ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2014 года № 956

О внесении изменений в государственную программу "Развитие
здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы",
утвержденную постановлением Правительства Нижегородской
области от 26 апреля 2013 года № 274



В целях приведения в соответствие с Законом Нижегородской области от 18 декабря 2013 года № 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Правительство Нижегородской области  постановляет:

внести в государственную программу "Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 26 апреля 2013 года № 274 (далее - Программа), следующие изменения:

1) текст Программы и подпрограмм 1-10 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;

2) приложение 1 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению;

3) приложение 2 к Программе изложить в новой редакции согласно приложению 3 к настоящему постановлению;

4) приложения 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 11 к подпрограмме 2 изложить в новой редакции согласно приложению 4 к настоящему постановлению;

5) приложение к подпрограмме 4 изложить в новой редакции согласно приложению 5 к настоящему постановлению;

6) приложение 1 к подпрограмме 5 изложить в новой редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению.



И.о.Губернатора                                                       В.А.Иванов


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к постановлению Правительства
Нижегородской области
от 31 декабря 2014 года № 956


"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 26 апреля 2013 года № 274
(в редакции постановления Правительства
Нижегородской области
от 31 декабря 2014 года № 956)



Государственная программа "Развитие здравоохранения
Нижегородской области на 2013-2020 годы"
(далее - Программа)


Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения Нижегородской области, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Паспорт Программы  

Ответственный исполнитель Программы:

Министерство здравоохранения Нижегородской области

Подпрограммы Программы:

подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства";

подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";

подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";

подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";

подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";

подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении";

подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области"

Цель Программы:

Увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.

Задачи Программы:

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей.

6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях.

9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени.

Целевые индикаторы и показатели Программы:
(приложение 1 к настоящей Программе)

смертность от всех причин;

материнская смертность;

младенческая смертность;

смертность от болезней системы кровообращения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий;

смертность от новообразований (в том числе, от злокачественных);

смертность от туберкулеза;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь);

распространенность потребления табака среди взрослого населения;

распространенность потребления табака среди детей и подростков;

заболеваемость туберкулезом;

обеспеченность врачами;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала;

средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе;

средняя заработная плата среднего медицинского

персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе;

средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в регионе;

ожидаемая продолжительность жизни.

Этапы и сроки реализации Программы:

Программа реализуется в два этапа:
первый этап: 2013-2015 годы;
второй этап: 2016-2020 годы.

Объемы финансирования Программы,
тыс. руб.
(приложение 2 к настоящей Программе)

354 198 411,58 тыс. руб., из них:
средства федерального бюджета по предварительной оценке:
6 063 380,73 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы);
средства областного бюджета по предварительной оценке 115 713 140,50 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы);
средства территориального фонда обязательного медицинского страхования по предварительной оценке: 228 179 978,36 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы);
средства юридических лиц по предварительной оценке: 4 241 912 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы);
средства из иных источников по предварительной оценке: 0 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Источник финанси- рования

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Всего

26 338 167,12

38 160 819,55

51 034 565,30

54 458 150,25

55 942 678,82

41 430 321,70

42 331 634,80

44 502 074,06

Федера- льный бюджет

776 050,70

2 023 161,93

586 983,70

546 684,90

548 508,10

579 363,00

518 554,10

484 074,30

Областной бюджет

5 211 438,60

12 506 511,50

22 430 360,00

24 438 579,6

24 443 839,50

8 406 134,79

8 859 517,87

9 416 758,65

ТФ ОМС

20 350 677,82

23 631 146,12

26 956 743,60

28 412 407,75

29 889 853,22

31 384 345,91

32 953 562,83

34 601 241,11

Юриди- ческие лица

0,00

0,00

1 060 478,00

1 060 478,00

1 060 478,00

1 060 478,00

0,00

0,00

Иные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00


Подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"

Всего: 118 217 371,69 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"

Всего: 133 591 216,25 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 3 "Развитие государственно-частного партнерства"

Всего: 4 241 912,00 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка"

Всего: 38 712 715,17 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"

Всего: 13 847 476,79 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 6 "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"

Всего: 2 502 075,47 тыс. руб., (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 7 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"

Всего: 967 800,10 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 8 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"

Всего 7 349 458,71 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 9 "Развитие информатизации в здравоохранении"

Всего: 233 445,46 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы).

Подпрограмма 10 "Совершенствование системы территориального планирования здравоохранения Нижегородской области"

Всего: 34 534 939,95 тыс. руб. (с 2013 по 2020 годы).

Ожидаемые результаты реализации Программы:

снижение смертности от всех причин с 16,0 до 9,8 случаев на 1000 населения;

снижение материнской смертности с 10,3 до 6,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;

снижение младенческой смертности с 8,8 до 6,0 на 1000 родившихся живыми;

снижение смертности от болезней системы кровообращения с 901,4 до 618,0 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий с 11,5 до 9,6 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от новообразований (в том числе, от злокачественных) с 220,1 до 190,0 на 100 тыс. населения;

снижение смертности от туберкулеза с 8,22 до 5,0 на 100 тыс. населения;

снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) 7,92 до 6,0 литров на душу населения в год;

снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения с 38,5% до 22,5%;

снижение распространенности потребления табака среди детей и подростков с 25,0% до 15,0 %;

снижение заболеваемости туберкулезом с 52,3 до 27,9 случаев на 100 тыс. населения;

увеличение обеспеченности врачами с 32,9 до 46,0 на 10 тыс. населения;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала с 1:2,65 до 1:3,0;

повышение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг) до 200% от средней заработной платы в регионе;

повышение средней заработной платы среднего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в регионе;

повышение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100% от средней заработной платы в регионе;

увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 68,9 до 75,0 лет.


Общая характеристика сферы реализации Программы,
в том числе формулировки основных проблем в указанной
сфере и прогноз ее развития


С конца 90-х годов в Нижегородской области началось ухудшение демографической ситуации, которое сохранялось до 2005 года.

В 1989 году еще сохранялся небольшой положительный баланс между рождаемостью и смертностью. С 1990 года показатели смертности населения начинают превышать рождаемость и формируется убыль населения.    

     
    
      Данные 2012 года представлены за 12 мес.


Самых низких показателей рождаемость достигла в 1999 году. Затем медленно, с остановками она начала повышаться, а с 2006 года положительная динамика носит стабильный характер.

Показатель смертности населения с 2006 года также стабильно снижается. Исключение составляет 2010 год, когда из-за пожаров и ухудшения экологической обстановки смертность населения увеличилась.

С 2005 года до 2012 года рождаемость увеличилась на 32,6% (с 8,9 до 11,8 промилле), смертность сократилась на 20% (с 20,0 до 16,0 промилле), естественная убыль населения сократилась на 62% (с -11,0 до - 4,2 промилле).

При этом отмечается снижение смертности от основных причин: от болезней органов кровообращения - на 29,3% (с 1274,8 до 901,4 на 100 тыс.), новообразований - на 4,1% (с 229,6 до 220,1 на 100 тыс.), от внешних причин - на 42% (с 227,6 до 132,7 на 100 тыс.), туберкулеза - на 62,3% (с 21,8 до 8,22 на 100 тыс.). Материнская смертность сократилась на 66% (с 30 до 10,3 на 100 тыс. родившихся живыми). Младенческая смертность сократилась с 2005 по 2011 годы на 44,4% (с 12,6 до 7 на 1000 родившихся живыми). В 2012 году показатель младенческой смертности составил 8,8 на 1000 родившихся живыми в связи с изменением системы регистрации.

Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 63,4 до 68,9 лет.

В 2012 году впервые с 2003 года произошло снижение заболеваемости населения: как распространенности заболеваний (на 2,2%), так и первичной заболеваемости (на 1,8%).

Сочетание снижения показателей смертности и заболеваемости населения свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий, проводимых Правительством Нижегородской области.

В структуре заболеваемости на первом месте, по-прежнему, болезни органов дыхания, далее идут болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, болезни мочеполовой системы, травмы и отравления.

Позитивным изменениям способствовали значительные инвестиции государства в здравоохранение в виде реализации крупномасштабных проектов:

- на федеральном уровне:

1) приоритетный национальный проект "Здоровье";

2) федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы) ";

3) программа модернизации здравоохранения;

- на региональном уровне:

1) областные целевые программы:

"Совершенствование службы родовспоможения в Нижегородской области на 2007-2009 годы";

"Совершенствование кардиохирургической помощи населению Нижегородской области" на 2008 год";

"Предупреждение и борьбы с заболеваниями социального характера в Нижегородской области" на 2011-2013 годы";

"Совершенствование медико-профилактической помощи и формирование здорового образа жизни" на 2011 год";

"Совершенствование онкологической помощи в Нижегородской области на 2011-2014 годы";

"Совершенствование медицинской наркологической помощи в Нижегородской области" на 2012-2015 годы";

"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту" на 2009-2012 годы";

"Меры социальной поддержки молодых специалистов Нижегородской области на 2011-2023 годы";

"Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области";

2) увеличение стоимости программы государственных гарантий с 9,5 млрд. руб. в 2005 году до 27,3 млрд. руб. в 2012 году;

3) в 2012 году в Нижегородской области продолжено создание сети физкультурно-оздоровительных комплексов, что способствует увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом, особенно среди молодежи. Всего в области с 2007 года построено 24 ФОКа (при этом 3 ФОКа в рамках государственно-частного партнерства), в том числе, 3 ФОКа - в 2012 году. Проведены проектно-изыскательские работы по строительству ФОКов в 28 районных центрах. Данная работа будет продолжена. Запланировано построить по 1 ФОКу в каждом районе области и по 2 ФОКа в каждом районе г.Н.Новгорода.

Фондооснащенность лечебных учреждений на 01.01.2013 составила 13,8 тыс. руб. на 1 кв. м площади, фондовооруженность - практически 1,5 млн. руб. на 1 врача.

По состоянию на 01.01.2012 численность населения области составила 3 296 947 человек, в том числе, трудоспособного возраста - 1 975 070, или 59,9% (РФ - 60,9%), старше трудоспособного - 838 072, или 25,4% (РФ - 22,7%).

Доля детей 0-17 лет - 547620, или 16,6% (РФ - 19%).

Доля городского населения - 79%, сельского - 21%. Доля сельского населения в структуре населения Нижегородской области не снижается.

Такие показатели, как заболеваемость и смертность от туберкулеза, смертность от ДТП, материнская смертность в Нижегородской области лучше среднероссийских. Однако такие показатели, как рождаемость, смертность населения, в том числе, от болезней органов кровообращения, новообразований, младенческая смертность, заболеваемость населения, средняя ожидаемая продолжительность жизни хуже среднероссийских.

Причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

1) высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

2) высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

3) низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

4) несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование; низкое развитие стационарозамещающих технологий, неотложной медицинской помощи;

5) недостаток реабилитационных коек;

6) низкое развитие паллиативной медицинской помощи;

7) дефицит кадров;

8) недостаточное применение современных информационных технологий и телемедицины.

Цель Программы: увеличение продолжительности жизни населения Нижегородской области, укрепление его здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний на основе обеспечения доступности медицинской помощи, повышения эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения Нижегородской области, передовым достижениям медицинской науки.

Задачи Программы:

1. Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи.

2. Повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе, скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации.

3. Создание условий для развития государственно-частного партнерства, увеличение доли частных медицинских организаций в реализации программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

4. Повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

5. Совершенствование системы медицинской реабилитации, в том числе, детей.

6. Обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе, детей.

7. Обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами.

8. Повышение эффективности и доступности лекарственного обеспечения, в том числе, в амбулаторных условиях.

9. Развитие региональной информационной системы здравоохранения на основе перехода на новые информационные технологии, автоматизации процесса информационного взаимодействия между медицинскими организациями, министерством здравоохранения Нижегородской области, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.

10. Осуществление территориального планирования здравоохранения Нижегородской области, обеспечивающего доступность медицинской помощи в течение регламентированного времени.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»