ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2015 года № 91

О внесении изменений в региональную программу модернизации
здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы,
утвержденную постановлением Правительства Нижегородской
области от 15 марта 2011 года № 174



Правительство Нижегородской области постановляет:

внести в региональную программу модернизации здравоохранения Нижегородской области на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 15 марта 2011 года № 174, изменения, изложив приложение 7 к Программе "Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по пр.Циолковского в юго-западном районе г.Дзержинска Нижегородской области" в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.



Губернатор                                                                    В.П.Шанцев

     
     ПРИЛОЖЕНИЕ
     к постановлению Правительства
     Нижегородской области
     от 25 февраля 2015 года № 91


     "ПРИЛОЖЕНИЕ 7
     к Программе модернизации
     здравоохранения Нижегородской
     области на 2011-2013 годы

     

Подпрограмма
строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы
перинатального центра на 150 коек по пр.Циолковского
в юго-западном районе г.Дзержинска
Нижегородской области

     (далее - Подпрограмма)

     Паспорт Подпрограммы

Наименование Подпрограммы

Подпрограмма строительства и ввода в эксплуатацию в 2013-2016 годы перинатального центра на 150 коек по пр.Циолковского в юго-западном районе г.Дзержинска Нижегородской области

Наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации

Министерство здравоохранения
Нижегородской области
Министерство строительства
Нижегородской области

Основание для разработки Подпрограммы

- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2013 года № 1873-р "Об утверждении распределения субсидий из бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации в части мероприятий по строительству перинатальных центров"

Срок реализации Подпрограммы

2013-2016 годы
(приложение 2 к Подпрограмме)

Объемы и источники финансирования Подпрограммы (тыс. руб.)

Наименование задачи

ВСЕГО (тыс. руб.)

в т.ч. средства

ФФОМС
(тыс. руб.)

Консолиди- рованного бюджета субъекта Российской Федерации (тыс. руб.)

2013 год

Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений

95 725,00

0,00

95 725,00

2014 год

Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений

704 997,63

582 608,00

122 389,63*

2015 год

Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений

48 083,37

0,00

48 083,37

2016 год

Укрепление материально- технической базы медицинских учреждений

0

0

0

Справочно:

*Фактический расход средств бюджета Нижегородской области на финансирование  Подпрограммы в 2014 году.

Плановая сумма денежных средств бюджета Нижегородской области на 2014 год, предусмотренная Законом Нижегородской области от 18 декабря 2013 года № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (с изменениями, внесенными Законом Нижегородской области от 4 апреля 2014 года № 38-З) на финансирование Подпрограммы в 2014 году, составляла - 170 473 тыс.руб.

2. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

2.1. Характеристика акушерского коечного фонда.

Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.

     Характеристика учреждений родовспоможения

Вид ЛПУ

Количество учреждений (по состоянию на 01.01.2014)

Количество коек (по состоянию на 01.01.2014)

ЛПУ 1 группы (до 500 родов в год)

33

364

ЛПУ 2 группы (>500 родов в год)

20

1051

ЛПУ 3 группы

0

0


Динамика структуры коечного фонда учреждений родовспоможения представлена в таблице (кол-во коек/функция).

Наименование профиля коек

2010

2012

Расчетный норматив

План на 2015 г.

1.

Для беременных и рожениц

829
(210)

783
(246)

720
(290)

730
(290)*

2.

Патология беременных

685
(390)

632
(301)

606
(320)

610
(325)*

3.

Койки сестринского ухода для беременных

0

29
(321)

-

175
(325)

4.

Койки патологии новорожденных

214 (359,0)

266
(293)

220
(290)

280
(290)

в том числе, в учреждениях родовспоможения

0

10
(290)

42
(290)

5.

Койки реанимации новорожденных

90
(350)

111
(365)

156
(390)

156

в том числе, в учреждениях родовспоможения

69

76

91

*С учетом повышения рождаемости

К 2016 году планируется перепрофилирование 53 коек для беременных и рожениц в учреждениях 1 группы в койки патологии беременных и развертывание 30 коек сестринского ухода при межрайонных перинатальных центрах.

2.2. Система оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам, родильницам и новорожденным.

В настоящее время медицинская помощь при родовспоможении в Нижегородской области осуществляется в 3 этапа:

1 этап: в муниципальных образованиях доврачебная помощь беременной женщине оказывается в ФАП, врачебная помощь - в акушерско-гинекологическом кабинете (отделении) ЦРБ и кабинете врача общей практики; роды при низкой степени перинатального риска принимаются в акушерском отделении ЦРБ. В городских округах женщина наблюдается в женской консультации; при любой степени перинатального риска женщина поступает в городской родильный дом по месту жительства. Всего учреждений родовспоможения 1 группы в регионе по состоянию на 1 января 2014 года - 33. В восьми районах области с целью обеспечения доступности медицинской помощи акушерские койки перепрофилированы в койки сестринского ухода для беременных и рожениц.

За период 2010-2012 годов в маломощных акушерских стационарах с учетом низкого числа родов, плеча доставки до межрайонного перинатального центра не более 1 часа 29 коек для беременных и рожениц в 8 учреждениях перепрофилированы в койки сестринского ухода за беременными, 17 коек в двух учреждениях сокращены.

В период 2013-2014 годов будет продолжена централизация данного вида помощи путём сокращения коек для беременных и рожениц в 16 маломощных акушерских отделениях с низкой функцией акушерской койки (менее 200,0), количеством родов менее 200 в год, с одновременным увеличением мощности перинатальных центров.

2 этап: в муниципальных образованиях беременные женщины средней степени перинатального риска родоразрешаются в межрайонных перинатальных центрах. В регионе функционирует 10 межрайонных перинатальных центров на функциональной основе. Всего по состоянию на 1 января 2014 года развернуто в межрайонных перинатальных центрах 602 койки для беременных и рожениц (76,8% от общего числа коек данного профиля) и 450 коек патологии беременности (71%).

В 2014 году планируется создать дополнительно два межрайонных перинатальных центра на базе акушерских отделений ГБУЗ НО "Семеновская центральная районная больница" и ГБУЗ НО "Починковская центральная районная больница" суммарной мощностью 37 коек.

3 этап: беременные женщины высокой степени перинатального риска направляются в акушерское отделение на 200 коек, при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород", выполняющее роль учреждения 3 группы. В настоящее время учреждение относится ко второй группе учреждений родовспоможения. Здание акушерского корпуса 1986 года постройки, в настоящее время по набору помещений и площадей не соответствует рекомендуемой структуре регионального перинатального центра.

Этапность оказания медицинской помощи новорожденным:

1 этап - первичная медицинская помощь оказывается в родильном доме по месту жительства.

2 этап - госпитализация детей в муниципальных образованиях осуществляется в детские отделения ЦРБ, в городских округах - в детские больницы и профильные детские отделения;

3 этап - в тяжелых случаях неонатальная бригада санитарной авиации транспортирует ребенка в отделение реанимации новорожденных ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница" или ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница № 1 Приокского района г.Нижнего Новгорода".

К 2015 году планируется ввести в эксплуатацию Дзержинский перинатальный центр на 150 коек (далее - Центр), являющийся по проекту учреждением родовспоможения третьей группы.

Всего в Нижегородской области в учреждениях родовспоможения 1 группы в 2012 году зарегистрировано 6 576 родов, что составляет 17,4% от общего их числа, в учреждениях второго уровня - 25 823 (68,4%), в акушерском отделении ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40" 5 376 родов (14,2%).

В настоящее время в Нижегородской области отсутствует акушерский стационар 3 группы. Функцию учреждения 3 группы выполняет акушерское отделение при многопрофильной больнице ГБУЗ НО "Городская клиническая больница № 40 Автозаводского района г.Нижний Новгород" мощностью 200 коек.

2.3. Показатели деятельности службы родовспоможения.

Реализация мероприятий в рамках национального приоритетного проекта "Здоровья", Концепции демографического развития, модернизации здравоохранения привели к положительным демографическим изменениям. Однако, по итогам 2012 года показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми, что хуже целевого показателя на 4,8% и на 23,9% выше, чем в 2011 году (7,1).

Из 341 умершего ребенка первого года жизни 34% (116 детей) - дети с низкой и экстремально низкой массой тела. Выживаемость детей, родившихся с очень низкой и экстремально низкой массой тела (весом до 1500,0) составила 69%. Более чем в 80% случаев новорожденные дети умирали в учреждениях родовспоможения 2 уровня (межрайонных перинатальных центрах). Учреждение родовспоможения третьей группы, которое должно обеспечивать организацию всей профильной помощи в Нижегородской области, являясь головным учреждением родовспоможения, в настоящее время в Нижегородской области отсутствует.

В связи с этим, остается ряд нерешенных вопросов, как по организации медицинской помощи, так и по методикам и качеству лечения пациентов, а именно:

- оказание экстренной реанимационно-консультативной помощи женщинам и новорожденным децентрализовано и представлено выездными реанимационными бригадами (акушерскими реанимационными и неонатальными), располагающимися на базе различных учреждений (ГКУЗ "Нижегородский центр медицины катастроф", ГБУЗ НО "Областная клиническая больница им.Н.А.Семашко", ГБУЗ НО "Нижегородская областная детская клиническая больница");

- имеется дефицит коек реанимации новорожденных в специализированных  стационарах. Перевод глубоко недоношенного из отделения реанимации межрайонного перинатального центра на второй этап выхаживания требует дополнительной транспортировки, что зачастую ухудшает состояние ребенка;

- показатель мертворожденности остается высоким и не имеет тенденции к снижению;

- отсутствует учреждение родовспоможения, осуществляющее организационно-методическую помощь учреждениям первой и второй группы.

Акушерский коечный фонд в Нижегородской области по состоянию на 1 января 2014 года представлен в таблице.

Показатели деятельности службы родовспоможения представлены в таблице.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

Младенческая смертность (на 1000 родившихся живыми)

8,0

7,1

8,8

в том числе неонатальная

4,9

4,3

6,2

- ранняя неонатальная

3,7

3,1

4,2

- поздняя неонатальная

1,2

1,3

2,0

постнеонатальная

3,0

2,6

2,7

перинатальная

9,3

9,2

11,4

мертворожденность

5,6

6,0

7,8

Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми)

24,8

19,2

10,3

Рождаемость (на 1000 населения)

11,0

11,0

11,9


Остается достаточно высоким показатель неонатальной смертности и мертворожденности, что диктует необходимость концентрации беременных и новорожденных группы риска в учреждении родовспоможения третьей группы.

Кроме того, на протяжении последних 5 лет стабильно высокими остаются показатели угрозы прерывания беременности и патологии со стороны плода. Причинами этого являются с одной стороны, низкий уровень состояния здоровья женщин, с другой - внедрение и развитие репродуктивных технологий, в том числе по лечению бесплодия. Это требует, в первую очередь, организации работы регионального перинатального центра, куда будут направляться женщины с риском невынашивания беременности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»