возобновление инвестиционного роста - по итогам января-июня темп роста объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах составил 107,7% к уровню соответствующего периода 2016 года. На рост инвестиций положительное влияние оказывает снижение ключевой банковской ставки и замедление инфляционных процессов.

На потребительском рынке области в текущем году также отмечается восстановление спроса: по итогам января-июля 2017 года темп роста в сопоставимых ценах оборота розничной торговли составил 101,4%, объема платных услуг, оказанных населению, - 100,9%.

Восстановительный рост потребительского сектора наблюдается на фоне увеличения роста среднемесячной заработной платы работников организаций области. В январе-июне текущего года она сложилась в размере 29541,7 руб., что в действующих ценах на 7,9% выше, чем в январе-июне 2016 года. В реальном выражении (то есть за вычетом инфляции) темп роста заработной платы составил 102,9%.

Уровень официально зарегистрированной безработицы по состоянию на 1 августа 2017 года - 0,4%, что на 0,17 процентного пункта ниже, чем на аналогичную дату прошлого года.

К негативным тенденциям экономического развития первой половины 2017 года можно отнести снижение объемов сельскохозяйственного производства (91,7% к уровню января-июля 2016 года в сопоставимой оценке) и объемов работ, выполненных по виду деятельности "строительство" (92,6%).

Целый ряд показателей развития экономики Нижегородской области в текущем году превышает среднероссийские значения.

График 2

Темпы роста основных показателей
социально-экономического развития Нижегородской области
в январе - июле 2017 года в % к предыдущему году



 *данные за январь - июнь.

2. Варианты внутренних условий и характеристик
социально-экономического развития Нижегородской области
на долгосрочный период


Прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2028 года разработан в двух вариантах: базовом и целевом.

При формировании основных параметров долгосрочного прогноза по области (приведены в приложении) в основу были положены следующие документы:

- прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, одобренный на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 года (базовый и целевой варианты прогноза учтены при формировании прогноза социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов), одобренного постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2017 года № 744, по базовому и целевому вариантам соответственно);

- прогноз социально-экономического развития Нижегородской области на среднесрочный период (на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов), одобренный постановлением Правительства Нижегородской области от 18 октября 2017 года № 744;

- начиная с 2021 года использовался имеющийся на сегодняшний момент долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (консервативный и форсированный (целевой) варианты), размещенный на сайте Минэкономразвития Российской Федерации.

При разработке долгосрочного прогноза также были учтены Стратегия развития области до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127, и План создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в Нижегородской области, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 15 октября 2013 года № 731.

Базовый вариант прогноза характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики. Среднегодовые темпы роста ВРП оцениваются на уровне 101-102,6% в 2018-2028 годах.

Целевой вариант предполагает более высокие темпы роста ВРП, инвестиций в основной капитал, потребительского спроса. Среднегодовые темпы роста ВРП повышаются до 103-105%.

3. Оценка факторов и ограничений экономического роста
Нижегородской области на период до 2028 года


Оценка социально-экономического развития на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными тем, что за длительный период могут произойти события, кардинально меняющие ситуацию на мировом рынке, в том числе вследствие циклической динамики мировой экономики.

Развитие региональной экономики в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях продолжающейся геополитической нестабильности, сохранения международных санкций и будет базироваться на реализации и расширении накопленного в предшествующие годы потенциала, а также реализации программ импортозамещения и проектов, направленных на преодоление "узких мест" в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры.

С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль кластеров, ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортноориентированных производств.

Необходимо выделить основные конкурентные преимущества и ограничения, которые окажут влияние на долгосрочное развитие Нижегородской области.

3.1. Факторы экономического роста
Благоприятное географическое положение


Нижегородская область выгодно расположена на пересечении крупных торговых и транспортных магистралей, являясь лидером среди городов Российской Федерации по размеру доступного потребительского рынка.

Реализация проектов по развитию транспортной системы позволит в полной мере использовать преимущество географического положения и позиционировать регион, как один из крупных центров логистики.

Самым масштабным инфраструктурным проектом, реализуемым на территории Нижегородской области, станет строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань. Прогнозный годовой пассажиропоток по направлению "Москва - Нижний Новгород" составит 3,8 млн. чел. При этом строительство ВСМ поможет создать дополнительно порядка 80 тыс. рабочих мест в Нижегородской области. Важно, что потребуется создание рабочих мест в высокотехнологичных секторах экономики.

Проект включает в себя, в частности, создание на территории региона мультимодального транспортного пересадочного узла. Он объединит несколько видов транспорта, в первую очередь высокоскоростную железнодорожную магистраль и аэропорт. В результате аэропорт "Стригино" может увеличить грузопоток и пассажиропоток в 3 раза, став конкурентоспособным участником перевозочного процесса наравне с аэропортами Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, строительство ВСМ послужит мощным импульсом для развития всей региональной экономики: по оценкам экспертов валовой региональный продукт российских регионов, по которым пройдет ВСМ, может вырасти более чем на треть.

Развитию Нижегородской области как комплексного транспортного узла будет способствовать завершение проектов, направленных на устранение проблемы недостаточного уровня развития транспортно-логистической системы.

Диверсифицированная экономика


Политика Правительства Нижегородской области, направленная на диверсификацию производства, позволила повысить устойчивость региональной экономики к кризисам. Как показывает практика, "проседание" одних отраслей компенсируется приростом производства в других.

За последние 10 лет в структуре производства валового регионального продукта произошли изменения, связанные с увеличением вклада видов деятельности, направленных на развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение, социальные услуги) и наращивание научного ресурса области на фоне сохранения устойчивой тенденции сокращения доли торговли.

Вклад промышленности практически не меняется - она традиционно формирует треть ВРП. Основу промышленности составляют высокотехнологичные обрабатывающие отрасли. Это, в первую очередь, производство транспортных средств, машиностроение и металлообработка, металлургия, химия и нефтехимия, а также оборонная промышленность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»